Лезгинские свадьбы – древние и современные традиции

Традиции лезгинской свадьбы, последовательность мероприятий

Лезгинская свадьба славится своим безудержным весельем и зажигательными танцами. На протяжении веков было принято в эти торжественные дни показывать удаль, сноровку и силу молодых людей, испытывать умения жениха. Несмотря на внешнюю легкость, свадебный обряд лезгинского народа — это серьезное действо, к которому готовились длительное время всем селением.

Культура и обычаи лезгинов

Издревле лезгинский народ почитал свои традиции, бережно сохраняя и приумножая наследие предков. Уважение к старшим, соблюдение принятых обычаев и негласных законов сохраняется, несмотря на современные веяния и сложную историю. Традиции лезгинской свадьбы наполнены тайным смыслом, священные ритуалы, обрядовые песни и игры исполняются со всем тщанием. Самобытная культура этого народа в полной мере раскрывается в дни свадебных торжеств.

Предварительный сговор

Сговаривать детей у лезгинов принято было еще в детстве. Породниться таким образом семьями считалось наивысшим знаком доверия и взаимного уважения. В день обручения нарядно одетая кавалькада из друзей и родственников малолетнего жениха торжественно выступала к дому родителей девочки. Юную невесту осыпали дорогими подарками, в число которых обязательно входило золотое или серебряное помолвочное кольцо. Расторгнуть такой сговор было практически невозможно, а нарушение обязательств вело к многолетней вражде. Уважительной причиной была лишь смерть одного из будущих супругов.

Если же сын не был сговорен в юности, повзрослев, он сам мог выбрать себе девушку по вкусу из числа свободных девиц на выданье. Влюбившись в девушку, он извещал о том своих родителей и старших родичей через брата или ближайшего друга. Незамедлительно собирался семейный совет, на котором кандидатура избранницы оценивалась со всех сторон. Если решение принималось положительное, начинался интересный ритуал сватовства.

Сватовство

Из числа наиболее почтенных, уважаемых родственников или соседей выбирался илчи (сват). Он приходил в дом будущей невесты и трижды просил маму девушки или старшую женщину рода отдать ее за самого лучшего юношу во всех селениях. После третьей просьбы следовал ответ: положительный, который знаменовался преподнесенным илчи хлебом, или отрицательный. Если сват возвращался в дом жениха с испеченным по особому рецепту караваем, начинался второй этап.

Соглашение и помолвка

Повторный домашний сход в расширенном составе в доме жениха выбирал из своего числа представителей, которые будут заниматься всеми свадебными вопросами. Обсуждались подробности будущих мероприятий, финансовые и организационные вопросы, а также готовились к переговорам с родственниками невесты.

Делегация собиралась в дом невесты с богатыми дарами: нарядами, обязательно с ручной вышивкой, обувью и угощениями. Не забывали и про кольцо — это был начальный взнос в счет калыма. Все дни в обоих домах проходили званые обеды для многочисленных близких и дальних родственников, а также соседей, чтобы все окрестные селения знали о предстоящих торжествах.

Подготовка к свадебным торжествам

Подготовка к свадьбе у лезгинских родов могла занимать много лет, с момента сговора детей. Если сватовство происходило у молодых людей, подготовительный период также длился от нескольких месяцев до нескольких лет. Никаких оплошностей или неувязок не должно было случиться на свадьбе – ведь от этого зависит репутация семьи и будущее молодых. Заранее оговоренный план воплощался в жизнь самым строгим образом.

Приданое

С момента рождения дочери семья лезгин начинала собирать ей свадебное приданое. Как правило, оно включало хозяйственную утварь, постельные принадлежности, включая подушки и одеяла, отрезы тканей и одежду. В зависимость от состоятельности семьи, приданое могло быть простым, любовно созданным своими руками, либо включать покупные ювелирные изделия и столовое серебро. Также, постепенно собирались традиционные подарки родственникам и гостям.

Выкуп-калым

Размер выкупа за невесту обсуждался представителями обоих родов. Он мог состоять как из нарядов и предметов домашнего обихода, так и из домашнего скота, лошадей. Редко калым назначался в денежном эквиваленте. Как только стороны приходили к соглашению, семья жениха собирала запрошенное. Передача родственникам девушки происходила сразу после достижения соглашения о свадьбе. Такой ход гарантировал, что семья жениха состоятельна и девушка не будет знать нужды.

Свадебные облачения жениха и невесты

Народные свадебные костюмы лезгин очень колоритны. Бушлат черного, красного или белого цвета у жениха, с обязательными газырями и поясом с кинжалом. И длинное, максимально закрытое платье у невесты белого, красного или нежно-голубого цветов. Допускалось различное сочетание цветов. Обязательны были головные уборы — шикарные папахи у мужчины и шитая бисером и драгоценными камнями шапочка с вуалью у женщины.

Свадебные гуляния

Традиционно выбирались воскресенье или четверг — самые благополучные, сулящие доброе будущее, дни. Гуляли от двух до семи дней. Приглашение на свадьбу всегда доставлялось лично. По домам ходила родственница невесты — обычно, сестра. В подвенечном платье, с подружками, она обходила всю округу, приглашая на торжество. За труды от приглашенных ей полагались маленькие подарки.

Интересные старинные обычаи лезгинской свадьбы

За века своей истории лезгины накопили множество примет и поверий, которые весьма интересны и отражают суть жизненного уклада этого народа.

  • Девушки и женщины всегда заплетали только по две косы. Такая прическа считалась признаком женской красоты и изящества. А вот одна коса сулила несчастья. Даже сохранилось такое неблагопожелание: «чтоб тебе с одной косой остаться».
  • В первый день празднования в доме жениха привечали трех музыкантов, которые должны были играть на свадьбе, и дарили им три пары носков, три платка и три лепешки.
  • Перед свадьбой жених должен был искупаться в реке, и лишь тогда надевать свадебный наряд.
  • О готовности молодой жены перейти в дом мужа сообщали шерстяные носки, вывешенные во дворе на винтовке. Переезд сопровождался джигитовкой и стрельбой в воздух.
  • В доме мужа молодую жену ждала свекровь с мальчиком на руках. Считалось, если девушка возьмет его на руки — первенец будет мальчиком.
  • Чтобы жизнь была сладкой и без ссор, свекровь угощала невестку медом.
  • Холостые парни и незамужние девушки всегда веселились отдельно друг от друга.

Если у назначенного распорядителя-шаха умудрялись украсть папаху, ему назначался шуточный штраф.

Свадебные застолья и танцы

Свадьбу начинали праздновать за день до обряда бракосочетания. В доме жениха или одного из родичей собирались родственники и гости, готовили подарки для молодых. Столы обязательно делились на две части, как в большинстве мусульманских традиций: мужскую и женскую. Совместно дозволялось только танцевать.

Развлекательной программой руководил специально выбранный человек, который и подбирал музыкальное сопровождение и очередность танцев. Самым любимым и почитаемым танцем, конечно же, была лезгинка. Мужчины показывали свою ловкость, удаль и пытались произвести впечатление на женщин. Считалось, чем ниже сможет опуститься мужчина во время танца, тем он сильнее и предпочтительнее в качестве отца будущего семейства.

Если танцевать выходила невеста, она должна была показать плавность движений и умение подчеркнуть достоинства мужа, оставаясь при этом скромной.

Обряд бракосочетания

Торжественный ритуал проводился на дому, в присутствии пяти свидетелей и муллы. Он мог проводиться за месяц, за несколько дней или в день свадьбы. Девушка могла вступить под кров постороннего мужчины только будучи его женой. Так что, сначала проводили обряд, а через день она переезжала на новое место жительства.

Жених и его представитель в сопровождении муллы и двух уважаемых односельчан заходили в помещение, где находились девушка и ее отец (представитель). Новобрачных спрашивали о согласии сочетаться узами брака, после чего мулла читал молитву. Девушке положено было молчать, за нее отвечал отец или старший родственник. Поскольку во время таинства бракосочетания, по поверьям, нечистые силы не дремали, на крыше и вокруг дома расставляли вооруженных мужчин.

Первая брачная ночь

После завершения пира молодой муж привозил свою жену в дом. Брачная ночь была священным таинством. Как правило, женская половина родственников мужа наутро осматривала простыню, чтобы иметь доказательство невинности девушки. Если женщины подтверждали данный факт, празднование продолжалось с новым энтузиазмом.

Первые два дня после свадьбы молодой муж проводил в обществе своих друзей. После чего виделся со своими родственниками и принимал от них поздравления. Только на третий день молодая жена могла выйти к новым родственникам и вручить каждому именной подарок.

Современные свадебные обычаи лезгинов

Современная лезгинская свадьба в городах многим отличается от традиционной. Зачастую, ее празднуют в одном банкетном зале, женщины и мужчины вместе, хотя ранее это было строго запрещено. Однако, и в наши дни есть место для соблюдения старинных обычаев и бережного отношения к народным традициям. Многие лезгины продолжают следовать заветам предков и устраивают торжества в полном соответствии со своим культурным наследием.

Дагестанская свадьба: обычаи и традиции

Дагестанская свадьба – это красивое торжество, которое отмечается несколько дней с широким размахом. Праздник сопровождается национальными обычаями и традициями, которые не похожи на таковые других народов.

Побывать на дагестанской свадьбе – значит, увидеть всю культуру народа. Ведь на свадьбе не только соблюдают обычаи, но и произносят национальные тосты, танцуют дагестанские пляски, надевают народные костюмы.

Какова же она – красивая дагестанская свадьба?

Особенности народного торжества

Дагестанские свадьбы трудно спутать с какими-либо другими. А все благодаря национальным особенностям.

  1. Традиционная дагестанская свадьба отмечается два дня. Но между ними проходит еще ровно 7 дней.
  2. На свадьбе присутствует огромное количество гостей – от 300 до 1500. Это обязательно близкие и дальние родственники, друзья, коллеги. На торжество могут приходить и официально не приглашенные люди: соседи, знакомые или просто жители города или села. Последним не обязательно оставаться на празднике, но поздравить молодых и произнести тост они обязаны.
  3. По желанию родителей и молодоженов, свадьба может проводиться в одном из двух вариантов: религиозном мусульманском без алкоголя, громкой музыки и танцев, или классическом с алкоголем, пышным столом, шумными гуляниями.
  4. Сбор денег на свадьбу родители начинают еще с рождения ребенка. Гости дарят много денег на будущую свадьбу, на приданое невесте, на выкуп. Этот факт приводит к тому, что деньги на организацию свадьбы идут без счета.
  5. Национальной особенностью, которая сейчас соблюдается редко, являлось то, что родители сами выбирали жениха для невесты. Молодожены знакомились друг с другом прямо на свадьбе. Сейчас такой обычай соблюдается крайне редко.
  6. Раньше очень часто проводилась кража невесты. Это был красивый национальный обычай. Сейчас же к нему прибегают, когда родители жениха и невесты не дают благословения на брак. Когда жених крадет свою возлюбленную, он приводит ее в свой дом. А переночевавшая в доме мужчины незамужняя девушка считается опозоренной. И, чтобы смыть этот позор с семьи, родителям ничего не остается, как дать согласие на свадьбу.
  7. Дата свадьбы не должна выпадать на дни рождения молодоженов, дни рождения родителей, мусульманские религиозные праздники.

Как проходит сватовство?

Обычаи дагестанской свадьбы начинаются со сватовства. Еще его называют сговор. Это процедура заключения договора и обсуждения всех нюансов. Представители жениха: родители, родственники, друзья приходят в дом будущей жены, смотрят на благосостояние семьи, интересуются приданым невесты, обсуждают размер калыма – выкупа за невесту. В этом вопросе фиксированного размера нет.

Сватовство может проводиться в двух вариантах:

  1. Договор между родителями заключается, когда жених и невеста еще дети. Такой сговор называют “колыбельным”. При его проведении мнения и желания невесты и жениха не спрашивают. Если все условности были обговорены, отец невесты вручал отцу жениха ценную вещь, которая служила символом заключения договора, и отныне дети становились женихом и невестой. Чаще такой сговор можно встретить у лезгинов.
  2. Сговор проводится, когда потенциальные жених и невеста уже совершеннолетние. Этот вид актуален для современной дагестанской свадьбы. Невесте дарят ценные подарки, которые в некоторых регионах вместе с ее приданым вывешивают на веревках у дома, демонстрируя их окружающим. Если всех все устраивает, то совершается помолвка. После нее жених и родители посещают дом невесты, а затем проводится ответный визит.

Подготовка к свадьбе

Праздновать торжество можно в зале ресторана, банкетном зале, а также в доме. Главное, чтобы помещение было достаточно просторным, поскольку количество гостей варьируется от нескольких сотен до двух тысяч. Такой размах предполагает затраты огромных денежных сумм.

Собирать деньги начинают еще с рождения детей, а вот непосредственную подготовку к торжеству начинают после помолвки. Готовиться начинают и со стороны невесты, и со стороны жениха. Первый день праздника проводится у невесты, второй – у жениха. Если жилищные условия не позволяют принять огромное количество гостей, то возможно проведение мероприятия в ресторане.

Официальная регистрация проходит только во второй день. Кстати, растягивание свадьбы на два дня связано с национальным обычаем: родители не имеют права присутствовать на таком событии у дочери, поскольку она переходила под покровительство семьи жениха. В дом жениха невеста отправлялась в сопровождении незамужних сестер.

Но родители хотели видеть свадьбу дочери, да и сама невеста желала, чтобы родители не оставались в стороне от важного дня в ее жизни. Чтобы никого не обидеть, но и не идти вразрез с обычаем, в доме невесты стали проводить мини-свадьбы. В современном Дагестане посиделки в доме невесты стали полноценным днем свадьбы, который гуляют с размахом.

Читайте также:  Свадебная прическа с цветами - мастер-класс и фото

После помолвки подготовкой занимаются преимущественно родители молодоженов. Но невеста также не остается в стороне. В ее обязанности входит подготовка будущего семейного “гнездышка”: выбор мебели, расстановка ее в доме, декорирование интерьера.

Наряды для торжества

В современной дагестанской свадьбе девушки-невесты не ограничены в выборе платья. Единственное условие – оно должно быть длинным, изящным, дорогим и изысканным: сшитым из дорогих тканей с добавлением дорогих украшений. Платок или фату не используют.

Однако про традиционное убранство невесты никто не забывает. Его готовят в качестве второго наряда для свадьбы.

У жениха все намного проще с нарядом – любой классический костюм. Но если не отступать от традиций, то и жених должен иметь второй свадебный костюм, в котором он исполнит торжественный танец. Главным атрибутом этого костюма является папаха.

Свадьба: день первый

Проведение праздника в два дня объясняется еще и тем, что, как правило, дагестанская свадьба отмечается единственный раз. Разводы – крайне редкое явление у дагестанского народа. Крепость союза связана с религиозностью народа.

Первый день свадьбы – в доме невесты – начинается с исполнения ритуальной музыки. Приглашенные музыканты располагаются на крыше дома невесты и исполняют народные песни, напоминающие молитвенный мотив.

В это время в доме идет активная подготовка невесты для дагестанской свадьбы. В 12 часов дня из дома жениха выходит праздничная процессия, состоящая из одних только женщин – родственниц жениха. Сам жених и его сопровождающие следуют за процессией, исполняя при этом характерные для дагестанской свадьбы песни. С собой шествующие несут дары в виде сладостей, драгоценностей и ковров. Как только гости заходят в дом невесты, все принесенные угощения и дары убираются в сундук, который невеста заберет с собой в теперь уже свой дом.

Мать невесты в сопровождении других женщин-родственниц передает свою дочь в семью жениха. Весь процесс сопровождается плачем и причитаниями, которыми оплакивают уход дочери из родительского дома. Хотя в эту ночь невеста еще остается в родительском доме.

Свадьба: день второй

Второй день проходит в доме жениха. Он приходит в дом своей супруги и забирает ее под свою опеку. Но, прежде чем забрать невесту, жениха встречает ее сестра, исполняя национальный праздничный танец перед свадьбой. После мать девушки дает молодоженам испить меда из чаши. Это символ счастливой семейной жизни.

Именно во второй день проводится много шумных и веселых мероприятий. Стрельба в воздух, песни и пляски, конкурсы для гостей. На втором дне дагестанской свадьбы лезгинка является самым популярным любимым развлечением.

Начинается торжество после 12 дня, когда жених приведет невесту в дом. Праздник сопровождается плясками, при этом мужчины танцуют отдельно от женщин.

Молодожены также исполняют свой первый танец. Но этому событию предшествует еще один обычай: невеста должна станцевать с каждым мужчиной, присутствующем на свадьбе. Но, танец выглядит следующим образом: девушка танцует, а мужчина кружится вокруг нее, бросая возле нее деньги.

Все свадебное мероприятие проводит тамада – заранее выбранный родственник. Он проводит конкурсы, произносит тосты, следит за соблюдением традиций.

Что происходит на 3-й день?

После того как дагестанская девушка стала замужней, ей разрешают снять платок с головы. Это происходит на следующий день после 2-го дня свадьбы.

В дом к молодым супругам приходят гости, чтобы еще раз поздравить их с созданием семьи и заодно полакомиться угощениями из сундука невесты.

Родня невесты и родня жениха в завершение пышных гуляний обмениваются дорогими подарками. Так начинается семейная жизнь молодых супругов.

Современная свадьба в Дагестане

Современные свадьбы у дагестанцев все больше напоминают европейские торжества. Некоторые обычаи изжили себя, а некоторые продолжают соблюдаться.

  1. Жених обязательно танцует лезгинку, облаченный в национальный костюм.
  2. На столах обязательно присутствуют национальные угощения: шашлык, хинкали, долма, плов и т. д.
  3. Приданое невесты и калым от жениха обязательно должны быть собранными.
  4. Жених обязательно приходит за невестой во главе торжественного шествия.

На дагестанских свадьбах уже нанимают тамаду – профессионального ведущего, а не родственника. Чаще арендуются рестораны и банкетные залы для мероприятия, которые украшаются по-современному. Играет популярная музыка.

Вход невесты в дом жениха: национальный обычай

Красивому обычаю – входу невесты в дом будущего супруга – ранее предшествовали неоднократные визиты родственников жениха и невесты друг к другу за несколько недель до свадьбы. Сейчас это совершают только после заключения брака.

Вход невесты в дом супруга сопровождается обсыпанием ее орехами, монетами и конфетами, как символ того, что в этом доме девушка не будет знать ни горя, ни нужды. В некоторых районах Дагестана невесту обсыпают мукой.

Как только молодая переступала порог, мать жениха вручала ей чашу с медом, которую невеста должна была испить.

После окончания свадьбы наставница (теперь уже жены) рассказывала ей, как провести первую брачную ночь: как вести себя и что делать. Молодой муж приступает к исполнению супружеского долга только после того, как спросит девушку о ее истинном желании стать его супругой и получит положительный ответ.

Тосты

Дагестанские тосты на свадьбе – это длинные, красивые повествования со смыслом. Их, как правило, рассказывает тамада. В завершение тоста поднимаются бокалы за молодых, за родителей, за друзей.

Гости также могут произнести коротенькие тосты или же сказать красивое национальное поздравление.

Национальные танцы

На дагестанской свадьбе лезгинка – обязательный, традиционный танец, который любят и умеют исполнять все: и мужчины, и женщины. Именно в этом танце раскрывается весь характер и потенциал дагестанцев. В этот танец они вкладывают “душу”.

Вообще, на дагестанской свадьбе танцы открывает аравул – главный танцор на торжестве. Положенное им начало танцев называется “дем”. После к танцору присоединяются гости-мужчины.

В начале танца мужчинам вручаются цветы – символ приглашения в танец. Как только мужчина чувствует усталость, он может передать цветы другому, который не вправе отказаться от приглашения. Такие танцевальные мероприятия длятся вплоть до окончания праздника.

Танцы на дагестанской свадьбе для девушек и женщин начинаются с приглашения от сестры жениха. Именно она вправе первая приступить к пляскам. Женщины также могут танцевать лезгинку на дагестанской свадьбе.

Возможны ли браки дагестанцев с другими народами?

Русско-дагестанская свадьба имеет место в современности, невзирая на разницу между этими двумя народами.

Подготовка такой свадьбы – это прежде всего обсуждение двумя сторонами (жениха и невесты) всех нюансов, касающихся соблюдений русских и дагестанских традиций. Что положено на русской свадьбе и не принято на дагестанской, и наоборот.

Многие пары идут на компромисс и проводят на своем торжестве только самые интересные обычаи и конкурсы, характерные для каждого народа.

Лезгины — горный народ Кавказа

Лезгины (лезгияр) относятся к коренным народам Кавказа. Принадлежит народность к европеоидной расе и по численности является вторым народом республики Азербайджан. У лезгин яркая история и традиции. Много веков их называли «леки», или «леги». Нередко народ страдал от нападений завоевателей Рима и Персии.

Где живут

Проживает народность в Российской Федерации на юге Дагестана и на севере Азербайджана. В Дагестане лезгины населяют Дербентский, Ахтынский, Курахский, Докузпаринский, Сулейман-Стальский, Магарамкентский и Хивский районы.

В Азербайджане этот народ живет в Курсарском, Хачмасском, Кубинском, Габалинском, Огузском, Исмаиллинском, Шекинском, Кахском районах и всех крупных городах, особенно в Баку. Эксперты института антропологии и этнологии РАН считают, что лезгин на территории Азербайджана больше, но часть из них зафиксирована как азербайджанцы.

Численность

В мире насчитывается от 680 000 до 850 000 лезгин. Из них в России, по результатам переписи населения 2010 года, проживают 476 228 человек, в Дагестане — 387 746 человек. По результатам проведенной в Азербайджане переписи населения 2009 года, здесь живут 180 300 лезгин. По другим оценкам, их 350 000.

Название

Происхождение этнонима «лезгины» еще не изучено до конца и нуждается в проведении дополнительных исследований. Авторы античных времен называли лезгин «леки», арабские авторы звали их «лакз», грузинские — «лекеби».

В письменных источниках термин «лезги» известен с 12 века. Но этим словом не называли отдельную дагестанскую народность. Этот термин был незнаком дагестанским горцам. Тюрки и жители царской России лезгинами называли многочисленные горские племена, населявшие Дагестанскую область и часть южного склона Главного Кавказского хребта. Русские так называли южных дагестанцев, а северных, в основном аварцев, звали тавлинцами. К лезгинам термин начал употребляться в конце 19 — начале 20 века. Этноним «лезгины» стал названием одного из горских народов Дагестана после 1920 года.

Лезгинский язык входит в нахско-дагестанскую группу северокавказской языковой семьи и относится к лезгинской подгруппе. Распространен среди лезгин русский и азербайджанский. Проживающие в Азербайджане лезгины пользуются азербайджанской письменностью.

Лезгинский язык делится на наречия:

  1. самурское, включает ахтынский диалект и докузпаринский переходный диалект;
  2. кюринское, включает яркинский, гюнейский, курахский диалекты;
  3. кубинское.

Есть в лезгинском языке и самостоятельные говоры:

Царское правительство в 1905 году решило облегчить русификацию народа и попыталось создать лезгинскую письменность на разработанных бароном П. Усларом основах. Но эта попытка была неудачной. В 1928 году был выведен латинский алфавит для лезгинского языка, а в 1938 году создан новый алфавит на основе кириллицы.

Религия

Лезгины в основном исповедуют ислам суннитского толка шафиитского мазхаба. Исключение — жители селения Мискинджа в Докузпаринском районе Дагестана. Они являются шиитами и исповедуют джафаритский мазхаб.

Жизнь

Семья у лезгин большая, состоит она не только из мужа, жены и детей. В нее входят родители, несовершеннолетние сестры и братья обоих супругов, овдовевшие невестки. Некоторые семьи состоят из 17 человек, но сегодня это редкость.

Издавна основным занятием народа было пашенное земледелие. Выращивали кукурузу, пшеницу, просо, ячмень, бобовые и рис. Лезгины, проживающие на равнинах, занимались в основном выгонно-стойловым скотоводством. В горах скотоводство было отгонное. Преимущественно разводили овец, коз, крупный рогатый скот. Большинство зимних пастбищ располагалось на территории Северного Азербайджана. Традиционным промыслом является прядение, производство сукна, войлока, ковров, ткачество, кузнечное, кожевенное, ювелирное и оружейное дело.

Жилище

Основной тип поселения у лезгин называется «хуьр». Селения, основанные в горах, расположены в основном на склонах, неподалеку от источников питьевой воды. Дома тесно расположены друг с другом. Село делится на кварталы, которые по одному иногда могут образовывать крупные территориально-родственные поселения «тухум». В каждом селении есть мечеть и сельская площадь «ким». На ней местные жители, а именно мужчины, собираются на сельский сход для обсуждения и решения самых важных вопросов сельской общественной жизни.

Самый старый квартал располагается в верхней части селения и состоит из каменных старых домов. Это настоящие крепости с закрытым внутренним двориком, бойницами и небольшим количеством наружных оков. Зелени здесь обычно не бывает. Средняя часть горного селения располагается на менее крутом склоне. Новые кварталы расположены на ровных местах, состоят они из более обширных дворов, которые огорожены от улицы глиняным или каменным забором. Среди зелени во дворе располагается дом в один этаж, который строят из камня или сырцового кирпича. В современных нижних кварталах есть школы, клубы и больницы. В горном селении Ахты у жителей есть дома в верхнем и нижнем квартале, с садом. Наверху они живут зимой, а летом переезжают вниз.

Дома лезгин бывают П- и Г-образной формы, или строятся в форме замкнутого квадрата. Чтобы с улицы попасть в двухэтажное жилье, надо пройти в маленький дворик через ворота в виде арки. В одном из углов дворика стоит печь, в которой пекут лепешки чуреки. Лестница из камня или дерева со двора ведет в галерею, на которую выходят двери всех комнат жилища.

Стены и пол в доме лезгины всегда покрывают паласами и коврами. В одной из комнат есть камин, в котором готовят пищу. Вместо окон до середины 19 века в домах делали отверстия в плоской крыше. Сегодня крыша по-прежнему плоская, но окна уже пробиты в стенах. Сделаны они и в старых домах. С середины 19 века в жилищах стали делать балконы, которые выходят на улицу. В некоторых горных селениях родственные семьи, живущие напротив, создают закрытые переходы, соединяющие вторые этажи.

Внешность

Одежда лезгин схожа с костюмами других народов Дагестана. Одежда мужчины состоит из нательной рубахи до пояса с подкладкой, пошитой из бязи, шаровар из темной материи, носков из шерсти, бешмета, черкески и папахи. Костюм дополняется серебряным поясом, газырями и кинжалом. Зимой мужчины носили шубы.

Сегодня многие мужчины носят одежду городского типа. Часто встречаются из элементов национального костюма папахи, шерстяные носки и тулупы с фиктивными длинными рукавами.

Женщины носили длинную рубаху в виде туники со стоячим воротником и длинными рукавами. С рубахой надевали широкие штаны, которые сужались книзу. Нижняя часть штанин была видна из-под рубахи, женщины украшали их вышитыми узорами и яркими цветными полосками из ткани. В конце 19 века в гардеробе лезгинок появилось платье булушка. Женщины пожилого возраста носили такие платья, пошитые из материй темного цвета, а молодые надевали булушки из ярких тканей зеленого, красного и желтого цветов. Платья были свободного кроя, каждая женщина шила их своими руками. Носят национальную одежду женщины и сегодня, особенно в сельских местностях. Хотя многие постепенно приобретают одежду и обувь городского типа, строго до сих пор соблюдается обычай, запрещающий показываться на людях с непокрытой головой.

Читайте также:  Свадебные поздравления от родственников невесты и жениха

Женский головной убор — чутха, это облегающий голову чепец с пришитым к нему мешочком для волос. Носили лезгинки и различные платки из парчи, шелка и шерсти. Пожилые и замужние надевали платки так, чтобы прикрыть часть лица и рот. Это было обязательным правилом.

Женщины носили много украшений, кольца, серьги, браслеты. Наряды украшали серебряными монетами. Считалось, что звон этих монет отпугивает плохое и притягивает хорошее. Серебро лезгины считали особым металлом, который собирает плохую энергию и самоочищается от нее.

Красота женщины этого народа определялась стройностью фигуры, черными бровями и глазами, волосами. Идеальными считались длинные густые волосы, заплетенные в две косы. Не принято было заплетать только одну косу, считалось что, если девушка будет ходить с такой прической, она навсегда будет одинока. В особенности такая прическа была запрещена женщинам, у которых были братья и отцы. Часто, когда лезгинские женщины друг с другом ссорились, они произносили фразу: «Чтоб ты с одной косой осталась».

Детям до 3 лет надевали обереги, амулеты, монетки и бусы. Лезгины верили, что они обладают магической силой и оберегают от сглаза и болезней. На детские курточки надевали нагрудник хириган. На спине курток и безрукавок иногда вышивали цветок мурцан цуьк, который состоял из 12 лепестков разного цвета по числу месяцев в году. Считалось, что цветок в течение всего года защищает ребенка от несчастий.

Основная традиционная пища лезгин состоит из бобовых, зерновых, молочных и мясных продуктов. Хлеб пекут из кислого или пресного теста в виде лепешек. Используется для выпечки специальная печь хъаре. В Дагестане лезгинский тонкий хлеб очень популярен. Большим успехом пользуются и пироги этого народа «афарар» с начинкой из творога, трав и мяса. Готовят лезгины супы с мясом и картошкой «бозбаш», хинкал, шашлык и голубцы. Мясо используют свежее и сушеное, популярные мясные блюда: жареное мясо «кабаб», гатай кабаб, котлеты. Входят в рацион народа и различные блюда Азербайджанской кухни. Из напитков делают тач — напиток, похожий на кисель, приготовленный из проросших пшеничных зерен. Ритуальная еда лезгин — блюдо из сушеных бараньих ног с зернами кукурузы и пшеницы, мучная каша «хашил» и халва из пшеничной муки «исида». Молоко пьют свежее и кислое, делают сыры и масло, варят каши.

Традиции

В каждой лезгинской семье существует беспрекословное повиновение старшим. Большое уважение выказывают пожилым людям. Им не позволяют выполнять сложную работу. Раньше существовало женское неравноправие. Но современные женщины уже экономически независимы, так как работают, имеют доступ к образованию и общественной деятельности. Существуют старинные традиции, которые не позволяют современной лезгинской женщине достигнуть равноправия с мужчиной. Во многих семьях женщинам до сих пор не разрешается принимать вместе с мужчинами пищу при посторонних, а мужчины стыдятся открыто помогать женщине в работе. Но поднять руку на женщину или как-то оскорбить ее достоинство считается большим позором не только для мужчины, который на это пошел, но и для всей его семьи.

Традиция кровомщения у лезгин исчезла после Октябрьской революции, а сельчане уже все больше помогают не только своим родственникам, но и соседям.

Раньше женщины рожали только дома и применяли магические средства для облегчения родов. Мужчины в эти моменты не должно было быть в доме, а тот, кто сообщал ему о рождении ребенка первым, получал подарок. Если рождалась девочка, это было менее радостное событие, чем рождение мальчика. В первую ночь после родов роженица не должна была спать, а обязана была уберегать ребенка от демонов. Во дворе духов отгоняли конями и выстрелами из ружья.

Имя новорожденному давал кто-то из старших родственников. В этот день в семье был праздник, готовились угощения. До сих пор ребенка называют именем покойного родственника, который прожил достойную жизнь. Но если ребенок в течение долгого времени был капризным и болел, имя ему иногда меняли. Если женщина не могла иметь детей, ее отправляли посетить священные места Кавказа. Лезгины очень сильно верят в целебную силу таких мест и к их посещению относятся серьезно.

Волосы, которые состригали ребенку первый раз, не выбрасывали и оберегали. Первая стрижка проводилась мужчиной, который в семье был старшим. Волосы клали ребенку под подушку, чтобы у него был здоровый и крепкий сон. Чтобы ребенок не был вором, его ногти долго не стригли, а когда впервые проводили эту процедуру, отрезанные ногти сжигали.

Плохой приметой считалось, если первый зуб ребенка обнаружит мать. Если это произошло, она разрывала ворот на своем нательном белье, чтобы зубы у ребенка хорошо росли. Малышу тоже слегка разрывали воротничок рубашки. Первому, кто заметил зуб у малыша, дарили иголку — символ остроты.

Раньше лезгины заключали браки с дальними родственниками. Сегодня этот обычай постепенно исчезает. В давние времена родители жениха и невесты договаривались о браке детей, когда те были еще маленькими. Иногда невесту воровали, если она не желала вступать в брак или родители избранницы были против. Перед свадьбой проводилось сватовство. Близкий родственник жениха приходил к невесте в дом и делал предложение. Если ему давали согласие, родственница жениха отправляла невесте кольцо, платок и блюдо с пловом. Через несколько дней отец жениха с несколькими мужчинами приходил в дом невесты и приносил платок и деньги, родители договаривались о размере калыма. С этой поры невеста и жених не должны были встречаться.

Свадьбу начинали одновременно в домах жениха и невесты. Входя в дом жениха, невеста должна ногой раздавить ложку с маслом, которую клали на порог. После невесту вели в комнату и сажали на сундук с приданым. В течение праздника, невеста сидела молча. В полночь к ней приходил жених, а женщины, которые окружали невесту, уходили. Утром жених должен уйти купаться на речку и весь день провести у друга или родственника дома. Если невеста не была невинной, жених мог выгнать ее из дома и сразу с ней развестись. Часто, после такого, девушки шли на самоубийство. В Самурском округе при разводе семья мужчины должна была выплачивать семье женщины сумму денег на содержание бывшей жены.

Сегодня лезгинская свадьба отличается. Уже нет калыма и мула участия не принимает, невест не похищают, а родители не договариваются о будущей свадьбе еще маленьких детей. Свадебная церемония практически не изменилась, только во многих селениях невесту везут не на коне, а на автомобиле, а приданое перевозят в грузовой машине.

Важное место в жизни народа занимает воспитание детей. Обучать и воспитывать их начинали еще в утробе матери. Лезгины гостеприимные, и отдают гостям самое лучшее. Хозяева уступят самую удобную и большую кровать в доме гостю, а сами лягут спать на полу.

В конце марта у лезгин наступает праздник — день весеннего равноденствия, который знаменует начало нового сельскохозяйственного года. Вечером, накануне праздника у каждого дома разжигают костры. Каждый старается, чтобы его костер был ярче других. Потом люди прыгают через огонь. Считается, что так люди избавляются от грехов и укрепляют здоровье. В этот день лезгины надевают новые наряды, готовят праздничный стол.

Еще один знаменательный праздник этого народа — Праздник черешни. В селениях, где был богатый урожай этих ягод, семьи лезгин несколько дней гуляли в черешневых садах, устраивали там танцы и песни.

Во время праздника цветов девушки и юноши ходили за цветами в горы. Руководил торжеством «шах» — молодой мужчина. Заранее молодые люди готовились к празднику, шили наряды и запасались продовольствием в дорогу. В назначенный день в сопровождении барабанщика девушки и юноши шли обратно в селение, танцевали и устраивали состязания в силовых упражнениях. Победителям девушки дарили призы — носки и кисеты. Продолжалось такое торжество до 3 дней.

Когда на протяжении длительного времени не было дождя, легзины проводили специальный обряд. Выбирали человека из бедных, наряжали в костюм, который делали из зеленых больших листьев. На голову человеку надевали железный таз. Такой ряженый человек в компании друзей ходил по дворам, хозяйки обливали его водой, дарили ему деньги, яйца, хлеб, мед и сыр. Когда человек обходил все дома, группа шла на «священный пир» и после него хором произносила слова, вызывающие дождь. Угощения делили между присутствующими, большая часть отдавалась ряженому человеку.

Культура

На культуру лезгин большое влияние оказал Азербайджан. У лезгин более 500 мелодий и песен, героические песни и сказки. Героический эпос «Шарвили» — эпический памятник лезгинского фольклора. Сохранился он в стихотворных и прозаических отрывках.

Главное место в песенном фольклоре занимают танцевальные лирические песни. Инструментальная музыка лезгин насыщена мелизматикой. В народном искусстве есть и танцы, самым знаменитым из которых является лезгинка. Этот парный или сольный мужской танец распространен на Кавказе. Танец зарб макьям тоже исполняют мужчины. Известны в танцевальном фольклоре народные плавные и медленные танцы Усейнел, Перизант Ханум, Бахтавар и Ахты-Чай.

Музыкальные инструменты лезгинского народа:

  • кеманча
  • чанг
  • балабан
  • чонгури
  • тар
  • далдам
  • тутек
  • лира
  • кфил
  • зурна
  • лахъут

В 1906 году в селе Ахты основан первых лезгинский театр, в 1935 году создан Государственный Лезгинский музыкально-драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане открылся Лезгинский Государственный театр.

Как раньше женились?

Как раньше женились?

Юноши женились, как правило, в 20–25 лет, девушки выходили замуж в 16–18. Межсельские браки не одобрялись и были весьма редки. Считалось, что хорошая девушка замуж в другое село не выйдет.

Запрещались браки между враждующими из-за кровной мести (случалось и такое!) сторонами. Если между юношей и девушкой из таких семей возникала симпатия и об этом узнавали родственники, начиналась целая кампания против влюбленных. Родственники возмущались: «Полюбить дочь врага?! Выходить за сына врага?!»

Эти местные Монтекки и Капулетти (помните, у Шекспира в «Ромео и Джульетте»?) добивались своего – разлучали влюбленных. Но в некоторых случаях такие браки даже были желаемыми: кровники переставали враждовать.

Широко практиковались «колыбельные обручения», когда родители договаривались о свадьбе при рождении детей («над колыбелью»). Нарушение сговора могло привести к вражде между семьями. Бывали случаи, когда, повзрослев, молодые пытались расторгнуть помолвку. Как правило, инцидент заканчивался свадьбой – вмешивались авторитетные люди села! Иногда «колыбельное обручение» могло быть причиной умыкания (похищения), и врагами похитителя становились семьи и похищенной, и ее бывшего жениха. Такие вот страсти!

Как выбирали невесту? Все хотели себе такую жену: красивую, здоровую, работящую, умную, умелую, расторопную, нравственно чистую. Если девушка разговаривала с посторонним мужчиной, кого-то любила, где-то вела себя нескромно и тому подобное, то обретала дурную славу и редко могла удачно выйти замуж. Как говорится, береги честь смолоду.

Полная, крепкая девушка считалась красивой, потому что сможет родить здоровых ребятишек. Худенькая, хрупкая девушка могла и не понравиться. Такими были представления о женской красоте.

В женихе ценились хозяйственность, работоспособность, умение обеспечить семью. К его внешности не относились особо строго.

Выбрав девушку, родители юноши отправляли близкого родственника или уважаемого в селении человека для сговора – чIал чир авун (буквально «узнать мнение»).

Сват брал с собой один рубль серебром, который оставлял на скатерти после угощения. По адату, в первое посещение сватов родители девушки не отвечали согласием, даже если были готовы принять предложение. Поспешное согласие считалось унизительным и вызывало разные недоброжелательные толки («Спешат выдать девушку – тут что-то подозрительное», «Обрадовались, что хоть кто-то сватает»).

Прежде, чем дать окончательное согласие, совещались с родственниками. Такая традиция является очень древней и идет с той поры, когда заключение брака было делом всей родовой общины, а не отдельной семьи.

Засватанным встречаться категорически запрещалось! При случайной встрече на улице невеста поспешно скрывалась в первом попавшемся дворе. Жених тоже старался избегать с ней встреч, чтобы не было пересудов. Считалось, что при их встрече останавливаются солнце и луна посмотреть, как они себя поведут.

За день до свадьбы или в день свадьбы проводился обряд мусульманского бракосочетания – магьар. Он проходил втайне от окружающих, в доме какого-нибудь доверенного родственника.

Свадьба длилась три дня. В первый день в доме жениха собирались родственники. Женщины пекли хлеб, мужчины совещались о проведении свадьбы. В доме невесты также собирались родственники, в основном женщины – подготавливали приданое, готовили ритуальную халву исида, большую часть которой потом на нескольких подносах отправляли в дом жениха.

Читайте также:  Свадьба без тамады – как провести самостоятельно

Второй день начинался с приходом музыкантов – зурначей. Танцы во дворе жениха продолжались до вечера.

Национальным танцем лезгин можно назвать знаменитую лезгинку, без которой не обходился ни один праздник. Детей учили танцам с колыбели. Вслед за первыми шагами ребенок уже забавно выделывал «па» лезгинки. Мужчины показывали в танце удаль и мастерство, женщины танцевали скромно и величаво, и мужчина не смел даже случайно коснуться женщины. Это считалось позором. Горец, не умеющий танцевать лезгинку и не готовый выскочить в круг по первому приглашению, вызывал недоумение.

Ночные танцы – дем – с участием почти всей молодежи селения, проводили в одном из самых больших дворов селения. Они проходили весьма оживленно, особенно когда в танцевальный круг вступали ряженные в быка. «Бык» бодал зрителей, гонялся за девушками, молодыми мужчинами и детьми. Состоятельные люди приглашали канатоходцев – пагьливанов.

На третий день свадьбы с самого утра в доме жениха вновь собирались родственники, соседи, сельчане с подарками для невесты. Около трех часов дня отправлялись за невестой. Шли пешком. Впереди музыканты, потом мужчины, а за ними женщины. Каждая несла хунча – поднос с исидой, подарками, накрытый нарядным платком.

Для невесты наряжали арбу – крытую повозку, запряженную волами. Как в сказках карету для принцессы. Подойдя к дому невесты, начинали танцевать. Интересным было песенное состязание между женщинами. В них сторона жениха сравнивала невесту с солнцем, луной, цветком, а жениха – с орлом, хвалила свой род и тухум и с тонким, беззлобным юмором высмеивала некоторых со стороны невесты, особенно енге – сопровождающую невесту женщину. Как бы ни была красива и стройна енге, она не избегала насмешек (она и толста, и прожорлива, и клыкаста.) Все сопровождалось шутками и весельем.

Сторона невесты не оставалась в долгу – на каждый выпад отвечала импровизированной песней. Лезгинские женщины умели сочинять на ходу! Как фристайлеры, которых вы любите слушать.

Гостей угощали лучшими блюдами. Уже во дворе дома невесты музыканты начинали играть Свас акъу-дай мукьам (мотив вывода невесты) – грустную мелодию прощания с родным домом. Под эту музыку и после благословения родителей невесту одевали в свадебный наряд, подаренный стороной жениха. Лицо невесты закрывали дуьгуьром – красным платком, символом домашнего очага и невинности девушки.

После того, как дяде (брату матери) давали выкуп за невесту (барана или 1 рубль серебром – халудай пай), ее выводили и усаживали в арбу. Рядом с ней садилась енге с зажженной лампой в руке – оберег от злых и враждебных сил и олицетворение яркой, счастливой жизни новобрачных. Плохой приметой считалось, если лампа по дороге потухнет. Другая родственница или подруга невесты держала зеркало – оберег и символ чистоты.

С давних времен остался обычай закрывать дорогу с целью получения выкупа. Выкупом были сладости, вареные куры, яйца, хлеб, деньги.

Ближе к дому жениха группа всадников вырывалась вперед, чтобы сообщить радостную весть. На шею коня, прибывшего первым, сестра или мать жениха повязывала шелковый платок. Музыканты начинали играть зажигательную лезгинку, мужчины палили из ружей, женщины громче били в бубны и пели. Среди встречающих поднимался веселый гвалт. Невесту ссаживали с арбы, поддерживая под руки с двух сторон (с одной стороны – енге, с другой – дядя по матери или брат жениха). Одна из родственниц жениха осыпала невесту пшеницей, орехами, мелкими монетами – пожелание богатой жизни.

Когда невесту подводили к порогу дома, свекровь давала ей ложку меда или шербета, чтобы у них были «сладкие» отношения. После невесту провожали в тав – специально убранную комнату. На колени усаживали по очереди мальчиков («пусть первым родится мальчик»), а невеста одаривала каждого детскими кюлютарами (узорчатые шерстяные носки). После танцев до вечера свадьба заканчивалась.

Вот так весело женились наши предки. Через неделю после свадьбы новобрачная с родственницами мужа и подружками шла за водой к дальнему роднику. Подруги несли угощение – халву, сладости, хлеб, вареные яйца и угощали встречных. Самая счастливая в браке женщина наполняла кувшин и подавала молодой со словами: «Ваз ин циз кьван бахтар хьурай», «Вун ин квар хьиз ацIурай» («Пусть у тебя будет столько счастья, сколько его у воды», «Будь полной, как этот кувшин», желая много детей).

Свадьба — мехъер.

Веселье — шадвал.

Жених — наврузбег.

Невеста — свас.

Любовь — кIанивал,

Танец — кьуьл.

Мелодия — макьам.

Песня — мани.

Приданое — жигьизар.

Зеркало — гуьзгуь.

Свекор — апай.

Свекровь — къари.

Тесть — яран буба.

Теща — яран диде.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Лезгинские свадьбы – древние и современные традиции

Войти

Лезгинская свадьба

Хотя я давно собираю кавказские свадьбы, лезгинскую я в тот день не планировал. Я шел на встречу со знакомыми, которые обещали повезти меня в горы, как вдруг, словно вихрь, налетел свадебный кортеж, подхватил меня как пушинку и увлек за собой, так что в себя я пришел лишь на следующий день.

Задолго до прибытия невесты в доме жениха гремит живая музыка – здесь и народные песни, и жуткий кавказский блатняк. Все вперемешку. Гостей угощают свадебным пловом со сладкими ягодами.

Танцуют и стар, и млад.

У многих народов Дагестана женщины – от самых маленьких до старушек – танцуют с деньгами.

Во дворе кипит, не переставая, старинный самовар, весьма обычный для здешних мест.

Черешню можно (и нужно!) рвать прямо с деревьев.

Этой девушкой я готов любоваться бесконечно.

Дети немного стесняются дяди фотографа. Хотя когда они, наконец, привыкают, от новоиспеченной фотомодели порой и спастись сложно, настолько им нравится рассматривать себя на экранчике камеры.

Семейные пары с удовольствием фотографируются.

Специально для читательниц блога – дагестанские парни.

Но вот, наконец, приходит человек из дома невесты, все погружаются на машины и едут забирать красавицу.

Родня невесты с нетерпением ждет гостей.

И музыканты! Как же без музыкантов?

А вот и невеста. До поры к ней пускают только родственниц и фотографов.

Но вот приходит жених. В этом – главное отличие местных свадьб от чеченских и ингушских, которые обходятся вовсе без будущего супруга. У либеральных лезгинов кто-то даже крикнул пару раз “Горько!” За такое здесь можно и в табло получить, но, к счастью, обошлось. Но жених и невеста, конечно же, на людях не целовались.

Гости со стороны жениха ворвались и чуть не перевернули всю комнату вверх дном. Гам стоял страшный!

Уезжающую машину с невестой по традиции обливают водой.

Кортеж веселится! Пара едет расписываться в соседнее селение.

Некоторым девушкам, на мой взгляд, хиджаб очень идет.

По традиции, молодых сопровождают две родственницы невесты – с зеркалом и лампой.

Особенности кавказских свадеб

Отличительная особенность всех кавказских свадеб – большое количество приглашенных. На свадьбу зовутся не только члены двух семей, но и все родственники, друзья, а также соседи. На всех торжествах звучит национальная музыка, и исполняются национальные танцы. Двери праздника всегда открыты для любого, случайно туда зашедшего.
В обычаях кавказских народов много общего, но есть и некоторые отличия.

Выбор невесты и сватовство на Кавказе

У народов Кавказа родители всегда принимали активное участие в выборе невесты или жениха.
Например, у езидов, родители договариваются о свадьбе детей, пока дети еще маленькие. Дети вырастают, и следуют выбору родителей. Хотя, в наши дни это происходит все реже.

Родители-лезгины узнают о выборе сына через его товарища. Потом собирают семейный совет, где обсуждают достоинства и недостатки будущей жены. Решающее слово принадлежит самому старшему в семье мужчине. Если он одобряет выбор, то родители жениха выбирают близкого родственника и отправляют его получать согласие у родителей девушки.

У армян и азербайджанцев до сих пор родители уже взрослых незамужних (неженатых) детей общаются между собой и подбирают пару своему ребенку.
Свататься тоже ходят родители или родственники. Сваты приходят в дом девушки и приносят для нее подарки. После нескольких таких приходов они получают согласие на обручение.

Обручение кавказских новобрачных

Через несколько дней после получения согласия обеих сторон, происходит церемония обручения. В дом будущей жены приезжает жених с родителями, и они преподносят девушке подарки (кольцо, платья, сладости, обувь) и всячески ее (невесту) восхваляют. Семья девушки накрывает стол. Устраивается праздник, во время которого жених или брат жениха (у разных народов по-разному) надевает невесте кольцо.

В Дагестане во время обручения подруги мажут себе хной ладони и пальцы на руках и ногах, чтобы перед ними тоже открылась дорога к счастью.
В некоторых лезгинских селах после обручения молодожены не должны видеть свою новую родню, а также видеться друг с другом. Во время обручения устанавливается дата свадьбы.

Между обручением и самой росписью может пройти от одного до трех лет. К празднеству основательно готовятся обе стороны. Играют свадьбу чаще осенью, после того, как уберут урожай. Свадебные торжества продолжаются от двух до семи дней, это зависит от материального положения родителей. Бедные семьи гуляют один – два дня.
Есть еще одна особенность кавказских свадеб – кража невесты. Невесту обычно крадут за пару дней до свадьбы и привозят в дом родителей жениха. Там о ней заботятся и ублажают, чтобы ей не захотелось вернуться до свадьбы домой.

Выкуп кавказской невесты

В день обручения родители жениха отдавали родителям невесты задаток выкупа. Оставшаяся часть передавалась с родственниками через несколько дней. В этот день проходил праздник с угощениями в обоих домах.

Взимание выкупа за невесту чаще имело место у зажиточных семей. Выкуп вносили не только деньгами, но и зерном, баранами. Кроме того, жених обязан был купить невесте свадебный наряд, будничную одежду и пару сапог или туфель. В небогатых семьях выкуп ограничивался тем, что жених покупал невесте свадебный наряд и давал ее родителям небольшую сумму денег. Которая часто была намного меньше приданого.

И по традиции жених должен позаботиться о том, куда он приведет жену. А она — о мебели и об убранстве этого дома.

Свадебный наряд кавказских невест

Кавказские свадебные платья похожи на современные, но имеют некоторые важные дополнения. Обычно они украшены ручной вышивкой, часто золотого или серебряного цвета. У чеченцев платье дополняется серебряным поясом и шалью. У грузинов – длинными расклешенными рукавами. Платье в кавказском стиле всегда дополняет традиционный головной убор с фатой.

Традиции на кавказских свадьбах

У кавказских народов обычно играют две свадьбы. Сначала свадьба невесты, потом свадьба жениха.
Свадьба проходит в ее родном доме девушки и (у некоторых народов) гуляют на ней одни женщины. В этот день жених приезжает за невестой с подарками – дарит ей золотые украшения, одежду, обувь и другие вещи. У армян сторона жениха заранее готовит подарочные корзины, с которыми он едет к невесте. А сторона невесты, получив эти корзины, взамен тоже дарит мелкие подарки-сувениры.

Когда жених выходит с невестой из ее дома, брат жениха платит родителям девушки символический выкуп.
Потом свадьба начинается в доме жениха. Здесь уже присутствуют и мужчины, и женщины. Есть традиции, которые надо обязательно соблюсти по приезду молодых:

  • когда будущая жена заходит во двор дома жениха принято кидать ей под ноги конфеты или деньги.
  • при входе в дом, режут барана (ягненка) и проливают его кровь невесте под ноги. У некоторых народов мажут невесте лоб его кровью.
  • также перед входом в дом девушка должна разбить ногой две лежащие тарелки – изгнать зло. И ступить на порог правой ногой, чтобы жизнь ее была правильной.
  • у лезгин мать и сестра жениха встречают невесту на пороге дома с медом. Она должна попробовать мед или (у других народов) угостить им родственниц жениха.
  • у езидов принято наряжать дерево лентами и яблоками, чтобы новобрачные были плодородные. Жених должен сорвать с этого дерева красное яблоко и попасть невесте в голову, чтобы она родила такого же здорового ребенка как это яблоко.

У всех кавказских народов обязательная традиция – танец жениха и невесты. И обязательно под национальную музыку. На некоторых свадьбах это единственный танец, который танцуют новобрачные.

Конечно, под влиянием современности, многие старые традиции кавказских свадеб изменяются или совсем уходят в прошлое. Насыщенность свадьбы национальными элементами сейчас напрямую зависит от региона проживания. В селах свадьбы в традиционном национальном стиле встречаются чаще, чем в городах. А в городах молодожены стараются разнообразить свою свадьбу, внося в нее новые элементы.

Ссылка на основную публикацию