Казахская свадьба – народные традиции и обычаи

Казахская свадьба: обычаи и традиции

У каждого народа есть свои традиции и обычаи, касающиеся бракосочетания, и казахи – не исключение. Казахские свадебные обычаи и традиции до сих пор соблюдаются современными молодоженами. И хоть они претерпели некоторые изменения с ходом времени, они до сих обладают особым символизмом и смыслом для молодых, как и многие традиции на мусульманской свадьбе. Сайт Свадьбаголик.ru расскажет вам о самых важных этапах казахской свадьбы, которые складывать на протяжении многих лет.

Смотрины и сговор

В казахской семье именно родители выбирают для своей дочки жениха, а для сына – невесту. Сговор подразумевает собой предварительную договоренность родителей о помолвке их детей. Если родители одной семьи дружат и хотят породниться с другой семьей еще до рождения детей, то такой сговор называют «бел куда». А если детей посватали в колыбели – тогда «бесик куда».

Данный этап торжества ранее включал в себя не только сговор, но и смотрины. Выбирать себе невест могли только дети знатных и богатых людей. Сыновья приходили на так называемые «смотрины», где невесты соперничали друг с другом в различных видах искусства. Если пара устраивала друг друга, то они голословно признавались в чувствах, и парень отправлял сватов к отцу невесты.

Доверенное лицо со стороны жениха направлялось к отцу предполагаемой невесты, чтобы договориться о свадьбе. После одобрения отца невесты обе стороны обменивались подарками.

Сватовство

Данный этап включает в себя непосредственное сватовство. Отец невесты, который заранее осведомлялся о приезде сватов, приглашал всех родных и близких. Отец жениха, сам жених, а также их родные и близкие приезжали в дом невесты. Приближенные жениха преподносили невесте и ее близким подарки согласно казахским традициям. Обе стороны кушали из одной посуды, а принимающая сторона преподносила угощение из сала и печенья.

При окончании сватовства стороны обменивались различными подарками: одеждой, драгоценностями, животными. Заключительным этапом сватовства являлся приезд отца в дом жениха. Оговаривалась дата свадьбы, калым и подарки. Для оповещения всех родственников обе стороны высылали им пригласительные на казахскую свадьбу.

Калым мал – плата за невесту

Сторона жениха после проведения сватовства по обычаям казахской свадьбы обязана была уплатить калым, размер которого зависел от благосостояния брачующихся. Если они бедные, то калым мог ограничиваться 4-5 головами скота. Однако если сватаются дети знатных и богатых людей, то калым мог достигать и 200 тысяч голов скота.

Калым мал – это отличительная традиция, которая сохранилась у казахского народа и в наши дни. Наличие калыма – это неотъемлемый обычай для дальнейшего празднования свадьбы, так как данным жестом жених выказывал свое уважение и щедрость по отношению к невесте и ее родственникам.

Приезд жениха к невесте

Приезжая за невестой, жених обязан был привезти скот, который в дальнейшем резали на стол. Помимо скота жених в соответствии со своим статутом обязан привезти в качестве подарков ткани, фрукты, чай, сахар, драгоценности.

На данном этапе казахской свадьбы устраивались игры, а также пелись песни, в которых желали молодым счастливой семейной жизни. Такое характерно для многих народов, например, имеет место и на Украине согласно украинским свадебным традициям.

Приезд невесты в дом жениха

Традиционно невесту с закрытым лицом доставляли до места, которое находилось на некотором расстоянии от аула. Затем ей навстречу выходили молодые девушки, и они вместе заходили в аул и усаживались за ширму. Те, кто встречали невесту, осыпали ее конфетами и монетами.

Когда все желающие собирались в ауле, то в центр выводили невесту и проводили обряд открытия лица невесты. При этом шаль снимала женщина благородных лет. Она желала девушке семейного благополучия и счастья. Шаль передавалась по кусочкам молодым девушкам, а на голову невесты надевался платок, который означал прощание с девичьей жизнью. На данном этапе исполняли казахские свадебные песни, в которых пелось о счастливой семейной жизни новобрачных.

Обряд бракосочетания

Если пара принадлежала к мусульманам, которых в Казахстане около 70%, то они заключали брак по законам Ислама. Жених с невестой садились на коленях перед муллой, у которого была пиала с водой и серебряными монетами. Мулла зачитывал три раза молитву, после которой жених и невеста отпивали в одном и том же месте воду. Затем свидетели подносили пиалу с водой не только молодоженам, но и всем присутствующим, которые чайной ложкой вылавливали монеты.

Далее следовало празднество. По формату проведения торжества современные казахские свадьбы сильно отличаются от тех бракосочетаний, когда почитались все традиции и обычаи. Однако неизменным остался танец на казахской свадьбе, без которого невозможно представить ни одно торжество у этого народа.

Первая брачная ночь (жолдык)

У казахов есть традиция, что за подготовку первой брачной ночи молодых отвечает жена старшего брата. Она готовит постель для молодых и дает им советы в шутливой форме. На эту роль ранее выбирали многодетную и уважаемую женщину. Наутро молодой должен был выйти из комнаты с улыбкой – таков обычай. При этом он должен отблагодарить сноху ценным подарком. Такие традиции казахской свадьбы очень схожи с проведением свадьбы по-татарски.

Свадебные костюмы женихов и платья казахских невест

Основным цветом свадебной ткани для платья казахской невесты являлся красный. Однако на современное казахское торжество невеста может надеть и подвенечное платье белого цвета.

Основным элементом в образе невесты является саукеле – высокий головной убор, который сделан из дорогих и качественных тканей, украшен драгоценными украшениями, бисером, монетами, а также мехом. Данный головной убор является обязательным по свадебной традиции, которая сложилась у казахов с древних времен.

Костюм жениха должен быть самым богатым и выглядеть нарядней, чем у других джигитов, чтобы из толпы было понятно, кто женится. На плечах у жениха – красный чапан, а головной убор украшен перьями филина. На современной казахской свадьбе жених может быть и в обычном строгом костюме.


Казахская свадьба – народные традиции и обычаи

Казахские свадебные обычаи красивы. По древнему адату, запрещался брак между родственниками до седьмого колена. Поэтому каждый казах должен был знать свою родословную, впрочем, это правило сохраняется и сегодня, ведь незнание своего происхождения является невежеством.

Ранние браки были частым явлением, считалось, что они удерживают молодежь от непристойных поступков и способствуют появлению здоровых детей. Возраст невесты составлял 13–14 лет, а жениха – 14–15. Сейчас такие браки не практикуются.Перед свадьбой юноша просил согласия любимой девушки стать его женой через жену старшего брата, так как строгие законы степей не допускали открытых встреч молодых. Бывало и так, что девушка не знала своего суженого до свадьбы, а их родители дружили между собой.

Брачное соглашение достигалось двумя способами – либо путем договора между родителями с обеих сторон, такой обычай называется «кудалык», либо сторона жениха крала невесту, что назвалось «алып кашу».

В назначенный день сваты жениха являются в дом девушки с подарками и сладостями. У дверей перед сватами протягивают аркан и требуют плату за вход – деньги или отрезы ткани. При входе в дом на сватов заводят в дом, где на них сыпется шашу – конфеты и монеты. В доме невесты режут барана и готовят из него бешбармак. Звучит домбра, танцы сменяют айтысы и песни. В огонь наливают масло, и самая уважаемая женщина рода, согрев на нем свои руки, прикасается ими к щекам будущего зятя, чтобы он почувствовал тепло дома своей невесты. Одна из родственниц жениха надевает на безымянный палец невесты кольцо. Брачное соглашение завершается определением дня, когда родители жениха и его родственники должны будут подарить отцу невесты киiт — лошадь, халат и другие подарки. Семья невесты в этот день устраивает пиршество, куда приглашаются близкие родственники, где обсуждаются вопросы, связанные с предстоящей свадьбой. Родственники невесты обслуживают родственников жениха, подавая им чай, кумыс, мясо.

Заканчивается гуляние играми на реке девушек со стороны невесты и парней – со стороны жениха. Перед отъездом сватов, родственники невесты одаривают родственников жениха.

Сторона жениха выплачивает калым семье невесты, его размер зависит от имущественного положения семьи. Например, богатые семьи отдавали 77 голов лошадей, семьи среднего достатка – 47, а небогатые – 17. Если у семьи нет лошадей, то калым отдается другими видами скота. Лишь после того, как большая часть калыма выплачена, назначается дата свадьбы. Сторона жениха устраивает жертыс-той, приглашает всех родственников посмотреть и оценить подарки для жениха. Недостающую часть подарков приносят друзья и родственники.

После сговора и первого взноса калыма жених имел право «тайно» посетить невесту, его первое посещение называлось урын келу. Первое свидание было очень важным, так как в этот день молодые люди, до этого не видевшие друг друга, знакомились. Порой это знакомство предотвращало неравные браки. Первым посещением жениха невесты руководил обычно ловкий, бойкий и расторопный джигит. Он брал с собой различные подарки, а также изделия, необходимые для свадебного ритуала: кольца, сережки, браслеты и т. д. Для жениха и его товарищей в ауле невесты ставили специальную юрту, устраивали «урын той». На следующий после приезда жениха день аульные женщины знакомили с ним невесту. После «урын тоя» обе стороны начинали деятельную подготовку к женитьбе молодых. Отец жениха полностью вносил калым, готовил скот для свадебного тоя, принадлежности для юрты, подарки и т. д. Отец невесты готовил приданое — жасау, особое внимание уделяя приобретению жилищной обстановки, нарядного головного убора дочери – саукеле и повозки — куйме. Второе и все последующие посещения жениха было открытым и носило название «калындык ойнау». Приданное (жасау) невесты обходилось им очень дорого, иногда превышая стоимость калыма.

Сваты оставляют в доме невесты жертвенного барана, которого должны зарезать наутро, и созвать на бешбармак всю округу. Ни один кусок мяса не должен остаться, но невеста не может прикасаться к этому мясу. Обряд этот называется кыздын ольтириси, то есть – жертва во имя девушки. В тот же день открывается вторая часть сумки со сладостями, привезенной будущей свекровью – коржына – и раздается соседям и родственникам.

На смотринах певец под аккомпанемент саза или домбры поет обрядовые песни «той бастар», родственники жениха танцуют.

Перед основной свадьбой сторона невесты должна устроить кыз узату – проводы девушки. Той начинается с того, что гости становятся полукругом, входит невеста с незамужними подругами и обходит гостей несколько раз, как бы прощаясь с ними. Затем входит жених, в сопровождении друзей и присоединяется к невесте. Самый старый и уважаемый читает бата – благословение и начинается той. Заканчивается празднество обрядом тойбастар – на блюдах разложены сладости и безделушки, а чтобы их получить – нужно спеть песню. Тем, кто не смог приехать на торжество передают саркыт – долю с дастархана: мясо и сладости.

После кыз узату проводится жигиттын тойы – свадьба жениха. Накануне снохи джигита привозят в дом невесты купленное им свадебное платье и туфли. Традиционный казахский свадебный наряд красного цвета, сегодня же он европейский – белое платье.

В ночь перед свадьбой у невесты собираются подружки. Девичьи посиделки длятся до утра. В это время готовятся к свадьбе: пекут баурсаки, лепешки, различные сладости, режут барана, готовят куырдак. Утром родственники жениха приезжают к дому невесты, но она находится в соседнем доме. Невестки и сестры девушки уже ждут приезда свадебного кортежа. После шутливых дебатов друг жениха платит выкуп или просто угощает родственниц сладостями. Но это только первый барьер, впереди жениха ждут два кордона из младших братьев и подружек невесты. Плюс ко всему старшие снохи выворачивают у влюбленного джигита карманы пиджака, где должны лежать всякие безделушки. Во двор дома невесту вводят под пение после угощения соседей и танцев родственников. Впереди шествия идет родственник невесты, ее родной брат повязывает ей на пояс платок, символизирующий верность и послушание невесты мужу и его родителям.

Перед отъездом невесты в чужой аул поется песня-состязание «Жар-жар». Ее поют две группы молодежи: группа жениха и группа невесты, с ними самими во главе. В ней поется о положении женщины в семье, выражается грусть и жалоба девушки в связи с переездом в другой аул. Традиция требовала, чтобы с песней девушка в сопровождении подруг обошла все юрты своего и ближнего аулов.

Существовала замечательная традиция сынсу. Каждая казахская девушка, вступающая в брак, должна была перед свадьбой написать собственное сынсу — песню-прощание невесты с родным домом, подругами, близкими. Главная особенность этой песни – то, что ее слова были строго индивидуальны, ее нельзя была повторять другим девушкам, даже несколько строк не должны были совпадать. Девушки в этих песнях сравнивали себя с сорванным цветком, белым лебедем, белым снегом, прощались с родителями и подругами, оплакивали свою девичью волю.

Читайте также:  Маленький свадебный букет для невесты - обзор самых креативных

Невесту увозят лишь после того, как она попрощается со своими родителями. Если девушка не могла сама составить свадебный причет, текст сынсу писали профессиональные поэты-акыны, которые затем заучивались девушкой.

Свадебный кортеж едет в мечеть, где совершается бракосочетание по мусульманским обычаям, после – в ЗАГС, затем – к какому-нибудь святому месту. Но это – сейчас.

Когда невеста подъезжает к дому жениха, закрывала лицо вуалью, а встречающие ее родители жениха разбрасывают над ее головой курт, баурсаки и сладости. Войдя в юрту, жених и невеста прежде всего приветствуют огонь очага, а затем отвешивают поклоны старшему поколению и гостям.

Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо. Этот обряд называется «бет ашар» — открывание лица невесты. В песне перечисляются обязанности молодой жены: уважение старших и родственников мужа, преклонение перед мужем, оказание почета и уважения гостям и постоянная улыбка на лице, забота о домашнем очаге, уход за мужем. Потом домбрист начинает перечислять родственников жениха, и девушка в знак почтения отдает каждому салем – поклон. Те, чьи имена назвал домбрист, обязаны положить деньги на стоящее перед тамадой блюдо.

В конце песни невесте открывают лицо, на этом обряд заканчивается — жених с невестой и все гости рассаживаются по местам — начинается той.

Раньше, когда свадьбы праздновались дома, когда пара входит в жилище, тамада приглашает гостей к столу. А невеста в это время находится в специально предназначенной для нее комнате вместе со снохой, где должна находиться до самой брачной ночи, бет ашар проводился на следующий день. Сейчас невеста сидит рядом с женихом.

Свадебный обряд сопровождается скачками – байга, борьбой – курес, единоборством всадников – саис, борьбой наездников за тушку ягненка – кокпар, состязанием акынов и пиршеством.

Свадьба заканчивается, и невесту в новый дом едут провожать снохи. Через некоторое время после свадьбы родственников новобрачной приглашают к себе в гости родители жениха. Называется этот обряд есик тор — почетное отворение дверей. Родители молодой жены привозят с собой приданое. Его собирает мать новобрачной при помощи родственников. Каждый вносит свою лепту, будь то одеяло, сервиз или просто кастрюля. Идея состоит в том, что молодая жена должна прийти в новый дом со своим имуществом. Приданное состоит, как правило, из посуды, постельных принадлежностей, ковров. Сегодня это может быть и мебель, и бытовая техника. Кроме того, у девушки должен быть сундук, чтобы было куда складывать вещи.
После свадьбы еще долго молодоженов приглашают в гости родственники, угощают их бешбармаком и дарят подарки за первое посещение их дома в качестве жены.

Как проводятся казахские свадьбы?

Казахстан признан страной, в которой и по сей день люди чтят и придерживаются традиций своих предков. На самом деле очень мало народностей осталось в современном мире, которые настолько уважают обычаев старины.

Если вы хотите побывать на колоритной и национальной свадьбе, тогда обязательно стоит посетить казахское бракосочетание. Оно наполнено от самого начала до конца солнечным светом, теплом и радостной атмосферой.

Этапы и народные обычаи

В Казахстане к свадьбе относятся очень серьезно, поэтому там не существует обычаи выйти замуж по любви. Родители жениха и невесты ещё до совершеннолетия обоих определяются с тем, кто станет второй половинкой их ребенка. При чем, выбор основывается на многих показателях.

В первую очередь, это статус самой семьи, их состоятельность, моральные качества.

Традиционный обряд бракосочетания не проходит просто так. Он длится в сразу несколько этапов.

От этого она становится лишь более торжественной.

Многие этапы очень схожи с русскими свадьбами. Отличаются они ритуалом, однако общая смысловая нагрузка для всех этапов остается неизменной.

Замуж могли выходить лишь те барышни, у которых была достойная семья и хорошая наследственность. Соответственно, первыми выдавали замуж девушек из благополучных и обеспеченных семей. Им подыскивали пару вровень.

Есть и традиция, которая указывает на возраст жениха и невесты. Мужчина не должен быть старше своей пассии больше, чем на 25 лет. Женщине же разрешается быть старше мужа максимум на 8 лет.

Как проходят смотрины узату?

В Казахстане первым этапом свадебной церемонии является кыз узату, по другому смотрины. Родственники и друзья со стороны мужа (обязательно в нечетном количестве) приезжали в назначенный день посмотреть на невесту.

Обязательно назначался среди них самый главный сват. Родственники невесты были обязаны тепло встретить гостей, накормить их и угостить чаем.

Невесту на рассвете сваты сажали в повозке и везли её таким образом до дома жениха, даже если он находился в соседней деревне.

Девушка прощалась со своими близкими и пела прощальную песню. Примечательно что, сидя в повозке, барышне было запрещено поворачиваться и смотреть на отчий дом. Она должна была лишь уверена смотреть вперед.

Сватовство

Это тот обряд, который существует практически у каждой народности. Только в Казахстане он проходит со своими индивидуальными особенностями. Назначается ещё до визита к невесте сваты со стороны жениха. Как правило, это мужчины, взрослые и уважаемые.

Среди них выбирают главного свата. Это может быть родной отец или дядя.

Заранее родственники жениха предупреждают семью невесты о том, что в назначенный день и час они придут свататься. Если сторона невесты захочет, то они с радостью примут гостей. Примечательно, что семья девушки может сразу же отказать и не пустить сватов в дом.

В том случае, если исход положительный и сватов ждут в доме, то жениху стоит подготовить выкуп. Сестры невесты перед домом ставят своеобразный аркан, пройти который можно лишь тогда, когда заплатишь выкуп.

В Казахстане обряд сватовства считается очень важным. Впоследствии сваты признаются родственниками семьи. Поэтому обряд осуществляется по всем правилам и канонам.

Семья невесты приглашает сватов за праздничный стол. Гости за ним обедают и общаются на отвлеченные темы. Только тогда когда на столе заканчивается еда, сваты принимаются за обсуждение непосредственно самой свадьбы. Отец жениха выставляет размер калыма, который просит за свою дочь.

Сваты в семье девушки всегда встречаются с почестями и уважением. В конце беседы их осыпают печеньями, конфетами и драгоценными монетами. Тем самым показывается на сколько они уважаемы и почитаемы в этом доме.

Нередко девушки собирают небольшие мешки со сладостями и вручают при выходе каждому свату. Самый большой мешок должен быть отдан отцу жениха.

Современные традиции

После того, как проходит сватовство, разрешается жениху и его родне посмотреть на невесту. Сделать это можно лишь только, после выкупа. Если семья не захочет, то они могут и вовсе не видеть свою невестку до свадьбы.

Как правило, все платят выкупы для того, чтобы посмотреть на будущую родственницу. В это время мать жениха надевает на невестку одну серьги. Это означает, что девушка вот-вот станет чьей-то супругой. До свадьбы запрещено снимать украшение.

После того, как все договорились о том, где и как будет проходить само торжество. Отец невесты выставляет размер калыма.

В настоящее время обычай немного изменился, поскольку далеко не все держат скот, поэтому необходимости в нем такой нет. Нередко родственники невесты просят лишь обставить будущий дом молодоженов, купив в него всю необходимую мебель и технику.

Свадебная церемония проходит в присутствии муллы. Он наливает две чаши с водой: со сладкой, с соленой. Молодые после каждой молитвы должны отпить по одному глотку из чаши. Это поможет им защититься от измен и привести в дом благополучие, счастье.

На свадьбе присутствуют свидетели. Их роль состоит в том, чтобы каждый раз подавать молодым чаши с пиалами. Мужчина и женщина должны при всех сказать о своих намерениях выйти замуж.

Как правило, сама церемония проходит в конце лета. Этот выбор обусловлен тем, что в большинстве своем спеют все фрукты и овощи.

Особенно трепетно относятся к свадьбе с беременными девушками. Им запрещено выходить замуж по религиозным соображениям до рождения ребенка. Сейчас же этим обычаям пренебрегают и стараются поскорее сыграть свадьбу, особенно если девушка находится на первых месяцах беременности.

Она горюет, что не может продолжать жить вместе с мамой и папой, завидует братьям и сестрам, которые там продолжают жить.

Удивительно и то, что по казахским канонам девушка, вышедшая замуж, не имеет права приходить в гости к своим родителям ровно год после свадьбы.

Полезное видео

Традиции казахской свадьбы.

Поздравление подружек невесты на казахской свадьбе.

Танец на казахской свадьбе.

Заключение

Казахские обычаи и свадьбы самобытны. Побывав на таком мероприятии, можно изумиться, на сколько народ умеет сохранять свои традиции, передавать их из поколения в поколение. Все обычаи колоритны, за ними интересно наблюдать.

Особенности казахской свадьбы

Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.

По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.

Смотрины невесты перед свадьбой

По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.

Сватовство казахской невесты

Сватовство – это знакомство семьи жениха с семьей невесты. «Женятся на сто лет, а сватаются на тысячу»- так звучит старинная казахская пословица. Быть сватьями у казахов означает поддерживать теплые семейные отношения огромное количество лет.

Для сватовства специально назначался день, который считался одним из самых значимых в подготовке к церемонии бракосочетания. В этот день жених со всей своей семьей отправлялся в родительский дом девушки. До того как зайти в дом невесты молодой жених и его семья должны были заплатить выкуп. Если выкуп устраивал семью девушки, то их приглашали пройти в дом.

После этого самая уважаемая женщина из рода невесты согревала свои руки от домашнего очага, а после этого согревала руками лицо жениха. Данный обычай говорил о том, что жених получал тепло из дома невесты, чтобы в их новом доме было так же тепло и уютно. После данного обряда следовали многочисленные национальные песни. После них семью жениха приглашали пройти в комнату, в которой к тому времени уже собиралась вся семья невесты.

Все это время невеста не выходит к гостям. Она ждет в другой комнате, пока ее семья заключит договор с семьей жениха. Когда же договор был заключен, то традиционно резался баран, из которого готовили блюда для праздничного стола. После того как был накрыт стол, невеста впервые выходила к гостям. Для жениха и невесты это был волнительный момент, так как зачастую бывало, что молодые в тот момент виделись впервые. После того как невеста знакомилась с женихом и его семьей все садились за праздничный стол, где звучали песни, без которых не обходился ни один обряд сватовства.

Читайте также:  Приглашения на свадьбу – голубые, бирюзовые, в стиле тиффани

Традиции казахской свадьбы

Национальные казахские свадебные платья отличаются тем, что в них гармонично сочетаются обычаи, шик и грация. Традиционным цветом свадебного платья невесты считается красный цвет. Но самое большое внимание всегда приковано к «саукеле» — головному убору невесты, который поистине является произведением искусства, так как он выполнен из самых дорогих тканей, расшит узорами из бисера, драгоценных камней, золотых и серебряных монет, отделан мехом и бахромой. То, насколько изыскано, расшит саукеле, говорило в первую очередь о достатке и щедрости сватов.

Платье жениха — «куйеу киими» отличалось от одежды сопровождающих его джигитов. Жених должен был быть одет безукоризненно и шикарно, чтобы свита невесты, встречающая его, смогла легко выделить жениха из толпы гостей. Но, в то же время он вел себя скромно, всем своим видом выражая почтительность дому и семье невесты.
По правилам, обряд бракосочетания проходил в деревне жениха. Поэтому жених вместе со своей свитой (как правило, это 5-7 человек) отправляются за девушкой. Приезжают они вечером и сразу же начинаются игры, дарятся традиционные подарки.

С восходом солнца свита жениха вместе с невестой отправляются в свою деревню. Перед отъездом девушка прощается с провожающими ее родными и друзьями. «Коштасу» — обряд прощания с родительским домом – исполнялся невестой непосредственно перед выездом свадебной процессии из ее аула. Прежде чем переступить порог дома жениха, девушка у себя дома прощается со своими родителями, родными братьями и сестрами и остальными родственниками.

В своем прощальном обращении она сожалеет о том, что родилась девушкой, а не парнем; что вынуждена покинуть родной дом, желает всем крепкого здоровья, когда она в следующий раз приедет навестить их. Традиционно, после свадьбы девушка имеет право приехать в родительский дом только через год. До этого она не должна посещать родной дом.

В деревне жениха все готовятся к приезду. В аул съезжаются родные и близкие, накрывают пышные столы с угощениями, а также всячески развлекаются. Тем не менее, всем не терпится увидеть невестку. После того, как соберутся все гости, невесту, одетую в богатую свадебную одежду торжественно выводят. Лицо ее по традиции закрыто шалью. Обряд показа невесты родственникам жениха и всем собравшимся гостям непременно сопровождается старинной песней — жир. В дом отца жениха, в котором собираются родственники и гости, приводят невесту в свадебном наряде. После этого происходит ее знакомство с родней жениха.

Для казахов брак — это акт верности и любви. Для осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.

Казахская свадьба, или Ярмарка тщеславия

У нас, похоже, неистребимы два тренда: справлять пышные свадьбы и всячески ругать расходы на них. Побывав только в последние недели на четырех свадьбах, наш корреспондент выяснила, почему так будет продолжаться вечно…Многие хулят пышные современные свадьбы, сравнивая их с пиром во время чумы. Но, по мнению уважаемых людей, свадьбы – это чуть ли не последний оплот национальной идентичности народа вместе с его обычаями, традициями,

По мнению автора книги “Ситуативный казахский” Каната ТАСИБЕКОВА, казахи и так многих традиций лишились, и терять такое явление, как свадебный той, – последнее дело. Сколько бы это ни стоило!

Уговор дороже денег

Недавно мои знакомые, выдававшие замуж дочь (сами они из ученых академических кругов), решили на семейном совете: будем делать все по традиции, мол, не куклу дарим! Значит, само собой, надо делать қыз үзату – проводы невесты.

Задолго до назначенной даты будущие сваты – родители жениха и невесты – собираются в самом роскошном ресторане города и обсуждают предстоящие расходы. Тут самое главное – не сплоховать: родители невесты обычно набивают цену себе и своей дочери, хвастаются родовитостью и крутыми родственниками, и если родители жениха дадут слабину, могут навязать им ненужные расходы на многочисленные подарки.

Бывает, что на этом тайном собрании решается – проводить қыз үзату или нет? Если родня невесты не хочет особо тратиться, то можно, конечно, и обойтись. Но все равно от дарения подарков ее родным сваты не отвертятся.

Хотя это ведь не главное? Ничего страшного, если вы не получите в подарок очередной костюм made in Bishkek или золотые сережки, купленные на распродаже с 80-процентной скидкой?

Однако такой обычай, как қыз үзату, в последнее время среди казахстанцев становится весьма популярным явлением.

Проводы обычно проходят за день до свадьбы и порой не уступают по своему размаху самому главному тою – тут уж как родня невесты решит отличиться.

Родственники жениха приглашаются на қыз үзату в ограниченном количестве – только самые-самые близкие.

Почти на всех современных свадьбах принято спаивать гостей с другой стороны. Причем возлагают эту миссию на женщин. Это, конечно, не апашки и не ажешки, а тот самый “средний класс” сестер матери или отца невесты, всевозможных абысынок, женгешек и кудаша. С рюмочкой водочки или бокалом вина они обходят столы сватов и других гостей после каждого произнесенного тоста, бдительно следят, чтобы каждый поднял и осушил свой бокал. Большого труда стоит избежать этой “повинности”!

Красна свадьба тостами!

Важное дело – выбор тамады. Если он говорит на двух языках, шутит, поет и играет на домбре, то цены ему нет. Примета времени: в ряде областей Казахстана в ходу так называемые халал-тамады, которые не пьют, не курят, плоско не шутят и исполняют только наполненные смыслом песни. Но главное на тое – это настроение, и вряд ли кому захочется, чтобы на свадьбе гостей грузили философским смыслом бытия, поэтому тут пытаются соблюсти золотую середину.

К слову, нынешняя мода – сокращать количество тостующих, выпускать их, так сказать оптом, – весьма облегчает жизнь молодым, вынужденным без конца вставать, и укорачивает время проведения свадьбы. Но сильно меняют традиции и обычаи. Ведь, по сложившемуся испокон веков мнению, казахская свадьба красна не пирогами, а добрыми пожеланиями.

И конечно, песнями. Если вспомнить тои почти 20-летней давности, на свадьбах было принято петь известные народу песни, вкладывая в них всю мощь глоток и души. Сегодня же на всех свадьбах страны звучат, не смолкая, два хита – “”Қызыл өрік”” и “Мария Магдалена” – бессмысленные и беспощадные…

Слезы умиления

Но вот тосты произнесены, пожелания высказаны, песни спеты и сватам пора собираться в дорогу, забирая с собой невесту. Просто так их не отпустят: сначала на блюде подадут тушу барана, которую они могут забрать с собой, разделив на части. А еще надо съесть по кусочку курдючного сала и печени – құйрық бауыр. Раньше по незнанию думала, что делается это с хитроумным замыслом: мол, пусть новоявленные сваты теперь ходят как хвостик (құйрық) за родственниками невесты и сидят у них в печенках (бауыр). Оказалось, что смысл сего действа немного другой: құйрық означает “быть теперь сватам между собой такими же нежными, как курдючный жир барана, привязавшись к друг к другу крепче, чем к родному брату (бауыр)”!

После того как все формальности улажены, устраиваются пышные проводы невесты. Слезы умиления у многих вызывает выложенная в Интернет запись одного такого мероприятия – невеста в красном платье танцует с отцом последний танец и идет по белой дорожке к своему суженому. В этот момент рыдают все!

Беташар: Почувствуй себя Евой!

Украшение казахской свадьбы – беташар – обряд открывания лица невесты – обычно проводится под звуки домбры специально приглашенным для этого певцом, который громогласно сообщает, что, мол, невеста прибыла, спешите видеть и за это платите денежку. Приглашенные бросают на поднос купюры, невеста каждому должна поклониться. Поднос вместе с деньгами потом забирает певец (почему – так никто и не знает).

Обычно он же открывает лицо невесте с помощью домбры, но недавно пришлось слышать такие речи: мол, “Келіннің бетін кім бурса, сол ыстық” (“Кто первым поднимет и увидит лицо невесты, к тому она и со всей душой”), такими словами тамада пригласил к этому обряду будущую свекровь. Мол, пусть если с кем невестке и надо сродниться, так в первую очередь со свекровью.

По мнению Санжара Керимбая, автора идеи книги “Салт-дәстүр сөйлейді” (“Говорят обычаи и традиции”), обряд беташар берет свое начало со времен кочевничества и несет в себе смысл первозданности действа. Стоя под белым покрывалом, скрывающим ее лицо, отдавая поклоны, невеста должна себя почувствовать Евой.

– В давние времена люди, проводящие обряд беташар, должны были быть образованы с духовной и религиозной точки зрения, они вкладывали в обряд особую мораль и заветы предков. Сегодня же в ряде районов Казахстана бывает, что обряд беташар проводят под звуки не домбры, а… синтезатора. В этом смысле хотелось бы отметить певцов из Мангистау и Западного Казахстана, где традиции беташар лучше сохранены.

А на следующий день…

Думаете, на тое все и заканчивается? Отнюдь нет. На следующий день представительная делегация со стороны невесты приглашается от жениха домой к сватам. И называется это – қудалық. Непременным атрибутом этих встреч является обмен подарками – киіт – чаще всего это одежда (костюмы, пальто, плащи – для мужчин и шубы, отрезы на платье и ювелирные украшения – для женщин). Списки с именами и их размерами подаются загодя. Однако кто смотрит на размеры? Лишь бы количество подарков совпало с количеством одариваемых. В итоге одежда – не по фасону и не по размеру – частенько пылится в шкафах до следующего тоя.

В любой свадьбе должен быть смысл

– Обычай қыз үзату стал укореняться в народных обычаях лишь с обретением независимости. А до этого обходились скромным пирком да приступали к свадебке. Я вообще против этих шумных тоев на 300 человек, из которых большую часть ты видишь в жизни в первый или второй раз. И больше никогда не увидишь. В любом действе должен быть смысл, я всегда пытаюсь найти его в том или ином месте, если меня приглашают. Если вижу на тоях только понты и желание покрасоваться, считаю подобные мероприятия лишней тратой денег…

Разница в словах – разница в понятиях

Канат ТАСИБЕКОВ, писатель:

– Полярность мнений в отношении казахских тоев обусловлена языком, на котором думает человек, и, следовательно, разными понятиями, вкладываемыми в тот или иной обычай.

Для русскоязычного шала-казаха свадьбу надо “сыграть” – то есть провести весело и для молодых.

Для казахскоязычного таза-казаха – тойды атқару (“ свадьбу сыграть”) – әке шешеге парыз (“родительский долг”), то есть баланы аяқтандыру (“поставить ребенка на ноги”).

Для русскоязычного символом невесты является ее белое платье.

Для казахскоязычного таким символом служит обряд беташар.

Для русскоязычного на свадьбе говорят тосты и лучше, если их будет меньше.

Для казахскоязычного на свадьбе звучат тілек (“благопожелания”) и чем больше их, тем лучше, так как той ниеті тілекпен (“смысл свадьбы в пожеланиях”).

Мы пока еще не заговорили на одном языке, а я уже слышу про тои, проходящие на английском! Значит, ждут нас новые открытия…

Ну что же, как говорится, бас аман болсын! (“главное, чтобы мы были здоровы!”).

А пока не будем торопиться и осуждать тех, кто, готовясь к свадьбе, влезает в долги, ведь для казаха нет хуже, если про свадьбу сына скажут: Жетім қыздың тойындай (“Как свадьба девушки-сиротки”).

Народные традиции – в крови, не так просто от этого избавиться.

5 фактов

* Ставка среднего денежного подношения на тоях составляет не менее 10 тысяч тенге.

* Непорочность невесты по-прежнему приветствуется.

* Однако некоторые родители предпочитают справлять свадьбы лишь после того, как будущая невеста забеременеет от их сына.

* Говорят, на юге Казахстана невеста перед свадьбой должна вырыть колодец ростом с себя. Никто не может объяснить – откуда взялась такая традиция?

* Тот, кто соберет на свадьбе больше шашу (конфеты и монетки, разбрасываемые на пути молодых), в будущем сыграет такую же богатую и пышную свадьбу.

* Европейская традиция бросания букета соблюдается наравне с национальными обрядами

* Обряд беташар – символ чистоты казахской невесты

Традиции и обычаи казахского народа

Казахский народ имеет богатую культуру, в которой важнейшее место занимают национальные обычаи и традиции казахского народа. В них содержится вся вековая мудрость предков, их наказы, касающиеся буквально всех сторон и этапов нашей жизни: от рождения и до смерти. Здесь мы расскажем о самых популярных обычаях, традициях казахского народа, связанных с важными событиями в семье: рождение ребенка, свадьба. Казахские обычаи и традиции: шилдехана, бесик той, қырқынан шығару, тусау кесу, ат қою, сундетке отырғызу, жеті ата, құда тусу, келін түсіру, қыз ұзату и т.д.

Из поколения в поколение бережно передаются обычаи и традиции народа Казахстана – ведь именно они являются настоящим сокровищем нации. Поэтому так важно сохранить их и передать своим детям. Каждый ритуал имеет глубокий смысл и должен выполняться в определенное время, по определенному поводу и по определенным правилам – так, как это была заведено издавна. Сегодня мы расскажем о самых главных казахских обрядах.

КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА

Рождение ребенка – это всегда счастье. И неудивительно, что с таким важным событием у казахов связано множество традиций и обрядов.

Шільдехана (Шилдехана) – это самый первый обряд, который связан с рождением ребенка. В давние времена, как только малыш появлялся на свет, ко всем родственникам и друзьям посылали гонцов – чтобы сообщить всем радостную весть. Получив известие, все близкие и знакомые собирались на «шілдехана той». Гости поздравляли родителей и новорожденного, приносили малышу первые подарки, а вечером собирались за праздничным дастарханом, пели песни и играли на домбре – по древнему поверью, таким образом гости отгоняли злых духов и охраняли ребенка.

Не остается без внимания и роженица. Специально для нее в первый же день после выписки из роддома проводится обряд «қалжа» – ритуальное угощение матери новорожденного. В обязательное меню входят бульон и вареная молодая баранина – для быстрого восстановления сил после родов.

Бесік той (Бесікке салу рәсімі). Как правило, на 3-ий день после рождения малыша впервые укладывали в колыбель. Главная роль в проведении соответствующего ритуала отводится бабушке: вначале она окуривает колыбель травами (чтобы отогнать злых духов и хвори), затем пеленает ребенка, перевязывает его специальными лентами, укладывает в бесик и накрывает 7 вещами, среди которых обязательно были шуба и шапан, уздечка и камча (для мальчика), для девочки отрез ткани, платки, а присутствующим малышам раздают сладости, как подарок от новорождённого.

Қырқынан шығару ( Кыркынан шыгару ) – «40 дней ребенку». По древнему казахскому обычаю, до сорокового дня новорожденного никому не показывают, не стригут ему ногти и волосы – считается, что в это время ребенок еще очень слаб и не защищен от злых сил. А вот через 40 дней после рождения его «официально» представляют собравшимся на торжество. Кроме того, в «программу» входит ритуальное купание малыша и первое обрезание ногтей и волос. И, конечно же, одаривание виновника торжества и участниц ритуала, а также праздничная трапеза.

Ат қою (Ат кою) – наречение. По истечению 40 дней с момента рождения наши предки давали ребенку имя. Как правило, делали это не сами родители, а почетный аксакал или мулла. Имя трижды сообщалось малышу на ушко и при этом читая строчки из корана. Старейшина, проводивший ритуал получает подарки от семьи.

Тұсау кесу (Тусау кесу) – разрезание пут. Проводится этот обряд тогда, когда ребенок начинает ходить. Малышу обвязывают ножки черно-белыми «путами» (чтобы отогнать злых духов) и ставят на белую дорогу (скатерть или полосу белой ткани). Бабушка или дедушка со счастливой судьбой ножом разрезают путы на ножках – чтобы ребенок хорошо ходил, твердо стоял на ногах и уверенно шел по жизни – белая дорожка, по которой потом проводили малыша, символизирует светлый жизненный путь. В конце дорожки клали разные предметы, например, деньги, книгу, домбру и т.д. По традиции считалось, что какой предмет приглянется ребенку, какой предмет малыш выберет – его будущее будет связано с этой сферой деятельности, например, домбра – искусство, деньги – сфера финансов, книга – наука и т.д.


©http://zhasatyrau.kz

Сүндетке отырғызу (Сундет той). «Сундет» – это важная религиозная традиция казахского народа, событие, которое символизирует не только взросление мальчика, но и его присоединение к мусульманской общине.

Обряд обрезания проводится в 3, 5 или 7 лет. Раньше процедуру обрезания проводил мулла, а сейчас обрезание проводят в медицинском учреждении. Как и все значимые события, обряд сопровождается пышным празднованием, на которое приглашают всех близких и родных, которые несут значимые, дорогие подарки на это мероприятие.

СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Свадьба у казахов – событие не только чрезвычайно важное, но и многоэтапное. И каждый этап сопровождают определенные казахские традиции и обычаи, ритуалы и обряды.

Жеті ата (Жети ата) – по древнему обычаю, все родственники до седьмого колена считаются близкой родней, поэтому браки между ними запрещены. Так что знать свой род и всех предков для казахов – это не только традиция, но и насущная необходимость.

Қыз айттыру (кыз айттыру). Любой свадьбе предшествует сговор – когда родители жениха и невесты договариваются о будущем бракосочетании своих детей. Иногда родители договаривались о свадьбе еще даже до рождения детей («бел құда») или сразу после рождения («бесік құда»).

Қыз көру (кыз кору). Еще один обычай казахов, который входит в сватовство, – смотрины. Отпрыски богатых и знатных семей или прославленные жигиты могли сами присмотреть себе невесту, отправившись в аул, где были девушки на выданье. Во время смотрин потенциальные невесты состязались в разных видах искусства и, в свою очередь, сами присматривались к молодым людям. В случае, если юноша и девушка понравились друг другу, в дом к невесте отправлялись сваты.

Сватать невесту, по давней традиции, шли с қоржын (коржын) – сумкой, наполненной подарками для семьи девушки.

Құда тусу (куда тусу) – сватовство. В дом к невесте приезжают отец и родственники жениха, знакомятся с семьей девушки и обмениваются подарками. После совместной трапезы сваты объявляют цель своего визита и договариваются по поводу свадьбы.

Қалың мал (калын мал) – уплата выкупа (калыма) за невесту. В прошлом калым выплачивался скотом и лошадьми, сейчас – деньгами или предметами роскоши.

Қыз жасауы (қыз жасауы) – приданое невесты. Родители девушки собирали для дочери все необходимое для новой семьи: посуду, мебель скот, постель и т. п. В современном контексте приданное – это чаще всего бытовая техника, мебель, квартира.

Алып қашу (алып кашу) – похищение невесты. Причиной для похищения невесты могло быть несогласие родителей на брак либо невозможность жениха уплатить калым.

Қыз ұзату (кыз узату) – проводы невесты – важный этап традиционной казахской свадьбы и одна из самых красивых традиций казахов. Провожая дочь в новый дом, родители устраивают ей «ұзату той» – отдельную свадьбу. Большая часть гостей на этом торжестве – со стороны невесты. По окончанию застолья девушка, прощаясь с семьей и родительским домом, исполняла трогательную песню «сыңсу», а следующим утром с восходом солнца сваты увозили ее в дом будущего мужа.

Келін түсіру (келин тисиру). Согласно обычаю казахского народа, чтобы ввести невестку в дом, ей навстречу отправлялись девушки и молодые женщины со стороны жениха. Не открывая невесте лица, они вводили ее в дом и сажали за ширму. И только когда собирались все приглашенные на свадьбу, проводился обряд «беташар» – открытие лица невесты. Девушка появлялась перед всеми гостями с покрытой головой – лицо закрывала красивая накидка или шаль. Под звуки традиционной песни «Беташар», она по очереди кланялась всем гостям, которые «за погляд» дарили коримдик. После этого тот, кто проводил обряд беташар открывал лицо невесте и начинался свадебный той.

Неке қию (нике кию) – венчание по мусульманскому обряду. Обычаи казахского народа предполагают проведение религиозного обряда на следующий день после свадьбы. Проводится обряд в мечети в присутствии, как минимума двух свидетелей, а обычно в сопровождении кучи родственников.

ПОСЛЕСВАДЕБНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА

Свадебные обряды касаются не только сватовства и непосредственно самого торжества – послесвадебных обычаев в Казахстане тоже немало.

Құдалық (қудалық) – на следующий день после свадьбы родственники невесты приглашаются в гости к сватам. Непременный атрибут этой встречи – обмен подарками («киіт»).

Өңір салу (онир салу). Женщины старшего возраста вручают молодой жене подарки (как правило, обиходные вещи или одежду) и осыпают «шашу».

Есік ашар (есик ашар). Первый визит новоиспеченного зятя к родителям жены. Так как девушка после свадьбы не имела права целый год показываться в отчем доме, зять сам приезжал к тестю и теще и привозил им подарки.

Үй көрсету (уй корсету). После свадьбы девушку по очереди приглашали в гости соседи и родственники мужа – чтобы познакомиться поближе. По обычаю, идти в гости полагалось с подарком – «ілу» (чаще всего это был отрез на платье, украшения или ковер).

ДРУГИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСТАНА

Шашу – осыпание. Это красивый обряд является частью многих обычаев и ритуалов: свадьбы, сватовства и др. «Виновников» торжества буквально осыпают дождем из денег и конфет (или других сладостей).

Сүйінші сұрау (суйинши сурау). Одна из самых приятных казахских традиций – подарок за добрую весть. Гонцу, принесшему в дом весть о рождении ребенка или другом важном и радостном событии, обязательно в качестве благодарности вручали подарок.

Байғазы (байгазы) – обычай дарить небольшие подарки за обновку или впервые увиденную в доме вещь.

Көрімдік (коримдик). Этот обычай похож на «байғазы», только вручают такой подарок за впервые увиденного новорожденного или невесту, а не по поводу обновки.

Ат мінгізіп, шапан жабу (Ат мингизип шапан жабу). Традиция оказывать наибольший почет «особым гостям» сохранилась в Казахстане по сей день: уважаемому человеку или дорогому гостю в знак признания и уважения дарят скакуна и роскошный чапан.

Бата – благословение, молитва перед дальней дорогой, перед каким-либо важным испытанием или событием. Может также быть благодарностью за гостеприимство, угощение и за доброе дело. Как правило, произносят бата старейшие аксакалы.

Бел көтерер (белкотерер) – прекрасная и древняя традиция, которая является иллюстрацией не только знаменитого казахского гостеприимства, но и заботы о старшем поколении. Ее суть – в приготовлении особого угощения для пожилых и нуждающихся в уходе людей. Угощение (обычно это что-то питательное и мягкое: творог, мед, кумыс, казы) старикам приносят соседи, родственники или близкие люди.

Ерулік (ерулик) – традиция приглашать в гости новых соседей. В давние времена небольшой праздник с угощением в честь прибывших в аул новых людей позволял им быстрее адаптироваться и перезнакомиться с соседями.

Бес жақсы (бес жаксы) – подарок, который в знак высочайшего почета дарили наиболее уважаемым людям. Состоял он из 5 ценных вещей: верблюда, скакуна, дорогого ковра, алмазной сабли и собольей шубы. Иногда «бес жаксы» дарили сватам – в этом случае одна из составляющих подарка заменялась саукеле.

Жылу – обычай помогать людям, которые пострадали в результате каких-либо стихийных бедствий или несчастий (например, пожара). Помощь может быть как финансовой, так и материальной – в виде одежды, пищи, скота, жилья.

Қонақасы (конакасы) – еще один обычай, демонстрирующий гостеприимство казахского народа. Все самое вкусное, самое лучшее полагалось для щедрого угощения гостя – и не важно, был ли он приглашенным или нежданным.

Қонақ кәде (конаккаде) – обычай, согласно которому хозяин дома мог попросить гостя спеть песню, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте или почитать стихи.

Базарлық (базарлык). По традиции, возвращаясь домой из поездки, для своих близких и родных нужно привезти небольшие, чисто символические подарки.

Сәлемдеме (салемдеме). Если вы давно не виделись – это прекрасный повод обменяться подарками – в знак приветствия и уважения. Это и будет «салемдеме».

Тоқым қағар (токымкагар) – по давнему обычаю, провожая человека в дальнюю дорогу, нужно провести его «по правилам»: зарезать барана, накрыть праздничный дастархан и пригласить гостей.

Мы рассказали далеко не обо всех обрядах и обычаях – их у нас, у казахов очень много. Некоторые из них утрачены, многие в современном мире изменились, но знать традиции своего народа нам необходимо – ведь именно это, наряду с языком, и позволяет называться нам казахами.

Количество просмотров статьи – 16 951

Ссылка на основную публикацию