Казахская свадьба – народные традиции и обычаи

Казахская свадьба: обычаи и традиции

У каждого народа есть свои традиции и обычаи, касающиеся бракосочетания, и казахи – не исключение. Казахские свадебные обычаи и традиции до сих пор соблюдаются современными молодоженами. И хоть они претерпели некоторые изменения с ходом времени, они до сих обладают особым символизмом и смыслом для молодых, как и многие традиции на мусульманской свадьбе. Сайт Свадьбаголик.ru расскажет вам о самых важных этапах казахской свадьбы, которые складывать на протяжении многих лет.

Смотрины и сговор

В казахской семье именно родители выбирают для своей дочки жениха, а для сына – невесту. Сговор подразумевает собой предварительную договоренность родителей о помолвке их детей. Если родители одной семьи дружат и хотят породниться с другой семьей еще до рождения детей, то такой сговор называют «бел куда». А если детей посватали в колыбели – тогда «бесик куда».

Данный этап торжества ранее включал в себя не только сговор, но и смотрины. Выбирать себе невест могли только дети знатных и богатых людей. Сыновья приходили на так называемые «смотрины», где невесты соперничали друг с другом в различных видах искусства. Если пара устраивала друг друга, то они голословно признавались в чувствах, и парень отправлял сватов к отцу невесты.

Доверенное лицо со стороны жениха направлялось к отцу предполагаемой невесты, чтобы договориться о свадьбе. После одобрения отца невесты обе стороны обменивались подарками.

Сватовство

Данный этап включает в себя непосредственное сватовство. Отец невесты, который заранее осведомлялся о приезде сватов, приглашал всех родных и близких. Отец жениха, сам жених, а также их родные и близкие приезжали в дом невесты. Приближенные жениха преподносили невесте и ее близким подарки согласно казахским традициям. Обе стороны кушали из одной посуды, а принимающая сторона преподносила угощение из сала и печенья.

При окончании сватовства стороны обменивались различными подарками: одеждой, драгоценностями, животными. Заключительным этапом сватовства являлся приезд отца в дом жениха. Оговаривалась дата свадьбы, калым и подарки. Для оповещения всех родственников обе стороны высылали им пригласительные на казахскую свадьбу.

Калым мал – плата за невесту

Сторона жениха после проведения сватовства по обычаям казахской свадьбы обязана была уплатить калым, размер которого зависел от благосостояния брачующихся. Если они бедные, то калым мог ограничиваться 4-5 головами скота. Однако если сватаются дети знатных и богатых людей, то калым мог достигать и 200 тысяч голов скота.

Калым мал – это отличительная традиция, которая сохранилась у казахского народа и в наши дни. Наличие калыма – это неотъемлемый обычай для дальнейшего празднования свадьбы, так как данным жестом жених выказывал свое уважение и щедрость по отношению к невесте и ее родственникам.

Приезд жениха к невесте

Приезжая за невестой, жених обязан был привезти скот, который в дальнейшем резали на стол. Помимо скота жених в соответствии со своим статутом обязан привезти в качестве подарков ткани, фрукты, чай, сахар, драгоценности.

На данном этапе казахской свадьбы устраивались игры, а также пелись песни, в которых желали молодым счастливой семейной жизни. Такое характерно для многих народов, например, имеет место и на Украине согласно украинским свадебным традициям.

Приезд невесты в дом жениха

Традиционно невесту с закрытым лицом доставляли до места, которое находилось на некотором расстоянии от аула. Затем ей навстречу выходили молодые девушки, и они вместе заходили в аул и усаживались за ширму. Те, кто встречали невесту, осыпали ее конфетами и монетами.

Когда все желающие собирались в ауле, то в центр выводили невесту и проводили обряд открытия лица невесты. При этом шаль снимала женщина благородных лет. Она желала девушке семейного благополучия и счастья. Шаль передавалась по кусочкам молодым девушкам, а на голову невесты надевался платок, который означал прощание с девичьей жизнью. На данном этапе исполняли казахские свадебные песни, в которых пелось о счастливой семейной жизни новобрачных.

Обряд бракосочетания

Если пара принадлежала к мусульманам, которых в Казахстане около 70%, то они заключали брак по законам Ислама. Жених с невестой садились на коленях перед муллой, у которого была пиала с водой и серебряными монетами. Мулла зачитывал три раза молитву, после которой жених и невеста отпивали в одном и том же месте воду. Затем свидетели подносили пиалу с водой не только молодоженам, но и всем присутствующим, которые чайной ложкой вылавливали монеты.

Далее следовало празднество. По формату проведения торжества современные казахские свадьбы сильно отличаются от тех бракосочетаний, когда почитались все традиции и обычаи. Однако неизменным остался танец на казахской свадьбе, без которого невозможно представить ни одно торжество у этого народа.

Первая брачная ночь (жолдык)

У казахов есть традиция, что за подготовку первой брачной ночи молодых отвечает жена старшего брата. Она готовит постель для молодых и дает им советы в шутливой форме. На эту роль ранее выбирали многодетную и уважаемую женщину. Наутро молодой должен был выйти из комнаты с улыбкой – таков обычай. При этом он должен отблагодарить сноху ценным подарком. Такие традиции казахской свадьбы очень схожи с проведением свадьбы по-татарски.

Свадебные костюмы женихов и платья казахских невест

Основным цветом свадебной ткани для платья казахской невесты являлся красный. Однако на современное казахское торжество невеста может надеть и подвенечное платье белого цвета.

Основным элементом в образе невесты является саукеле – высокий головной убор, который сделан из дорогих и качественных тканей, украшен драгоценными украшениями, бисером, монетами, а также мехом. Данный головной убор является обязательным по свадебной традиции, которая сложилась у казахов с древних времен.

Костюм жениха должен быть самым богатым и выглядеть нарядней, чем у других джигитов, чтобы из толпы было понятно, кто женится. На плечах у жениха – красный чапан, а головной убор украшен перьями филина. На современной казахской свадьбе жених может быть и в обычном строгом костюме.

Казахская свадьба: традиции и обычаи

Казахская свадьба является особенным событием в жизни молодой пары и их родни. Потому родители договаривались о свадьбе задолго до взросления детей и уделяли много внимания подготовке парня в роли мужа и девушки в роли жены.

Весь процесс соединения двух семей, а именно так представляли свадьбу казахи, проводился в течение нескольких дней и состоял из таких этапов:

  • Предварительный сговор и сватовство.
  • Знакомство будущих супругов.
  • Свадьба в доме новобрачной.
  • Праздник в доме мужа.

Каждый из этих этапов имел свои особенности, уникальные казахские свадебные традиции и обычаи, о которых вам расскажет портал Свадебка.ws.

Предварительный сговор и сватовство

Пару своему ребенку родители выбирали задолго до самой свадьбы, подбирая самую лучшую жену/мужа из числа «хороших» семей. Таковыми считались семьи без наследственных заболеваний, знатные и богатые, с хорошей репутацией и т.п. Причем, искать невесту для сына родители могли еще тогда, когда она не родилась, а была в утробе матери. Также существовал обычай сватовства с колыбели, когда подбирали пару малышам, возраст которых еще не достигал года.

Выбор второй половинки в Казахстане ограничивался жесткими рамками: женщина не должна быть старше своего будущего мужа на 8 лет, а мужчина жену – на 25 лет. Иначе пара не получала разрешение на брак. Искали себе пару чаще всего в своем селе, поближе к дому. Это сейчас регистрация брака с иностранцем является обычным делом, в то время подобные союзы были запрещены.

Кроме предварительного сговора в Казахстане существовал такой интересный обычай, как смотрины, во время которого джигиты (дети знатных родителей) выбирали себе невесту из числа присутствующих. Весь этот процесс сопровождался состязаниями в различных видах искусства, где парни показывали, на что они способны.

Обряд сватовства заканчивался тем, что в дом невесты приходил сват, который окончательно договаривался с отцом невесты о заключении брака, а затем приезжала семья жениха, чтобы договориться о дате свадьбы, количестве калыма и т.п. В знак обоюдного согласия семьи обменивались подарками.

Знакомство будущих супругов

После сватовства и уплаты калыма жених мог тайком навещать невесту. После первой ночи, когда молодые встретились, устраивали гуляния, а молодая дарила жениху свой платок в знак девственности, а его сестрам и братьям – дорогие подарки.

Свадьба в доме новобрачной

По казахским традициям сама свадьба начиналась с приезда жениха в дом невесты. Надевался молодой ярко и эффектно, чтобы его сразу могли узнать из толпы джигитов: на голове красовался головной убор с перьями филина, на ногах – сапоги на высоких каблуках, а на плечах – национальный чапан (сейчас казахские женихи ограничиваются только эффектным чапаном). Жених должен был выполнить ряд заданий, как и на старорусской свадьбе. Если же у него что-то не получалось, приходилось платить штраф.

Созданию красивого образа невесты также придавали особое значение: на ее голову надевали казахский головной убор (саукеле) с уникальным покрывалом (желек) наверх свадебного платья. Эти элементы были самыми дорогими в образе новобрачной! На сборах невесты присутствовало много людей, в том числе сваты, которые проверяли ее приданое.

Согласно казахским свадебным традициям, приезжая за невестой, жених привозил своеобразный выкуп: скот для пира, дорогие ткани, сахар, фрукты и т.п. Авторитет зятя напрямую зависел от количества привезенного.

На данном этапе торжества устраивали разные соревнования и игры: борьба, скачки, единоборство всадников и т.п. Также пели хоровые песни, поздравляя молодоженов. Многие гости старались заранее подобрать красивые тосты, чтобы оригинально поздравить молодых.

Накануне отъезда невеста с подругой или старшим братом жениха обходила своих родственников, прощаясь с ними, они же в свою очередь преподносили подарки на память, а невеста пела им свадебную песню. Увозили девушку рано на восходе, на прощание она также пела традиционную песню своим родителям и родственникам. По пути к аулу мужа свадебный караван могли встретить жители села, попросив угощений у будущих супругов.

Праздник в доме мужа

По старинной традиции на свадьбе у казахов невесту не подвозили прямо к дому жениха, а останавливали караван заранее. Ее встречали молодые девушки и провожали в дом жениха, прикрывая большим платком; там сажали за ширму, т.к. до официального представления невесты никто не должен был видеть ее лица. При этом порог обязательно надо было переступить правой ногой. Во время этого невесту осыпали конфетами и монетами.

После того, как все приглашенные гости были в сборе, невесту выводили из-за ширмы, представляя родственникам жениха. Невеста кланялась каждому члену семьи, получая от него подарок.

Свекровь подходила к невестке и желала ей счастья и здоровья, а в конце пира – снимала саукеле и надевала ей платок. Это означало, что теперь девушка входит в список замужних женщин.

На следующий день проводился сам обряд бракосочетания в мечети, где согласно традициям казахской свадьбы молодые пили воду из священной пиалы. После чего брак считался официально заключенным.

Первая брачная ночь у казахов

Перед первой брачной ночью постель супругов застилала сестра мужа, которая с нетерпением ждала утра, ведь у казахов существовал обычай одаривать подарками сноху после соединения тел супругов.

После проведения всех свадебных обрядов родители жениха и невесты устраивали пир для всех снох, а родственники жениха по очереди приглашали в гости невесту, чтобы она быстрее адаптировались в новой семье. А вот дом своих родителей по старинной традиции невеста не могла посещать целый год, жених же на следующий день после окончания многодневной казахской свадьбы приезжал в ее дом для того, чтобы отблагодарить родителей и вручить им подарки. На этом и заканчивалась грандиозная свадьба!

Читайте также:  Синее оформление свадьбы своими руками – украшение зала и стола

Сговор дороже денег эксклюзив

  • Facebook
  • Twitter

Будущую невесту для любимого сына в казахской семье раньше искали задолго до его совершеннолетия: присматривались к уважаемым, зажиточным, славящимся хозяйской жилкой семьям.

Браки между родными людьми по понятным причинам не поощряются ни у одного народа. Но казахи, в отличие от других, четко знали, кого считать родственниками и, соответственно, не подходящими для матримониальных позывов: родством считается связь до седьмого колена. Регламентировалась и разница в возрасте между новобрачными: жених не должен быть старше своей избранницы более, чем на 25 лет, а невеста — более, чем на 8 лет.

По сговору или на смотринах

Казахская свадьба традиционно включала в себя несколько этапов: сговор (кыз айттыру), междусемейное сватовство (куда тусу), свидание жениха и невесты (кыз кашар) и, собственно, – саму свадьбу.

Любопытно, что в давние времена сговор о свадьбе между хорошо знающими друг друга, дружественными семьями мог заключаться ещё даже до рождения детей в этих семьях.

Такой способ сватовства на казахском языке назывался “бел куда”, что в переводе на русский означает – “до рождения детей”. Случалось, что сын из одной семьи брал в жёны дочь с детства договорившихся о браке сватов из другой семьи. И одновременно соединялись узами брака друг с другом другие братья и сёстры из этих же семей. Такой способ взаимного сватовства назывался “карсы куда”, а ставших сватами два раза людей называли “суйек жангырту”.

Обычай раннего сватовства вовсе не означает, что юноши и девушки не были вольны в выборе: помимо сговора организовывались и так называемые смотрины, собиравшие в одном месте детей из семей “одного круга”.

Юноши устраивали перед девушками состязания, соревнуясь друг с другом в силе и храбрости, а молодые казашки в ответ не стеснялись открыто выказывать симпатию понравившемся джигитам. Правда, сегодня традиция смотрин среди казахов практически утрачена, и молодые люди выбирают свои вторые половинки точно так же как представители других народов.

Сватовство и кумовство

Церемония сватовства считалась самой важной в деле подготовки к свадьбе. В заранее обозначенный день парень вместе со всей своей семьёй отправлялся в гости к девушке и её семье. Перед тем, как переступить порог родительского дома невесты, жених должен был передать выкуп её родителям, как правило, денежный.

В момент сватовства невеста к жениху и гостям не выходила, ожидая решения своей судьбы в соседней комнате.

На публике девушка показывалась только после совершения сговора, когда в гостиной накрывался большой дастархан, уставленный кушаньями, приготовленными из специально зарезанного по такому случаю барана. Отъезд сватов из дома жениха сопровождался преподнесением им подарков: дарили одежду, золотые и серебряные украшения, расшитые позолотой головные уборы и т. д. Детали свадебного договора обсуждали главы семейств. Именно они назначали дату свадьбы, определяли калым и свадебные подарки.

Традиционно перед самой свадьбой для девушек-казашек устраивались проводы — кыз узату.

Эта церемония начиналась с того, что девушка символично прощалась со всеми вставшими в полукруг родственниками, обходя их несколько раз. Позже в комнату к собравшимся заходил и жених, который присоединялся к прощанию с родственниками невесты. После того, как самый пожилой и уважаемый член семейства прочитывал наставление молодым, начиналось застолье — той. В конце вечера девушка “уходила” к жениху по специально расстеленной по полу белой дорожке или ковру: сумела не обернуться на родных — брак будет счастливым.

Казахская свадьба

Сегодня казахи заключают браки как и все российские граждане в ЗАГСе. Но отголоски традиций можно заметить и в гражданской церемонии. Например, казахские свадьбы отличает восточный размах: банкетный зал должен вмещать в себя всех родственников и друзей, столы – ломиться, тамада – блистать красноречием и т.д.

В день свадьбы после обмена кольцами жениху и невесте дарят символический сувенир: керамическую юрту, внутри которой горит маленькая свечка, означающая счастье и семейный уют. Светская церемония женитьбы завершается поездкой в мечеть, где мулла закрепляет союз жениха и невесты перед Аллахом. Согласно традициям, завершить мусульманский обряд бракосочетания нужно поклоном перед каким-нибудь священным местом.

Свадебное казахское застолье сегодня начинается с исполнения песни “Жар-жар”.

Иногда в ресторане же проводится беташар: символический обряд знакомства невесты с родителями и родственниками жениха. Тамада затягивает песню, упоминая имена всех собравшихся родственников мужа. Каждому из них невеста с закрытым фатой лицом должна скромно поклониться, сами же названные тамадой гости кладут в специальное блюдце деньги. После беташара стартует свадебный пир. В последние годы спиртное на казахской свадьбе встречается все реже из-за приверженности мусульманским традициям.

Тэги

  • брак
  • Казахи
  • свадьба
  • сватовство
  • традиции

Казахская свадьба – народные традиции и обычаи

Казахские свадебные обычаи красивы. По древнему адату, запрещался брак между родственниками до седьмого колена. Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную, впрочем, это правило сохраняется и сегодня, ведь незнание своего происхождения является невежеством.

Ранние браки были частым явлением, считалось, что они удерживают молодежь от непристойных поступков и способствуют появлению здоровых детей. Возраст невесты составлял 13–14 лет, а жениха – 14–15. Сейчас такие браки не практикуются.Перед свадьбой юноша просил согласия любимой девушки стать его женой через жену старшего брата, так как строгие законы степей не допускали открытых встреч молодых. Бывало и так, что девушка не знала своего суженого до свадьбы, а их родители дружили между собой.

Брачное соглашение достигалось двумя способами – либо путем договора между родителями с обеих сторон, такой обычай называется «кудалык», либо сторона жениха крала невесту, что назвалось «алып кашу».

В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями. У дверей перед сватами протягивают аркан и требуют плату за вход – деньги или отрезы ткани. При входе в дом на сватов заводят в дом, где на них сыпется шашу – конфеты и монеты. В доме невесты режут барана и готовят из него бешбармак. Звучит домбра, танцы сменяют айтысы и песни. В огонь наливают масло, и самая уважаемая женщина рода, согрев на нем свои руки, прикасается ими к щекам будущего зятя, чтобы он почувствовал тепло дома своей невесты. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. Брачное соглашение завершается определением дня, когда родители жениха и его родственники должны будут подарить отцу невесты киiт — лошадь, халат и другие подарки. Семья невесты в этот день устраивает пиршество, куда приглашаются близкие родственники, где обсуждаются вопросы, связанные с предстоящей свадьбой. Родственники невесты обслуживают родственников жениха, подавая им чай, кумыс, мясо.

Заканчивается гуляние играми на реке девушек со стороны невесты и парней – со стороны жениха. Перед отъездом сватов, родственники невесты одаривают родственников жениха.

Сторона жениха выплачивает калым семье невесты, его размер зависит от имущественного положения семьи. Например, богатые семьи отдавали 77 голов лошадей, семьи среднего достатка – 47, а небогатые – 17. Если у семьи нет лошадей, то калым отдается другими видами скота. Лишь после того, как большая часть калыма выплачена, назначается дата свадьбы. Сторона жениха устраивает жертыс-той, приглашает всех родственников посмотреть и оценить подарки для жениха. Недостающую часть подарков приносят друзья и родственники.

После сговора и первого взноса калыма жених имел право «тайно» посетить невесту, его первое посещение называлось урын келу. Первое свидание было очень важным, так как в этот день молодые люди, до этого не видевшие друг друга, знакомились. Порой это знакомство предотвращало неравные браки. Первым посещением жениха невесты руководил обычно ловкий, бойкий и расторопный джигит. Он брал с собой различные подарки, а также изделия, необходимые для свадебного ритуала: кольца, сережки, браслеты и т. д. Для жениха и его товарищей в ауле невесты ставили специальную юрту, устраивали «урын той». На следующий после приезда жениха день аульные женщины знакомили с ним невесту. После «урын тоя» обе стороны начинали деятельную подготовку к женитьбе молодых. Отец жениха полностью вносил калым, готовил скот для свадебного тоя, принадлежности для юрты, подарки и т. д. Отец невесты готовил приданое — жасау, особое внимание уделяя приобретению жилищной обстановки, нарядного головного убора дочери – саукеле и повозки — куйме. Второе и все последующие посещения жениха было открытым и носило название «калындык ойнау». Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма.

Сваты оставляют в доме невесты жертвенного барана, которого должны зарезать наутро, и созвать на бешбармак всю округу. Ни один кусок мяса не должен остаться, но невеста не может прикасаться к этому мясу. Обряд этот называется кыздын ольтириси, то есть – жертва во имя девушки. В тот же день открывается вторая часть сумки со сладостями, привезенной будущей свекровью – коржына – и раздается соседям и родственникам.

На смотринах певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни «той бастар», родственники жениха танцуют.

Перед основной свадьбой сторона невесты должна устроить кыз узату – проводы девушки. Той начинается с того, что гости становятся полукругом, входит невеста с незамужними подругами и обходит гостей несколько раз, как бы прощаясь с ними. Затем входит жених, в сопровождении друзей и присоединяется к невесте. Самый старый и уважаемый читает бата – благословение и начинается той. Заканчивается празднество обрядом тойбастар – на блюдах разложены сладости и безделушки, а чтобы их получить – нужно спеть песню. Тем, кто не смог приехать на торжество передают саркыт – долю с дастархана: мясо и сладости.

После кыз узату проводится жигиттын тойы – свадьба жениха. Накануне снохи джигита привозят в дом невесты купленное им свадебное платье и туфли. Традиционный казахский свадебный наряд красного цвета, сегодня же он европейский – белое платье.

В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак. Утром родственники жениха приезжают к дому невесты, но она находится в соседнем доме. Невестки и сестры девушки уже ждут приезда свадебного кортежа. После шутливых дебатов друг жениха платит выкуп или просто угощает родственниц сладостями. Но это только первый барьер, впереди жениха ждут два кордона из младших братьев и подружек невесты. Плюс ко всему старшие снохи выворачивают у влюбленного джигита карманы пиджака, где должны лежать всякие безделушки. Во двор дома невесту вводят под пение после угощения соседей и танцев родственников. Впереди шествия идет родственник невесты, ее родной брат повязывает ей на пояс платок, символизирующий верность и послушание невесты мужу и его родителям.

Перед отъездом невесты в чужой аул поется песня-состязание «Жар-жар». Ее поют две группы молодежи: группа жениха и группа невесты, с ними самими во главе. В ней поется о положении женщины в семье, выражается грусть и жалоба девушки в связи с переездом в другой аул. Традиция требовала, чтобы с песней девушка в сопровождении подруг обошла все юрты своего и ближнего аулов.

Существовала замечательная традиция сынсу. Каждая казахская девушка, вступающая в брак, должна была перед свадьбой написать собственное сынсу — песню-прощание невесты с родным домом, подругами, близкими. Главная особенность этой песни – то, что ее слова были строго индивидуальны, ее нельзя была повторять другим девушкам, даже несколько строк не должны были совпадать. Девушки в этих песнях сравнивали себя с сорванным цветком, белым лебедем, белым снегом, прощались с родителями и подругами, оплакивали свою девичью волю.

Читайте также:  Свадьба в стиле стиляги – образы молодых, зала и стола, аксессуары

Невесту увозят лишь после того, как она попрощается со своими родителями. Если девушка не могла сама составить свадебный причет, текст сынсу писали профессиональные поэты-акыны, которые затем заучивались девушкой.

Свадебный кортеж едет в мечеть, где совершается бракосочетание по мусульманским обычаям, после – в ЗАГС, затем – к какому-нибудь святому месту. Но это – сейчас.

Когда невеста подъезжает к дому жениха, закрывала лицо вуалью, а встречающие ее родители жениха разбрасывают над ее головой курт, баурсаки и сладости. Войдя в юрту, жених и невеста прежде всего приветствуют огонь очага, а затем отвешивают поклоны старшему поколению и гостям.

Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо. Этот обряд называется «бет ашар» — открывание лица невесты. В песне перечисляются обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужем, оказание почета и уважения гостям и постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге, уход за мужем. Потом домбрист начинает перечислять родственников жениха, и девушка в знак почтения отдает каждому салем – поклон. Те, чьи имена назвал домбрист, обязаны положить деньги на стоящее перед тамадой блюдо.

В конце песни невесте открывают лицо, на этом обряд заканчивается — жених с невестой и все гости рассаживаются по местам — начинается той.

Раньше, когда свадьбы праздновались дома, когда пара входит в жилище, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находиться до самой брачной ночи, бет ашар проводился на следующий день. Сейчас невеста сидит рядом с женихом.

Свадебный обряд сопровождается скачками – байга, борьбой – курес, единоборством всадников – саис, борьбой наездников за тушку ягненка – кокпар, состязанием акынов и пиршеством.

Свадьба заканчивается, и невесту в новый дом едут провожать снохи. Через некоторое время после свадьбы родственников новобрачной приглашают к себе в гости родители жениха. Называется этот обряд есик тор — почетное отворение дверей. Родители молодой жены привозят с собой приданое. Его собирает мать новобрачной при помощи родственников. Каждый вносит свою лепту, будь то одеяло, сервиз или просто кастрюля. Идея состоит в том, что молодая жена должна прийти в новый дом со своим имуществом. Приданное состоит, как правило, из посуды, постельных принадлежностей, ковров. Сегодня это может быть и мебель, и бытовая техника. Кроме того, у девушки должен быть сундук, чтобы было куда складывать вещи.
После свадьбы еще долго молодоженов приглашают в гости родственники, угощают их бешбармаком и дарят подарки за первое посещение их дома в качестве жены.

Особенности казахской свадьбы

Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.

По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.

Смотрины невесты перед свадьбой

По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.

Сватовство казахской невесты

Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.

Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.

После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.

Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.

Традиции казахской свадьбы

Национальные казахские свадебные платья отличаются тем, что в них гармонично сочетаются обычаи, шик и грация. Традиционным цветом свадебного платья невесты считается красный цвет. Но самое большое внимание всегда приковано к «саукеле» — головному убору невесты, который поистине является произведением искусства, так как он выполнен из самых дорогих тканей, расшит узорами из бисера, драгоценных камней, золотых и серебряных монет, отделан мехом и бахромой. То, насколько изыскано, расшит саукеле, говорило в первую очередь о достатке и щедрости сватов.

Платье жениха — «куйеу киими» отличалось от одежды сопровождающих его джигитов. Жених должен был быть одет безукоризненно и шикарно, чтобы свита невесты, встречающая его, смогла легко выделить жениха из толпы гостей. Но, в то же время он вел себя скромно, всем своим видом выражая почтительность дому и семье невесты.
По правилам, обряд бракосочетания проходил в деревне жениха. Поэтому жених вместе со своей свитой (как правило, это 5-7 человек) отправляются за девушкой. Приезжают они вечером и сразу же начинаются игры, дарятся традиционные подарки.

С восходом солнца свита жениха вместе с невестой отправляются в свою деревню. Перед отъездом девушка прощается с провожающими ее родными и друзьями. «Коштасу» — обряд прощания с родительским домом – исполнялся невестой непосредственно перед выездом свадебной процессии из ее аула. Прежде чем переступить порог дома жениха, девушка у себя дома прощается со своими родителями, родными братьями и сестрами и остальными родственниками.

В своем прощальном обращении она сожалеет о том, что родилась девушкой, а не парнем; что вынуждена покинуть родной дом, желает всем крепкого здоровья, когда она в следующий раз приедет навестить их. Традиционно, после свадьбы девушка имеет право приехать в родительский дом только через год. До этого она не должна посещать родной дом.

В деревне жениха все готовятся к приезду. В аул съезжаются родные и близкие, накрывают пышные столы с угощениями, а также всячески развлекаются. Тем не менее, всем не терпится увидеть невестку. После того, как соберутся все гости, невесту, одетую в богатую свадебную одежду торжественно выводят. Лицо ее по традиции закрыто шалью. Обряд показа невесты родственникам жениха и всем собравшимся гостям непременно сопровождается старинной песней — жир. В дом отца жениха, в котором собираются родственники и гости, приводят невесту в свадебном наряде. После этого происходит ее знакомство с родней жениха.

Для казахов брак — это акт верности и любви. Для осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.

Традиции и обычаи казахского народа

В наше время в Казахстане активно проходят процессы по возрождению национальной культуры. Казахская жизнь тесно связана с традициями и обычаями, которые казахи чтут с древних времен. Какие особенности культуры можно встретить у казахов сегодня?

Отношение к старшему поколению

С младенчества казахские дети усваивают принцип уважительного отношения к старшим членам семьи в частности, а также старшему поколению в целом. Глава рода для семьи казахов является самым почитаемым человеком. Каждая семья в Казахстане стремится знать свой род до седьмого колена и дальше.

«Как ты будешь относиться к отцу, так твои дети отнесутся к тебе» — именно это слышат младшие члены семьи весь период своего взросления. В Казахстане не принято спорить со старшими, грубить им, обижать или не слушаться их советов.

Привязанность к предкам исходит из религиозного течения тенгрианства. Доисламская религия тюрко-монгольских кочевников со временем претерпела большие изменения под влиянием буддизма, ислама и христианства, но у казахов остались многие обычаи, которые прямо вытекают из этой религии.

Казахское гостеприимство

О гостеприимности казахского народа ходят легенды. Гостеприимство называют национальной чертой народа, подкрепленной многими обрядами в повседневной жизни.

Например, если на новое место въезжают новоселы, то ближайшие соседи обязательно приглашают их поужинать. Так упрочняются социальные связи, а новые люди легче вливаются в общину. Традиция называется «Ерулик».

Еще один обычай именуется «Бата». Бату произносят старшие аксакалы рода в благодарность за гостеприимство, хорошее отношение и вкусную пищу. Бата читается в стихотворной форме.

Случайных путников, а также приглашенных гостей казахи угощают самой вкусной едой. Это правило соблюдается строго. В старину те хозяева, которые плохо угостили путника, могли лишиться верблюда, либо лошади, так как им выписывался своеобразный «штраф». Предки казахов были кочевниками, поэтому остановка в незнакомом доме была делом обычным. Данный обычай носит название «Конакасы».

«Конаккаде» — еще один ритуал, связанный с гостеприимством. Так хозяин дома имел право попросить гостя исполнить песню, либо поиграть на музыкальном инструменте, чтобы проверить его умения и получить благодарность за теплый прием.

Дорогих гостей в казахском доме привечают особо. Раньше уважаемому человеку, посетившему дом, дарили коня, соболиную шубу, верблюда, либо персидский ковер или саблю. В подарок отдавались самые ценные вещи в доме, чтобы выказать уважение значимому члену общины. Традиция носила название «5 ценных вещей». В наше время, в некоторых деревнях Казахстана этот обычай еще имеет силу.

Читайте также:  Необычные обручальные кольца с эксклюзивным красивым дизайном

Высокая нравственность казахов не снижается и сегодня. По-прежнему, среди народа действует традиция «Белкотерер». Для пожилых людей, нуждающихся в уходе, казахи готовят специальные «мягкие» угощения: мед, масло, колбасу, творог, кумыс.

Дарение подарков

Если человеку в Казахстане впервые довелось увидеть верблюжонка, новорожденного, или даже собственную невестку, он обязательно одаривает тех людей, которые подарили ему такую радость.

«Жылой» в стране называют помощь людям, потерпевшим от стихийных бедствий или других бед немалый урон. Для них собирают деньги, приносят им предметы быта, одежду и нужные вещи. В качестве «Жылы» может выступать скот, а также предоставление крыши над головой.

Обычай «Сундет»

Довольно интимный обычай сундет присоединяет казахских мальчиков к мусульманскому миру. Обрезание крайней плоти у детей мужского пола является древней традицией, а также важным днем в становлении будущего мужчины.

Обряд проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7.

В день, на который назначают сундет, мальчика красиво наряжают, сажают на коня. К седлу привязывают сумку с угощениями. Мальчик подъезжает на коне к каждому родственнику и угощает яствами из сумки. Родственники привязывают к гриве коня ленты.

Когда все родственники посещены, а угощения розданы, мальчику делается обрезание без анестезии. Проводит обряд местный мулла. После этого родители устраивают пышный праздник, где ребенку дарят деньги и ценные вещи.

Свадебные обычаи казахов

Казахская свадьба – грандиозное событие, связанное с множеством ритуалов, соблюдать которые обязаны все новобрачные. В старину мужчина сватался к девушке через жену брата. Невеста могла не видеть своего суженого до самой свадьбы, а если он ей не нравился, она не имела права ослушаться родителей.

Сегодня дела с выбором партнера обстоят у казахов намного лучше. Парни и девушки, как и во всем мире, знакомятся на улице, в кафе, в социальных сетях, но свадебные обряды все равно имеют большой вес на церемонии бракосочетания.

Теперь, как и в прошлом, в дом девушки приходят сваты с подарками. Кольцо невесте дарит жена брата, а не жених. День свадьбы назначают старейшины рода, хотя также прислушиваются к мнению молодых.

Когда «калым» уплачен, жених имеет право впервые навестить невесту в ее доме. Затем молодым позволены редкие свидания до свадьбы под присмотром родителей.

После веселой свадьбы с конкурсами и состязаниями, песнями и танцами, молодых отправляют в свадебный шатер. Когда бракосочетание состоялось, отец невесты назначает день проводов любимой дочери и дарит всем родственникам жениха одежду.

Казахские игры

У каждого народа есть национальные игры. Казахи собираются вместе, чтобы провести состязания на силу и выносливость. Игры казахов можно классифицировать следующим образом:

  • Тымак урып жыгу. Цель игры – сбить с шеста головной убор, сидя на лошади. Состязание проводится с завязанными глазами;
  • Алтыбакан. Собрание парней и девушек, на котором они строят качели и качаются вместе. Если в другие места родители могут не отпускать молодежь, то на это мероприятие отпустить должны;
  • Кыз куу. Парень и девушка на лошадях играют в догонялки. Когда парень догоняет девушку, он может поцеловать ее, если девушке удается догнать парня, она стегает его плетью;
  • Кекпар. Состязание мужчин за тушу бара. Длительная игра, которая может продлиться целый день.

Массовые забавы можно увидеть почти на каждом казахском национальном празднике. Игры данного народа отличаются зрелищностью и особыми правилами, перекликающимися с местной культурой.

Похоронные ритуалы

Умирающего человека в Казахстане оплакивать не принято, считается, что это может продлить агонию. Вдова умершего мужчины начинает плакать и рвать на себе волосы только тогда, когда будет объявлено о смерти, до тех пор женщине запрещено лить слезы. Если после смерти родственника женская половина семьи занимается оплакиванием, то мужчины читают молитвы из Корана. Хоронят умершего, обычно, спустя 2-3 дня. Тело обмывают, одевают в похоронные одежды. Женщинам запрещено присутствовать на кладбище, туда на прощальную церемонию отправляются только мужчины.

Творческие традиции и искусство

Патриотичность – вот то, чем пронизано искусство казахского народа. Казахи очень любят Родину, придают огромное значение истории своего народа.

Сочинение стихотворений – главное умение нации Казахстана. В стихах там поздравляют именинников, стихами плачут по усопшим, провожают невесту в дом жениха напутственными словами, сложенными в стихотворение.

Сказания и былины о героях также относятся к данному этносу. В них герой непременно побеждает зло, а помогает ему в этом его жена. Семейные традиции являются основной темой всех народных повествований.

Рукоделие и вышивка популярны среди любого поколения казашек. Вышивать умеют и юные девочки, и взрослые женщины, и бабушки в казахских селах.

Все традиции и обычаи казахского народа связаны с религией, древними поверьями и почтением к предкам. Казахи знают, где их корни, понимают, что эти корни делают людей сплоченнее, а молодое поколение сильнее. Казахская культура полна ярких и самобытных событий, правил и устоев, на которые интересно смотреть всем, даже иностранцам.

Свежее решение – мятный букет невесты: фото красивых композиций

Мятный букет невесты – это сочетание цветов нежных и холодных оттенков. Тона от нежно-изумрудного до пыльно-ментолового могут сочетаться со светло-голубым, бледно-желтым и зеленым. Такую композицию может выбрать невеста, которая хочет подчеркнуть некоторые свои индивидуальные черты.

Выбор композиции

Как правильно выбрать букет невесты в мятном цвете:

  • композиция в нежных тонах – это пастель, а значит пойдет только худощавой девушке, ведь все светлые цвета визуально увеличивают фигуру, даже несколько лишних килограммов, которые удачно спрячет покрой платья, мятный букет может случайно подчеркнуть;
  • светлые оттенки символизируют юность, свежесть и невинность в отличие от красных и оранжевых букетов, которые символизируют сексуальность и страсть, поэтому подойдут молодым, неопытным невестам;
  • темноволосым – яркость и драма, светловолосым – игра оттенков и внимание к деталям, поэтому мятный букет для брюнетки должен содержать яркие акценты.

Собирательный образ невесты с такой композицией – это юная, скромная, невинная и верная девушка, блондинка или русоволосая.

Стиль свадьбы

Если организаторы свадьбы задумали стилевое решение мероприятие, то возникает масса вопросов: где провести такую свадьбу, какой объем мероприятия?

Мятные тона для оформления помещения – это светлые оттенки зеленого, голубого и желтого.

  • Пастельные цвета будут гармонично смотреться на природе, праздник можно устроить в загородном доме, на террасе или во внутреннем дворе.
  • Если для банкета арендуют помещение с выбеленными стенами и потолком, то мятный стиль можно создать путем сочетания цветов в вазах и салфеток.
  • В мятном стиле хорошо смотрится оформление роскошного мероприятия на несколько сотен персон.
  • К камерной свадьбе в бохо-стиле можно подобрать оригинальные детали: плетеные стулья, вазы с цветами, вертикальное озеленение.

Сочетания

Свадебный букет в мятном цвете подбирается не сам по себе, а в контексте. Какие-то элементы образа должны быть в соответствующих тонах (например, наряды подружек невесты, как на фотографии ниже).

Это может быть, как оформление свадьбы, так и отдельные детали: макияж, украшения прически, с белым платьем отлично сочетается любой букет, однако при наличии в нем белых цветов при выборе их лучше приложить к платью, чтобы они совпадали по тону.

Свадебный распорядитель

Мята – освежающее растение, поэтому цвета, передающие мятное настроение – холодные. Девушка, которой подойдет мятный свадебный букет невесты, может быть мечтательной, скромной и молчаливой. Неброская красота мятного букета ее дополнит.

Елена Соколова

Флорист

Не забудьте обернуть готовый букет шелковой лентой нежно-изумрудного оттенка.

Наталья Морозова

Выбор макияжа

Для того, чтобы образ смотрелся в целом гармонично, существуют особенности сочетания оттенков светло-голубого и бледно-изумрудного с волосами и макияжем. Холодные цвета букета важно правильно сочетать с теплыми цветами макияжа.

  • Девушке с волосами холодных оттенков блонда макияж следует делать на основе серых теней и помады цвета фуксии.
  • Шатенке с креативным мелированием подойдет персиковый тон лица, коралловая и пыльно-розовая помада.
  • Темно-каштановой брюнетке со светлой кожей без желтого подтона стоит выбрать перламутровую пудру, темно-серые тени и розовую помаду.
  • Брюнетке со смуглой кожей подойдет нудовый мэйк-ап с коричневыми тенями.

Из чего собрать композицию

Для создания букета определимся с цветовой гаммой. Для основы возьмем мятные цветы, дополним голубыми, желтыми, зелеными и лиловыми.

Для сбора букета во флористике могут использоваться, как натуральные цветы, так и искусственные аналоги.

Бутоны мятного оттенка

Мятный цвет бутона в природе встречается не часто. Натуральные цветы мятного оттенка для букетов не используются, поскольку они относятся к дикорастущим сортам или редким комнатным. Наиболее близкие по оттенку к мяте экзотические сорта:

  • кроссандра «зеленый лед» – кустарник родом из Африки и Азии;
  • изумрудные лианы (стронгилодон) – произрастают в тропических филиппинских лесах;
  • бирюзовый гиацинт.

Интересно! В свадебных букетах иногда используются суккуленты – зеленоватые цветы кактусов имеют четко-прорисованные очертания.

Искусственный цвет

Чтобы создать нужный образ флористы используют окрашивание белых цветов в искомый оттенок. Для сбора букета можно приобрести окрашенные цветы, а можно их окрасить самостоятельно. Для этого цветы держат в воде с растворенным в ней пищевым красителем до 20 часов для достижения точного оттенка, однако уже через 8 часов края бутонов будут окрашены.

Для достижения мятного оттенка нужно смешать зеленый и синий краситель. Цветы для окрашивания:

  • розы;
  • тюльпаны;
  • гвоздики;
  • пионы;
  • орхидеи.

Если вы опасаетесь самостоятельно окрасить цветы, то можно это предоставить флористу.

Самое дешевое решение – это искусственные розы, которые можно купить в интернет-магазине. Их изготавливают из фоамирана. С помощью этого материала легко получить красивый мятный букет невесты. Фото ниже – пример такой композиции:

Цветы для фона

Чтобы разнообразить букет можно добавить цветы зеленого цвета. Например, сорт китайского древовидного пиона «зеленый шар». Этот тон хорошо сочетается со светло-изумрудным. Прекрасным цветовым акцентом будет голубая гортензия или фрезия. В качестве листьев подойдет эвкалипт. Его холодный тон – отличный фон для букета.

Моно-вариант

Монобукет – это букет из цветов одного вида, он может быть выполнен, как в одном цвете, так и в нескольких. Чтобы он смотрелся интереснее, букет нужно сделать маленьким, изящным, снабдить листьями и обернуть ленточками.

  • мятные розы;
  • мятные и белые розы;
  • окрашенные орхидеи;
  • монобукет из искусственных пионов.

Многоцветные решения

Мятные и пастельные оттенки – это тона, которыми трудно перегрузить внимание, поэтому при их использовании получается разнообразный и интересный букет невесты в мятном цвете. Фото ниже – хороший пример оформления:

Композиция из гортензии

Для свадьбы в деревенском стиле можно разбавить веточки окрашенной в изумрудный оттенок гортензии мелкими полевыми цветами. Мятную и голубую гортензию сочетаем с нежно-розовыми розами.

Вариант с суккулентами

Суккуленты – яркие цветы, которые помогут создать интересный акцент. Мятные свадебные букеты с белыми розами и суккулентами смотрятся очень объемно и интересно.

Букет на базе суккулентов с голубой гортензией, белыми и голубыми розами смотрится нежно, перетекание оттенков подчеркнет белизну кожи.

Мятное утро – процесс создания

Разберем процесс изготовления.

  • Берем окрашенную мятную фрезию.
  • Дополняем центр голубой гортензией.
  • Вставляем несколько светло-лиловых роз.
  • Контур создаем из аспидистры.
  • Плотно оборачиваем ножку шелковой лентой
  • Нежный букет с выглядит очень аккуратно и подойдет нордической особе.

Резюме

Создание мятного букета – это нестандартный выбор, ведь найти живые цветы нужного оттенка может быть не просто. Возможно, придется окрашивать цветы или искать искусственные. Однако, вложенные усилия могут дать очень стильный результат.

Ссылка на основную публикацию