Ингушская свадьба – проведение и народные традиции

Традиции ингушских свадеб

Традиции Северного Кавказа настолько популярны, что о них известно даже в дальних странах. Обычаи, которые не изменяются многие годы, передаются из поколения в поколение. Народ относится к ним с особым трепетом и бережностью. Распространяются местные традиции и на церемонию бракосочетания.

Чеченцы, карачаевцы и ингуши относятся к этим традициям очень ответственно. Необходимо отметить, что у этих народов очень похожие обряды. В свадьбе жителей Дагестана можно увидеть традиции, которые принято соблюдать в странах Европы. Заметить схожесть можно невооруженным глазом. Например, невеста бросает букет своим подругам.

Раньше это было не принято, как и использование этого аксессуара. Новшеством можно считать и первый танец молодоженов. Раньше невеста не могла надеть слишком откровенное платье, но сейчас она не ограничена в выборе наряда. Однако время не стоит на месте, поэтому разрешение старейшин на многие действия не требуется. У новых свадеб есть ряд неоспоримых достоинств. Сегодня вы узнаете о самых известных традициях ингушских свадеб.

Подготовка к ингушской свадьбе

На Северном Кавказе людей распределяют по фамилиям. Их делят на почетные семейства и никому не известные. Также фамилии разделяют как на старые, которые присущи древним родам, так и на новые. Мужчина не имеет права просить руки и сердца любимой женщины, которая является однофамилицей одной из его близких родственниц. Выбрать жену здесь непросто, ведь очень сложно найти девушку, которая не будет считаться родственницей. Однако это решение можно назвать достоинством, ведь у кавказцев почти не рождаются дети со всевозможными болезнями, которые связаны с браками между родными людьми.

После того, как ингуш выберет себе невесту, он должен посвататься. Известные родственники жениха посещают дом его будущей жены. Здесь они должны подойти к отцу и попросить у него разрешения на то, чтобы его дочь вышла замуж. Родители спросить у молодых, любят ли они друг друга. Если одна из сторон против свадьбы, то отец отказывает представителям жениха. Кавказ – это не то место, где женят или выдают замуж насильно.

Как проходит церемония бракосочетания в Ингушетии

Начинает этот торжественный день длинный кортеж. В автомобилях едут родственники жениха во главе с дядей. Если дядя по какой-либо причине не смог присутствовать на ингушской свадьбе, то его может заменить старший брат. Их ждут в доме невесты с танцами и веселыми развлечениями. Когда жених приедет к дому невесты, первыми из машины должны выйти выбранные им парень и девушка. Девушка закрепляет иголку в подоле платья невесты и дарит ей платочек. Парень же ведет невесту к автомобилю, обязательно придерживая ее за локоть. Роль можно по праву назвать самой главной. Все это сопровождается обилием теплых и искренних пожеланий счастья, как молодоженам, так и их родителям.

Сами ингушские свадьбы начинаются после того, как невеста прибудет в дом своего возлюбленного. Мать жениха дает невесте ложку меда. От угощения нельзя отказываться, ведь это действие символизирует сладкую жизнь на новом месте. Потом девушка становится в угол и стоит там до тех пор, пока ее поздравляют и дарят подарки.

Ингушская свадьба обходится без свидетелей и какой-либо развлекательной программы. Ведущий праздника тоже не понадобится. Молодоженам хватает веселья гостей и радости от того, что все близкие родственники собрались в одном доме. Тем временем жених отмечает день своей свадьбы в доме, жители которого помогали готовиться к торжеству. Он вернется домой только через три дня после празднования.




Самые близкие родственники молодого человека приходят в дом его родителей. Там они угощаются лучшими напитками и блюдами, дают напутствия молодой семье, дарят родителям конверты с деньгами. Вообще свадьба – это день, когда подарков становится очень много. Родственники жениха должны получить подарки от невесты, а они обязаны подарить ей ювелирные украшения и дорогую одежду.

Ингушские свадьбы часто затягиваются дней на десять. Обряды, которые проводят после свадьбы, занимают немало времени. Через несколько дней после свадьбы новобрачная должна набрать воды в компании молоденьких девушек и детей. Потом молодая семья заходит в дома, в которых живут их многочисленные родственники. Вот так и начинается долгая и счастливая семейная жизнь любящих сердец.

Ингушская свадьба – проведение и народные традиции

  • Главная
  • Услуги
  • Товары
  • Блог
    • Написать статью
  • Фото $data[‘seo’][‘keywords’] = “свадебный фотограф, фотограф на свадьбу, свадебная фотография, свадебное фото, свадебная фотосессия, фотостудия,фотограф в ЗАГС, свадебный фотограф Иваново, свадебный фотограф в Костроме, свадебный фотограф в Ярославле, свадебный фотограф во Владимире,свадебный фотограф в Кинешме, свадебный фотограф в Шуе, свадебный фотограф в Москве, свадебный фотограф в Санк-Петербурге, фотограф в Суздале, фотограф в Плесе, фотобудка,”; $data[‘seo’][‘description’] = “Фотограф Ваших чувств, – работает всегда в паре с любовью! Схваченные эмоции, трогательные и веселые моменты, приятные мелочи и важные детали, счастливые лица и радость в глазах – свадебные кадры!”;
  • Видео
  • Акции
    • На товары
    • На услуги
  • Новости
  • Справочник
    • ЗАГСы
    • Достопримечательности
  • Главная >
  • Блог >
  • Свадебный мир >
  • Ингушская свадьба традиции и обычаи

Ингушская свадьба традиции и обычаи

Народности Северного Кавказа свято чтут свои традиции. Это относится, конечно же, и к свадьбам. Ингушская свадьба традиции свои бережно чтит. В отличие от других народов, ингуши свои обычаи практически не меняют испокон веков. Старики передают своим потомкам обряды, те в свою очередь не нарушают их.

Подготовка к торжеству

В Ингушетии люди делятся по фамилиям, по роду. То есть знатный под или не известный. При выборе невесты жених должен обратить внимание на ее фамилию, чтоб не было совпадений и родства с ним.

Парень передает девушке конфеты через друзей. Если он девушке нравится, то она передает в ответ платки для него и для его друзей. Это означает, что девушка благосклонна к парню. После такого обмена возможно сватовство.

И вот невеста выбрана….. Уважаемые родственники будущего супруга едут в дом к предполагаемой невесте. Подходят к ее отцу и просят разрешения у него на то, чтоб взять в жены его дочь. Отец спрашивает свою дочь и жениха любят ли они друг друга. Если кто-то из них против, свадьба не состоится. Насильно замуж выдавать не будут, это тоже против традиций.

Сама церемония бракосочетания

Как правило, свадебные гуляния длятся до 10 дней. Так как после самой свадьбы проводят еще некоторые обязательные обряды.

Итак, длинный |свадебный кортеж| выдвигается из дома жениха. Возглавляет эту церемонию дядя или старший брат жениха. В доме невесты гостей встречают веселыми танцами. По приезду к дому избранницы, первыми из машины выходят, ранее определенные женихом парень и девушка. Девушка подходит к невесте и закрепляет иглу на подол платья, а так же дарит платок. Парень подводит невесту к авто и придерживает ее под локоть.

Эту роль жених отводит самому близкому своему другу или брату. В это время все приехавшие гости, и семья невесты рассыпаются в самых искренних пожеланиях счастья и здоровья родителям и молодым.

Отъезжая из родительского дома девушка не должна оборачиваться, чтобы не было разводов.

Прибытие невесты в дом жениха, по сути, и есть начало свадьбы.

Родственница со стороны жениха стелет под ноги прибывшей невесты коврик и кладет веник. Девушка должна его поднять и отложить в сторону. Другая сестра должна осыпать невесту конфетками и монетами, этим она принимала пожелания безбедной жизни и богатства. Еще молодая берет на руки малыша, обязательно мальчика, и дает ему деньги, таким образом, ей желают стать мамой сыночка, в Ингушетии это очень важно для любой девушки.

Мама жениха преподносит будущей невестке ложку меда. Отказывать нельзя, это символ счастливой «сладкой» жизни в новом доме с новыми родственниками. После, молодую невесту ставят в угол. Она стоит там пока все желающие не поздравят ее и не подарят свои подарки.

На свадьбах в Ингушетии не бывает свидетелей и развлечений, как у русских. Гости веселятся и танцуют и молодым этого хватает. Много танцев со всевозможными трюками отличает кавказские свадьбы. Жених на три дня уходит праздновать в дом к людям, которые помогали ему в подготовке к свадьбе.

В старину женщины и мужчины сидели в разных комнатах во время празднования, а так же молодые и пожилые тоже. В некоторых семьях сохранили эту традицию.

Все близкие друзья жениха и его семьи приходят в дом к его родителям. Их угощают самыми лучшими блюдами и напитками. Гости дарят родителям деньги в конвертах и много подарков.

Близким родственникам жениха сторона невесты дарит дорогие подарки. Это обязательно должны быть ювелирные украшения (как правило, с бриллиантами) и дорогая одежда.

Наряды для свадьбы обычно выбирают национальные, они смотрятся очень изящно и стильно. Классические одежды, свадебное платье и костюм жениха, то же допустимы. Это решают молодожены и их родители.

После свадьбы

Спустя несколько дней, молодая жена набирает чистую воду, обязательно в сопровождении молодых девушек и детей. И после, уже молодая семья ходит в гости в дома ко всем родственникам с обеих сторон.

Еще существует традиция не видеться жениху с родителями невесты вообще.

Первый раз прийти в родительский дом после свадьбы девушка могла не раньше чем через год, а может и после рождения первенца. Прийти в дом она должна с подарками. Одариваются не только родители, но и дяди, тети, братья, сестры и их детки. Еще она приносит угощенья, сладости, пирожки и т.п. Сопровождают ее женщины и дети со стороны мужа. В отчем доме замужняя дочь проводила больше месяца. Родители делают ответные подарки и дочке и ее новой родне. Обычно подарок должен быль существенным, например корова или буйвол. Так же этот подарок мог сделать и дядя невесты.

Обряды, проводимые ингушами на свадьбах, имеют религиозную основу. В содержании всех обычаев и обрядов скрывается пожелание молодым долгой, счастливой, богатой совместной жизни. Уважение к старшим, скромность и покорность – это и есть добродетели настоящей ингушской девушки.

Интересное видео по теме




Порядок проведения и особенности настоящей ингушской свадьбы: Обзор +Видео

Традиционная ингушская свадьба – это красивое зрелищное мероприятие, наполненное национальными традициями и обычаями. С самого отрочества детям прививали почет и уважение к негласным законам, на которых и стоится жизненный уклад ингушского патриархального народа.

Обряды празднования на ингушской свадьбе ярко отражают суть зарождения новой семьи. А длительный период подготовки помогает молодым людям войти в этот новый этап их жизни спокойно и безболезненно, понимая всю ответственность этого этапа.

Общие сведения

Культура ингушского народа

Еще с прошлых веков и по настоящее время семейный союз двух людей символизировал не только слияние двух сердец, но и скрепление двух родов. Поэтому к вопросу выбора будущей избранницы или избранника подходили с большой ответственностью. Учитывались при этом множество факторов, таких как: многочисленные родственные связи, родовая вражда. Клановые союзы, родственные взаимные договоренности, финансовое и социальное положение рода, и даже фамилии. Было запрещено вступать в брак людям с одинаковой фамилией. А также не приняты были неравные браки по материальному положению.

Прошли времена, когда молодых женили без их согласия. Если раньше основная часть браков совершалась по сговору родственников еще с малого детства. То сейчас молодой парень или девушка могут самостоятельно познакомиться. А полюбив друг друга, предоставить кандидатуру будущего супруга или супруги на одобрение главы семейства. Разводы в данной стране и по сей день не приняты и жестко осуждаются. Вдруг, все же семья распадается, позор ложиться не только на супругов, но и на их рода.

Читайте также:  Оформление свадьбы: бело-синее, черно-белое, бело-розовое

Знакомство и сговор

Свободное общение молодых парней и девушек в Ингушетии строго ограничивается. Поэтому любая свадьба считалась очень хорошим местом для возможности познакомиться с противоположным полом. Показать себя и присмотреть себе пару.

Готовились к свадебному мероприятию не только брачующиеся, но и приглашенная молодежь. Девушки своими руками шили красивые наряды, украшали вышивкой платки. А парни готовили развлекательную программу, писали остроумные речи и заводные конкурсы. Тем самым они хотели удивить незамужних молодых красавиц и вызвать интерес к своей персоне.

Как только молодой джигит понимает, что нашел и полюбил молодую девушку. Он рассказывает это своим родителям или старшим родственникам для рассмотрения ее кандидатуры. В этот момент родственники проводят тщательную оценку избранницы: социально-экономическое положение рода, характер, поведение и репутация девушки, внешний вид, ее состояние здоровья, желание и умение трудиться. В случае положительного ответа, молодой человек мог приступить к ухаживанию за девушкой.

В Ингушетии ухаживание проходит в необычной форме. Молодые при этом не встречаются лично. Молодой человек передает небольшие дары – сладости, выпечку, монеты через женщин или детей. Этим он как бы признавался девушке в своих чувствах и выражал надежду на взаимность. Если девушка была не против и согласна, со своей стороны она передавала будущему избраннику что- то из своих вещей. Обычно это были красиво вышитые носовые платки. Все это означало, что жениху можно было засылать сватов в дом избранницы.

Зоахахол или сватовство

Как правило обряд сватания старались проводить зимой или весной. Процесс сватовства состоял из двух этапов. Изначально в семействе жениха выбирался представитель, обладающий красноречием и умением расположить к себе. Затем в назначенный день представителя отправляли в дом будущей избранницы. В ходе его визита он заявлял о серьезном намерении молодого джигита жениться на их дочери, расписывал таланты и достоинства этого молодого человека, его финансовом благосостоянии и положении в обществе.

Родители невесты имели право сразу не давать ответа. В течение двух недель они могли проверять полученную информацию о женихе и его положении, оценить его род и принять окончательное решение. По истечению назначенного срока представитель жениха возвращался в дом невесты за окончательным ответом. В случае положительного ответа, назначался официальный день сватовства.

Назначение дня проходило сообща в форме обсуждения обеих сторон на клановом совете. Для этого собирались главы двух родов, а также уважаемые, мудрые опытные старейшины и духовные наставники. На этом собрании предоставлялись самые достоверные сведения о невесте и ее родственниках. Если в ходе обсуждения не находились весомые препятствия для слияния двух родов, назначались сваты.

В назначенный день в доме невесты собиралась ближняя и дальняя родня. Пелись национальные обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства жениха и юность, доброту невесты. После обмена приветственных речей обеих сторон, обязательно интересовались мнением будущей избранницы.

После этого жених должен был внести калым за невесту. Или еще это называлось Урду или плата за молоко. Это считалось своего рода выражение благодарности за воспитание и обеспечение дочери родным невесты. По суммам обычно сговору не было. Но условно нижняя планка всегда существовала, ниже которой было бы просто не прилично платить. Все зависело от финансовых возможностей избранника и его семьи. После получения калыма, девушка считалась сговоренной и переходило под покровительство жениха и его родственников.

Процесс подготовки и проведения

Подготовка к свадьбе

По старинным обычаям до дня свадьбы будущие супруги не должны видеться или даже встречаться на улице. Если пара живет в небольшом селе, то для соблюдения этой традиции приходилось даже вывозить жениха к родственникам в другого аула. Невеста в свою очередь, должна была избегать любого общения с молодыми людьми и мужчинами, держаться в стороне от увеселительных компаний, а также встречаться с родней будущего мужа любого пола. Иными словами, придерживаться табуирования. Не запрещено было общение и встречи с несовершеннолетними детьми. И поэтому именно дети являлись связующим голубями между парой или его родственниками.

Для подготовки свадебного торжества обе стороны молодых готовили продукты для угощения, запасались подарками и праздничными дарами для родственников и молодожёнов. За две недели до даты свадьбы невесту перевозили в дом к родственникам жениха, где она находилась до свадебной церемонии.

Приданное невесты

Сбор приданного для девочки начинали еще с детства. Большую его часть девушка должна подготовить сама своими руками: сшить, украсить вышивкой. Некоторые вещи заказывались у мастеров. С момента сватовства до свадьбы выделялось достаточно много времени, чтобы дополнить имеющее приданное и дополнить недостающими вещами. В основном в качестве приданного закупались хозяйственные товары, постельные принадлежности, ковры и личные вещи девушки.

Празднование ингушской свадьбы

Празднование свадьбы в основном проходили осенью после сбора урожая. Удобное время как правило назначали родственники жениха, учитывая готовность стороны невесты. Подготовкой к свадьбе стороны молодых занимались по отдельности. Родители и родственники невесты отмечают свадьбу один день. И как правило оно проходит без присутствия невесты. А гуляния у родственников мужа затягиваются до трех дней. Если в населенном пункте готовилась свадьба, то праздновали всем аулом. Приглашались не только друзья и дальние родственники, но и все соседи и даже случайные гости.

Перед регистрацией брака в загсе, к дому невесты отправлялся свадебный поезд. В нем приезжала в основном молодежь, кроме сестер жениха, которые оставались дома и готовили столы к празднику. Невеста до приезда должна была оставаться в тайном комнате, из которой ее выводили ближайшие родственники со стороны жениха или его брат.

Наряжали невесту в свадебный наряд в родном доме, где она дожидалась представителей жениха. Обязательным ритуалом было прикалывание к подолу свадебного платья иглы с белой нитью от сглаза и на будущее счастье молодых. А в бюст платья серебряную монетку, завернутую в кусочек белого бархата или шелка – для финансового достатка в семье. В дальнейшем, будучи женой, молодая хранила эти талисманы до конца своей жизни.

После того, как приезжали представители жениха, невесту выводили к гостям. Она по-своему уважительно приветствовала присутствующих. После чего муллой проводился брачный ритуал. Вместо жениха на этом процессе присутствовал старший родич. Именно после этого невеста становилась полноправной женой.

В течение всего празднования ингушской свадьбы невеста не видит своего супруга. Ему отводится отдельная комната, в которой он отмечает свою женитьбу. На протяжении всего торжества невеста является центром внимания приглашенных гостей. Она становиться в украшенный угол дома жениха и там одна принимает подарки и поздравления от друзей, гостей и родственников обоих сторон. В качестве подарков молодым дарят украшения и золото, деньги, изысканные вещи, ткани. В благодарность гостей угощают национальными блюдами, вином, сладостями и традиционной выпечкой. В обязательном порядке праздник сопровождался с национальным ингушскими танцами и песнями.

Интересные обычаи

Ингушские свадебные традиции отличаются оригинальностью. Вот некоторые из них:

  1. С начала 20 века молодая девушка, дающая согласие на брак, передавала своему будущему супругу помимо платков, еще и папиросы;
  2. Празднования свадьбы проводились по отдельности для мужчин и женщин, учитывая из возраст. Молодых определяли в одних домах, гостей в возрасте собирали в других;
  3. Для сладкой и спокойной жизни молодых, свекровь преподносила будущей супруге сына ложку меда, при входе молодой женщине через порог нового дома;
  4. Войдя в дом, молодая невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола и угостить его сладостями и одарить несколькими монетами. Это необходимо было для того, чтобы семейство одарено многочисленным потомством, а первенцем был мальчик и наследник;
  5. В течение всей свадьбы, молодой супруг после бракосочетания находился в кругу близких друзей, которые разделяли его радость и несли с ним ответственность данного момента.

После окончания празднования молодая супруга в сопровождении подруг или сестер мужа выходила из дома и направлялась к водоему за чистой водой. Там встречал ее уже супруг, и они уже вместе возвращались в свой дом.

Спустя год после свадьбы или после рождения первенца, молодая жена могла посетить отчий дом. До этого она должна была заниматься собой и своим здоровьем для рождения первенца. У родителей женщина получала от родных богатые подарки. Обычно это были крупная скотина, деньги или драгоценности.

Современные свадебные обычаи в Ингушетии

В настоящее время под воздействием современности ингушские свадьбы подверглись изменениям.

  1. Кражам невест, а также сговоры в отрочестве или принудительные браки стали немыслимыми.
  2. Девушки и парни свободно видятся и общаются до свадьбы, не совместного проживания.
  3. Свадебное торжество в основном проводят совместно без деления на мужчин и женщин в ресторанах или на природе в шатрах;
  4. На свадьбе присутствует и невеста и жених. Не соблюдается трехдневный запрет на встречу молодожёнов.;
  5. Не запрещается встречаться и видеться молодой жене после вступления в брак. Она может в любое время навестить своих родных по своему желанию.

Но несмотря на это, красивая ингушская свадьба и шумная имеет свой колорит. Проходит она на ноте юмора и задора, на широкую ногу под поздравительные тосты и душещипательные поздравления. Такая свадьба не нуждается в развлекательных программах. Каждый приглашенный гость своего рода уже сам себе тамада, громкоголосый певец и искусный танцор.

Свадьба в Ингушетии: традиции и ритуалы

Созданию семьи и обустройству семейного очага ингуши уделяют наиболее пристальное внимание. С детства они воспринимают негласные законы, пронизывающие жизненный уклад этого патриархального народа. Уважение к старшим, почитание вековых традиций и верность своему роду для ингушей далеко не пустые слова. Шагая в ногу со временем, они бережно хранят в своих сердцах и душах бесценные сокровища культурного наследия. Ингушская свадьба, со всеми ее уникальными обрядами и ритуалами, в полной мере отражает суть появления новой семьи. Длительный период подготовки позволяет молодым безболезненно влиться в жизнь общины в обновленном качестве взрослых, ответственных людей.

Древняя культура Ингушетии

В Ингушетии с давних времен и до сей поры брачный союз символизирует не только и не столько единение двух молодых людей, но союз родов. Именно поэтому выбор будущей супруги или супруга осуществлялся старшим поколением – слишком много нюансов следовало учесть. Ни в коем случае не совершались браки между лицами, носящими одну фамилию. Учитывались многочисленные родственные связи, побратимство и усыновление. Также, не были приняты экономически и социально неравные браки, когда один из партнеров занимал более высокое положение в обществе. Обычаи родовой вражды, клановые союзы и взаимные договоренности также принимались во внимание.

Большая часть браков в старину совершалась по раннему сговору. Если молодой джигит или девица не были сосватаны еще во младенчестве, они могли самостоятельно познакомиться, после чего – представить кандидатуру избранника на суд главы рода. Или молодым людям подыскивали подходящую пару старшие родственники. Этот обычай до сих пор сохранился в Ингушетии. Невозможно представить молодых людей, которые пошли бы под венец против воли своих родителей и многочисленной родни. Также, не были приняты и осуждаются по сей день, разводы. Если такое случалось, позор ложился не только на супругов, но и на их рода.

Знакомство и сговор

Свадьба в Ингушетии была, пожалуй, единственным доступным для свободной аульной молодежи способом познакомиться с лицами противоположного пола, и подыскать себе желаемую пару. В любое другое время общение холостых парней и незамужних девиц было строго ограничено. Готовясь к знаковому мероприятию, девушки собственноручно шили и вышивали наряды, узорчатые платки. А парни старались подготовить остроумные изречения, развлекательную программу, чтобы было чем удивить возможную собеседницу. И на обряде сватовства хорошо подвешенный язык также приветствовался.

Читайте также:  Как перестать ревновать мужа, жену – советы психологов

Осознав свои чувства к избранной девушке, юноша немедленно извещал своих родителей или старших родственников, ведь в любой момент ее могли сосватать в другую семью. Кандидатура девицы тщательно рассматривалась. Кроме социально-экономических и клановых нюансов, обсуждался ее характер, поведение, репутация, внешний вид, здоровье и трудолюбие. Только когда семейный совет давал «добро» парень мог начать ухаживания.

Простой обмен дарами помогал убедиться в благосклонности избранницы. Парень передавал через ребенка или женщину, ни в коем случае не лично! – небольшие дары: сладости, выпечку, монеты. Этим он выражал свои чувства и надежду на взаимность. Если девушка была согласна, она передавала пару красиво вышитых носовых платков, для своего избранника и его лучшего друга. После этого можно было засылать сватов.

Сватовство (Зоахалол) в Ингушетии

Обряд сватовства в Ингушетии совершали обычно зимой или весной. Он проходил в несколько этапов. Сначала на семейном совете выбирался представитель, умеющий красиво говорить. Он шел в дом избранницы и заявлял о сердечном интересе одного достойного юноши. Подробно и красочно расписывались таланты и умения молодого человека, его благосостояние и деяния.

Родителям девицы давался срок в полмесяца, чтобы проверить полученную информацию, оценить жениха и его род со всех сторон и принять решение. Почтенный представитель возвращался к ним за ответом спустя положенный срок. В случае согласия, назначался день собственно сватовства.

После получения согласия со стороны главы семьи избранницы, родные парня собирались на клановый совет. Приходили самые уважаемые, мудрые и опытные люди, духовные наставники. Обязательно должен был присутствовать один из родных дядьев и тот человек, который представлял жениха. Почтенному собранию предоставлялись все сведения о девушке и ее родичах. Если препятствий к сближению двух родов не находилось, на этом же общем сборе назначались сваты.

В доме девушки к назначенному дню представительную делегацию ожидала вся ближняя и дальняя родня. Звучали обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства молодого жениха и красоту, добрый нрав юной невесты. После обмена многословными приветственными речами, почтенное собрание обязательно интересовалось мнением девушки. Та, как послушная дочь, с охотой подчинялась воле старейшин рода и родителей.

Урду или плата за молоко, своего рода благодарность за обеспечение и воспитание дочери, передавался также на финальной стадии сватовства. Обычай не оговаривал твердой суммы, была лишь минимальная планка, ниже которой давать было просто неприлично. Например, на сегодняшний день минимальный калым за невесту составляет пятьдесят тысяч рублей. Но счастливый возлюбленный мог быть щедр, насколько позволяло состояние семьи. После этого девушка считалась сговоренной и полностью переходила под покровительство рода жениха, ее называли «наш человек».

Подготовительный период

В Ингушетии практиковалась полная изоляция молодых друг от друга. Даже случайно на улице они не должны были встретиться. Обычно, если молодые были из одного селения, проблема решалась путем временного переезда парня к дальним родичам из другого аула.

Девушка полностью исключала общение с молодыми людьми и мужчинами – ведь репутация невесты должна быть безупречной. Также, накладывался запрет на встречи с родственниками жениха любого пола, кроме незамужних девиц.

Единственное исключение – несовершеннолетние дети, с которыми обычаи проводить время не возбраняли. При необходимости, именно ребятишки становились связующим звеном между невестой и женихом или его родичами.

Обе стороны начинали интенсивный обмен подарками, готовили продукты для застолья и праздничные дары для родственников и молодоженов. Примерно за две недели до даты свадьбы невесту перевозили к родственникам или друзьям со стороны жениха, где она ожидала начала свадебных торжеств.

Приданое невесты

Традиционно, приданое девочке начинали собирать с самых юных лет. Многое она должна была сделать собственными руками: шитье, платья, вышивка. Кое-что покупалось или изготавливалось мастерами рода. Отпущенного на подготовку к свадьбе срока хватало, чтобы окончательно определиться со списком приданого, дополнить или еще раз проверить, всего ли хватает. Обычно приданое невесты состояло из хозяйственной утвари, постельных принадлежностей, богатых ковров и личных вещей девушки.

Свадебные торжества в Ингушетии

Свадебные торжества назначались на осень, после того, как заканчивались полевые работы и поспевало молодое вино. Время выбирали родичи юноши, учитывая при этом готовность семьи невесты к длительным празднествам. К свадьбе обе стороны подготавливались отдельно. У родителей невесты пир продолжался один день, поскольку невеста сразу ехала в дом нареченного. А вот у родственников мужа гуляния затягивались на три дня.

Хлебосольные ингуши устраивали праздник для всех. Гуляли не только друзья и все родственники до двенадцатого колена, но и соседи, и случайные гости. Рады в эти дни были всем. Когда свадебный поезд отправлялся за невестой, родные сестры юноши оставались в доме, готовя столы для праздника.

В родном доме девушку облачали в свадебный наряд, и она ожидала представителей жениха. Подруги прикалывали к подолу одеяния стальную иглу с белой нитью от сглаза и на счастье, и клали в лиф платья серебряную монету в лоскуте белого бархата или шелка – для богатства и справного хозяйства. Молодая жена сохраняла эти талисманы на протяжении всей своей жизни.

Когда невесту выводили из отдельной комнаты к гостям, она приветствовала уважаемое собрание. После чего следовал брачный ритуал, проводимый муллой. При этом, жених отсутствовал, его заменял старший родич. С этого момента девушка становилась полноправной женой. Однако, в течение всех праздников она своего супруга так и не видела. В первый раз молодожены встречались, когда девушка выходила за водой наутро после свадьбы.

Приехав в дом жениха, девушка вставала в украшенный угол и там принимала подарки и поздравления от гостей и родни. Обычно дарили украшения и золото, посуду, деньги и изысканные ткани. Приходили друзья, родственники, просто знакомые. Гостей угощали самыми лучшими и изысканными национальными блюдами. Обязательно подавалось молодое и выдержанное вино, выпечка и сладости. Свадьба праздновалась с обязательными песнями, танцами, весело и шумно.

Интересные обычаи ингушской свадьбы

Как и у всех народов, у ингушей хватает примет и оригинальных традиций, связанных со свадьбами.

  • С конца XIX века девушка, согласная на брак, передавала своему избраннику кроме платков еще и папиросы.
  • За день до бракосочетания отец девушки получал дары от новых родичей, причем отказ не принимался.
  • Празднования проводились отдельно для мужчин и женщин. Также, молодежь размещали в одних домах, а почтенных старцев собирали в других, чтобы гостям было комфортно.
  • Невеста ожидала жениха в потайном убежище, откуда ее мог забрать лишь ближний родич или брат жениха.
  • Чтобы семейная жизнь была сладкой и без конфликтов, свекровь подносила юной женщине, переступившей через порог нового дома, ложку меда.
  • Так же, войдя в дом супруга, невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола, чтобы брак был благословлен многочисленным потомством, а первенцем стал мальчик, наследник. Она одаривала малыша несколькими монетами.
  • Пока в доме родителей жениха праздновали свадьбу, молодой муж в течение трех дней после обряда бракосочетания гостил в семье самых ближайших друзей, которые несли за него ответственность и помогали ему в течение подготовительного периода.

По окончании трехдневного свадебного пира молодая супруга наконец могла первый раз выйти из дома в сопровождении своих подруг и молодых сестер мужа. Она шла к ручью, роднику или речке за чистой ключевой водой. Именно в этот момент ее встречал избранник, и они вместе шли в своей дом или в ту часть общинного дома, которая была выделена их семье.

После этого наступало время семейных визитов. Молодая семейная пара посещала дома многочисленных родственников, друзей и соседей, словно знакомясь заново. Только спустя год или после рождения первенца жена могла в первый раз проведать своих родителей, до этого ее оберегали, словно сокровище. Ведь это будущая мать, и ее физическое и духовное здоровье было важнее всего.

В отчем доме молодая женщина получала от своих родственников богатые дары: крупный и мелкий рогатый скот, деньги, драгоценности.

Современные свадебные обычаи в Ингушетии

Многие традиции ушли в прошлое или переродились в стилизованные представления. Кража невесты без ее согласия стала немыслимой редкостью, также как сговоры в раннем детстве или принудительные браки совершенно незнающих друг друга молодых людей. Но, как и прежде стоит жесткое табу женитьбы на однофамильцах. Также, современные девушки и юноши могут видеться после сговора, но не жить совместно. Празднования в городах проводятся в банкетных залах ресторанов или на природе. В селениях обычно гости собираются в одном из дворов. Жесткое разделение на женскую и мужскую половину уже не соблюдается, так же как трехдневный запрет на встречу после венчания для супругов. И, конечно, молодая жена может встречаться со своими родителями по своему усмотрению.

Современная ингушская свадьба полна задора и веселья, искрометного юмора и самых благих пожеланий для молодоженов. Ингушам не нужна особенная развлекательная программа, ведь каждый гость здесь – сам себе тамада, отличный танцор и замечательный певец.

Ингушская свадьба: важное событие в жизни семьи

Ингушская свадьба – большой, веселый праздник. Причем праздник этот был значимым не только для самой пары и членов семей жениха и невесты. Его всегда очень любила молодежь, которая охотно участвовала в подготовке к ингушской свадьбе. Девушки, например, вышивали платочки, кроили и шили платья, чтобы замечательно выглядеть. Это было важно, ведь на свадьбе юные ингушки запросто могли попасть в поле зрения семьи потенциального жениха. Парни они готовились к свадьбе, разрабатывая сценарии развлечений для свадьбы, чтобы гости не скучали. Также заранее готовились фразы для разговора с девушками во время зоахалола – обряда сватовства.

Как начинались отношения

Жених через какую-либо женщину или мальчика передавал своей невесте сладости или деньги, как символ своих надежд, чувств и волнений. Если девушке парень нравился, она передавала избраннику пару носовых платков – для него и для его друга. В конце девятнадцатого века появился обычай отправлять жениху и папиросы. Эти подарки означали, что знакомство молодых состоялось. После этого могло состояться и сватовство.

Как правило, сватались женихи зимой или в начале весны. А ингушскую свадьбу по традиции устраивали после всех работ на поле, то есть в середине осени. Конкретную даты свадьбы назначали родные со стороны парня, но и мнение родных девушки принималось во внимание. Подготовив все необходимое для торжества, родственники будущего мужа отправляли своих стариков для того, чтобы согласовать детали свадьбы и точное время ее проведения. То, каким будет окончательное решение, зависело от готовности приданого ингушской невесты и от того, когда приедут на свадьбу родственники девушки.

Непосредственно к свадьбе в Ингушетии готовились все сами, поскольку отмечали свадьбу одновременно и в доме парня, и в доме девушки. В доме парня свадьба длилась три дня, а у невесты – один день. Невесту сразу везли в дом жениха, но праздничное мероприятие начиналось еще до ее приезда. Свадьбе предшествует еще и йоссаяр – это обычай везти невесту в дом какого-то друга или родственника жениха. После этого, через пару недель, будет назначена свадьба.

За день до торжества родные жениха отправляли родным невесты хьоалчах в виде баранов, мешка муки, сахара или других продуктов. Отец девушки мог отказаться от даров, нельзя было отказываться лишь от баранов. В доме невесты собирались все ее родные, друзья мужчин семьи и соседи. Близкие родственники перед свадьбой приезжали к жениху, чтобы помочь подготовиться к этому знаменательному событию. Большие знаки внимания оказывались не только родным, но и всем родственникам со стороны зятьев, снох и, непременно, старикам.

Читайте также:  Как выбрать свадебное платье в пляжное и в морском стиле

Как проходила свадьба

Мужчины и женщины отмечали праздник, находясь в разных комнатах или домах. Помимо этого, раздельно сидели и люди разного возраста – старики отдельно, молодежь отдельно. У жениха на свадьбе могло собраться и полтысячи человек, и больше. Количество гостей зависело от того, насколько много родственников у молодого человека и насколько состоятельна семья. Но все гости находились в доме не в одно время, а по очереди.

Ингушские свадебные обряды имеют и такую интересную особенность, как свадебный поезд, замеш, который отравляли за невестой. Так называлась вся компания, которая ехала за девушкой и потом принимала участие в других обрядах. Это была, как правило, молодежь из числа определенных родственников. Родных сестер жениха в числе этой молодежи не было – они оставались дома, чтобы встречать гостей.

Друг или родственник жениха имел честь вывести невесту из девичьей комнаты и посадить ее в карету. А почетная родственница или подруга девушки, выходящей замуж, прикалывала иглу, в которую продета белая нить, к подолу платья невесты перед выходом из дома. Также эта подруга должна была положить за грудь серебряную монету в платочке. Это действие совершалось для того, чтобы невеста была счастливой женой и умелой хозяйкой. Все эти атрибуты девушка потом хранила как реликвию.

Родственницы невесты пели обрядовые песни, которые носили шуточный характер. Невеста, уезжая из дома, не должна была оглядываться назад, чтобы ненароком не быть отвергнутой женихом. По пути все останавливались, чтобы потанцевать или устроить какие-нибудь другие увеселения. Когда свадебный поезд прибывал к дому жениха, его встречали дети и затем сообщали о прибытии всем остальным. Навстречу выходили все родственники. Молодой парень, который сопровождал невесту, торжественно вводил ее в комнату невесты.

Одна из родственниц жениха стелила под ноги невесты коврик и веник, который девушка потом поднимала и откладывала. Другая родственница осыпала молодую конфетыми и монетами. Таким образом, девушке желали достатка и сладкой жизни. Также невесте давали мед и масло, приговаривая, чтобы она была такой же, как эти продукты – мягкой и сладкой, то есть ласковой и послушной и своей новой семье. Давали невесте в руки и младенца, мальчика. Она вручала малышу деньги. Так девушке желали стать матерью сыновей, что всегда было почетно.

После вышеперечисленных обрядов невесту ставили за занавеской, где на нее потом смотрели старики и молодежь. Они давали ей оценку, после чего выходили. Их всех невеста встречала стоя. В день свадьбы к невесте приходил священнослужитель, мулла, чтобы зарегистрировать брак. Жених же в это время не показывался, он гостил в доме кого-то из друзей или родных, по соседству со своим домом. Его развлекали друзья. На третий день к нему приходили родственники невесты, мужчины. Свадебный обряд завершался через две недели после свадьбы, когда невеста выходила за водой.

Современная версия ингушской свадьбы

В настоящее время церемония бракосочетания в Ингушетии проходит по-другому, некоторые традиции остались в прошлом. Но, как и прежде, не могут пожениться между собой однофамильцы. Даже если однофамильцами являются мать, бабушка или прабабушка парня и его избранница, брак невозможен. Поэтому ингушам не очень легко найти невесту, которая бы не была его дальней родственницей. После того, как невеста выбрана, происходит сватовство. Пожелания молодых учитываются, и поженить детей против их воли родители не стремятся.

На ингушской свадьбе нет необходимости в специальной развлекательной программе, ведь праздник и так насыщен радостью встреч и общения. Гости веселятся непринужденно, без тамады. Жених появляется в своем доме только на третий день свадьбы, до этого парни, как и в прежние времена, празднует столь важное событие в доме у родственников или соседей. Постепенно его родственники приходят в дом родителей жениха, чтобы поздравить пару. Невеста дарит подарки родственникам жениха, а они ей, в свою очередь, преподносят в подарок ювелирные украшения из золота.

Свадьба длится несколько дней, да и после свадьбы по традиции еще продолжаются различные обряды. С давних времен сохранился обычай хождения за водой. Через две недели после свадьбы невеста в сопровождении юных подружек и детей идет набирать воду. После этого молодые муж и жена ходят по гостям – посещают своих родственников. Каждая пара начинает свою семейную жизнь с этих традиционных праздничных мероприятий.

Свадьба по-ингушски и чеченски, праздник для невесты

Свадьба в Ингушетии, как и в Чечне, — это праздник для невесты. Почему? Да потому, что во время свадебных торжеств жениха здесь никто, кроме его близких друзей-товарищей, не видит. В то время как он где-нибудь неподалеку от своего дома прощается со своей холостой жизнью, его суженая находится в центре внимания всех гостей и родственников. А предшествует этому, разумеется, сватовство.

Здесь невесту и жениха издавна выбирали родители, близкие родственники, но сегодня эта традиция уже не соблюдается так строго, хотя даже молодые иногда говорят о том, что когда пары подбираются соответственно статусу, жизненным установкам и материальному положению обеих семей, то жизнь складывается успешнее. В общем, понятно, в Ингушетии сегодня уже никого не отдают замуж за незнакомого человека — с мнением обоих молодых принято считаться. Но основные правила свадебного ритуала соблюдаются незыблемо.

Незадолго до свадьбы с невестой и женихом проводит собеседование мулла. Если в Чечне он экзаменует будущих молодоженов на знание Корана, то в Ингушетии и жениху, и невесте мулла дает свои наставления.

Невесту готовят дома. За ней на самых крутых, какие нашлись, машинах приезжают сваты от жениха, и один из его молодых близких родственников ведет ее в дом жениха. Здесь молодую выставляют напоказ гостям. По обычаям, она должна стоять молча, скромно опустив глаза, закрытые вуалью. Сейчас в Ингушетии все чаще невесту наряжают не просто в свадебный белый наряд, а в национальный костюм — кстати, у ингушских девушек он белого цвета, так что вполне подходит и под традиционную свадьбу, и под национальную. Кольцами во время бракосочетания молодожены не обмениваются, да и в загсе оказываются далеко не в тот же день, в который играют свадьбу, — этот момент здесь не считается существенным в деле создания семьи. Но это не значит, что невеста обделена подарками.

Калым, который вносит жених за невесту, идет, как правило, на покупку всего необходимого: одеял, подушек, постельного белья и обязательно, в зависимости от достатка семей, мебели, кухонной или спальной. И, конечно же, как и все девушки на свете, чеченские и ингушские невесты любят получать в подарок драгоценности. Эта традиция — дарить золотые украшения — укоренилась очень прочно и в Ингушетии, и в Чечне, где подарить даже на день рождения подруге золотое колечко считается нормой.

Свадьба для невесты растягивается на несколько дней — в первый день идут родственники, сваты, во второй — коллеги, друзья. А потом все, кто хочет. Песни, танцы не возбраняются, но только если поблизости — у соседей ли, у родных — не случилось в доме горя. В этом случае свадьба проходит тихо и спокойно. Со своим мужем — после благословения муллы жених им уже может считаться — молодая жена может увидеться только через несколько дней после свадьбы. Она, кстати, становится вечным посредником между мужем и своими родителями — с тестем и тещей муж не должен видеться на протяжении всей жизни (а может, это и правильно?). Но это не исключает уважения к ним и оказания должного внимания и помощи.

Фоторепортаж: Настоящая чеченская свадьба

Особенность чеченских свадебных традиций заключается в том, что их соблюдают с щепетильной точностью, учитывая все пункты, передаваемые предками из поколения в поколение. Почти без изменений эти праздничные обряды сохраняются и в современном чеченском обществе.

Родные и близкие фотографируют невесту на память в родительском доме в селе Ачхой-Мартан перед предстоящей свадебной церемонией в городе Грозном.

Когда приходит время проститься с отчим домом, многие невесты не могут удержаться от слез.

Несмотря на сложившийся стереотип о чеченских браках, надо сказать, что они являются очень демократичными. Насильно девушку никто замуж не выдает. Это в первую очередь противоречит религиозным канонам. У чеченцев к девушкам вообще деликатное отношение, будь то дочь, сестра или просто знакомая. Все мужчины обязаны относиться к ней с уважением, соответственно, уважать ее выбор.

В назначенный день, как правило, к полудню, за девушкой приезжают родственники и друзья мужа, молодые и старики, среди которых обязательно есть мулла. Он должен обратиться к отцу девушки (или его доверенному лицу) с вопросом о согласии на этот брак. После разговора с отцом мулла идет с тем же вопросом к девушке. Мулла должен разговаривать с девушкой в присутствии женщин, которые выступают в качестве свидетельниц. Желательно, чтобы они были взрослые и замужние. После согласия девушки на брак представитель духовенства просит повторять за ним суры из Корана. Позже он также разговаривает с женихом и свидетелями с его стороны. Именно таким образом и заключается брак.

Родители невесты на свадьбу не едут и в торжестве у себя дома принимают минимальное участие. Свадьба дочери для них довольно грустное событие.

Приданое и подарки, приготовленные невестой для новой семьи, забирают родственники со стороны жениха и отвозят их в новый дом девушки.

Жених на свадьбе не показывается. Он сидит в специально отведенной для него и его друзей комнате и веселится с ними там. В лучших традициях он не должен показываться даже своим родственникам, не говоря о родителях, поэтому невесту выводит его друг или близкий родственник.

Обычно родственники невесты задерживают свадебный кортеж, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой – нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Соседские дети всячески пытаются заполучить свою часть выкупа, мешая автомобилям покинуть двор невесты.

Друзья жениха устраивают целые представления по пути на свадьбу.

Современные чеченские свадьбы чаще устраивают в ресторанах, а не дома у жениха. Торжество продолжается три дня и три ночи, первый день из которых – в ресторане.

Только во время свадебной церемонии девушка знакомится почти со всеми родственниками со стороны жениха. До этого дня она чаще общается только с сестрами будущего мужа.

Неотъемлемая часть праздника – застолье и национальные танцы, которые продолжаются все три дня свадьбы.

Гости на мероприятие приходят с подарками для молодоженов. Женщины дарят все необходимое в хозяйстве, вплоть до постельного белья, посуды, а также отрезов материи, ковриков. Мужчины, как правило, вместо подарков дают невесте денег.

На протяжении всего дня невеста стоит в подготовленном для нее углу, куда к ней периодически подходят знакомиться новые родственники. Сесть она может только с позволения золовок и свекрови, которые сами должны ее посадить где-нибудь в стороне от общих столов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию