Свадебные традиции народов мира: белорусские, немецкие

Топ-10 удивительных свадебных традиций у разных народов мира

Свадьбы, в каких бы странах мира они ни проводились, объединяет ощущение счастья и легкое волнение. Все чаще молодожены, планируя этот особый день, отдают предпочтение традиционной европейской свадьбе. Однако во многих странах все еще достаточно сильны многовековые свадебные традиции. Именно о них дальше и пойдет речь.

10. Свадебный камуфляж по-шотландски

Только самые отчаянные невесты Шотландии сегодня согласны выходить замуж в соответствии с древними национальными традициями. И тут есть чему сопротивляться. Ведь в день свадьбы каждый гость обязан оставить отметину на подвенечном платье невесты. Вымазывая наряд, гости символично оберегают отношения пары от всяческой грязи. В заботе о молодоженах, приглашенные щедро обмазывают платье невесты жидкой грязью, золой, пищевыми отходами, и поливают разноцветными соусами. В таком виде девушка должна пройти по всем пабам города. История умалчивает о роли жениха в этом действе. Правда, традиция родом из Средневековья, а в ту пору о равноправии полов не могло быть и речи.

9. Практичный немецкий подход

Любопытные свадебные традиции и в современной Германии. Например, эта вполне характерна для немцев, об аккуратности и педантизме которых ходят легенды. Жених, после того как сделает предложение, отправляется тщательно подметать ступени городской ратуши. Потенциальному жениху приходится очень стараться. Ведь только проверив качество выполненной работы, девушка сможет принять решение о замужестве. А вот накануне свадьбы друзья жениха самозабвенно трощат посуду на пороге невесты. Считается, что тарелки бьются исключительно на счастье. Вот ребята и усердствуют, дабы обеспечить молодую семью счастьем на долгие годы вперед. На самой же свадьбе жениху с невестой полагается пилить дрова. Вооружившись двуручной пилой, они должны быстро распилить бревно. Что служит своеобразным тестом на сговорчивость. Ведь в семейной жизни умение договариваться влюбленным непременно пригодится.

8. Греческие денежные пляски

Ни одна греческая свадьба не обходится без традиционного денежного танца. Двигаясь под музыку, гости подходят к молодоженам, чтобы закрепить на их одежде как можно больше купюр. Чаще всего разгоряченные танцами и вином гости бывают невероятно щедры. Что же до самих молодоженов, то главенство в семье им нужно определить уже на свадьбе. Так, невеста упорно пытается наступить молодому мужу на ногу. И если ей это все же удается, быть мужу подкаблучником. По вполне понятным причинам, он сопротивляется изо всех сил. Еще одна традиция, которую чтут греки, касается брачного ложа. Считается, что поспособствовать скорейшему появлению потомков могут маленькие дети. Для этого малышам нужно попрыгать на постели новобрачных.

7. Шведская семья

В старину в Швеции период ухаживания мог растянуться на годы. Сдержанные в чувствах Скандинавы не спешили звать своих избранниц замуж. Но это не мешало жениху каждые выходные наведываться к девушке, а часто и оставаться у нее на ночь. Особенно свободные нравы царили в деревне. Там невеста часто выходила замуж, будучи беременной, или даже родив ребенка. Таким нехитрым способом молодой муж мог убедиться в плодовитости избранницы. И о проблемах с появлением потомства можно было не переживать. Сегодня молодые шведские пары также не спешат официально регистрировать свои отношения. Дожила в Швеции до сегодняшних дней и еще одна свадебная традиция. Точнее, события происходят наутро после первой брачной ночи. Молодой муж должен преподнести супруге так называемый утренний подарок. В старину это были предметы домашней утвари, а сегодня – ювелирные украшения. Несмотря на романтичность этой традиции, основа у нее весьма прозаичная. Подарок – это своеобразная инвестиция в будущее. В случае смерти мужа, жена сможет продать вещицу, чтобы выручить немного денег на жизнь.

6. Бритье напоказ

Турецкие свадьбы традиционно назначают на четверг. В этот день невеста вместе со всем своим многочисленным приданым отправляется в дом жениха. На пути ей нужно преодолеть своеобразную преграду в виде барана со связанными ногами. Его подкладывают соседи, живущие неподалеку от дома девушки. Невеста должна одним махом отбросить животное с дороги. Таким способом она доказывает, что здорова и достаточно сильна, чтобы самостоятельно управляться с хозяйством. Если силы подвели невесту, ее отец обязан оплатить соседу стоимость барана. Для жениха этот день также связан с определенными традициями. Например, утром он должен побриться прямо на улице. Так, мужчина доказывает, что он достаточно зрелый для заключения союза.

5. Приданое с миру по нитке

Жительницы Финляндии в старину накануне свадьбы сами заботились о размере своего приданого. Так, невесте полагалось заходить в каждый дом, и просить у односельчан какие-то вещи на новое хозяйство. Как правило, соседи с пониманием относились к традиции, и делали свой скромный вклад в благосостояние молодой семьи. Также традиционно невеста вынуждена была выдержать своеобразный испытательный срок. Ее на неделю приглашали пожить в доме жениха. За это время бедняжке надлежало выполнить множество заданий. Кроме кулинарных талантов, проверялось ее умение шить и ухаживать за домашними животными. Невеста, успешно прошедшая подобный кастинг, могла рассчитывать на скорый визит сватов. Неумехи же рисковали остаться в девках.

4. Невесту ставят в угол

Довольно необычные традиции царят и на чеченской свадьбе. Этот день жених с невестой находятся порознь. Свадебный обряд мулла проводит сначала с невестой, а позже отдельно с женихом. После чего молодая жена в сопровождении брата жениха отправляется в свой новый дом. Там на пороге ее встречает свекровь, которая предлагает откусить кусочек конфеты или любой другой сладости. Откусывает от этого кусочка и сама. Эта традиция отвечает за сладкую, а значит, и мирную жизнь между невесткой и свекровью. Проведя молодую жену в дом жениха, ее ставят в угол. Это место считается самым почетным в доме, и именно здесь девушке предстоит простоять целый день, принимая подарки. Сесть она может лишь ненадолго, и то только с позволения свекрови. Ни одна чеченская свадьба не обходится и без традиции «развязывания языка». Приглашенные мужчины, согласно обычаю, должны разговорить невесту. Для этого по очереди они подходят к невесте, и закидывают ее язвительными шуточками и замечаниями. Затем мужчина просит у девушки кружку воды. На что она смущенно кивает, не произнося ни слова. Однако гость не теряет терпения, и повторяет свою просьбу до тех пор, пока не услышит пожелания приятного питья. Только после этого мужчина осушает чашку, возвращая ее невесте вместе с кругленькой суммой денег. К концу вечера, когда все желающие выпили воды из рук невесты, у нее собирается неплохой капитал.

3. Красоты много не бывает

В Мавритании признаком красоты у невесты считаются ее пышные формы. И если европейские невесты ко дню свадьбы стремятся похудеть, то мавританок, напротив, к замужеству приближает каждый набранный килограмм. Однако многие невесты при всем желании не могут достигнуть нужных размеров. Именно поэтому 5-летних малышек отправляют на откорм в специальные заведения, где они содержатся до 15 лет. За это время, в результате усиленного питания, фигуры девушек доходят до нужного состояния. Все эти усилия необходимы для того, чтобы став женой, своим видом мавританка красноречиво показывала уровень достатка мужа. Нищий муж не может себе позволить жену-толстушку. Ведь чтобы сохранить все складочки на талии супруги, ее нужно обеспечить калорийной пищей. Похожая традиция есть и у нигерийцев. Там на откорм невесты отводится год. Все это время девушка не встает с постели, а родственники регулярно приносят ей еду.

2. Хлебосольные бедуины

Традиционно, свадебный стол отличается изобилием. Ведь ни один гость не должен уйти с праздника голодным. Но старинные кулинарные традиции в одном из племен бедуинов просто потрясают воображение. К столу было принято подавать зажаренного целиком верблюда, внутри которого своего череда дожидался жареный баран. Он, в свою очередь, был наполнен курами, а куры начинялись рыбой. И, наконец, рыба была обильно нафарширована яйцами. И до сих пор у этой народности невероятно сильны традиционные ценности. Например, свадебную церемонию принято проводить в шатре. И совсем неважно, что семьи молодоженов в состоянии оплатить самый роскошный ресторан, отель или виллу. Длятся торжества три дня, и за это время многочисленных гостей развлекают изо всех сил. В первый день принято украшать руки рисунками из хны, и много танцевать. На второй день приходятся основные торжества и застолье, где невеста должна быть непременно в белоснежном платье. Третий же день отводится на продолжение празднования, но уже в более тесном кругу друзей и родственников.

1. Кому и ёлка – невеста

Многие традиции, привычные для Индии, в глазах европейцев выглядят более чем экзотично. Так, индийский мужчина вполне себе может взять в жены обычное дерево. Всему виной древняя традиция, согласно которой младший брат не может жениться раньше старшего. Однако проблемы начинаются, если младшенький все же твердо намерен жениться. Дабы соблюсти традиции, и избежать конфликта интересов, мудрые индийцы нашли оригинальный выход. Казалось бы, а при чем здесь дерево? Именно ему на какое-то время предстоит стать старшей невесткой в семье. Старший брат берет в жены дерево, и с этого момента младший брат волен заключать союз по сердцу. После чего дерево срубают, и новоиспеченный муж становится вдовцом. И теперь вдовец может снова жениться, но уже на любимой женщине.

На самом деле, список странных обычаев, сопровождающих свадебные церемонии в разных странах, можно продолжать до бесконечности. Так, в Кении жениха наряжают в женскую одежду, чтобы он проникся женскими проблемами. В Болгарии вместо романтичного предложения руки и сердца, мужчине следует бросить в будущую жену яблоком. Но столь неделикатное обращение не идет ни в какое сравнение с ухаживаниями австралийских аборигенов. Когда-то мужчина одного из племен мог по нескольку дней следить за понравившейся девушкой. После чего бедняжка получала точный удар по голове. Пребывая в обмороке, невеста оказывалась в племени мужчины, а значит, становилась его женой. Не слишком романтично, зато наверняка. А какая из описанных свадебных традиций, по вашему мнению, самая необычная?

Традиции сватовства на Кубани, Руси, в Беларуси, у татар, армян, бурят

Создание новой семьи – шаг, требующий тщательной подготовки, обдуманного решения. Прежде чем приступить к подготовке свадебных торжеств, родители жениха и невесты должны были не просто познакомиться друг с другом – они узнавали все то, что имело отношение к будущим родственникам. Такая традиция издавна соблюдалась почти всеми народами, даже сочень большими культурными различиями.

Русские обычаи – современные и древние

Русские обычаи сватовства постепенно уходят в прошлое, но основы их хранят и соблюдают и сегодня. Чтобы будущая семья была крепкой и счастливой, нужно:

  • правильно выбрать время сватовства;
  • продумать подробный сценарий, в котором должны быть соблюдены традиции и обычаи народа;
  • приготовить все необходимые атрибуты;
  • пригласить людей, которым предстоит выступить в роли сватов;
  • приготовить подарки для невесты и ее родителей.

В старину на Руси свадьбы играли после завершения сельскохозяйственных работ. Только собрав урожай и подготовившись к зиме, можно было праздновать. Однако договаривались о предстоящей свадьбе задолго до наступления осени. Первым делом родители жениха приходили в дом родителей невесты на смотрины. Они расхваливали своего сына и внимательно присматривались к обустройству дома, хозяйству будущих родственников.

Девушка должна была подать угощение и во время застолья продемонстрировать свое умение готовить, смиренно и уважительно подать блюда, убрать со стола, потупив взгляд отвечать на вопросы (если позволит отец).

Это своего рода демонстрация смирения и беспрекословного послушания. Получив согласие родителей невесты, отец и мать жениха назначали дату сватовства, которое проходило по строго установленному сценарию:

  1. В роли сватов выступали крестный отец парня и специально приглашенная сваха. Это была женщина, пользующаяся уважением и доверием односельчан.
  2. Сватать можно было утром или днем, но обряд необходимо было провести до наступления сумерек.
  3. Нельзя идти в дом невесты 13-го числа, чтобы не привлекать внимание нечисти.
  4. О свадьбе не говорили напрямик. Начинался разговор со слов: «У вас товар – у нас купец», «У вас уточка, а у нас селезень».
  5. Родители невесты не могли сразу согласиться на предложение сватов. Чаще всего отец девушки отказывал пришедшим к нему в дом, ссылаясь на юный возраст дочери, после чего сват предлагал «смочить горло», так как «сухая ложка рот дерет» и все усаживались за стол.
  6. Выставлять угощение должна была мать невесты. Девушка в это время находилась в соседней комнате, не показываясь гостям.

В процессе разговора родители невесты расхваливали род жениха и скромно говорили о том, что их дочь не пара такому парню.

В ответ на это сваты нахваливали невесту и ее родню, подчеркивая умение вести хозяйство, скромность и целомудренность девушки.

По зову отца будущая невеста покидала свою комнату и выходила к гостям. Она прекрасно знала о чем идет речь и какова цель визита. Говорить о своих чувствах к парню девице не разрешалось, поэтому она показывала свое отношение к происходящему определенными действиями.

Девушка брала веник и мела пол. Если движения были направлены к печи, значит, она согласна на вступление в брак, если же пометать девица начинала от печки и двигалась к порогу, сваты понимали, что получили отказ.

Родители невесты не говорили о достоинствах своей дочери, но чтобы продемонстрировать сватам ее умение и таланты, девушке приходилось трижды менять наряды, дополненные собственноручно вышитыми деталями или сшитые своими руками. В конце разговора сваты вместе с женихом выходили из избы, чтобы наедине обсудить достоинства и недостатки невесты. Как только они возвращались к столу, мать невесты подносила парню кружку, наполненную водой или медом.

Выпив все до дна, юноша подтверждал свое решение жениться, если он только пригубит стакан – свадьбы не будет.

На Кубани

Кубанские казаки – народ особенный. Гордые, свободолюбивые, сильные, трудолюбивые мужчины и женщины свято хранят обычаи и традиции своих предков.

К созданию новой семьи на Кубани всегда относились с большой ответственностью, и каждый поступок перед свадьбой, каждое действие имело свое значение, свой смысл. В прежние времена, чтобы заявить о своем намерении жениться, юноша бросал через плетень во двор родителей девушки свою шапку.

Ответ давали просто. Если возвращали владельцу, значит, о свадьбе не может быть и речи, но если девушке нравится парень и родители не против их союза, то шапку оставляли у себя. Не получив головной убор обратно, парень обращался к своим родителям с просьбой заслать в дом молодицы сватов.

Сватать отправлялись отец и мать, крестный и сваха (одна из самых уважаемых женщин станицы).

Жених обязательно присутствует на сватовстве и принимает в нем активное участие, а вот девушка остается во время разговора в другой комнате или скромно стоит в уголке, не произнося ни слова.

Едва перешагнув порог дома, сваты начинают расхваливать юношу, расписывая его достоинства:

  • храбрость;
  • трудолюбие;
  • уважение к старшим;
  • хозяйственность.

Если родители невесты согласны вести разговор – все усаживаются за празднично накрытый стол. В противном случае – девушка выносит парню тыкву, как говорят на Кубани, гарбуза. Это значит, что сваты получили отказ и больше разговора на эту тему не будет. Сватовство, как в прежние времена, так и сегодня, должно проходить с шутками, песнями, плясками.

Чем веселее будет проведен обряд, тем счастливее будет жизнь у молодых.

Современное сватовство со стороны жениха отличается от того обряда, который проводили предки:

  1. Жених появляется на пороге дома родителей невесты с двумя букетами цветов. Один предназначен для возлюбленной, другой – для ее матери.
  2. Родители жениха не всегда присутствуют при разговоре, но желательно, чтобы именно они представили юношу и рассказали о его достоинствах.
  3. Сваты дарят отцу невесты новую рубашку, как того требует обряд сватовства и старинные традиции.
  4. Следуя старинным обычаям, сваты используют в момент знакомства большое количество шуток, стихов. Поют частушки, рассказывают народные прибаутки. В доме невесты должно царить веселье, все наполняется радостью и предчувствием праздника.
  5. Застолье начинается в тот момент, когда родители соглашаются на разговор.
  6. Девушка в этом действии участия не принимает. Она выходит к гостям лишь после приглашения отца. Современные невесты имеют право сидеть за столом со сватами.
  7. Еще один обычай – обряд рукобития. Если родители жениха и невесты договорились о свадьбе, они решают «ударить по рукам», подтвердить и закрепить свое решение. После этого девушка официально признана невестой.

Сделать сватовство традиционным, но в то же время уникальным поможет написанный заранее сценарий. Конечно, можно обратиться за помощью к профессионалам, но лучше самостоятельно придумать текст, добавив в него шуточные четверостишия, пословицы и поговорки.

В Беларуси

Белорусская свадьба, или вяселле, невозможна без предшествующего сватовства.

В старину решение за молодых принимали их родители. Начиналось сватовство или пярыпыты с того, что в доме жениха появлялась скаля.

Это женщина, которая должна была провести предварительную беседу с родственниками девушки, чтобы точно знать, согласна ли невеста и ее родственники на знакомство с молодым человеком и его родителями. Только получив предварительное согласие родителей девушки, парень, его отец и мать, крестные, братья и сестры отправлялись на пярыпыты.

Сватать разрешалось только в четные дни недели. Понедельник, среда, пятница и воскресенье – дни, когда договариваться о предстоящей свадьбе было запрещено.

Сваты шли в дом невесты с дарами:

  • каравай;
  • сладости;
  • вино.

Уже на пороге начиналось веселье. Сваты пели, шутили, танцевали. Потом наступала очередь шутливого диалога между матерью парня и родными девушки. На вопрос о том, есть ли в этом доме красавица, отвечали, что нужно посмотреть, поискать и приглашали гостей войти в дом. Здесь в разговор могла вступить и сама молодица.

Читайте также:  Подушечка для колец на свадьбу своими руками – мастер-класс

Ей рассказывали о парне, нахваливая его и немного приукрашивая действительность. Если девушка соглашалась, то накрывали на стол, усаживались все вместе, и за обедом сваты выпивали бутылку водки, которую после опустошения наполняли зерном. Эта бутылка – свидетельство удачного сговора. Современная молодежь старается соблюдать старинные обычаи и традиции.

Обряд сватовства и сегодня проходит в каждой семье задолго до свадьбы. Правда теперь не все ходят к сватам с песнями и плясками, но веселье в доме невесты остается обязательным.

У татар

Соблюдение древних традиций и обрядов, существовавших у предков, – обязательное условие проведения свадьбы у татар. Один из таких обязательных обрядов – сватовство невесты.

Проходит оно за 2–3 недели до свадьбы. По татарским законам, прежде чем явиться к родителям невесты с предложением о свадьбе, родители молодого человека наводят справки не только о самой девушке, но и обо всех ее родных и близких.

Убедившись в порядочности и целомудренности избранницы, выясняют, нет ли между семьями кровного родства. Это проявление заботы о здоровье будущих детей. Родители юноши должны получить благословение и разрешение мулы.

Только после этого старший, самый уважаемый представитель рода, может отправиться в дом невесты, где пройдет сватовство, состоящее из нескольких этапов:

  1. Смотрины, во время которых невесту показывают сватам, рассказывая о ее трудолюбии, здоровье, умении вести хозяйство.
  2. Рассказ о женихе. Представитель семьи молодого человека говорит о том, насколько силен и умен юноша, каково его благосостояние и способность содержать семью.
  3. Переговоры между родителями молодых.

Последний этап возможен при условии, что два первых прошли успешно. Теперь к сватам присоединяются мать и отец юноши. Во время разговора назначается размер калыма и срок его выплаты. Родственники со стороны невесты дарят представителям жениха сладости, ткани, сладкое вино, а вот приданое, которое будет дано молодой, не обсуждается. Эти этапы сватовства и сегодня существуют и строго соблюдаются.

Татарская свадьба – торжество, наполненное глубоким смыслом. Развод – позор для всей семьи, поэтому к выбору невесты и жениха татары подходят очень серьезно.

У армян

Армянская свадьба празднуется с большим размахом, но торжество это возможно только после удачного сватовства.

Решить судьбу жениха и невесты поможет сваха, в роли которой выступает самая старшая и уважаемая женщина из рода молодого человека. В некоторых случаях в дом невесты для разговора с ее родителями отправляется мать юноши.

Она не говорит о свадьбе, просто старается узнать, как старшие относятся к замужеству дочери, каким хотели бы видеть ее мужа, когда планируют выдавать девушку замуж. Если родители молодой красавицы говорят, что ей еще рано думать о замужестве, то разговор плавно переходит в другое русло.

Если отец и мать считают, что девушке уже пора подумать о собственном доме, детях – сваха благодарит за беседу и, спустя несколько дней, в дом невесты отправляются мужчины из числа ближайших родственников жениха.

Сватовство в Армении проходит в два этапа:

  1. Первый раз сваты не получают конкретного ответа отца девушки. В противном случае люди могут подумать, что родители стараются побыстрей избавиться от дочери, выдав ее замуж и отправив жить в дом мужа.
  2. Во время второго посещения сватов отец невесты дает свое согласие на свадьбу и договаривается о дате обручения.

На обручении жених дарит невесте ювелирные украшения и сладости или ткани и ковры, делает официальное предложение и надевает на палец красавицы кольцо. Теперь девушка официально признана невестой.

После того, как будут соблюдены все традиции предков, назначается дата свадьбы и начинаются тщательные приготовления к празднику.

У бурят

Свадьбы у бурят планировались в то время, как будущие жених и невеста были еще младенцами. В прежние времена думать о любви было не принято.

Главная забота родителей – продолжение рода, здоровое потомство, надежная, крепкая, обеспеченная семья у каждого из детей. Несмотря на то что договор заключался практически сразу после рождения девочки, праздновать свадьбу без сватовства, было не принято.

В соответствии с древними традициями и обычаями в качестве сватов в дом невесты отправлялись ближайшие родственники жениха. Среди сватов нет женщин, а мужчины, которые придут в дом родителей невесты, должны иметь крепкую многодетную семью, где все дети живы и здоровы. Это залог того, что и в новой семье будет много крепких здоровых детей.

Количество сватов соответствует священным числам. Их 5 или 7 человек.

Все эти люди известны, пользуются у окружающих уважением и почетом. Если раньше сваты приезжали верхом, то важно было убедиться в том, что среди животных нет больных или хромых. Сегодня сваты должны появиться на машинах без малейших неисправностей.

Сватовство у Бурят – это не просто сговор, это обмен подарками. Раньше сваты брали с собой:

  • деньги;
  • чай;
  • сахар;
  • соль;
  • муку;
  • сладости;
  • красивую скатерть синего цвета;
  • подарки для отца невесты (одежду).

Сегодня, отправляясь на сватовство, достаточно иметь при себе определенную сумму денег, подарки для родителей невесты (обычно это одежда или ткань), сладости, сладкое вино (символ сладкой обеспеченной жизни). Получают подарки и члены семьи жениха. Они увозят с собой рубашки, ткани, платки или кофты.

Обряд проходит довольно весело. В доме невесты звучит музыка, гости обмениваются шутками, частушками.

Долгие разговоры здесь не приняты. Получив согласие старших и выбрав дату свадьбы, представители жениха уезжают. Теперь обе стороны начинают готовиться к предстоящему празднику.

В этом видео – бурятское сватовство и свадьбы по национальным традициям и обрядам:

Чтобы сватовство со стороны невесты или жениха было проведено в соответствии со всеми традициями, нужно подготовиться к нему заранее. Сценарий пишут родители жениха при участии молодого человека. Используют как можно больше веселых четверостиший, поговорок, шуток. Несмотря на то что сватают невесту везде по-своему, есть много общего в проведении этого обряда у разных народов. В первую очередь каждый старается сделать все возможное, чтобы сватовство прошло весело. Добиться желаемого поможет заготовленный сценарий. Где найти примеры таких текстов? Возможно, подскажет интернет, но лучше посоветоваться с представителями старшего поколения. Они наверняка знают много вариантов проведения обряда и то, как провести его в наше время, чтобы соблюсти все старинные традиции не оскорбить память предков.

§ 1. Досвадебные обряды. Сговор и сватовство

Сговор. (hуралта). Начальным актом при бракосочетании был сговор, или справка – соглашение между родителями обеих сторон вступить в родственные отношения. Выполнение роли посредника поручалось одному из уважаемых односельчанами родственников или лицу, знакомому обеим сторонам, который смог бы успешно справиться с возложенной на него задачей. Нередко в этой роли выступали «зуурши»– опытные в устройстве брачных дел свахи. Обычно такой сговор обставлялся так, чтобы не получил общественной огласки. Заботилась об этом сторона жениха, чтобы в случае отказа не оказаться в глазах односельчан в неловком положении. Случалось, что сговор происходил непосредственно между отцами жениха и невесты.

Сватовство (худа оролсохо, хадаг табилга). Если в сговоре существенных различий нет, то в сватовстве они ярко выражены. У предбайкальских бурят после получения согласия родителей невесты назначался день, когда происходила официальная церемония сватовства — худа оролсохо.

У забайкальских бурят отец жениха, получив согласие родителей невесты породниться, отправлялся в дацан, чтобы выяснить у ламы возможность заключения брака между молодыми людьми. Если по показаниям астролога молодые подходили друг другу по своим данным, то есть по времени и годам рождения, планетам (звездам), под которыми они родились, и т. д., то он одобрял выбор невесты и здесь же определял сроки сватовства и других досвадебных обрядов.

Обычно для сватовства приезжали отец жениха с одним или несколькими родственниками. Количество сватов было неопределенно и колебалось от 2 до 5 человек. Сватами в основном были мужчины, но иногда в церемониях сватовства участвовала женщина со стороны жениха.

У предбайкальских бурят сваты обычно привозили с собой тарасун или покупную водку, называемую «худын архи» (водка сватов) и приводили коня — аманай морин (лошадь помолвки). После приема и угощения гостей стороной невесты приступали к исполнению обрядов. Привезенный сосуд с тарасуном (водкой) ставился на пол посреди дома (юрты), рядом усаживались сваты той и другой сторон, и начинались церемонии. Прежде всего, совершали обряд моления покровителям — хозяевам местности и духам умерших предков (дайдын убгэдтэ, удха узууртаа). Исполнением этого обряда, обязательного элемента сватовства, как бы испрашивали благополучия будущим супругам и заключаемому родству. В ознаменование заключения союза приведенная в дар лошадь — аманай морин — привязывалась к специальной коновязи — сэргэ (баабайн мунгэн сэргэдэ, иибиин алтан сэргэдэ — к отцовской серебряной коновязи, материнской золотой коновязи).

Важным моментом в церемонии сватовства у предбайкальских бурят было подношение подарка невесте–«бэлэг бариха», на ее шею надевалась серебряная или золотая монета на цепочке или ленточке — хоолобшо. Без хоолобшо сватовство не могло состояться. Сторона жениха старалась поднести невесте хоолобшо по возможности высокого достоинства. Приняв его, невеста подносила сватам поочередно (начиная с будущего свекра) чарки с вином (тагша бариха). Они, выпив, накрывали чарку деньгами, серебром или золотом, т. е. отплачивали подношение вина подарком.

При несогласии невеста не принимала хоолобшо, и сватовство расстраивалось, а если принимала, то с этого времени считалась нареченной.

Успех сватовства закреплялся обменом поясами (кушаками) между отцами жениха и невесты –«бэкэ андалдаха», после чего договор о браке считался нерасторжимым. В некоторых местах сваты обменивались трубками и кисетами с огнивом или ножами. У забайкальских бурят все ритуалы сватовства были несколько иными. В назначенный ламой день к родителям невесты приезжал отец жениха или старейшина — убгэн туруу, родственник с отцовской стороны, с двумя-тремя сопровождающими лицами. После приветствий, обычных разговоров, угощения приехавший сват начинал, излагать цель своего приезда высоким поэтическим слогом. Затем он исполнял церемонию подношения алтарю с буддийскими божествами священного ритуального шарфа-хадаг (бурханда хадаг табиха)–торжественно подходил к божнице с разложенным на обеих руках хадаг, с троекратным поклоном и молитвой клал его на алтарь и зажигал свечу (зула бадарааха), заранее приготовленную родителями невесты. В некоторых местах хадаг сопровождался определенными видами продуктов (зеленым чаем, домашним сыром, булкой хлеба или калачом, сливочным маслом и разными сладостями). Этот ритуал был чрезвычайно важным, и потому все сватовство именовалось хадаг табилга — преподношение хадаг (у хоринских, агинских бурят) или тахил тахилга — принести жертвоприношение (у селенгинских, бичурских бурят), которое понималось как главное действие официального договора о женитьбе молодых. У цонголов после церемонии поклонения бурханам семьи невесты приехавший сват выходил из юрты и совершал еще одно жертвоприношение — брызгал вино и сагаа в направлении четырех сторон света, угощая четырех богов-хранителей севера, востока, запада и юга. Затем у всех бурят-ламаистов приехавший сват и отец невесты исполняли обряд взаимного угощения вином и одаривания хадагом.

Вообще у бурят брачный договор, закрепленный обменом кушаками или хадаг, рассматривался как нерушимый юридический акт. В приговорах бурят разных ведомств особыми статьями утверждалось, что если после сватовства брак расстраивался, то виновная сторона за отказ должна была платить штраф в размере «одной или двух голов больших скотин», смотря по обстоятельствам

Татарская свадьба — последовательность проведения и обряды

Культура Татарстана отличается богатством и разнообразием. Традиции и обычаи складывались веками, поэтому наследие предков отражается в современных семьях татарского народа, несмотря на то, что они расселены по всей России. Самобытность нации прослеживается и в свадебных обрядах. Каждая татарская свадьба является главным событием, поэтому она интересная и запоминающаяся. В ней важна каждая деталь, так как она наполнена особым смыслом.

С чего начинается свадьба у татар

Готовиться к татарскому празднику начинают заранее — задолго до определения официальной даты торжества. Сначала мулла благословляет проведение сватовства и сговора, осуществляемого родителями молодых людей. Причем, жених и невеста участия в обсуждении житейских вопросов не принимают. Сватовство проходит поэтапно:

  • встреча нареченной невесты, смотрины,
  • рассказ сватов о женихе,
  • совещание сторон.

Новобрачного представляет сват и кто-то из старших родственников, которые принимают активное участие в первых двух обрядах. Если все прошло успешно, к совещанию сторон присоединяются родители. Переговоры — важная часть подготовки к торжественному мероприятию. Здесь обсуждаются многочисленные вопросы, связанные с местом жительства молодых людей, доходами будущей семьи, калым за невесту, участие родственников в покупке предметов обихода.

По обычаям татарского народа, выкуп за невесту должен быть выплачен в полном объеме раньше свадьбы или в день бракосочетания. Это могут быть не только деньги, но и драгоценности, одежда, постельное белье, посуда, недвижимость. Приданое новобрачной не обговаривается во время церемонии сговора сторон.

По завершении всех этапов подготовки участники переговоров сообщают молодым людям дату бракосочетания. После чего начинают обсуждать само торжество. Оно включает в себя следующее.

  1. Мусульманскую свадьбу Никах — это обряд, который проводится по Закону Ислама в мечети. Он означает священный союз между мужчиной и женщиной и их права на законные семейные отношения. Во время церемонии читается Коран, молодожены дают священные обеты, а родители благословляют своих детей.
  2. Юридическое узаконивание брака в ЗАГСе. В день помолвки жених и невеста подают заявление на регистрацию брака, после чего девушка считается засватанной.
  3. Гуляние татарской свадьбы Туй — многодневный праздник, который проходит сначала у невесты, а затем у жениха. Современные семьи отмечают это событие несколько дней в ресторане. Звучат татарские поздравления на свадьбу.

Если семьи жениха и невесты давно знают друг друга, при обоюдном согласии, помолвку и переговоры проводят за один день. Мероприятие, как правило, организовывается в доме невесты, за праздничным столом. Родственники молодых не только договариваются о свадьбе, но и дарят друг другу подарки.

Обычно подготовка к свадьбе занимает много времени — больше месяца. Жених отдает частями калым, приобретает подарки для невесты и ее родственников. Семья новобрачной подготавливает приданое, которое начинают собирать с подросткового возраста девушки. Родители готовят праздничное мероприятия.

Как украшают место проведения праздника

Дизайнерское оформление татарской свадьбы зависит от многих факторов: от вкусов, предпочтений и религиозных традиций виновников торжества. Сегодня модны обычные свадебные украшения в виде шаров и цветочных гирлянд, а также национальный орнамент на шторах, на посуде или на скатерти. Некоторые семьи используют для украшения помещения композиции, отражающие духовные истины, например, цитаты и напутствия из Корана.

Музыкальное сопровождение

Музыка, сопровождающая торжество, зависит от стиля проведения мероприятия. Многие пары выбирают музыкальные композиции по своему вкусу и желанию, поэтому на многих торжествах звучат песни на русском и татарском языках. Уместны как плясовые народные, так и классические мелодии, например, известный всему миру свадебный Марш Мендельсона.

Традиционная свадебная одежда жениха и невесты

Национальный свадебный костюм является важной частью культуры татарского народа. Наряды молодых людей на татарской свадьбе не такие, как европейские. Девушка, выходящая замуж, символизирует добродетель и чистоту, поэтому она должна быть одета в специальную тунику с брюками, национальный костюм или платье свободного кроя, которое максимально закрывает все части тела.

Свадебный наряд дополняют феской или платком, который полностью покрывает голову. Открытыми остаются только руки, лицо и ступни, тогда как остальные части тела скрываются от посторонних глаз.

Традиционный наряд жениха более «демократичный», чем у невесты. Он может быть классическим, выполненным в любом цвете, и дополнен рубашкой с галстуком. Выбор наряда жениха такой же, как и для европейской свадьбы. А обязательным элементом одежды является национальный головной убор — тюбетейка.

Последовательность проведения татарской свадьбы

Чтобы праздник был интересным и запоминающимся, важно продумать все детали его проведения. Сценарий свадьбы обязательно должен включать традиции, которые передавались из поколения в поколение. Лучше заранее все нюансы обговорить с тамадой.

Церемония сватовства

Каждая татарская свадьба обязательно начинается со сватовства. Когда съезжаются гости, родители невесты приглашают их в дом для переговоров. Сначала беседу ведут в иносказательной форме, не затрагивая основную тему. По древним татарским обычаям, это делается для того, чтобы злые духи не подслушали важный сговор и не помешали дальнейшему проведению свадьбы.

Во время сватовства обязательно должны находиться родители невесты, сват и дядя жениха. Они ведут торги за нареченную девушку. Причем, каждая сторона действует в своих интересах. Родители невесты все время поднимают цену, тогда как родственники жениха стараются ее снизить.

После предварительного соглашения стороны договариваются встретиться снова. На завершающем этапе церемонии сватовства родители жениха и невесты подробно обговаривают все детали, которые касаются создания молодой семьи, включая нюансы их семейной жизни и организацию свадебного торжества.

Как выкупают невесту

Согласно татарским обычаям, в день свадьбы будущий супруг приезжает в дом жениха, где его поджидает невеста. Если раньше для этого специально строили небольшое здание, то сейчас разрешается снимать недалеко от дома девушки комнату в отеле или арендовать квартиру. Это временное помещение используется для выкупа невесты и для проведения первой брачной ночи.

По прибытию свадебной процессии в дом жениха, сторона невесты не впускает будущего супруга в жилище, пока он не заплатит калым. В выкупе принимают активное участие тамада и родственники девушки. С того момента, как молодые люди встретились после выкупа, начинается непосредственно сама свадьба.

Все дары сверяются по списку, сопровождаются шутками и веселыми фразами. Поскольку крупные денежные суммы и дорогие вещи могут быть подарены перед свадьбой, во время сватовства дарят символические предметы. Свадебные конкурсы продолжаются и после выплаты татарского калыма. После выполненных заданий и пройденных испытаний жених забирает невесту из дома, что символизирует переход к свадебной церемонии Никах.

Читайте также:  Свадебный торт цвета марсала: идеи для декора

Никах — бракосочетание в мусульманских традициях

Свадебный обряд Никах – важное мероприятие в жизни всех присутствующих. Он проводится в молитвенном зале мечети или там, где живет невеста. Поскольку Никах не имеет юридической силы, после него отношения регистрируют в ЗАГСе.

Во время священной церемонии, кроме молодоженов, присутствуют близкие им люди и мулла. Церемония проходит за закрытыми дверями. Она напоминает договор перед свидетелями и перед главным свидетелем — Аллахом. Гости занимают места в молитвенном зале, новобрачные стоят. Мероприятие длится 30-40 минут. Оно начинается с молитвы, которую читает мулла, находящийся в центре. Обряд завершается проповедью, брачным обетом молодых и поздравлениями. После чего супругам выдается свидетельство о браке с их именами.

В конце родственники дарят мулле подарки, а жених невесте — махр. Это тоже подарок, размер которого фиксируется в свидетельстве о браке. После Никаха новобрачные отправляются в ЗАГС, где скрепляют семейные узы юридически.

Многодневный праздник — Туй

После того как молодожены зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе, начинается долгое гуляние, которое делится на несколько этапов:

  • праздник у родителей невесты;
  • переезд жены в дом мужа, который заканчивается пышным застольем;
  • застолье у родителей жениха;

Согласно татарским обычаям, родители невесты после ЗАГСа накрывают в своем доме праздничный стол. Молодых сажают в центр свадебного стола, причем девушка садится по правую сторону от мужа. Возле новобрачной находятся родители супруга, а возле зятя — родственники жены. Получается, что сваты сидят напротив друг друга. Свадебное торжество сопровождается танцами, песнями, конкурсами, шутками и развлечениями.

Такое застолье оканчивается брачной ночью молодых в доме жениха. На следующий день мама невесты организовывает баню, где молодые люди пробуют специальное угощение — блины и оладьи. Выпечка, за которую зять должен заплатить деньги, символизирует счастье и достаток в молодой семье. Пара продолжает принимать многочисленные поздравления от друзей, родственников, соседей и знакомых. Затем, по истечении нескольких дней гуляния, молодая жена переезжает в дом мужа.

Особенности переезда жены к своему супругу

Переезд жены к мужу — важная часть свадебной церемонии у татар. Традиция формирует отношения между родственниками новобрачных. Это прекрасная возможность для молодой жены проявить себя заботливой хозяйкой, а для ее родителей — продемонстрировать свои чувства к дочери и пожелать ей в семейной жизни всего самого наилучшего.

В этот день супруг забирает молодую жену к себе в дом из родительского гнезда. Причем, в его доме свадебный обряд продолжается. По татарской традиции, у порога молодых встречают родители супруга. Гости-мужчины кладут к ногам жены что-то мягкое в знак глубокого почитания и уважения. Как правило, это подушка или шкура животного.

Свекровь и старшие сестры мужа угощают его избранницу хлебом с медом. Делается это с той целью, чтобы отношения в будущей семье были теплыми и никогда не угасали. А для того чтобы супруги жили в достатке, жена окунает руки в муку.

Когда молодая женщина входит в новый дом, она совершает один из важных ритуалов — освящение жилища. Она развешивает украшения, занавеси, полотенца, платочки на стены, застилает пол коврами. Эти действия дают ей возможность почувствовать себя полноценной хозяйкой в новом доме, а заодно и показать окружающим свое приданое.

Затем жена сдает своего рода экзамен. Она идет за водой и приносит ее в дом. Чем меньше она прольет воды, тем лучше. В этом и заключается ее аккуратность, хозяйственность и практичность. Ритуал переезда жены к мужу завершается застольем в новом доме.

Национальные блюда на свадьбе

Татарская свадьба — это всегда богатый стол и изобилие угощений. По традиции, сначала гостям подают закуски и холодные блюда, а затем горячие: супы и похлебки на мясном бульоне, домашнюю лапшу, шашлык, выпечку. Традиционные национальные блюда дополняют фруктовыми соками и компотами. Алкогольные и спиртосодержащие напитки во время отмечания Никах запрещаются.

Часто к свадебному столу подают двух гусей или пару фаршированных куриц, символизирующих самих молодоженов. Разделывает это блюдо только самый старший мужчина в семье. Главная его задача — разрезать мясо так, чтобы не повредить его кости. Вынос дичи сопровождают поздравлениями и подарками.

Обязательным атрибутом свадебного пира является гульбадия — это закрытый свадебный пирог с начинкой из мяса, риса или сладкого творога, который готовят накануне свадьбы. Согласно татарским обычаям, угощение разрезает опытный родственник: мужчина или женщина. Причем, разделать блюдо нужно одним движением, не повредив многослойную структуру свадебного пирога. Четвертую его часть отдают родителям мужа, чтобы они раздали лакомство другим родственникам, а остальной пирог отдают присутствующим гостям.

Традиционным блюдом на любой татарской свадьбе является чак-чак — обжаренное тесто с медом, которое часто называют «лакомством невесты». Его подают к чаю вместе с другими сладкими угощениями. Чак-чак символизирует создание новой семьи. По традиции, десерт на 4 части разрезает старший брат или тетя невесты. Кто именно — определяют гости торжества. Как и гульбадию, четвертую часть чак-чака забирают родственники мужа, остальные части блюда достаются гостям.

Развлечения для гостей

Татарский народ очень гостеприимный и щедрый, поэтому мероприятие тщательно продумывается. Организаторы мероприятия на протяжении нескольких дней развлекают присутствующих гостей. Празднество насыщают танцами, конкурсами, шутками, игрой на самобытных музыкальных инструментах, к которым относятся тальян, курай, мандолина и домбра.

Мусульманские законы не позволяют на свадьбе распитие алкогольных напитков. По окончании обеда гостям обычно предлагают чай, сладкие блюда и десерт.

Особенно запрещено употребление спиртного во время проведения священного ритуала Никах. Если кто-то из присутствующих нарушит запрет, обряд признается недействительным.

Проведение крымско-татарской свадьбы

Старинная крымско-татарская свадьба тоже состоит из множества традиций и обрядов, в которых хранится многовековой опыт предков крымских татар. Такое торжество собирает множество людей, причем, прибывшие к молодоженам гости могут не знать брачующихся. Несмотря на это, каждый гость всегда в почете. Потому что считается, что свадьба — это весомый шаг в жизни человека, и для родителей подарить такое событие своим детям, сделать его пышным и запоминающимся, — дело чести.

Любая крымско-татарская свадьба — это не только брачные узы, но и возможность для новых встреч и знакомств. Никто не знает наверняка, сколько соберется на праздник гостей. Их численность может быть более двухсот человек, для размещения которых понадобится большой шатер. На многочисленную свадьбу нецелесообразно заказывать кафе или ресторан.

Несмотря на то, время вносит небольшие изменения в свадебное торжество, многие традиции татарского народа неизменны. Таким является обычай, когда отец невесты завязывает своей дочери на талии свадебный платок в знак того, что она прекрасная хозяйка и хранительница домашнего очага. Когда невеста, став женой, приходит в дом своего супруга, отец жениха должен снять с нее этот платок, показав, что принимает ее как родную.

Еще один стародавний обряд — разламывание руками матери жениха над головой невесты хлеба, кусок которого затем окунают в мед. Такие действия означают теплые отношения между свекровью и невесткой. Ну и, конечно, молодая жена, впервые войдя в дом своего законного супруга, раскладывает на полу коврики и развешивает на стены полотенца ручной работы.

Крымско-татарский народ, несмотря на все трудности, старается сохранить свои вековые обычаи. Об этом можно судить по организации свадебных торжеств. Многие пары предпочитают соблюдать все старинные ритуалы.

Проведение русско-татарской свадьбы

Часто можно встретить пару, где жених — татарин, а жена — русская, или наоборот. Свадьба между людьми разных национальностей — это всегда сочетание разных традиций и культур. Причем, влюбленным людям не страшны перемены, лишь бы соединить свои сердца на всю жизнь. В таких случаях говорят, что любовь способна преодолевать возникшие трудности.

Нужно отметить, что родственники жениха и невесты все равно стараются сыграть свадьбу, придерживаясь своих убеждений. В данном случае влюбленным важно найти компромиссные решения.

  1. Обычно молодожены договариваются между собой насчет всех деталей торжества, обговаривают сложные моменты с тамадой, который не должен допустить сложных ситуаций.
  2. По русским канонам будущая теща встречает молодоженов, держа в руках икону Богородицы. А у мусульман мама жениха выкупает Коран, который привозит с молодыми людьми ребенок. Эти два разных обряда можно совместить на русско-татарской свадьбе таким образом: один обряд провести у невесты, другой — у жениха.
  3. Поскольку татарская свадьба обычно обходится без распития алкоголя, а у русских принято закатывать «пир на весь мир», угощая всех спиртными напитками, стороны обязаны найти компромиссное решение в данном вопросе. Главное — не навредить молодоженам, для которых свадебное торжество — не просто ритуал, а ответственный шаг в жизни, наполненный особым, сакральным, смыслом.

Сватовство: обычаи и традиции у разных народов

Люди всегда придавали огромное значение свадьбе. Поэтому и сватовство было достаточно значимой вехой в жизни. Подробную информацию о семье, с которой предстояло породниться, обычно узнавали ещё до начала сватовства: добрая слава рода ценилась не меньше, чем богатство или достоинства молодых людей.

Жениха и невесту не только не спрашивали об их согласии на брак, но и обручали едва ли не с колыбели. У некоторых восточных народов считалось, что девочка, обещанная жениху во младенчестве, вырастает более спокойной и добродетельной: ведь ей не о чем волноваться, поскольку её судьба уже предрешена.

В том, что обычаи сватовства у многих народов сходны, нет ничего необычного. Родители считали, что, каковы бы ни были чувства молодых, только взрослые, умудрённые опытом люди, могут судить о том, придётся ли им ко двору новая родня. Поэтому во время сватовства не только досконально узнавали о приданом невесты и финансовом положении жениха, но и проводили различные испытания для молодых.
Давайте узнаем, как проходил обряд сватовства у разных народов.

На Руси

По русским обычаям существовало множество примет, связанных с проведением сватанья.

Наиболее счастливым временем для сватовства невесты у русских признавались нечётные числа месяца. Однако ни в коем случае нельзя было свататься тринадцатого числа, а также по средам и пятницам. Для того чтобы избежать сглаза, делать это следовало поздним вечером, после захода солнца.

Прежде чем зайти в дом девушки, нужно было слегка прикоснуться к косяку двери.
Сватом выступал крёстный отец или другой родственник жениха. Могла стать свахой и мать. Иногда в свахи приглашали какую-либо почтенную женщину, особо уважаемую в деревне.

О свадьбе нельзя было заговаривать напрямую. Для этого в русских обрядах сватовства использовались определённые иносказания, вроде знаменитого: «У вас товар, у нас купец» или «У вас уточка, у нас селезень».

В некоторых местностях России было принято, чтобы невеста, демонстрируя своё отношение к молодому человеку, во время сватовства подметала пол: если девушка мела по направлению к печи, это означало, что жених ей по нраву, если же по направлению к двери – то нет.

На протяжении сватовства невеста должна была молчать, однако полагалось, чтобы она трижды меняла свои самые лучшие наряды. Также невеста прилюдно показывала свои вышивки, собственноручно сплетённые кружева, вязаные и тканые вещи.

Если согласие родителей девушки было получено, то жених со своими родителями удалялся из избы, чтобы ещё раз обсудить добродетели избранницы. Когда они возвращались, мать девушки подносила жениху питьё. Если он опорожнял всю кружку, значит, он по-прежнему намеревался жениться, если лишь пригубливал – свадьба отменялась.

На Украине

Обычаи и обряды сватовства на Украине очень сходны с русскими, однако есть и отличия. Например, было не принято, чтобы родители девушки давали согласие на брак с первого раза. Даже если жених их устраивал, ему всё равно приходилось засылать сватов не меньше двух-трёх раз.

Признаком окончательного отказа служило вручение знаменитой тыквы. Если же родители были согласны, будущему зятю дарился рушник – особым образом вышитое полотенце, на котором впоследствии молодые стояли во время венчания, в него же заворачивали первенца, перенося его впервые через порог дома.

Отправляясь свататься, молодой человек должен был взять с собой подарки для будущей родни: молоток для тестя, сладости для тёщи, серьги или другие драгоценности для невесты.

В Чувашии

В Чувашии обычно сватались весной. Сватовство проходило в несколько этапов.

Сперва в дом к родителям невесты отправлялся евче (вестник). Он брал с собой кнут и гостинцы для родственников. Если они давали согласие на брак, то евче оставлял кнут в их доме. Иногда беднягу вовсе прогоняли.

Если девушка была богата и славилась добродетелями, евче мог приходить несколько раз (счастливым считалось нечетное число).

Если родители соглашались отдать дочь замуж, начиналось сватанье. Прежде всего, стороны договаривались о свадьбе и калыме. Затем происходило «моленье хлебом».

Невесту привозили в дом к жениху, где прямо у ворот будущая свекровь дарила ей подарок. Молодые входили в избу, где должны были съесть яичницу прямо со сковороды: считалось, что это делает их родными. В это время родственники жениха во дворе совершали «моленье хлебом»: трапезничали гостинцами, которые родители девушки передали вместе с ней.

Сватовство у казахов

Казахи придавали огромное значение сватовству. Очень часто бывало, что свадебный сговор происходил ещё до рождения молодых (бел куда). Если же родители сговаривались поженить детей, когда те еще были младенцами, такой сговор назывался бесик куда.

Для прославленных джигитов и сыновей знатных родителей устраивались смотрины девушек – кыз кору. Часто во время смотрин, чтобы привлечь внимание невест, юноши соревновались в силе и ловкости.
Если молодые люди нравились друг другу, то к отцу девушки отправлялся доверенный человек жениха – жауши. В случае согласия на брак, жених через жауши дарил коня отцу девушки. А он, в свою очередь, дарил жауши праздничный чапан. Когда жауши в праздничной одежде выходил на улицу, его осыпали монетками и сладостями.

Затем в дом невесты отправлялись сваты. Старший из них – бас куда впоследствии считался опекуном девушки, и она почитала его, как второго отца. Сваты преподносили подарки, затем начинался обрядовый пир, во время которого все ели из одной посуды. На столе обязательно должно было быть особое угощение из курдючного сала и печени (киирык бацыр).

Когда сваты уезжали, родители невесты также одаривали их золотыми и серебряными украшениями, отцу будущего зятя могли подарить коня, верблюда, корову или барана.

Татарские традиции

У татар существовали особые свахи – яучи, в чьи обязанности входило разузнавать для семьи жениха сведения о семье предполагаемой невесты, о её благосостоянии и о самой девушке.

Если информация, полученная таким путём, устраивала родню молодого человека, то яучи или старший сват (башкода) сообщали семье о дате сватовства.

В назначенный день сваты приходили в дом невесты. Если её отец соглашался на брак, то девушка одаривала сватов особыми, собственноручно вышитыми полотенцами.

Во время сватания две семьи договаривались о калыме и дате проведения свадьбы. По татарским обычаям, сватовство завершалось пиром.

Армянские обычаи сватовства

У армян мать обычно сама подбирала жену для сына. Досконально узнав всё о семье девушки и о ней самой, мать жениха рассказывала о своем выборе мужу.

После этого доверенная женщина-посредница (миджнорд кин) отправлялась к матери девушки для переговоров. Причем мать девушки, прежде чем рассказать о предстоящем сватовстве мужу, советовалась со своим братом.

Если предварительное согласие семьи было получено, назначалась дата сватовства.

Свадебное посольство состояло из мужчин — родственников жениха, а также его матери или посредницы. Сваты говорили о своих намерениях иносказательно: «мы пришли, чтобы взять цветок из вашего дома» или «мы хотим взять горсть плодородной земли из вашего дома».

По традиции, отец девушки советовался со своими братьями, сыновьями и женой. Если вся родня была согласна, спрашивали мнение дочери. Считалось дурным тоном соглашаться на брак сразу, поэтому сваты спрашивали согласия несколько раз.

По какому сценарию можно провести сватовство узнайте из нашей статьи.

Что должна дарить невеста на сватовство? Читайте здесь.

Издревле и до наших дней: как менялись брачные обряды татар

Осень, как известно, пора свадеб. И хотя играть их в этом сезоне можно с определёнными ограничениями, это не отменяет торжества момента. О том, как менялась обрядность, каким был стол татар и как отмечают свадьбу современные мусульмане, «АиФ-Казань» рассказали учёные-этнологи.

Две свадьбы

«На свадебные традиции татар большое влияние оказал ислам. Он предписывал мусульманину вступать в брак, поэтому неудивительно, что среди татар почти не было холостяков и старых дев. Браки заключались, как правило, по сватовству. Если родители невесты соглашались выдать дочь замуж, то начинались переговоры обеих сторон об условиях заключения брака, в том числе и о количестве и качестве даров невесте (калын, или выкуп). Калын был не только у татар, но у других народов края: кладка у русских, калым у чувашей и мордвы, алом у марийцев и т. д.», – говорит этнолог и этносоциолог Розалинда Мусина.

Далее сватов и родителей жениха приглашали на сговор-помолвку, где стороны обменивались подарками.

Сама свадьба проходила в доме невесты. Родители жениха везли с собой выкуп и угощение: пару гусей, несколько пышных хлебов, пироги, чак-чак. До революции церемония регистрации брака была религиозной – союз заключал мулла во время обряда никаха в отсутствие жениха и невесты. Согласие на брак подтверждали свидетели. Гуляния проходили отдельно для мужчин и женщин. Такая свадьба длилась два-три дня. В доме жениха свадьба устраивалась гораздо позже. Всё это время молодая жена продолжала жить в доме своих родителей, а молодой муж навещал её.

В 1920-1930-е гг. распространёнными были браки «убегом», когда родителям девушки лишь на следующий день сообщали об этом. Но никах и в этом случае обязательно проводился. В эти годы стали распространены и безрелигиозные свадьбы – кызыл туй (в переводе с татарского «красная свадьба»); в 1960-1970-е гг. активно внедряется ритуал торжественной регистрации брака. Однако обряд никаха сохранялся даже в советское время. К примеру, в Пестречинском и Мензелинском районах ТАССР в 1980 г. религиозное оформление брака было у 85 % обследованных семей, почти каждый четвёртый никах проводился родителями без участия самих молодожёнов. Как правило, за несколько дней до официальной регистрации брака, однако в некоторых местах мулла требовал предоставить свидетельство.

Читайте также:  Свадебная прическа в греческом стиле - идеи и мастер-класс

С усилением роли ислама в современном обществе религиозное бракосочетание стало практически обязательной частью свадьбы. По исследованиям Розалинды Мусиной, никах в РТ проводили до 80 % опрошенных татар-горожан и около 90 % сельчан.

Как проходит никах

В наше время никах проводится, как правило, до регистрации брака и свадебного застолья. Всё более длительным становится разрыв по времени между религиозной и гражданской церемониями. Иногда молодожёны живут совместно без регистрации вплоть до рождения ребёнка. Иные при поздних или повторных браках и вовсе обходятся только никахом. Его в большинстве случаев проводят дома, хотя всё более популярным в последние годы становится обряд в мечети.

Мулла в присутствии гостей (обычно это пожилые родственники жениха и невесты) спрашивает согласие молодожёнов на брак, фиксирует их в книге регистрации брака, читает соответствующие суры Корана, напутствует молодых, вручает свидетельство о проведении никаха, который, хотя и не обладает юридической силой, воспринимается как важный семейный документ. Застолье сегодня можно организовать и в мечети, для этого можно арендовать банкетный зал. На никах туй приглашаются старшие родственники, но мужчин и женщин рассаживают обычно за разные столы или разные концы одного стола. Гости приходят в закрытой одежде и в головных уборах (женщины в платках, мужчины в тюбетейках).

На столе у татар – традиционные национальные блюда: суп-лапша, мясо с картофелем по-татарски, очпочмак, чак-чак, губадия и другие мучные изделия, дополненные блюдами европейской и восточной кухонь. В проведении халяльной свадьбы существует два варианта. Более строгий предполагает сохранение половой дифференциации при рассадке гостей, соблюдение требований в одежде (среди молодёжи все чаще появляются девушки в хиджабах), более сдержанные шутки и конкурсы. Менее строгий вариант – национальная свадьба без алкоголя: поздравления молодым произносят без поднятия бокалов и чокания. Такие безалкогольные свадьбы играют не только в Татарстане, но и в других регионах проживания татар.

Какие обряды дошли до наших дней?

Отдельные обычаи ещё сохраняются в сёлах. Это су юлы күрсәтү (показ невесте дороги к роднику), өй киендерү (облачение дома/квартиры жениха предметами домашнего убранства из приданого невесты), килен токмачы (невестина лапша – застолье, проводимое в доме жениха, на которое приглашаются старшие родственники из рода жениха и невесты и на котором обязательным блюдом является суп-лапша, приготовленный невестой) и др. Сохраняется в сёлах и такой свадебный обычай, как привоз угощения со стороны родственников жениха на никах, а родственниками невесты –
на свадьбу. Причём они обязательно парные – пара гусей, копчёных или варёных, торты, фрукты, чак-чак и другие сладости – всё, красиво оформленное, вначале выносится для демонстрации гостям.

Широко распространён как в селе, так и в городе традиционный ритуал встречи молодожёнов, включающий угощение молодых чак-чаком, мёдом-маслом и подстилание под ноги невесты мягкого предмета (ковра или подушки) с пожеланиями благополучной семейной жизни. Родители жениха встречают невесту на пороге дома со словами «Пусть язычок твой будет сладким, как мёд, а душа мягкая, как пух». Иногда невесте предлагают окунуть руку в муку – чтобы была хорошей хозяйкой. В некоторых районах невеста в ответ преподносит традиционные у татар подарки: отцу жениха – тюбетейку, а матери – белую лёгкую шаль.

Как одевались жених и невеста?

«Специального свадебного костюма у татар не было, – рассказывает научный сотрудник отдела этнологии Института истории Академии наук Татарстана Дина Гатина-Шафикова. – Это была более нарядная повседневная одежда. Не из домотканины, а из купленной шёлковой ткани. У сельских мужчин могли быть более цветастые штаны с широким шагом. Невеста готовила для жениха свадебные онучи (портянки). А кое-где будущая жена вышивала для мужа… передник. На голову женщины надевали калфак (волосник), а мужчины – тюбетейку».

«В городах же, особенно среди более образованных и состоятельных слоёв общества, среди татарской интеллигенции была популярна свадебная одежда европейского образца, – рассказывает Розалинда Мусина. – Но при этом на невесте был обязателен нарядный, вышитый белым жемчугом калфачок, на женихе – чёрная бархатная тюбетейка».

Современные татары устраивают две свадьбы – религиозную и светскую. Соответственно, невесты готовят два наряда – платье в пол для никаха, скрывающее шею, тело, руки и ноги, и традиционное европейское платье. На голову женщина повязывает платок на арабский манер или тюрбан. Хотя некоторые татарочки стали надевать и традиционные калфаки, покрывая их сверху белым платком. У мужчин – всё та же тюбетейка.

Мусульманские наряды для никаха, как правило, украшены вышивкой с национальным колоритом, дополнены серьгами и украшениями. Традиционно выбираются платья светлых тонов – белый, кремовый, бежевый, розовый, серебристый или зелёный (цвет ислама). Они могут быть как прямыми, так и приталенными, дополнены баской. Особый атрибут – мусульманский платок. Существует множество способов красиво его повязать. Этому можно обучиться в женских мусульманских клубах или на мастер-классах. Услуги по повязыванию платка и макияжу сейчас есть во многих мечетях.

«Ношение платка мусульманкой – это привилегия, а не ограничение», – уверена известный дизайнер мусульманской одежды Зарина Бабаджанова.

«Так как традиционная культура к моменту распада СССР практически исчезла, эту нишу заполнили веяния с востока. Ведь татарки никогда не носили тюрбаны и платки, хиджабы, – поясняет Дина Гатина-Шафикова. – Хотя в последнее время молодёжь, желающая сохранить традиции, использует в свадебных костюмах старинные элементы одежды – калфак, изю (нагрудное украшение). Мужчины надевают казакины с воротником-стойкой».

До наших дней сохранился и выкуп за невесту. Чаще всего это драгоценности или деньги (размер зависит от возможностей жениха).

«Мы наблюдаем возврат к традициям, но не в канонической форме, а обновлённой, складывающейся под влиянием процессов реисламизации общества и глобализации», – заключает Розалинда Мусина.

Как провести бурятскую свадьбу, соблюдая традиции?

Корреспондент infpol.ru разложила по полочкам сложный обряд

Фото: Евгений Коноплёв

В Улан-Удэ в РЦНТ 27 мая состоялся второй показ в рамках фестиваля традиционных обрядов «Буряад хүнэй юртэмсэ». Напомним, в марте участники народного фольклорно-этнического ансамбля «Наран-Гоохон» рассказали и показали, как проводить обрядовое действо «Шүлэн».

В этот раз участники народного фольклорного ансамбля «Уряал» рассказали и показали реконструкцию традиционного свадебного обряда тункинских бурят. Отметим, свадебные традиции западных и восточных бурят значительно отличаются. Свои особенности и у каждого района республики.

Благословение

Когда парень и девушка (будем звать их Баир и Арюна) состоят в отношениях некоторое время, молодой человек решает жениться на своей избраннице. Для этого он должен привести ее к себе домой и познакомить с родителями. Родители в ходе беседы присматриваются к невесте, интересуются продолжительностью их отношений. После этого Баир настаивает на женитьбе и берет разрешение у родителей. Отметим, раньше родители сами выбирали жениха и невесту, поэтому разрешение не требовалось.

– Далее семья Баира и Арюны выбирают день для сватовства (когда ставить хадак – ритуальная шелковая ткань), который потом должны одобрить в дацане. Семьи заранее решают, сколько человек будет на сватовстве, например, девять со стороны жениха и девять со стороны невесты, – сказала участница ансамбля.

После этого семьи готовятся к сватовству. Родные Баира готовят подарки для девятерых родственников Арюны, поэтому заранее спрашивают их возраст, положение в роду, размер одежды и прочее. Также семья жениха собирают угощения в большую сумку: отварное мясо, вино, водку, конфеты, печенья, молоко, чтобы поставить на стол в доме невесты.

Сватовство

В назначенный день в доме Баира нечетное число мужчин – его родственников или друзей собираются на застолье, которое длится два-три часа. Среди них обязательно должны быть: старший брат отца жениха (дядя) или несколько братьев; старейшина, который соблюдает все традиции и помогает в обряде. После застолья они едут свататься к семье невесты, но жених и его отец остаются. Невеста тоже не участвует в сватовстве, ее либо прячут где-то в доме, либо она уходит.

– По дороге родные жениха брызгают в святых местах (Субурганах). В доме Арюны никто не ждет гостей, там обычный день, поэтому делегация Баира проходит в дом и может даже не здороваться с хозяевами. Они просто раздеваются, проходят к алтарю, молятся и ставят хадак с белой пищей. При этом на алтаре обязательно должна гореть свеча (зула – бур.), – уточняет она.

После молитвы девять человек из семьи невесты, в том числе мать и отец, спрашивают у гостей, кто они такие, зачем приехали. Старейшина от Баира не говорит свою цель прямо, а намекает. Он уверяет, что они якобы проезжали мимо, увидели красивую ограду, цветы, веселье, красивую девушку и решили заглянуть.

– В свою очередь, семья невесты «подкалывает» гостей, говорит, что их подарки плохи. Так они испытывают мужчин из семьи Баира и его друзей, ведь он на них похож. Они должны знать, в какую семью отдают свою дочь. Поэтому гости должны это выдержать, ведь семья Арюны следит за их вспыльчивостью и характером, – отметила участница ансамбля.

После беседы хозяева приглашают гостей за стоЛ, раз уж они пришли. Семья Баира выкладывает угощения и начинается застолье. В какой-то момент старейшина жениха обращается к родителям невесты, рассказывает, что они приехали издалека, ведь у них есть жених , который решил попросить у их дочери руку и сердце. Они спрашивают согласие и, конечно же, родители Арюны соглашаются. Чтобы закрепить договор, старейшины двух семей обмениваются рюмками с вином.

– После этого тетя Арюны берет поднос и рассказывает, что там лежит зерно, пшено, деньги, украшения. Она предлагает родным жениха покрыть их золото своим золотом, их серебро своим серебром, деньги – деньгами. Семья Баира начинает с малого – 100 рублей, его покрывает родственник Арюны – 200 рублей, и так вплоть до 50 – 100 тысяч. В конце родственники жениха могут покрыть золотым кольцом и состязание по выкупу закончится, – рассказала она.

После этого семья невесты должнА удивиться богатству сватов и унести поднос с деньгами к алтарю. Когда гости уйдут, то родители Арюны пересчитают деньги и отложит на свадьбу. Но до этого веселье продолжается, в конце которого старейшины двух семей решают, когда сыграть свадьбу.

– Сейчас модно, чтобы старейшины предоставляли выбор дня свадьбы самим новобрачным. Однако по традиции они примерно определяют месяц, а затем родные жениха в дацане узнают, когда подходящий день для свадьбы в этом промежутке. Они должны известить семью Арюны о выбранном дне и начинать подготовку. Семьи также должны договориться, где именно будет свадьба: в одном месте, например, в кафе или по традиционным обычаям, когда невесту отдают в дом жениха, – добавили участники ансамбля.

Сбор приданого

На этом этапе в семью Арюны приходят все ближайшие родственники со стороны матери и отца. Их угощают белой пищей и приглашают за стол, где все говорят друг другу добрые пожелания. Родственники приносят с собой подарки, чтобы невеста попала в другую семью не с пустой рукой. Подарки дарят по старшинству.

– По окончанию первого застолья во время перерыва старейшины женщины собираются в доме родителей невесты и готовят приданное. Они складывают в сундук все необходимые вещи Арюны: ложку, вилку, иглу, нитку, ковер, даже веник с совком. Самое главное – по четырем углам сундука ставятся бутылки с водкой – это считается самым устойчивым положением вещей. Также в сундук кладут еду, начиная с белой пищи, далее мясо, конфеты, печенье, чтобы невеста смогла накрыть стол в семье жениха. Также туда кладут подарки родственникам Баира. Одним из основных предметов в приданом невесты считаются постельные принадлежности, которые не кладут в сундук. Туда входит двухслойный матрац из овчинной шерсти, белье, – отмечают хранители традиций.

После сбора сундука всех замужних женщин и старейшин угощают белой пищей, а затем на стол кладут расправленное одеяло и сверху платок. Этот обычай называется «Хүнжэлэй бүреэдэhэн», в котором участвуют только замужние женщины, у которых здоровые дети и старейшины. В платок они зашивают деньги и длинной ниткой пришивают платок к одеялу по часовой стрелке.

– Женщины по очереди кладут деньги под платок. Каждая должна сделать три шва и между ними сказать пожелание. После этого она должна отпить молоко и шить продолжит другая женщина. Важно зашивать аккуратно, чтобы не было ни одного узелка. Нитка должна быть цельной, а не составной. Это означает, что у них будет долгая жизненная дорога без ссор – затяжек, – подчеркнула она.

Участники ансамбля «Уряал» добавили, что при нехватке замужних женщин и старейшин, молодые мужчины тоже могут закончить шитье. Последний гость завязывает два конца нитки в бантик и таким образом, закрепляет все хорошие пожелания. Потом все гости берут это одеяло с четырех сторон, трясут его и хором желают счастья молодой семье. Потом одеяло складывают в конвертик и откладывают.

Передача невесты

На следующий день жених и невеста могут расписаться в ЗАГСе, но по традиции в доме Арюны собираются родственники и гости, которые до 12 часов едут на машинах в дом Баира, чтобы передать ее в другую семью. Родные жениха, старейшины могут встретить гостей, например, на границе села или возле Субургана. Там они разводят небольшой костер и хадаками и yреэл (добрыми пожеланиями) встречают старейшин со стороны невесты, которые специально вышли из машин на встречу. Гости брызгают белую пищу в костер всевышним божествам.

– Также есть вариант, когда гостей встречают у ворот дома. Прдставители семьи жениха встают полукругом и держатся руками, как в ёхоре, закрывая путь в ограду, и спрашивают у гостей, зачем те приехали. Можно друг друга песнями встречать, но в любом случае семья невесты на машине должны «разорвать» их и проехать внутрь. Ехать надо медленно, ведь они все равно отпустят руки и пропустят гостей в знак уважения и принятия невестки, – поделился другой участник ансамбля.

В ограде, когда все уже вышли из машин, семья Баира встречает их белой пищей и приглашает за стол. Тогда же тетя Арюны отдает ключ от сундука с приданым тете жениха или самой старшей невестке.

– После застолья в комнате жениха уже готова постель. Туда старейшины женщины со стороны Арюны кладут ее матрац и застилают бельем, а рядом ставят приданое. Со стороны Баира за этим смотрят старейшины женщины. Это очень важный обряд, после которого сторона жениха гладит белье со всех сторон руками и говорят добрые пожелания семье, – сказала артистка ансамбля.

Потом все вновь садятся за стол. Родные Арюны отмечают, что приготовили постель как положено, отдали невесту в руки жениха, и говорят хорошие пожелания. Старейшина семьи невесты, который все это время следил за соблюдением обрядов, говорит, что пришло время уходить. Все гости в том же составе должны покинуть дом жениха, никто не остается ночевать.

Чай невесты

На следующий день старейшины семьи Баира, близкие родственники собираются, чтобы попить чай, который заварила невеста. Также накрыт стол, невеста наливает всем чай и они ее восхваляют. В какой-то момент старшая невестка или тетя жениха открывает доверенным ей ключом сундук с приданым Арюны, который стоит в спальне ее мужа.

– Все смотрят и восхваляют ее богатство. Под руководством старшей невестки или тети жениха Арюна с чьей-то помощью вытаскивает из сундука белую пищу и кладет на стол, а водку также на четыре угла. Потом она достает подарки родственникам жениха и дарит по старшинству. Например, рубашку дедушке, шелковый платок бабушке, это уже все было заранее решено. Получатели подарков стараются в ее адрес сказать добрые слова, – отметила участница ансамбля.

Далее начинается другой очень важный обряд, когда присутствующие открывают одеяло с платком, где лежат деньги. Старшая невестка или тетя жениха развязывает бантик и по часовой стрелке начинает потихоньку вытаскивать нитку, говоря пожелания семье. При этом нитка не должна зацепиться или завязаться, а тем более порваться. Если появился узелок, то придется его развязывать, а это значит, что в жизни молодоженов что-то будет не так.

– После того, как нить вытащили, всем показывают ее целостность и аккуратно складывают. Платок складывают конвертиком и вместе с ниткой они хранятся у старшей невестки или тети жениха. Ниткой она должна будет завязать пуповину первенца этой пары. Потом все подходят к одеялу с деньгами, хвалят приданое Арюны, складывают деньги, считают и опять говорят пожелания, – рассказали участники ансамбля.

Старшая невестка или тетя жениха может решить, что часть денег из приданого пойдет на праздничный стол, а оставшаяся часть прибавит богатство молодоженов. Кто-то берет деньги и быстро покупает новые угощения, застолье продолжается, где хвалят Арюну и ее подарки.

По словам участников ансамбля «Уряал», в других районах при сватовстве отсутствует поднос с деньгами, а в приданное невесты не входит одеяло с платком. Также новобрачные могут решить, что все участники свадьбы должны быть в национальных костюмах, в которых нет каких-то предпочтений. Они могут быть разных цветов и фасонов.

Ссылка на основную публикацию