Армянская свадьба – народные традиции и обычаи

Армянские традиции и обычаи в семье, на свадьбе и другие. Презентация с фото для детей

Традиции и обычаи чтут, глубоко уважают в современной армянской семье. Большой круг близких и дальних родственников собирается на важные события: сватовство и свадьба, рождение и похороны. Бабушки и дедушки, дяди и тети принимают участие в воспитании детей.

Влияние западных традиций на армянские

Армянские семьи насчитывают до 50 человек. Благодаря любви между мужчиной и женщиной и взаимоуважении поколений, семьи остаются дружными и крепкими на протяжении долгого времени.

Женщина в семье играет главную роль как создательница и хранительница семейного очага, в семье существует понимание важности мужчины и уважительные отношения между младшими и старшими в семье. В армянских семьях царит патриархат, который держится на любви и почитании старших.

Западные традиции оказали небольшое влияние на армянские семьи. Женщины считают главной семью, они являются хранительницами очага и верной опорой мужу. К ним предъявляют повышенные требования: нужно быть хорошей хозяйкой и привлекательно выглядеть, следить за своей внешностью.

Замечено, что в последнее время в Армению часто приезжают холостяки с Запада, чтобы выбрать верную жену и создать счастливый крепкий брак.

Современные армянские традиции

Древние традиции и семейные устои до сих пор присутствуют в жизни армян. Обычаи соблюдают особенно, когда рождается ребенок, при организации похорон или свадьбы.

Мужчина – глава семьи

Мужчина в Армении занимает главное место в семье. Он обеспечивает ее, зарабатывает деньги, оказывает помощь родственникам и друзьям. Он уделяет время своим детям, их воспитанию.

Для армянского мужчины на первом месте стоит благополучие и спокойная атмосфера в его семье, он может переступить через свою гордость. Армянского мужчину беспрекословно слушают все родственники. Его жена также является хозяйкой в доме, делит с ним права и получает уважение от остальных родственников.

Обычно после свадьбы жена уходит жить в дом мужа, где могут проживать его родители, братья и сёстры. Все родственники участвуют в жизни молодой семьи, помогают в воспитании детей, находятся рядом с новоиспеченной семьей, помогают делом и советами.

Дочери, покинувшие свой родной дом, поддерживают близкие отношения с родителями и остальными родственниками и собираются все вместе большим семейным кругом.

Гостеприимство

Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются с древних времен, особенно это относится к гостеприимству. Случайно зашедший в дом человек считается гостем от Бога. В любой семье ему обязательно предложат еду и постель. Считается обычным делом, если одна семья просит другую принять гостя, и так объединяются дома.

Армяне часто накрывают стол и угощают близких различными блюдами, особенно в радостный день. Люди верят: чем чаще проводить такие застолья и собирать большую семью вместе, тем удачливее и благополучнее будет семья.

Пышное застолье — это вековая армянская традиция которая стала обычаем

Тем, кого приглашают на празднование какого-либо события, нельзя отказываться, иначе это будет рассмотрено хозяином дома как оскорбление. Существует интересный обычай: именинник или хозяин дома кладет руку на голову друзьям и близким в день празднования. Это означает, что он предлагает им разделить с ним радость и счастье в этот день.

Погребальные обычаи

90% армян — прихожане Армянской Апостольской церкви. Традиции похорон пересекаются с православными обычаями. Многие обряды похорон основаны на древних, но претерпели несколько изменений.

  1. Когда в доме умирает человек, останавливают все часы, а зеркала завешивают непроницаемой тканью. Еще древние люди верили, что зеркало может впитать в себя отрицательную энергию, которая плохо сказывается на живущих в доме умершего.
  2. Усопшего обтирают влажной тканью, надевают похоронный костюм и укладывают в гроб (обязательно деревянный).
  3. Любимые вещи покойного кладут возле гроба, а затем внутрь.
  4. Покойного никогда не оставляют одного на ночь. Возле гроба присутствуют двое мужчин. Они зажигают свечи и находятся в помещении до следующего утра. Считается, что так умершему спокойнее.
  5. Похороны проходят на следующий день, приходят на прощание все родственники. Крышку гроба никогда не заносят в помещение, а оставляют снаружи.
  6. Чтобы умерший не забрал с собой никого из живых, нужно постучать трижды по закрытым дверям.
  7. Раньше до кладбища гроб несли на руках, а сейчас все чаще пользуются катафалком.
  8. На кладбище присутствует священник и родственники. Последние посыпают могилу землей и кладут цветы, венки.
  9. После похорон все едут в дом умершего. Перед входом необходимо помыть руки. Для этого ставят ведро с водой и вешают полотенце.

Обычно поминают покойного 2 дня, главное блюдо — хашлама. Поминки организуют на 7-й день после похорон и 40-й. На годовщину смерти обычно устанавливают памятник и приходят поминать усопшего у его могилы.

Блюда, которыми армяне поминают умерших:

Сватовство, обручение, свадьба

Армянские традиции и обычаи в семье изменились, но в общей степени остались прежними.

К армянской свадьбе готовятся в несколько этапов:

  • сватовство;
  • обручение;
  • свадьба.

Начинают подготовку со сватовства. К родителям будущей жены приходит родственница молодого человека или его мать. Во время визита она пытается узнать у родителей невесты их отношение к будущей свадьбе.

Затем в дом невесты приходят родственники будущего мужа или сваты. Теперь обсуждение происходит только среди мужчин. Гости говорят, зачем они пришли и просят у отца невесты разрешения выдать свою дочь замуж.

Он может согласиться или нет, но это никогда не делается напрямую. Согласие на брак даётся во время второго визита: быстрый положительный ответ могут расценить, как желание быстрее выдать дочь.

Обручение проходит в два этапа. Сначала гости приходят в дом жениха, где родственники будущего мужа дарят угощения и украшения, произносятся свадебные тосты, пожелания счастья и крепкого брака.

Затем посещают дом будущей жены. Посажённый отец приводит невесту и её подруг. Они садятся за стол, и девушке приносят украшения. Объявляют об удачном обручении, и жених дарит обручальное кольцо. На обручение выбирают платье, дату свадьбы и другие мелочи, связанные со свадьбой.

В день свадьбы жених со всеми родственниками прибывает к дому невесты и забирает ее. Обычно торжество празднуют осенью или зимой, когда уже есть урожай и созрело вино. Родственники невесты получают от жениха блюдо с угощениями, фруктами, овощами и другими подарками.

В качестве подарков — золотые украшения и деньги. Армянские свадьбы весёлые, все танцуют и радуются за молодых. Только мать невесты не танцует; она грустит из-за того, что ее дочь покинула родной дом.

Первый танец молодых — нечастое явление на армянской свадьбе. Чаще невеста танцует с другими парнями; это проверка на верность жениху. Она не должна обращать на них внимание и тогда получит подарки. После заключения брака свекровь встречает молодых, кладёт на плечи лаваш и угощает медом, чтобы брак был сладким и крепким.

Рождение ребенка

Рождение ребёнка является естественным продолжением брака в армянской семье, так как в отличие от европейских, дом без наследников считается неполным.

Женщин, которые оказывались бесплодными, считали проклятыми, их иногда называли «бесплодное дерево». Таких жен выгоняли в родительский дом или их доводили до того, что они уходили сами. В глухих селах брак считался заключённым в день выдачи свидетельства о рождении ребёнка.

Беременные женщины считались нечистыми. Им запрещалось печь хлеб и месить тесто. Женщине, находящейся в положении, нельзя было сидеть рядом с бесплодной. Считали, что можно заразиться этим проклятьем. Желания беременных старались удовлетворять, особенно в еде, чтобы ребёнок родился здоровым.

Во время родов мужчины уходили из дома, оставались повитуха и родственницы. Роды девушки проходили стоя на коленях, в доме. От духов и нечистой силы под подушки и в углы дома раскладывали различные предметы: шампуры, железные куски, с кастрюль снимали крышки.

После родов пуповину мальчика зарывали в землю на видном месте, чтобы стал хорошим скотоводов и хозяином, а пуповину девочки — в углу дома, чтобы была хозяйственной девушкой. Рождение мальчика, как продолжателя рода, приносило особую радость. Напротив дома играла музыка, а само здание украшали зеленью — символом жизни.

Соль у армян — оберег, поэтому повитуха посыпала ею новорождённого. Люди, пришедшие в дом, где родился ребёнок, прежде чем подойти к матери и новорождённому, клали руку на чашу с солью.

Иногда случалось так, что новорождённый вскоре умирал. Тогда после следующих родов в земляную яму клали куклу, гвозди или мертвую курицу. Таким образом, пытались откупиться и попросить злых духов, чтобы не забирали ребёнка. На малыша надевали сорочку, сшитую из разных кусков ткани.

Нельзя было никому показывать малыша в течение 40 дней, но сейчас это правило строго не соблюдается из-за того, что нужно посещать детского врача. В Абхазии с 40 дней сократили до 20.

Воспитание ребенка

Дети в армянских семьях рано становились взрослыми. Как только малыш начинал хорошо ходить, ему поручали работу по дому, например, принести что-нибудь нетяжёлое родителю. Дети часто предоставлены сами себе, они самостоятельно придумывают игры.

В деревнях мальчики в возрасте 6-7 лет могли пасти скот, а девочки умели вязать, шить и существенно помогать маме по дому. В 6 лет воспитание сына полностью перекладывалось на отца, а девочка оставалась с мамой в роли помощницы. Она следила за младшими братьями и сестрами, кормила и гуляла с ними.

Ещё несколько лет назад такой порядок строго соблюдался, но сейчас всё чаще можно встретить семьи, где есть маменькины сынки и папины дочки. Армения стала современной страной, и многие обычаи остались в истории.

Тем не менее, что касается наказания, оно полностью лежит на матери детей. Отцы не ругаются и не кричат на детей. Более того, они часто просят жен ругать детей в его отсутствие. Наказывать сына или дочь в присутствии бабушки или дедушки считается большим оскорблением старшего поколения.

Если ребенок провинился и не сдержал обещанное слово, то отец будет ругать мать детей. Она будет виновата, если дочь придёт поздно домой, а сын не выучит уроки или неправильно поступит. Такой подход к воспитанию даёт свои результаты: дети подумают, прежде чем выказать непослушание, в таком случае будет наказан самый родной человек – мама.

Народные праздники

Армянские традиции и обычаи в семье соблюдаются и во время праздников и счастливых событий. Календарь насчитывает несколько народных и религиозных праздников. Некоторые из них отмечают с большим размахом, другие — скромнее. Они направленны на сближение с членами огромной семьи и несут радость и доброту.

Название праздникаКогда отмечаютКак отмечают
Рождество6 январяИз церкви приносят свечи, и каждый член семьи зажигает по одной.
Терендез (День влюбленных)13 февраляВлюбленные дарят друг другу подарки и открытки в форме сердец.
Барекендан (Масленица)Март-апрель (длится 2 недели)Сооружают большую куклу в маске, которая высмеивает обжорство, лицемерие и скупердяйство.
Великий постСразу после масленицыЛюди посещают церковь, молятся и просят прощения друг у друга.
Цахказард (Вербное воскресенье)Через 6 недель после постаУкрашают веточками вербы дома в знак наступления весны.
Затик (Пасха)Воскресенье после весеннего равноденствияВ церкви освещают куличи и крашеные яйца.
Благославление винограда15 августаВ церковь для благословления урожая приносят первые грозди винограда.
Аманор (Новый Год)31 декабряПраздник означает наступление всего нового: надевают новую одежду, заново разводят огонь, ставят свежую воду.

Домашние вина и коньяки

Народ Армении начал заниматься изготовлением домашнего вина ещё в VI в. до н.э. По данным археологов, Ной посадил первую виноградную лозу после окончания потопа на горе Арарат, и различные находки только подтверждает эту теорию. Но страна прославилась не винами, как считают многие, а домашними коньяками, которые являются одними из лучших в мире.

В древние времена домашнее вино изготавливалось при помощи подручных материалов. В XIX в. один из русских купцов, благодаря своей хитрости, смекалке и опыту развил изготовление спиртных напитков в Армении на промышленном уровне.

Но самую большую популярность домашние армянские напитки получили во время существования СССР. После войны вина продавались во всех странах Советского Союза. Домашние вина украшали праздничные столы каждой семьи. На армянских праздниках – это один из главных напитков на столе, без которого не обходится ни одно важное событие.

С бокалом домашнего вина или коньяка произносят тосты только мужчины и обязательно стоя. При изготовлении домашнего вина или коньяка, армяне пытаются возродить старинные традиции, но, к сожалению, вина не являются распространенными за пределами страны. Традиционными для армян являются красные и белые сорта вина, а также коньяк с выдержкой не менее 5 лет.

Традиции и обычаи сопровождают армянские семьи в течение всей жизни. Многие из них утрачивают свое значение, но глубокоуважаемое старшее поколение продолжает передавать устои своим детям и внукам.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео о армянских традициях

Быт и традиции армян:

Армянские свадьбы

Армяне — древний народ, который с огромным почтением относится к своим историческим корням, уважает уникальные традиции и национальные обряды. Армянская свадьба — серьёзный повод вспомнить старинные ритуалы, отдать дань памяти своим предкам. Торжество здесь празднуется с широким размахом, обилием гостей, щедрым угощеньем, национальными танцами и песнями.

Выбор будущей невесты

В древние времена судьбу молодых определяли родители жениха, тщательно выбирая невестку из числа свободных девушек в округе. Армяне ценили благосостояние, поэтому достаток семьи девушки был важным фактором. Строгие родители обращали внимание на здоровье молодой, а также её приданое. А вопреки мнению парня, внешность девушки старшим поколением почти не учитывалась, достаточно было не иметь физических недостатков. Если молодой джигит имел смелость ослушаться родителей, его семья могла проклясть его, лишить наследства. Подбором кандидатуры занимались специальные люди — дибончи.

Разумеется, современное бракосочетание армян происходит по новым канонам, в соответствии с которыми молодые люди самостоятельно могут выбрать суженую. Но в некоторых семьях жива традиция последнего слова родителей, и как правило, парни совсем не против, полностью доверяя им.

Сватовство по-армянски

Бракосочетание в Армении не проходит без процесса сватовства. Ранее такая традиция, предшествующая армянской свадьбе, носила очень серьезный характер. На сегодняшний день это мероприятие проводится не менее торжественно, но имеет больше шуточный оттенок.

После того как влюбленный жених объясняется с девушкой, необходимо сообщить важное известие своим родителям. Армянские парни очень уважают свою мать, поэтому именно она первой узнает счастливую новость. Затем весть сообщается главе семейства, на плечи которого ложится процесс сватовства. Прежде всего ему понадобится выбрать свиту доверенных людей, с которыми он должен отправиться с визитом в семью потенциальной невесты. По традиции армянской свадьбы сватами выбирают как мужчин, так и женщин.

Семейство невесты, извещенное дочерью, хорошо подготавливается к предстоящему событию: убирает дом, накрывает богатый угощеньями стол, приглашает ближайших родственников. В первую встречу родители девушки ведут себя прохладно, якобы отказывают в браке. Но семью жениха этот факт не смущает, подобное действие носит ритуальный характер. А вот после третьего визита родичи суженного наконец-то получают долгожданное согласие на брак. Счастливый исход мероприятия завершается роскошным пиром с неизменным национальным напитком — коньяком. Угощение на предсвадебном торжестве выставляется соответственно принятым нормам:

  • На праздничном столе главенствуют мясные блюда: армянский шашлык из баранины и говядины, хаш, толма.
  • Вместо гарнира к мясу подается большое количество зелени: петрушки, кинзы, укропа.
  • Вся пища преподносится на фамильной посуде: дорогом фарфоре, фужерах из изысканного хрусталя.
  • Вместо сладкого десерта на столе можно найти южные фрукты.
  • Праздничный напиток армян — коньяк многолетней выдержки или домашняя водка.

За роскошной трапезой родственники произносят хвалебные тосты в честь друг друга, обговаривают моменты предстоящего торжества.

Читайте также:  Сапфировая свадьба - как поздравить с 45 годовщиной свадьбы

Дополнительной любезностью на армянской свадьбе является обычай после визита родителей жениха угостить и других его родичей. Многочисленная родня новобрачного бурно участвует в переговорах, обсуждаются насущные вопросы в связи с предстоящим торжеством. После всех визитов вежливости глава семейства жениха снова отправляется в дом суженой сына, чтобы окончательно установить дату события и составить список приглашенных.

Обручение

Помолвка или обручение не менее важно, чем само бракосочетание, и его необходимо тщательным образом подготовить. Заранее выбирается крестный отец для детей молодоженов, он же играет роль посаженного отца, которого в народе называют кавором. Эта персона занимает на армянской свадьбе почетное место рядом с родным отцом жениха.

Торжество берет старт в доме новобрачного, куда съезжается многочисленная родня, друзья и соседи. Для них накрывается роскошный стол, который буквально ломится от угощений. Гости немного закусывают, выпивают за здоровье молодых и отправляются в путь к дому новобрачной. Причем угощенья складываются на огромные подносы вместе с щедрыми подарками и забираются с собой.

Перед домом невесты отец парня проводит особый ритуал. Остановившись на пороге, глава семьи жениха торжественно вручает ему ншан — свадебное подношение для невесты. Этот атрибут представляет собой ювелирную драгоценность: красивое кольцо, изящный браслет или тонкую филигранную цепочку. Подарок передается девушке, которую по традиции выводит жена посаженного отца.

Теперь гостям разрешается войти в празднично украшенный дом. Родители невесты очень стараются произвести впечатление на гостей, поэтому застолье проходит впечатляюще: с шикарным угощением, веселыми танцами и народными песнями. Во время застолья родственниками обеих сторон окончательно утверждается дата свадьбы.

Как проходит обряд кройки платья невесты

Армянская невеста на свадьбе блистает роскошью наряда, а между тем, чтобы его смастерить, необходимо соблюсти еще один самобытный обычай, почти утраченный сейчас. За несколько дней до бракосочетания родственницы жениха отправляются помогать девушке кроить и шить подвенечный убор. Жена кавора даже приобретает ткань для наряда, но процедура все же носит символический характер.

В доме невесты супруга посаженного отца должна сделать выкройку платья, то есть нарезать материал. В процессе кройки жена явора резко бросает ножницы, возмущаясь, что они тупые, и помогать невесте она не будет. Такой обычай имеет следующую подоплеку: если жена кавора платье не раскроит, свадьба не состоится. Поэтому женщину задабривают деньгами, и она продолжает работу. Во время проведения ритуала присутствующих гостей обильно угощают.

Предсвадебные хлопоты

Армянская свадьба — яркое мероприятие, богатое разнообразными событиями и ритуалами, такими как:

Смотрины. Если помолвка состоялась, жених отправляется на смотрины, прихватив близких родственниц, чтобы они помогли оценить девушку лично. Делегация не приходит с пустыми руками, жених и родня несут богатые дары в дом. После мероприятия мать невесты торжественно разрешает молодым видеться до брака. По этому поводу соседским детям выносятся сладости и фрукты.

Къясум трел — встреча будущих родичей. Перед армянской свадьбой принято проводить собрание мужчин двух семейств: кавор и глава семьи жениха встречаются, чтобы обсудить финансовые моменты, связанные с проведением мероприятия.

Если все вопросы родственниками решены, расходы подсчитаны, наступает этап полноценной подготовки события. Доверенные люди подбирают место проведения праздника, составляют меню, посылают гостям приглашения, выбирают веселого ведущего, который создает и подготавливает сценарий.

Армянские тосты

Для армян тосты представляют неотъемлемый атрибут праздников, в том числе и бракосочетания. У данного народа торжественные речи — это не просто обычные пожелания, а целые легенды, притчи с аллегориями о животных, природе, прославляющие доблесть и щедрость джигитов, красоту кавказских женщин.

Танец невесты

По старой традиции армянской свадьбы, невеста проводила торжество в молчании, есть и пить ей также запрещалось. При этом молодой жене полагалось станцевать красивый и самобытный танец, зажечь таким образом огонь в глазах мужа. Во время народного танца к девушке присоединялись гости и бросали ей под ноги монеты.

Послесвадебные традиции и обряды

Грандиозное армянское бракосочетание длится несколько веселых дней, после которых проводится ряд мероприятий:

Послесвадебный подарок. Родители невесты после всех гуляний присылают молодым подарки к обустройству дома, отдают приданое.

Мытье головы. После свадьбы молодая жена, занятая новым домом и общением с мужем, долгое время не видится с матерью. Поэтому первая суббота после замужества посвящается свиданию родных людей. Мама приходит к родной дочери, чтобы помочь ей привести себя в порядок: вымыть голову, расчесаться и принарядиться.

Бракосочетание у армян — грандиозное и прекрасное событие, которое обязательно стоит увидеть. Национальная музыка, красивые костюмы, щедрое и обильное угощение, радушные хозяева — все это неизменные моменты армянской свадьбы.

Современные армянские свадебные традиции. Фото свадебных обрядов

Армянская свадьба ассоциируется с веселым шумом и многолюдным торжеством.

Действительно, вне зависимости от страны проживания, социального статуса, уровня обеспеченности армяне всего мира стремятся сохранить свадебные традиции своего народа. Конечно, время привносит изменения в некоторые армянские традиционные обряды, таких как ритуальное закалывание быка для свадебного стола — оно невозможно в крупных мегаполисах, но армянская свадьба всё равно остается одним из самых веселых праздников.

Свадебный цикл у армянского народа

Вообще ранее свадьба в Армении была очень долго готовящимся событием, очень ответственным событием. К созданию молодой семьи родители мальчиков и девочек начинали готовиться буквально с рождения своих детей.

Именно в Армении такая традиция, как сговор родителей о свадьбе, имела место быть. Сейчас, конечно же, традиция упростилась и не всегда между родителями молодых происходит сговор, все чаще молодые выбирают пару себе сами.

В древности армяне очень тщательно следили за тем, чтобы брачными узами связывали себя только те люди, кому можно. Нельзя было жениться кровным родственникам до седьмого колена.

Причём кровным родственниками считались и приемные дети, и кумовья, и молочные дети. Зачастую в провинциях и сейчас ещё следят за родословной для того, чтобы родство не повторилось.

Но вообще сейчас запрещены браки только между кровными братьями и сестрами. Запрещались браки между представителями разных вероисповеданий. Особенно осуждали браки между православными армянами и мусульманами.

Невесту выбирали соответственно статусу семьи, то есть богатые, зажиточные армяне выбирали невесту своему сыну из такой же семьи.

«Нестатусные» браки осуждались. Ранее старались соединить брачными узами молодых, проживающих примерно в одной территории — из близлежащих сел, городов. Сейчас эта традиция совсем не соблюдается.

Это объяснялось тем, что молодой муж должен был содержать свою семью самостоятельно. Принять помощь от родителей либо каких-то родственников считалось позором. Такого мужчину осуждали и позорили.

Армянская свадьба состоит из нескольких ритуалов. Это сватовство, сговор, обручение и собственно свадебные ритуалы.

Сватовство, сговор и помолвка

Зачастую сватовство в древности проводилось еще между только что рожденными детьми. Испокон веков в Армении выбирают именно невесту.

Выбор невесты проводит мать жениха. Именно она оценивает свою будущую невестку. Очень ценятся здоровье, трудолюбие, скромный и терпеливый характер.

Выбрав невестку, она советовалась со своим родным братом, с мужем, а после с другими родственниками. Если же ее выбор никем не осуждался, то тогда выбирали из родственниц жениха сваху и процессия с подарками для будущей невесты двигалась к ней в дом.

В армянской свадебной традиции было заведено не соглашаться сразу же отдавать свою дочь замуж, потому сваты наведывались к невесте минимум еще один раз.

Сваты не торопились делать предложение, разговаривали с семьей невесты о том о сём, о погоде и о политике; и в иносказательной форме делали предложение.

Например: » Мы хотим, чтобы ваша горлица перелетела в наш дом». Позднее точно также иносказательно отец невесты даст ответ сватам.

Если сватали совсем еще маленькую девочку — даже в двадцатом веке бытовало ещё «люлечное венчание», то на люльку вешали подаренный родственниками жениха слиток золота или серебра.

Традиция такого раннего сговора существовала в Армении очень долго. Прекратилась она только в связи с тем, что святая церковь запретила священникам проводить такое венчание — между несовершеннолетними детьми.

Если священник всё же проводил такое венчание, то его наказывали. Сейчас, конечно же, нигде уже не «сговаривают» маленьких детей.

После сговора проводилась собственно сама помолвка, на которой жених и невеста обменивались кольцами. Невесте преподносили украшения в подарок. Застолье начиналось в доме жениха, а затем со сладостями, фруктами и вином вся процессия направлялась в дом невесты и продолжалась там.

Каворкин — это практически духовный руководитель семьи, он будет крестить будущих детей молодоженов.

Каворкин должен духовно не только просвещать эту семью, он должен вникать во все проблемы молодых , причём с доброго своего пожелания, он должен быть всегда стеной для молодой семьи.

Без него в Армении свадьбы не бывает. Раньше каворкин должен был обеспечить и костюм жениха, и костюм невесты на свадьбу. У крестного было очень много обязанностей: подарки, золото, вся организация свадьбы.

Сейчас эта традиция уже несколько смягчилась , но стараются в общих чертах ее придерживаться.

Есть и продолжение этой традиции — ответный шаг кавору. Сразу после свадьбы жених и невеста, уже будучи мужем и женой, приезжают к кавору домой с богатыми подарками, говорят ему спасибо.

Во время помолвки невесту одаривали подарками — как правило, это были золотые украшения — и молодые обменивались кольцами.

Если сговор и помолвка проведены, то свадьбы, как правило, уже не расстраивались. Даже если до свадьбы должно было пройти еще 10 лет. Ранее было принято после помолвки не встречаться жениху и невесте — максимум один раз в сопровождении каворкин. Сейчас, конечно же, эта традиция совсем не сохранилась .

Если помолвка по какой-либо причине в древности расторгалась, то обе семьи считались опозорены.

Большой промежуток времени между помолвкой и свадьбой в древности объяснялся тем, что обрученные совсем еще дети — девочке на момент помолвки могло быть всего лишь два годика либо пять лет.

Конечно же, в таком случае свадьбы ждали столько времени, сколько требовалось, чтобы невеста подросла.

В Армении принято, чтобы невеста была младше жениха на несколько лет. Иногда разница в возрасте достигает 15 лет.

Свадьба

Собственно сама свадьба в Армении всегда очень многолюдна. В древности зачастую приглашенными на свадьбу могли быть все жители села.

Приходили даже не приглашённые — отдельно накрывали столы для неимущих. То есть 300 или 500 человек на свадьбе — это нормальное число гостей для празднования.

Сейчас свадьбы менее многолюдны. Однако всё же меньше 50 гостей не приглашают. Такие свадьбы считаются уже чересчур скромными.

Некоторые традиции и сейчас чтутся. К таковым относятся присутствие на свадьбе подруги невесты, и друга жениха — азаббаши. Он обязательно должен быть не женат, а подруга невесты — незамужняя.

Немалую роль на свадьбе играют и холостые товарищи жениха. Они составляют его свиту.

Ранее азаббаши обязательно держал меч, на котором красовались конфетки и красное яблоко и таким образом он сопровождал процессию с женихом и символизировал охрану этой семьи.

Вообще свита жениха в древности имела другой смысл. Поскольку армяне всегда жили в окружении недружественных для себя племен — курдов, турков, очень частой была кража невесты прямо из-под венца.

Поэтому жених отправлялся в дом невесты , окружённый вооружёнными молодыми людьми , зачастую свита достигала 50 человек. Для того, чтобы обеспечить безопасность для себя и своей невесты во время свадебной церемонии.

Со стороны невесты обязательно должна быть подружка на свадьбе. Она поддерживает невесту и помогает ей во всем. У подружки невесты в армянской свадебной традиции очень большие обязанности.

Еще во время подготовки к свадьбе подружка невесты должна принимать полное участие в организации свадьбы, ходить с невестой по магазинам, договариваться со всеми. На свадьбе она, соответственно, тоже постоянно будет рядом с невестой.

Раньше армянская свадьба отмечалась 3 дня минимум. Начинается она и в доме жениха и в доме невесты. В домах празднуют это событие, поют, танцуют, говорят тосты, выпивают за счастье молодых.

Потом свадебная процессия отправляется за невестой. На современных свадьбах мать жениха вместе со всеми едет за будущей невесткой, хотя в старину она ждала молодых дома.

Родственники жениха берут с собой специальное угощение, которое складывают в свадебные корзины. Интересна армянская традиция изготовления таросиков. Их тоже складывают в свадебные корзины.

Это красивые свадебные мешочки с нечетным количеством сладостей внутри. Крестные вместе с азабами — холостыми друзьями жениха — несут корзинки с подарками и отдельно — корзинку невесты, где вместе с подарками лежит свадебный наряд для невесты.

В доме невесты гостей встречают песнями и танцами. Девушки собираются в отдельной комнате, где одевают невесту во все свадебные одежды. В современное время, конечно же, невеста встречает гостей уже в свадебном платье.

Весь процесс сопровождается песнями и шутками. Например, подружка объявляет, что невеста выйти не может, так как у неё украли туфли. И только после денежного выкупа туфли невесты «находятся».

При выходе из дома младший брат невесты, обычно взяв в руки кинжал, не отпускает сестру и требует выкуп. После получения выкупа жених и невеста вместе со всеми родными едут в церковь, где проходит обряд венчания.

В армянской свадьбе официальная регистрация брака играет второстепенную роль. В некоторых армянских семьях и до сих пор регистрируют брак официально только после рождения первого ребенка. Если же детей в семье нет, то супруги так и живут без юридического оформления своего брака.

Ритуал венчания в Армении не меняется на протяжении многих уже столетий. И выглядит он примерно таким образом: в середине церкви, у алтаря стоят жених и невеста.

Слева от невесты стоит ее подружка , справа от жениха — его друг, а кавор со своей женой стоят позади молодых. Священник читает «Отче наш» на армянском языке, после чего освящает кольца и молодые обмениваются ими. Обручальные кольца носят в Армении на левой руке.

После венчания молодые едут в ресторан для празднования свадьбы. Раньше для продолжения свадьбы ехали в дом жениха. Их встречала мать жениха, торжественно возлагала лаваш на плечи молодоженов и угощала их медом.

На пороге дома были перевернутые тарелки, которые жених и невеста должны разбить. Их разбивают для того, чтобы отпугнуть злых духов ещё на пороге семейного очага и не впустить их в дом.

Отец жениха открывает праздник: говорит слова благодарности гостям, после чего слово передается крёстному, он тоже благодарит за честь быть крестным, после этого слово передается одному из центральных персонажей армянская свадьбы — тамаде. Раньше обязанности тамады брал на себя один из родственников или из друзей.

Раньше свадебные подарки были очень и очень богаты. Все подарки объявляли и демонстрировали для всех гостей, их рассматривали. Армянин готов последнюю копейку был отдать для счастья молодых.

Танцуют на празднике все: жених и невеста, старики и молодые, дети. На армянских свадьбах всегда звучат армянские песни и мелодии.

Интересным является тот факт, что на армянских свадьбах «Горько!» не кричат.

Послесвадебные обряды

Передача приданого невесты. Приданое сегодня уже не играет такую важную роль, как ранее, тогда это было материальным началом будущего хозяйства семьи.

Приданое перевозилось в дом жениха и рассматривалось всеми родственниками. Сегодня приданое может содержать символичное лишь постельное белье. Хотя некоторые родители дарят в качестве приданого машины или квартиры.

Обряд мытья головы невесты очень специфичен. Ровно через неделю после свадьбы впервые мать молодой жены приходила в гости к своей дочери и зятю.

Она приносила с собой повседневную одежду невесты, ее расчёску, полотенца и мыльные принадлежности и помогала ей мыть голову.

Читайте также:  17 лет свадьбы – как отметить, поздравления, подарки

Этот обычай строго соблюдался: мать не видела дочь всю неделю до этого дня. Сейчас, конечно же, это символический визит в гости к молодым матери невесты.

Современные армянские свадьбы в России, Европе и по всему миру видоизменяются, упрощаются, но в целом отличаются соблюдением очень многих традиционных элементов.

Конечно же, в зависимости от страны проживания, привносится в армянскую свадебную традицию много новых элементов, например, проведение игр, конкурсов, бросание свадебного букета невесты, запуск голубей..

Армянская свадьба. Обычаи и традиции

У некоторых народов почитание обычаев предков особо развито. И очень развито национальное самосознание. Армянский народ относится к их числу. Армяне смогли сберечь свое духовное сокровище: национальные традиции, корни которых уходят вглубь веков, свою культуру и религию. И сегодня стойко соблюдаются традиции, в частности такие, как: почитание старших, нерушимость родственных связей, прочность брака. Особенно следует отметить такое явление, как армянская свадьба. Это очень большой праздник. В старину гуляли семь дней и семь ночей всем селом. На сегодняшний день эта традиция себя уже изжила, но гостей армянская свадьба по традиции собирает, и по сей день, очень и очень много.
До конца девятнадцатого века свадьбы в Армении начинались осенью и продолжались вплоть до великого поста. Когда полевые работы были завершены. Выбором невесты занимались т. н. “дибончи”, либо же родственники парня. Тут играли роль в основном деньги, а не красота невесты, ее приданное т. н. “джегез”. Браки по расчету более присуши горожанам, нежели селянам, сохранявшим, как правило, патриархальные традиции.

До начала свадьбы, за 15 дней в сельской местности от дома жениха в дом невесты направлялся материал для свадебного наряда. В городской местности же в дом невесты направлялась уже готовая одежда, включая нарядные сапожки.

Армянская свадьба имеет традиции в которых подробнейшим образом прорисовываются действия всех участников церемониала, с учетом того свадьба проводится в городе, либо же в селе – тут место проведения свадьбы играет определяющую роль, так как традиции здесь свои для города и для села.

Организация армянских свадеб в наше время, несколько отличается. С начала двадцатого века происходят существенные изменения в проведении свадебного обряда. Он состоит из следующих этапов. Первый досвадебный, включает в себя выбор невесты, т. н. сговор, само обручение, и наряды, проводимые после свадьбы. Новшеством и отличием от традиции выбора невесты родственниками, определяющегося современными нравами, когда парень и девушка сами принимают решение о свадьбе. Такой вариант наиболее встречается в наши дни. Молодые уведомляют о принятом решении родителей, мнение которых является определяющим. Свататься в дом к невесте идет мать юноши и он сам. Его дату (сватовства) обговаривают заранее. Если традиция сватовства упрощается, то обручение проводится согласно устоявшимся нормам, но без присущей ему в давние времена пышности. Продолжительность свадьбы составляет два-три дня. Некоторые обряды, касающиеся наряжания молодых, упразднены. После вывода невесты, свадьба едет в церковь для совершения обряда венчания, затем в загс. После регистрации молодожены едут в дом жениха, где, собственно говоря, и происходит праздничное застолье. Перед входом в дом молодым под ноги кладут две новых тарелки, которые они разбивают одним ударом. Свадьбу ведет, как положено тамада. Свидетелями на армянской свадьбе являются так называемые “крестные свадьбы”. В их роли выступает самая уважаемая и самая близкая из окружения молодоженов семейная пара. Крестными должна быть такая семья, которая сама будет являться примером, для того чтобы создаваемая семья походила на них.
рестному положено делать самый дорогой подарок, преподнесение свадебных даров молодым представляет собою отдельный свадебный обряд. Родня и гости одаривают молодых драгоценностями, дорогими тканями, деньгами и предметами домашнего обихода. Выкупом невесты тоже руководит крестный, родные могут назначить в качестве выкупа любую сумму, а он должен обеспечить его выплату. Право вести невесту к алтарю выпадает посаженному отцу, а на крестных возлагается ответственность за создаваемую семью с самого начала и до конца. На свадьбе невесте положено подержать на руках ребенка, обязательно мальчика, чтобы первенцем был сын. На следующий день после свадьбы женщины со стороны мужа приносят в дом невесты красное яблоко, символ невинности невесты. Хотя на сегодняшний день, с учетом современных нравов такая традиция носит скорее формальный характер. Про гостеприимство армянского народа слагают легенды. И небезосновательно. По любому радостному событию накрывается стол. Причем делается это всюду, где у тебя есть близкие люди, и дома, и на работе. Если гость отказывается выпивать и кушать – это означает, что он не желает счастья хозяевам. Заканчивается же свадьба, когда перевозят приданое невесты в дом к жениху.

Свадьба и ее обряд

Брак — один из важнейших социальных институтов, формы которого находятся в определенной зависимости от господствующих в общее» общественных отношений и отражают как общие закономерности развитая человечества, так и основные этапы этнической истории данного народа, его этнокультурные особенности, в частности, имущественно-правовые нормы, нравственные представления и традиции.

В традиционном, преимущественно крестьянском, обществе армян брачность приближалась к всеобщей, т. е. вступление в брак считалось обязательным для всех, за исключением людей с физическими или умственными недостатками.
Женить и выдать замуж своих детей старались как можно раньше. Правда, в литературе есть сведения о случаях добровольного безбрачия некоторых девушек, считавших это богоугодным делом; их решение вызывало безусловное уважение семьи и односельчан. В брак вступи строго по старшинству: обычай запрещал младшим жениться и выходить замуж раньше старших братьев и сестер.

При вступлении в брак у армян действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и церковными законодательством.
Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена. Это во многом определялось экзогамным характером азга (рода) у армян.
Даже во второй половине XIX браки внутри азга не допускались поскольку его члены считались близкими родственниками. При этом в разных областях Армении понятие “Близкий родственник” варьировалось от четырех до семи поколений, в зависимости от того, до какого колена велся счет родства от основателя азга.

Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами.

Строгим препятствием к браку, как уже отмечалось, было искусственное родство.
Так, усыновленный гердастаном не имел права жениться на девушке того же гердастана, поскольку считался близким родственником.
Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами, между лицами, скрепленными узами побратимства или посестримства
Весьма распространен у армян был институт кумовства (каворутюн), которое считалось, независимо от того, свадебным оно было или крестильным, нередко даже более близким, чем кровное родство. Поэтому брачные связи категорически запрещались не только с представителями семьи кума — кавора, кнкавора, но и между потомками кумовьев.

На брачные ограничения оказывала влияние и религиозная принадлежность, так как небольшая часть армян, как уже отмечалось, по вероисповеданию были католиками, и браки между ними и армянами-григорианами были крайне редки.
Этнически смешанные браки, особенно в районах с компактным армянским населением, практически не отмечены. Браки армян с мусульманами резко осуждались; о ванских армянах Е. Лалаян, например, писал: «Ни армянин, ни турок не позволят, чтобы кто-либо из их сородичей отступил от родной веры из-за брака с инородцем».

Брачный круг был ограничен и территориально, т. е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю».
С одной стороны, локальная эндогамия объяснялась некоторой замкнутостью быта исторически возникших в связи с массовыми переселениями этнографических групп армянского этноса с их спецификой бытовой культуры. Поэтому старожилы и переселенцы, которые жили большей частью в разных селах, старались избегать семейных отношений.
Например в Вайоц-дзоре до недавнего времени были села, жители которых называли себя «старыми» армянами, отделяясь таким образом от армян из Ирана, которые поселились в этом районе в 1828 г., после присоединения Восточной Армении к России.
Длительное время различия между этими группами сохранялись. «Старые» армяне предпочитали брать жен в своем селе либо в селах со «старым» армянским населением; то же относилось к переселенцам — «новым» армянам.

С другой стороны, локальная эндогамия была обусловлена социально-экономическими причинами, особенно введенной в пореформенное время подушной системой наделения землей, при которой любое увеличение членов той или иной общины (в данном случае за счет невесты из чужого села) вело к нежелательному сокращению подушного земельного участка.
За последние десятилетия значительно увеличилась доля социально смешанных и намного меньше — национально смешанных семей. Это объясняется рядом обстоятельств: Армения — одна из мононациональных республик бывшего Союза (доля коренной национальности увеличилась здесь, например, с 84,4% в 1926 г. до 89,7% в 1979 г.), и в связи с этим у нее самый низкий индекс этнической мозаичности, имеющий тенденцию к дальнейшему снижению (с 0,212 а 1959 г. до 0,211 в 1970 г. и 0,132 в 1979 г.);

Кроме того, по-прежнему большую роль играет национальная предпочтительность многих традиционных черт в быту.
В Армении межнациональные браки стали заключаться со времен первой мировой войны.
Тогда молодые армяне-рабочие, трудившиеся в России, женились на русских девушках и привозили их в Армению.
В 1924г. из 6626 браков армян 35 (0,5%) были зарегистрированы с женщинами других национальностей, в том числе в 21 случае с русскими; из 6617 браков армянок в 28 случаях (0,4%) их супругом был представитель другой национальности, в том числе в 17 браках — русский; в 1926г. из 6528 браков армян и 6515 браков армянок национально смешанных браков было соответственно 25 (0,4%), в том числе 15 с русскими женщинами, и 12 (0,2%), в том числе в 10 случаях мужья были русскими.
В прошлом, традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа, который назывался hарси гин, глхагин (букв. «цена невесты», «цена головы»).
Другим, менее распространенным был способ заключения брака путем похищения — ахчик пахцнел (букв. «умыкнуть девушку»), главным образом в форме увода, т. е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей.

Такой способ заключения брака исследователи долгое время считали древнейшим и едва ли не универсальным. Позднее они пришли к выводу, что оба способа заключения брака (по сговору и похищением) по своему происхождению относятся к одному историческому периоду с той лишь существенной разницей, что брак по сговору уже в древности утвердился в качестве общепринятого правового института, а брак похищением никогда не был законным и считался отклонением от нормы, нарушением принятого обычая.

Случаи похищения у армян известны в далеком прошлом и бытовали еще в XIX — начале XX в., а иногда и позднее.
Теперь практикуются обе формы заключения брака при значительном преобладании, как и прежде, брака по сговору.

Армянские свадебные традиции

В армянских свадьбах есть много интересных и захватывающих моментов, поскольку жители этой страны свято чтят давние традиции. Армянская свадьба проводится с учетом исторических обрядов. Родители жениха и невесты с благоговением относятся к такому важному событию, не жалеют сил и средств для того, чтобы молодые были счастливы и надолго запомнили свое свадебное торжество. Традиции армянских свадеб яркие и фееричные, а сам праздник насыщен играми, конкурсами и состязаниями.

Основные особенности армянской свадьбы

Узами брака армяне связывают себя строго по старшинству – сначала женится старший брат, а потом – младший. Есть здесь и несколько запретов на заключение брака. Кровные родственники не могут жениться друг на друге до четвертого, а в некоторых случаях до седьмого колена. Также запрещены однополые браки между родными сестрами и братьями. По законам Армении дети, которых усыновили, и кумовья тоже считаются кровными родственниками, запреты распространяются и на них. Поэтому на протяжении всей истории Армении вступать в брак не могли не только кумовья, но также их дети и внуки. Осуждался раньше и брак с мусульманами.

По традиции, невесту нужно было выбрать из родного или ближайшего населенного пункта. Официально жениться армянам можно не более трех раз, причем, третий раз только на вдове. Исключения и отступления от традиций, конечно, имели место, но они получали серьезное общественное осуждение.

В Армении женятся рано. Подходящий для брака возраст – 12-16 лет для девушки; 14-29 лет для парней. Девушка, которая оставалась незамужней в 17 лет, считалась в Армении старой девой, а в 20 лет ее уже называли «перезрелой». Традиционно армянская жена должна быть моложе мужа на несколько лет. Разница в возрасте может достигать 15-20 лет. Юношей старались женить сразу после службы, а девушку выдать замуж после того, как она закончит школу.

Традиционно армянская свадьба была основным фактом создания семьи, а брак регистрировали уже после появления первенца. Если у супругов детей не было, то официально они считались чужими людьми. Ради своей любви армянские юноши и девушки готовы на серьезные поступки. Они могли даже ослушаться родителей и уйти из дома, если те не давали согласия на свадьбу.

Брак у армян свят и неприкосновенен. Разводы не приветствуются и встречаются очень редко. Серьезным поводом для такого шага может послужить только измена одного из супругов.

Главными свадебными традициями армян всегда были «похищение невесты» и «брак по сговору». В давние времена они строго соблюдались, а сегодня являются в основном красивыми древними ритуалами.

Обряд сватовства в Армении

Когда девушка для сына была выбрана, родители жениха готовились к сватовству. Для переговоров с будущими сватами они выбирали одну из ближайших родственниц. Ее задача – получить согласие отца девушки на свадьбу. Когда мать потенциальной невесты узнавала, что ее девочку хотят взять замуж, она советовалась по этому поводу со своим братом. Оговаривали дату сватовства, которое происходило через несколько дней. По традиции, в дом к невесте приходили родственники жениха с посредницей, а иногда и матерью жениха. Сначала будущие сваты здоровались друг с другом и говорили о вещах абсолютно не касающихся свадьбы: погоде, политике, огороде, прочих темах. И только затем с помощью пословиц, шуток и афоризмов сваты намекали, для чего пожаловали в гости.

Вот один из типичных примеров иносказания. «Мы пришли для того, чтобы взять немного воды из вашей реки в нашу реку». По традиции, предложение сватов никогда не принималось сразу, даже если родители девушки были согласны. Они всегда находили много поводов потянуть время, говорили, что им нужно подумать над таким серьезным предложением. И сватам приходилось наведываться в дом армянской невесты не один раз.

Поговорив с родней, спросив согласия у дочери, отец девушки тоже оглашал свой вердикт в оригинальной форме: «Не будем пререкаться, пусть наша птица летит к вам в сад». По традиции, этот исторический момент нужно было скрепить подарком – кольцом или каким-нибудь украшением для девушки. После того, как официальная часть была закончена, накрывали стол, пили вино, которое приносили сваты.

Армянский «брак по сговору»

В давние времена у жителей Кавказа и у армян в том числе, был распространен «брак по сговору». Это означало, что обручали даже младенцев. Родители, которые по каким-то причинам, хотели породниться, договаривались между собой о браке своих детей. В знак скрепления договора они вешали на люльку кусок золота или серебра, а в некоторых случаях просто делали на ней отметку.

Позже армянская церковь запретила «брак по сговору», поскольку никому не дано право венчать людей без их согласия. Ребенок, когда вырастет, может захотеть связать свою жизнь совсем с другим человеком. Если священник все же решался венчать «по сговору», его наказывали. Но народ не мог представить, что такая свадьба не состоится. Эта традиция почти исчезла в конце ХХ века, и сегодня «брак по сговору» бывает лишь формальным.

Читайте также:  Свадьба в цвете капучино - идеи для молодожен

Невесту армянскому юноше выбирали отец и больше мать жениха, ей в этом процессе принадлежала главная роль. Она примечала девушку, потом советовалась с мужем, братом и остальной родней.

Семья жениха собирала информацию о кандидатке в невесты и ее родне. Лучшими качествами армянской девушки испокон веков были: скромность, трудолюбие, образованность. Высоко ценилось хорошее здоровье, чтобы могла родить крепких детей. Внешность невесты была на втором плане, главное, чтобы она была доброй женой и замечательной хозяйкой. Про характер девушки судили по ее матери. Считалось, что какая мать, такой будет в браке и ее дочь.

Веселые свадебные гуляния

Традиционно армянскую свадьбу играли зимой или осенью, после того, как собран урожай. Главными персонажами на свадебном гулянии были «кавор» и «каворкин» (посаженые отец и мать), а также «азабы» (холостые дружки жениха). Лучший друг жениха назывался на свадьбе «азаббаши», что означает «брат жениха». На армянскую свадьбу приглашали тамаду, который говорил тосты, организовывал песни и танцы. Хозяином на свадьбе является отец жениха.

Старинная армянская свадьба длилось от трех до семи дней. Это зависело от материального благосостояния родителей будущих супругов. Начинали празднование в пятницу, а заканчивали в воскресенье или на следующей неделе.

В свадебном армянском торжестве есть много интересных обрядов. Например, купание молодых накануне свадьбы, которое символизировало их очищение. Девушку купали дома подруги, а юношу – дружки в хлеву. Купание невесты было торжественным мероприятием, во время проведения этого ритуала девушки пели и танцевали.

Свадебный хлеб пекли дома у жениха или у невесты. Друзья, под звучание веселых песен, просеивали муку и месили тесто.

Свадебное армянское торжество начиналось одновременно в домах жениха и невесты. Гости жениха угощались сколько хотели, потом расходились по домам. А жених в сопровождении свиты и музыкантов шел в дом к невесте. В этой процессии принимал участие бык, украшенный яблоками. Затем, под музыку и бешеные пляски, быка забивали, а кровью убитого животного намазывали лоб жениха. Будущий муж мазал также бычьей кровью свой кинжал или нож, складывал его и прятал в карман. Молодожены открывали этот нож в первую брачную ночь на супружеской кровати. Бык, по приданию армян, считался символом плодородия, и этот ритуал должен был помочь в рождении нескольких детей.

Из дома жениха процессия направлялась к дому невесты, которая ждала суженого в углу своей комнаты за занавесом. Родственники невесты встречали команду жениха у ворот и требовали выкуп. Когда жениху удавалось, наконец, добраться до невесты, начиналось свадебное армянское застолье, которое продолжалось несколько часов. Потом гости постепенно расходились, а жених с «азаббаши» оставались ночевать. С невестой ночевала ее подружка.

Как сегодня приезжает армянский жених за своей невестой, вы можете узнать из этого видео.

Утром следующего дня невеста одевалась за занавесом. Подружки молодой жены надевали на нее свадебный наряд под печальную армянскую мелодию. Торжественный наряд не многим отличался от повседневной одежды, но был сшит из дорогой ткани. Лицо девушки закрывала вуаль. Взгляните на это фото и оцените, как очаровательна армянская невеста.

Женатый и многодетный мужчина выносил невесту и ставил возле жениха. Он желал молодоженам здоровья, счастья и многочисленного потомства. Пара обязательно должна была обвенчаться. Не совершив такого обряда, молодожены не имели права ложиться вместе в постель.

На третий день свадьбы жена приходила в дом мужа. Из своих рук в руки новой семьи девушку передавал отец. Он приказывал молодому мужу беречь и защищать свою дочь. Под грустные мелодии жена прощалась с домом родителей и вместе с приданым шла в дом мужа. Там их торжественно встречали родственники, осыпали конфетами, орехами, зерном и деньгами. Всеми символами счастья и богатства.

В Армении все свадебные обряды сопровождались угощениям, фееричными танцами и зажигательными свадебными песнями. Торжественный стол был богат различными угощениями, хорошим вином, коньяком, сладостями и фруктами.

Посмотрите наше видео, в котором опытный тамада подробно рассказывает об армянской свадьбе.

Послесвадебные обряды и обычаи

В некоторых районах Армении приданое привозили только после окончания свадебного торжества. Это был первый послесвадебный обряд. Второй – мытье головы девушки. Через неделю после свадьбы в дом к молодым приходила мать молодой жены. Она приносила с собой мыло, расческу, полотенце, одежду для своей дочери, помогала ей мыть голову. В давние времена этот обычай соблюдался очень строго – до этого дня мать не могла видеть свою дочь. Сейчас этот обряд несет лишь символическое значение.

Если вы станете гостем на армянской свадьбе, то никогда не забудете это интересное и увлекательное событие. Поделитесь с нами впечатлениями свадебных торжеств, участником которых вы были.

Традиции армянской свадьбы

Культура армянского народа богата традициями и обычаями, передаваемыми от поколения к поколению в течение многих сотен лет. К сожалению, у многих народов современность стирает интересные обычаи, вносит в них свои коррективы, однако армянские традиции так прочно укоренились в сознании народа, что сохраняются и сейчас практически в неизменном виде. Армянская свадьба является тому ярким примером, ведь она проводится с соблюдением всех ритуалов, которые существовали еще много веков назад.

Выбор невесты

Согласно древней армянской традиции, выбором невесты для сына занимались его родители, причем основным инициатором в этом важном деле выступала мать. Выбрав подходящую по ее мнению девушку, она советуется с мужем и многочисленными родственниками.

Девушка непременно должна отличаться скромностью и трудолюбием, быть пригодной по состоянию здоровья для продолжения рода, внешним данным будущей невестки особого внимания не придавалось.

В наше время ситуация несколько изменилась, и родители стремятся сделать так, чтобы юноша смог увидеть предполагаемую невесту под каким-нибудь благовидным предлогом. И все же часто выбор остается за родственниками, которые, определившись, начинают вести переговоры с родителями девушки, и отказ может навсегда рассорить семьи между собой.

Посредница

Когда подходящая девушка найдена, родители молодого человека просят одну из родственниц стать их посредницей для проведения переговоров с матерью будущей невестки, чтобы та в свою очередь заручилась согласием мужа на свадьбу дочери.

Прежде всего, мать девушки должна посоветоваться со своим братом. Задача посредницы состоит в том, чтобы окольными путями узнать о намерениях семьи девушки, и только поняв, что они в принципе не против, к ним с официальным визитом засылают сватов. Этому обычаю до сей поры следуют многие армянские семьи, особенно это касается жителей сельской местности, которые более подвержены соблюдению древних традиций.

Сватовство

Обычай посылать сватов сохраняется в армянской культуре и на современном этапе, ему придается особенное значение. Спустя некоторое время после успешных действий посредницы, в дом будущей невесты засылаются сваты, в число которых входят близкие родственники мужского пола, с ними отправляется и посредница, а в некоторых случаях мать юноши.

Разговор с будущими родственниками начинается издалека, затем в форме иносказания гости сообщают хозяевам о цели своего визита, что они пришли, чтобы взять из этого дома цветок или золу. Встречаются и другие варианты.

Родителям невесты не следует сразу явно показывать свое согласие на свадьбу, поскольку это считается дурным тоном. Если отец девушки не против, он традиционно просит дать ему некоторое время для раздумий и принятия решения. О своем согласии он тоже сообщает в иносказательной форме. Мать девушки по традиции накрывает стол, и будущие родственники закрепляют достигнутое соглашение коньяком или водкой.

Помолвка

Армянская свадьба немыслима без помолвки. Когда все необходимые условности соблюдены и во время сватовства между будущими родственниками достигнута договоренность, назначается дата помолвки, во время которой планируется обручение молодых. Это событие планируется провести в доме невесты, оно требует предварительной подготовки и соблюдения определенной последовательности событий.

В доме происходит сбор родственников обеих сторон, они приносят презенты для невесты. Отцу жениха к событию полагается убить барана или теленка. Мать невесты накрывает богатый стол, за который усаживаются представители обоих семейств и их родственники.

Жених торжественно вручает кольцо своей нареченной, гости желают молодым счастья и поднимают за них бокалы. Молодой человек обещает будущей невесте сделать все, чтобы она была счастливой. Девушке полагается поблагодарить его, молча, и передать отцу свой бокал с вином. Гости вручают девушке приготовленные для нее подарки, а когда застолье близится к концу, родителями оговаривается конкретная дата свадьбы.

Кража невесты

Еще одним интересным, но неприемлемым с точки зрения современности обычаем, является кража невесты. Эта традиция, к огромному сожалению многих армянских девушек, существует до сих пор. Парень может украсть понравившуюся ему девушку с намерением жениться на ней вопреки ее желанию и воле родителей. Он подкарауливает ее, увозит, а потом связывается с ее родными и требует выдать ее за него. За время невольного плена с ней обращаются весьма уважительно, но родственникам все равно приходится давать согласие на свадьбу, так как ее репутация уже считается небезупречной. Вряд ли у нее будет новый шанс устроить свою жизнь с кем-то другим.

Свадебное торжество

Традиция праздновать свадьбу три дня сохранилась и в настоящее время, хотя раньше оно могло затянуться и на неделю, если это позволял материальный достаток семей молодоженов.

Сценарий армянской свадьбы требует соблюдения целого ряда обрядов. Например, жених и невеста должны непременно искупаться перед церемонией, что являлось символом очищения перед вступлением в брак. Купание молодого человека происходило в хлеву, ему помогали его дружки, а невеста купалась у себя дома при помощи подруг. Этот торжественный ритуал сопровождался пением и танцами.

  • Традиционно свадебное торжество назначали на осенний или зимний период, когда сбор урожая уже закончен. Армянская свадьба отличается обязательным наличием посаженых отца и матери – кавор и каворкин – являющихся основными лицами церемонии. Брат жениха – аззабаши – назначался главным дружкой. Вести свадебное гуляние обязательно должен был тамада, произносивший тосты, заставлявший всех выпивать, следивший за общим весельем.
  • Хозяином свадьбы считался отец новобрачного. Свадебные столы накрывались как в доме жениха, так и в доме невесты, и в них одновременно с утра начинался пир.
  • Раньше невесте не разрешалось участвовать в свадебном пиру, ей нельзя было присутствовать за общим столом. Она должна была находиться в огороженном занавеской углу, который украшали различными амулетами – считалось, что они оберегают невесту от дурного глаза и порчи.
  • Попировав в доме жениха, свадебная процессия направлялась к дому невесты, неся на большом подносе ее свадебное платье. У ворот дома шествие встречали родные девушки, требуя за нее выкуп. Когда жених, наконец, встречался со своей нареченной, все снова усаживались за столы и начинали пировать уже в доме невесты, это застолье происходило в течение нескольких часов.
  • Вечером гости расходились по домам, а жениху полагалось ночевать вместе с главным дружкой. Невесте же полагалось проводить ночь в обществе своей подружки или сестры.
  • Второй день свадебного торжества начинался подготовкой невесты: подружки облачали ее в свадебное платье, это действо сопровождалось печальными мелодиями, которые исполняли на армянской зурне. Платье, сшитое из дорогих тканей, по своему фасону практически не отличалось от повседневной одежды, лицо новобрачной непременно должно быть закрыто вуалью.
  • Как выглядит платье невесты, можно посмотреть на фото.
  • Вывести невесту в свадебном платье и вручить ее жениху полагалось женатому мужчине, у которого уже есть дети. Он должен был пожелать молодой паре счастья, здоровья и множества ребятишек.
  • Обряд венчания считался обязательным ритуалом армянской свадьбы, без этого молодожены не имели возможности лечь на брачное ложе.
  • Лишь на третий день свадьбы девушку перевозили в дом к мужу. С утра вся семья молодого человека шла за молодой женой в дом ее родителей. Отец передавал ее мужу с рук на руки, зять получал от него наказ беречь и заботиться о своей жене.
  • Сохранился в неизменном виде обычай, по которому мать жениха, встречая молодых перекидывала через их плечи по лавашу, а на головы посыпала смесь из зерна, изюма, конфет и орехов. Под ноги молодым ставятся две тарелки, взятые в доме невесты, которые они должны разбить. По обычаю первым разбить блюдо полагается новоиспеченному мужу.
  • Армянские свадебные обычаи связаны с обильным угощением, обрядовыми песнопениями и заводными танцами. Столы буквально ломились от разносолов, хорошего вина и коньяка, восточных сладостей и фруктов. Остроумные витиеватые тосты, поздравительные речи в честь молодых звучали на протяжении всего празднества.
  • По старой традиции первую ночь молодые обязательно должны провести в доме одни, а все домашние должны ночевать у родных или соседей. Поутру молодому мужу следовало скрыться у кого-нибудь из родных и лишь к вечеру, когда его приведут домой, он в смущении должен поцеловать руки родителей. Сейчас эта традиция практически изжила себя.

После свадьбы

После отшумевшей свадьбы также требуется соблюдать некоторые обычаи и обряды.

Для армян целомудрие девушки до сих пор имеет огромное значение, поэтому традиция удостоверения невинности девушки сохранилась до наших дней. Утром к новобрачной наведываются родственницы и поздравляют ее, принося в дар яблоко с вставленными в него серебряными монетами. Ее мать, в случае подтверждения невинности дочери, принимает поздравления и получает в дар свежую куриную тушку, корзину красных яблок, красное вино или коньяк, украшенный красной лентой.

Армянские свадебные обычаи рекомендуют приданое невесты перевозить в дом ее мужа после завершения свадебных торжеств.
Первый визит тещи к дочери и зятю мог состояться лишь через неделю после свадебных торжеств и должен быть приурочен к мытью головы молодой жены. Мать приносила дочери ее платья и другую одежду, гигиенические принадлежности в виде мыла, расчески и полотенца и помогала ей помыть голову. В старину требовалось неукоснительное соблюдение этого обычая, и мать с дочерью не могли видеться раньше положенного срока, сейчас же он стал чисто символическим.

Запреты и ограничения

Традиционно в Армении существуют некоторые запреты и ограничения, связанные с заключением брака. Некоторые из них строго соблюдаются и в наши дни:

Брак обязательно должен заключаться по старшинству: младшему брату не положено жениться, пока не обзаведется семьей старший.Заключение браков между родственниками, даже дальними, категорически запрещалось.Два родных брата не имели права жениться на двух родных сестрах. Согласно армянским обычаям, дети, которых усыновили, также признавались кровными родственниками, следовательно, запреты касались и их. На кумовьев и даже их потомков также распространялось данное правило.

Брак армянина с мусульманкой подвергался осуждению. Невесту следовало выбирать среди жительниц окрестных сел или городов. В брак армянин должен был вступать не более трех раз, причем третий брак мог быть заключен исключительно с вдовой. Конечно, случаи нарушений армянами устоявшихся традиций существовали, но все они подвергались общественному осуждению.Ранние браки в Армении считались нормой: девушку полагали готовой к семейной жизни с 12 лет, юношу – с 14. 17-летняя незамужняя девушка считалась старой девой.

Армянские свадебные обычаи, не смотря на их своеобразие и яркий национальный колорит, во многом схожи с русскими. Конечно, в России традиции менее сильны, и чаще всего можно встретить лишь сватовство (причем проводится оно более формально, с целью знакомства родителей и планирования свадьбы) и выкуп невесты. В Армении же большинство обычаев сохранено в неизменном виде и свадьбы проводятся с неукоснительным их соблюдением.

Ссылка на основную публикацию