Казахская свадьба: обычаи и традиции
У каждого народа есть свои традиции и обычаи, касающиеся бракосочетания, и казахи – не исключение. Казахские свадебные обычаи и традиции до сих пор соблюдаются современными молодоженами. И хоть они претерпели некоторые изменения с ходом времени, они до сих обладают особым символизмом и смыслом для молодых, как и многие традиции на мусульманской свадьбе. Сайт Свадьбаголик.ru расскажет вам о самых важных этапах казахской свадьбы, которые складывать на протяжении многих лет.
Смотрины и сговор
В казахской семье именно родители выбирают для своей дочки жениха, а для сына – невесту. Сговор подразумевает собой предварительную договоренность родителей о помолвке их детей. Если родители одной семьи дружат и хотят породниться с другой семьей еще до рождения детей, то такой сговор называют «бел куда». А если детей посватали в колыбели – тогда «бесик куда».
Данный этап торжества ранее включал в себя не только сговор, но и смотрины. Выбирать себе невест могли только дети знатных и богатых людей. Сыновья приходили на так называемые «смотрины», где невесты соперничали друг с другом в различных видах искусства. Если пара устраивала друг друга, то они голословно признавались в чувствах, и парень отправлял сватов к отцу невесты.
Доверенное лицо со стороны жениха направлялось к отцу предполагаемой невесты, чтобы договориться о свадьбе. После одобрения отца невесты обе стороны обменивались подарками.
Сватовство
Данный этап включает в себя непосредственное сватовство. Отец невесты, который заранее осведомлялся о приезде сватов, приглашал всех родных и близких. Отец жениха, сам жених, а также их родные и близкие приезжали в дом невесты. Приближенные жениха преподносили невесте и ее близким подарки согласно казахским традициям. Обе стороны кушали из одной посуды, а принимающая сторона преподносила угощение из сала и печенья.
При окончании сватовства стороны обменивались различными подарками: одеждой, драгоценностями, животными. Заключительным этапом сватовства являлся приезд отца в дом жениха. Оговаривалась дата свадьбы, калым и подарки. Для оповещения всех родственников обе стороны высылали им пригласительные на казахскую свадьбу.
Калым мал – плата за невесту
Сторона жениха после проведения сватовства по обычаям казахской свадьбы обязана была уплатить калым, размер которого зависел от благосостояния брачующихся. Если они бедные, то калым мог ограничиваться 4-5 головами скота. Однако если сватаются дети знатных и богатых людей, то калым мог достигать и 200 тысяч голов скота.
Калым мал – это отличительная традиция, которая сохранилась у казахского народа и в наши дни. Наличие калыма – это неотъемлемый обычай для дальнейшего празднования свадьбы, так как данным жестом жених выказывал свое уважение и щедрость по отношению к невесте и ее родственникам.
Приезд жениха к невесте
Приезжая за невестой, жених обязан был привезти скот, который в дальнейшем резали на стол. Помимо скота жених в соответствии со своим статутом обязан привезти в качестве подарков ткани, фрукты, чай, сахар, драгоценности.
На данном этапе казахской свадьбы устраивались игры, а также пелись песни, в которых желали молодым счастливой семейной жизни. Такое характерно для многих народов, например, имеет место и на Украине согласно украинским свадебным традициям.
Приезд невесты в дом жениха
Традиционно невесту с закрытым лицом доставляли до места, которое находилось на некотором расстоянии от аула. Затем ей навстречу выходили молодые девушки, и они вместе заходили в аул и усаживались за ширму. Те, кто встречали невесту, осыпали ее конфетами и монетами.
Когда все желающие собирались в ауле, то в центр выводили невесту и проводили обряд открытия лица невесты. При этом шаль снимала женщина благородных лет. Она желала девушке семейного благополучия и счастья. Шаль передавалась по кусочкам молодым девушкам, а на голову невесты надевался платок, который означал прощание с девичьей жизнью. На данном этапе исполняли казахские свадебные песни, в которых пелось о счастливой семейной жизни новобрачных.
Обряд бракосочетания
Если пара принадлежала к мусульманам, которых в Казахстане около 70%, то они заключали брак по законам Ислама. Жених с невестой садились на коленях перед муллой, у которого была пиала с водой и серебряными монетами. Мулла зачитывал три раза молитву, после которой жених и невеста отпивали в одном и том же месте воду. Затем свидетели подносили пиалу с водой не только молодоженам, но и всем присутствующим, которые чайной ложкой вылавливали монеты.
Далее следовало празднество. По формату проведения торжества современные казахские свадьбы сильно отличаются от тех бракосочетаний, когда почитались все традиции и обычаи. Однако неизменным остался танец на казахской свадьбе, без которого невозможно представить ни одно торжество у этого народа.
Первая брачная ночь (жолдык)
У казахов есть традиция, что за подготовку первой брачной ночи молодых отвечает жена старшего брата. Она готовит постель для молодых и дает им советы в шутливой форме. На эту роль ранее выбирали многодетную и уважаемую женщину. Наутро молодой должен был выйти из комнаты с улыбкой – таков обычай. При этом он должен отблагодарить сноху ценным подарком. Такие традиции казахской свадьбы очень схожи с проведением свадьбы по-татарски.
Свадебные костюмы женихов и платья казахских невест
Основным цветом свадебной ткани для платья казахской невесты являлся красный. Однако на современное казахское торжество невеста может надеть и подвенечное платье белого цвета.
Основным элементом в образе невесты является саукеле – высокий головной убор, который сделан из дорогих и качественных тканей, украшен драгоценными украшениями, бисером, монетами, а также мехом. Данный головной убор является обязательным по свадебной традиции, которая сложилась у казахов с древних времен.
Костюм жениха должен быть самым богатым и выглядеть нарядней, чем у других джигитов, чтобы из толпы было понятно, кто женится. На плечах у жениха – красный чапан, а головной убор украшен перьями филина. На современной казахской свадьбе жених может быть и в обычном строгом костюме.
Казахская свадьба – народные традиции и обычаи
Казахские свадебные обычаи красивы. По древнему адату, запрещался брак между родственниками до седьмого колена. Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную, впрочем, это правило сохраняется и сегодня, ведь незнание своего происхождения является невежеством.
Ранние браки были частым явлением, считалось, что они удерживают молодежь от непристойных поступков и способствуют появлению здоровых детей. Возраст невесты составлял 13–14 лет, а жениха – 14–15. Сейчас такие браки не практикуются.Перед свадьбой юноша просил согласия любимой девушки стать его женой через жену старшего брата, так как строгие законы степей не допускали открытых встреч молодых. Бывало и так, что девушка не знала своего суженого до свадьбы, а их родители дружили между собой.
Брачное соглашение достигалось двумя способами – либо путем договора между родителями с обеих сторон, такой обычай называется «кудалык», либо сторона жениха крала невесту, что назвалось «алып кашу».
В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями. У дверей перед сватами протягивают аркан и требуют плату за вход – деньги или отрезы ткани. При входе в дом на сватов заводят в дом, где на них сыпется шашу – конфеты и монеты. В доме невесты режут барана и готовят из него бешбармак. Звучит домбра, танцы сменяют айтысы и песни. В огонь наливают масло, и самая уважаемая женщина рода, согрев на нем свои руки, прикасается ими к щекам будущего зятя, чтобы он почувствовал тепло дома своей невесты. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. Брачное соглашение завершается определением дня, когда родители жениха и его родственники должны будут подарить отцу невесты киiт — лошадь, халат и другие подарки. Семья невесты в этот день устраивает пиршество, куда приглашаются близкие родственники, где обсуждаются вопросы, связанные с предстоящей свадьбой. Родственники невесты обслуживают родственников жениха, подавая им чай, кумыс, мясо.
Заканчивается гуляние играми на реке девушек со стороны невесты и парней – со стороны жениха. Перед отъездом сватов, родственники невесты одаривают родственников жениха.
Сторона жениха выплачивает калым семье невесты, его размер зависит от имущественного положения семьи. Например, богатые семьи отдавали 77 голов лошадей, семьи среднего достатка – 47, а небогатые – 17. Если у семьи нет лошадей, то калым отдается другими видами скота. Лишь после того, как большая часть калыма выплачена, назначается дата свадьбы. Сторона жениха устраивает жертыс-той, приглашает всех родственников посмотреть и оценить подарки для жениха. Недостающую часть подарков приносят друзья и родственники.
После сговора и первого взноса калыма жених имел право «тайно» посетить невесту, его первое посещение называлось урын келу. Первое свидание было очень важным, так как в этот день молодые люди, до этого не видевшие друг друга, знакомились. Порой это знакомство предотвращало неравные браки. Первым посещением жениха невесты руководил обычно ловкий, бойкий и расторопный джигит. Он брал с собой различные подарки, а также изделия, необходимые для свадебного ритуала: кольца, сережки, браслеты и т. д. Для жениха и его товарищей в ауле невесты ставили специальную юрту, устраивали «урын той». На следующий после приезда жениха день аульные женщины знакомили с ним невесту. После «урын тоя» обе стороны начинали деятельную подготовку к женитьбе молодых. Отец жениха полностью вносил калым, готовил скот для свадебного тоя, принадлежности для юрты, подарки и т. д. Отец невесты готовил приданое — жасау, особое внимание уделяя приобретению жилищной обстановки, нарядного головного убора дочери – саукеле и повозки — куйме. Второе и все последующие посещения жениха было открытым и носило название «калындык ойнау». Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма.
Сваты оставляют в доме невесты жертвенного барана, которого должны зарезать наутро, и созвать на бешбармак всю округу. Ни один кусок мяса не должен остаться, но невеста не может прикасаться к этому мясу. Обряд этот называется кыздын ольтириси, то есть – жертва во имя девушки. В тот же день открывается вторая часть сумки со сладостями, привезенной будущей свекровью – коржына – и раздается соседям и родственникам.
На смотринах певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни «той бастар», родственники жениха танцуют.
Перед основной свадьбой сторона невесты должна устроить кыз узату – проводы девушки. Той начинается с того, что гости становятся полукругом, входит невеста с незамужними подругами и обходит гостей несколько раз, как бы прощаясь с ними. Затем входит жених, в сопровождении друзей и присоединяется к невесте. Самый старый и уважаемый читает бата – благословение и начинается той. Заканчивается празднество обрядом тойбастар – на блюдах разложены сладости и безделушки, а чтобы их получить – нужно спеть песню. Тем, кто не смог приехать на торжество передают саркыт – долю с дастархана: мясо и сладости.
После кыз узату проводится жигиттын тойы – свадьба жениха. Накануне снохи джигита привозят в дом невесты купленное им свадебное платье и туфли. Традиционный казахский свадебный наряд красного цвета, сегодня же он европейский – белое платье.
В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак. Утром родственники жениха приезжают к дому невесты, но она находится в соседнем доме. Невестки и сестры девушки уже ждут приезда свадебного кортежа. После шутливых дебатов друг жениха платит выкуп или просто угощает родственниц сладостями. Но это только первый барьер, впереди жениха ждут два кордона из младших братьев и подружек невесты. Плюс ко всему старшие снохи выворачивают у влюбленного джигита карманы пиджака, где должны лежать всякие безделушки. Во двор дома невесту вводят под пение после угощения соседей и танцев родственников. Впереди шествия идет родственник невесты, ее родной брат повязывает ей на пояс платок, символизирующий верность и послушание невесты мужу и его родителям.
Перед отъездом невесты в чужой аул поется песня-состязание «Жар-жар». Ее поют две группы молодежи: группа жениха и группа невесты, с ними самими во главе. В ней поется о положении женщины в семье, выражается грусть и жалоба девушки в связи с переездом в другой аул. Традиция требовала, чтобы с песней девушка в сопровождении подруг обошла все юрты своего и ближнего аулов.
Существовала замечательная традиция сынсу. Каждая казахская девушка, вступающая в брак, должна была перед свадьбой написать собственное сынсу — песню-прощание невесты с родным домом, подругами, близкими. Главная особенность этой песни – то, что ее слова были строго индивидуальны, ее нельзя была повторять другим девушкам, даже несколько строк не должны были совпадать. Девушки в этих песнях сравнивали себя с сорванным цветком, белым лебедем, белым снегом, прощались с родителями и подругами, оплакивали свою девичью волю.
Невесту увозят лишь после того, как она попрощается со своими родителями. Если девушка не могла сама составить свадебный причет, текст сынсу писали профессиональные поэты-акыны, которые затем заучивались девушкой.
Свадебный кортеж едет в мечеть, где совершается бракосочетание по мусульманским обычаям, после – в ЗАГС, затем – к какому-нибудь святому месту. Но это – сейчас.
Когда невеста подъезжает к дому жениха, закрывала лицо вуалью, а встречающие ее родители жениха разбрасывают над ее головой курт, баурсаки и сладости. Войдя в юрту, жених и невеста прежде всего приветствуют огонь очага, а затем отвешивают поклоны старшему поколению и гостям.
Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо. Этот обряд называется «бет ашар» — открывание лица невесты. В песне перечисляются обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужем, оказание почета и уважения гостям и постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге, уход за мужем. Потом домбрист начинает перечислять родственников жениха, и девушка в знак почтения отдает каждому салем – поклон. Те, чьи имена назвал домбрист, обязаны положить деньги на стоящее перед тамадой блюдо.
В конце песни невесте открывают лицо, на этом обряд заканчивается — жених с невестой и все гости рассаживаются по местам — начинается той.
Раньше, когда свадьбы праздновались дома, когда пара входит в жилище, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находиться до самой брачной ночи, бет ашар проводился на следующий день. Сейчас невеста сидит рядом с женихом.
Свадебный обряд сопровождается скачками – байга, борьбой – курес, единоборством всадников – саис, борьбой наездников за тушку ягненка – кокпар, состязанием акынов и пиршеством.
Свадьба заканчивается, и невесту в новый дом едут провожать снохи. Через некоторое время после свадьбы родственников новобрачной приглашают к себе в гости родители жениха. Называется этот обряд есик тор — почетное отворение дверей. Родители молодой жены привозят с собой приданое. Его собирает мать новобрачной при помощи родственников. Каждый вносит свою лепту, будь то одеяло, сервиз или просто кастрюля. Идея состоит в том, что молодая жена должна прийти в новый дом со своим имуществом. Приданное состоит, как правило, из посуды, постельных принадлежностей, ковров. Сегодня это может быть и мебель, и бытовая техника. Кроме того, у девушки должен быть сундук, чтобы было куда складывать вещи.
После свадьбы еще долго молодоженов приглашают в гости родственники, угощают их бешбармаком и дарят подарки за первое посещение их дома в качестве жены.
Как проводятся казахские свадьбы?
Казахстан признан страной, в которой и по сей день люди чтят и придерживаются традиций своих предков. На самом деле очень мало народностей осталось в современном мире, которые настолько уважают обычаев старины.
Если вы хотите побывать на колоритной и национальной свадьбе, тогда обязательно стоит посетить казахское бракосочетание. Оно наполнено от самого начала до конца солнечным светом, теплом и радостной атмосферой.
Этапы и народные обычаи
В Казахстане к свадьбе относятся очень серьезно, поэтому там не существует обычаи выйти замуж по любви. Родители жениха и невесты ещё до совершеннолетия обоих определяются с тем, кто станет второй половинкой их ребенка. При чем, выбор основывается на многих показателях.
В первую очередь, это статус самой семьи, их состоятельность, моральные качества.
Традиционный обряд бракосочетания не проходит просто так. Он длится в сразу несколько этапов.
От этого она становится лишь более торжественной.
Многие этапы очень схожи с русскими свадьбами. Отличаются они ритуалом, однако общая смысловая нагрузка для всех этапов остается неизменной.
Замуж могли выходить лишь те барышни, у которых была достойная семья и хорошая наследственность. Соответственно, первыми выдавали замуж девушек из благополучных и обеспеченных семей. Им подыскивали пару вровень.
Есть и традиция, которая указывает на возраст жениха и невесты. Мужчина не должен быть старше своей пассии больше, чем на 25 лет. Женщине же разрешается быть старше мужа максимум на 8 лет.
Как проходят смотрины узату?
В Казахстане первым этапом свадебной церемонии является кыз узату, по другому смотрины. Родственники и друзья со стороны мужа (обязательно в нечетном количестве) приезжали в назначенный день посмотреть на невесту.
Обязательно назначался среди них самый главный сват. Родственники невесты были обязаны тепло встретить гостей, накормить их и угостить чаем.
Невесту на рассвете сваты сажали в повозке и везли её таким образом до дома жениха, даже если он находился в соседней деревне.
Девушка прощалась со своими близкими и пела прощальную песню. Примечательно что, сидя в повозке, барышне было запрещено поворачиваться и смотреть на отчий дом. Она должна была лишь уверена смотреть вперед.
Сватовство
Это тот обряд, который существует практически у каждой народности. Только в Казахстане он проходит со своими индивидуальными особенностями. Назначается ещё до визита к невесте сваты со стороны жениха. Как правило, это мужчины, взрослые и уважаемые.
Среди них выбирают главного свата. Это может быть родной отец или дядя.
Заранее родственники жениха предупреждают семью невесты о том, что в назначенный день и час они придут свататься. Если сторона невесты захочет, то они с радостью примут гостей. Примечательно, что семья девушки может сразу же отказать и не пустить сватов в дом.
В том случае, если исход положительный и сватов ждут в доме, то жениху стоит подготовить выкуп. Сестры невесты перед домом ставят своеобразный аркан, пройти который можно лишь тогда, когда заплатишь выкуп.
В Казахстане обряд сватовства считается очень важным. Впоследствии сваты признаются родственниками семьи. Поэтому обряд осуществляется по всем правилам и канонам.
Семья невесты приглашает сватов за праздничный стол. Гости за ним обедают и общаются на отвлеченные темы. Только тогда когда на столе заканчивается еда, сваты принимаются за обсуждение непосредственно самой свадьбы. Отец жениха выставляет размер калыма, который просит за свою дочь.
Сваты в семье девушки всегда встречаются с почестями и уважением. В конце беседы их осыпают печеньями, конфетами и драгоценными монетами. Тем самым показывается на сколько они уважаемы и почитаемы в этом доме.
Нередко девушки собирают небольшие мешки со сладостями и вручают при выходе каждому свату. Самый большой мешок должен быть отдан отцу жениха.
Современные традиции
После того, как проходит сватовство, разрешается жениху и его родне посмотреть на невесту. Сделать это можно лишь только, после выкупа. Если семья не захочет, то они могут и вовсе не видеть свою невестку до свадьбы.
Как правило, все платят выкупы для того, чтобы посмотреть на будущую родственницу. В это время мать жениха надевает на невестку одну серьги. Это означает, что девушка вот-вот станет чьей-то супругой. До свадьбы запрещено снимать украшение.
После того, как все договорились о том, где и как будет проходить само торжество. Отец невесты выставляет размер калыма.
В настоящее время обычай немного изменился, поскольку далеко не все держат скот, поэтому необходимости в нем такой нет. Нередко родственники невесты просят лишь обставить будущий дом молодоженов, купив в него всю необходимую мебель и технику.
Свадебная церемония проходит в присутствии муллы. Он наливает две чаши с водой: со сладкой, с соленой. Молодые после каждой молитвы должны отпить по одному глотку из чаши. Это поможет им защититься от измен и привести в дом благополучие, счастье.
На свадьбе присутствуют свидетели. Их роль состоит в том, чтобы каждый раз подавать молодым чаши с пиалами. Мужчина и женщина должны при всех сказать о своих намерениях выйти замуж.
Как правило, сама церемония проходит в конце лета. Этот выбор обусловлен тем, что в большинстве своем спеют все фрукты и овощи.
Особенно трепетно относятся к свадьбе с беременными девушками. Им запрещено выходить замуж по религиозным соображениям до рождения ребенка. Сейчас же этим обычаям пренебрегают и стараются поскорее сыграть свадьбу, особенно если девушка находится на первых месяцах беременности.
Она горюет, что не может продолжать жить вместе с мамой и папой, завидует братьям и сестрам, которые там продолжают жить.
Удивительно и то, что по казахским канонам девушка, вышедшая замуж, не имеет права приходить в гости к своим родителям ровно год после свадьбы.
Полезное видео
Традиции казахской свадьбы.
Поздравление подружек невесты на казахской свадьбе.
Танец на казахской свадьбе.
Заключение
Казахские обычаи и свадьбы самобытны. Побывав на таком мероприятии, можно изумиться, на сколько народ умеет сохранять свои традиции, передавать их из поколения в поколение. Все обычаи колоритны, за ними интересно наблюдать.
Особенности казахской свадьбы
Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.
По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.
Смотрины невесты перед свадьбой
По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.
Сватовство казахской невесты
Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.
Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.
После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.
Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.
Традиции казахской свадьбы
Национальные казахские свадебные платья отличаются тем, что в них гармонично сочетаются обычаи, шик и грация. Традиционным цветом свадебного платья невесты считается красный цвет. Но самое большое внимание всегда приковано к «саукеле» — головному убору невесты, который поистине является произведением искусства, так как он выполнен из самых дорогих тканей, расшит узорами из бисера, драгоценных камней, золотых и серебряных монет, отделан мехом и бахромой. То, насколько изыскано, расшит саукеле, говорило в первую очередь о достатке и щедрости сватов.
Платье жениха — «куйеу киими» отличалось от одежды сопровождающих его джигитов. Жених должен был быть одет безукоризненно и шикарно, чтобы свита невесты, встречающая его, смогла легко выделить жениха из толпы гостей. Но, в то же время он вел себя скромно, всем своим видом выражая почтительность дому и семье невесты.
По правилам, обряд бракосочетания проходил в деревне жениха. Поэтому жених вместе со своей свитой (как правило, это 5-7 человек) отправляются за девушкой. Приезжают они вечером и сразу же начинаются игры, дарятся традиционные подарки.
С восходом солнца свита жениха вместе с невестой отправляются в свою деревню. Перед отъездом девушка прощается с провожающими ее родными и друзьями. «Коштасу» — обряд прощания с родительским домом – исполнялся невестой непосредственно перед выездом свадебной процессии из ее аула. Прежде чем переступить порог дома жениха, девушка у себя дома прощается со своими родителями, родными братьями и сестрами и остальными родственниками.
В своем прощальном обращении она сожалеет о том, что родилась девушкой, а не парнем; что вынуждена покинуть родной дом, желает всем крепкого здоровья, когда она в следующий раз приедет навестить их. Традиционно, после свадьбы девушка имеет право приехать в родительский дом только через год. До этого она не должна посещать родной дом.
В деревне жениха все готовятся к приезду. В аул съезжаются родные и близкие, накрывают пышные столы с угощениями, а также всячески развлекаются. Тем не менее, всем не терпится увидеть невестку. После того, как соберутся все гости, невесту, одетую в богатую свадебную одежду торжественно выводят. Лицо ее по традиции закрыто шалью. Обряд показа невесты родственникам жениха и всем собравшимся гостям непременно сопровождается старинной песней — жир. В дом отца жениха, в котором собираются родственники и гости, приводят невесту в свадебном наряде. После этого происходит ее знакомство с родней жениха.
Для казахов брак — это акт верности и любви. Для осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.
Казахская свадьба, или Ярмарка тщеславия
![]() |