Осетинская свадьба – народные традиции и обычаи

Осетинская свадьба — последовательность обрядов и традиций

В жизни любого человека процесс заключения брака считается важным моментом. Но у каждого народа имеются свои традиции и обычаи, тем самым отличаясь от других. Одним из необычных праздников считается осетинская свадьба. Этот народ со всей ответственностью относится к традициям предков, стараясь придерживаться их.

Процесс сватанья

Осетин самостоятельно ищет себе пару. При выборе он учитывает несколько моментов. Девушка должна быть скромной, хорошей домохозяйкой и рассудительной, а также уметь вышивать и создавать качественное рукоделие. Речь о красоте заходит в последнюю очередь. Если девушка не отличается ни одним качеством, то даже самая красивая внешность не поможет удачно выйти замуж.

Осетинам запрещается создавать родственные браки. Отбор невесты проходит тщательно. Нельзя регистрировать брак однофамильцам, а также тем, у кого бабушки произошли из одного рода.

После того как избранница найдена, молодой человек знакомит её с родителями. Если семья одобрила выбор сына, в дом девушки засылают сватов.

Выбор сватов — довольно щепетильный вопрос. Ими могут стать люди, которые обладают такими качествами, как коммуникабельность и толковость. Они должны разбираться в традициях, иметь хорошее чувство юмора. Сватам необходимо убедить родителей девушки в том, что ее избранник достоин ее и лучше остальных во всем.

Сватами становятся друзья, близкие родственники семьи жениха. Они считаются желанными гостями в доме. Но с первого раза им никто ответ не даст. Согласие на брак дается только после второй или третьей встречи.

После этого родителями обсуждается размер калыма. Как только семья получит оговоренную сумму, назначается даты торжественного события. Решение считается окончательным только после того, как был передан калым. Если денежное вознаграждение не было отдано вовремя, то намерения парня считаются несерьезными. Этот момент станет причиной для разрыва отношений, ведь жених нарушил данное слово.

Считается, что выполнение всех традиций полностью меняет жизнь девушки. Как только она получила статус невесты, ей запрещается посещать любые увеселительные мероприятия.

Немного о тайном визите


Традиции осетинской свадьбы многообразны. Одним из обрядов является тайный визит в дом девушки жениха с друзьями. В обязательном порядке должен присутствовать старший, который уже находится в браке, и младший шафер. После тайного визита эти люди становятся братьями невесты. Они дают согласие о том, что будут оберегать девушку всю жизнь.

Во время визита в соседнем помещении находятся родные избранницы. Как только они произнесут несколько тостов, в комнату войдет будущий супруг с шаферами. Женщины обслуживают мужчин. Они должны налить полные бокалы вина. А после того, как мужчины их опустошат, они вкладывают туда деньги.

В день тайного визита зять одаривает тещу конфетами, а будущей супруги вручает свадебное платье и обручальное кольцо.

Приход за суженой

Еще несколько лет назад свадьба в Осетии праздновалась в доме жениха. На мероприятие приглашали много гостей. Праздничный стол ставился во дворе. В современное время молодые люди предпочитают отмечать свадьбу в ресторане.

Осетинскую свадьбу условно разделяют на два вида: торжество жениха и невесты. Утром родные будущего супруга, соседи и друзья приходят в его дом. Старший из шаферов решает, кто поедет в кортеже за невестой, а также дает несколько инструкций. В обязательном порядке за девушкой едут родители, старший и младший шаферы. Свита дарит избраннице жениха пироги, торты, сладости и алкогольные напитки.

Их встречают возле порога с бокалами вина. Гости желают жениху и невесте добра, счастья и долгой любви. Потом все заходят в дом. Невеста занимает видное и почетное место. Но через несколько минут ее уводят в соседнее помещение, где она сможет переодеться в свадебное платье.

Торг за невесту

Под торгом принято понимать веселый спор, во время которого родственники жениха и невесты не хотят уступать друг другу. Часто подружки невесты прячут новобрачную, требуя за нее выкуп. В конце концов, родственникам жениха удается договориться со всеми. Выводит невесту старший шафер под звуки гармони. Потом ее усаживают в машину и увозят к жениху.

Как только автомобиль подъезжает к дому, невесту идут встречать люди, которые хотят пожелать ей счастья в семейной жизни. Чтобы девушка первым родила мальчика, ей дают подержать малыша мужского пола. Порог будущего дома невеста переступает с правой ноги.

Процесс снятия фаты

Одним из важных этапов считается снятие фаты с невесты. Проводится он молодым юношей, который относится к друзьям или родственникам жениха. С помощью специального флажка он проводит ритуал. Парень водит его над головой новобрачной три раза.

Во время совершения обряда он должен пожелать счастья, благополучия, рождения сыновей и одной дочки. Потом он приподнимает фату. Все приглашенные гости должны увидеть лицо невесты.

Также осуществляется еще один обряд. Смысл заключается в том, что невеста должна угостить свою свекровь смесью из топленого масла и меда. Потом баночку с содержимым крадут мальчишки. Таким образом они хотят получить выкуп.

Как празднуется осетинская свадьба?

Осетинская свадьба отличается пышностью. Количество приглашенных превышает 100 человек. Все веселятся и одаривают подарками молодых. Родители жениха и невесты преподносят драгоценности. Остальные же дают деньги.

Во время свадебного торжества новобрачная находится в специально отведенном ей месте. Только спустя несколько часов ее отводят в специальную комнату и разрешают сесть. К ней могут заглядывать гости, чтобы пожелать всех благ и взаимопонимания с новыми родственниками.

Девушка должна стоять молча. Лишь изредка разговаривать ей разрешает свекор после того, как она снимет косынку. Вечером будущий супруг уходит в дом тестя. Там теща готовит для зятя яичницу. Потом устраивается застолье и танцы.

Новобрачные, исходя из традиций, не должны возвращаться в родное жилище на второй день. Они могут приехать домой только на третий день. Но обычно это правило не соблюдается, и супруги возвращаются раньше положенного времени.

Со временем традиции осетинской свадьбы подверглись изменениям, но до сих пор остаются своеобразными. Молодые люди помнят их и строго им следуют.

Наряд осетинской невесты и жениха

Платье будущей супруги отличается своей уникальностью и красотой. В нем она выглядит прекрасно. Это придает образу величественность, статус и изысканность.

Существует несколько особенностей нарядов.

  1. У осетин наряды включают несколько элементов. Он состоит из рубашки, корсета, распашного платья, кафтана, шапочки и фаты. Особое место занимает кафтанчик. Его шьют из дорогих тканей — шелка, атласа или бархата. Обязательно наносятся декорации из золотой нити.
  2. Наряд осетинки украшается нагрудником, на котором есть застежки. Они не выполняют никакой функции и используются лишь в качестве составляющего элемента.
  3. Крой у распашного платья характеризуется строгостью. Он должен скрывать пятки, руки, область груди и плеч. Но при этом платье красиво облегает фигуру. Чтобы выделить талию, надевается пояс.
  4. Голова невесты покрывается шапочкой и фатой. Таким образом, она защищает себя от злых взглядов.
  5. Невесты часто надевают платья светлых тонов, которые украшены различными орнаментами.

Если говорить об образе жениха, то он надевает строгий костюм. Он ничем не отличается от русского костюма и состоит из светлой рубашки, галстука или бабочки, пиджака и брюк темных оттенков.

Осетинская свадьба отличается роскошностью, дороговизной и необычностью. Ее традиции никого не оставят равнодушными. Молодые люди до сих их чтят и уважают, тем самым защищая свои семьи от печали, невзгод и влияния нечистых сил.

Осетинские свадебные традиции и обычаи

Несмотря на то, что сегодня многие обряды уходят в прошлое, осетинская молодежь продолжает чтить свои традиции. Поэтому свадьба в Осетии остается одним из самых ярких событий в жизни не только молодых, но и их семей, друзей и соседей, которые приравниваются к родственникам. С таким же большим размахом до сих пор отмечается и узбекская свадьба. И хотя, конечно, некоторые осетинские свадебные традиции претерпели изменения, в целом торжество проводится также, как и много лет назад. Разобраться во всех нюансах обрядов непросто, поэтому портал www.svadebka.ws подготовил для вас подробное описание каждого этапа свадьбы.

Предсвадебные осетинские обряды

Прежде чем дойдет дело до свадьбы, должны пройти обряды сватовства, сговора и тайного визита жениха.

Сватовство

Без него осетинская свадьба не состоится, это традиция. В семье жениха назначаются сваты, которые отправляются в дом невесты. Обычно ими является кто-то из:

  1. старших родственников в семье жениха,
  2. близких друзей семьи,
  3. уважаемых соседей, с которыми поддерживаются дружеские отношения,
  4. хороших друзей семьи невесты (чтобы дело быстрее сладилось).

Делегация, как правило, не превышает пять человек. После того, как сваты определены, они отравляются в дом невесты, предупредив о своем визите заранее. Родители молодых в обряде сватовства не участвуют. Родственники и друзья невесты накрывают для сватов стол, но ответ на предложение после первого визита давать не принято. Согласно осетинским свадебным обычаям сваты со стороны жениха должны посетить семью невесты не менее трех раз. Во время таких визитов обговаривается выкуп за невесту (калым).

Сговор

После того, как согласие получено, семья жениха отправляет доверенных лиц с оговоренной суммой калыма и таким образом скрепляет соглашение. По этому поводу накрывается большой стол, за которым едят, пьют, произносят тосты и молитвы за молодых.

Тайный визит жениха

Нечто подобное есть и в обычаях дагестанской свадьбы, так называемая тайная помолвка, которой по сути визит жениха и является. За одну-две недели до свадьбы жених приходит к невесте вместе со своими друзьями (не более 7 человек), среди которых уже назначены старший и младший шаферы. Они являются главными действующими лицами на свадьбе, по совместительству являясь и тамадами. Старший шафер должен быть женат – это строгое условие, соблюдение которого требуют осетинские традиции на свадьбе. От невесты присутствуют мама и бабушка (старшие женщины рода) со стороны отца, родственники и соседская молодежь.

После того, как были сказаны первые три тоста, в которых обычно звучат молитвы, жених с шаферами идет к старшим женщинам. Мама невесты подает им бокалы с алкоголем, обычно это пиво. Гости выпивают и возвращают пустые бокалы, положив туда деньги. Также жених обязан преподнести теще сладости, так называемые «конфеты от зятя». После этого можно подарить невесте обручальное кольцо и свадебный наряд. Кстати, как и на турецкой свадьбе, жених также сам выбирает платье для будущей жены.

Свадьба в Осетии

Надо сказать, что осетинская свадьба очень красивая и зрелищная, а также многолюдная и хлебосольная. В особых случаях количество гостей может доходить до 2 тысяч, но ее главная особенность, что торжество проходит в двух домах. Ранним утром делегация от жениха в составе не более 50 человек едет за невестой, с пирогами, баллонами пива и аракой (осетинский алкогольный напиток), тортами и конфетами.

У невесты делегацию встречают старшие с бокалами, которые выпивают три старших от жениха и в ответ преподносят свои бокалы. Затем все садятся за стол, произносят положенные молитвы, угощаются, после этого молодежь идет танцевать. Невеста все это время стоит на видном месте и не принимает участия в празднике. После того, как часть с застольями и танцами завершена, она уходит переодеваться. Не обходится и без выкупа невесты, который проводит старший шафер. После этого ее выводят из дома два шафера, старший – справа, младший – слева. Старшие благословляют невесту и молятся за нее.

Когда кортеж приезжает к дому жениха, невеста получает благословление уже от старших со стороны жениха. Ей дается на руки младенец-мальчик, чтобы первенцем у молодоженов был сын.

Следующими важными этапами на осетинской свадьбе по стародавним традициям и обычаям является снятие фаты и ритуал с чашей меда и топленого масла. Юноша со стороны жениха приносит с собой ритуальный флажок, которым нужно три раза провести над головой невесты. Затем он желает ей счастья, изобилия, семь сыновей и дочку с голубыми глазами и поднимает фату, чтобы все могли увидеть лицо девушки. Флажок хранится в семье молодоженов всю жизнь. После этого невеста преподносит мед с маслом взрослым женщинам, последней свекрови, чтобы между ними было взаимопонимание.

С наступлением темноты жених едет в дом невесты, где теща готовит ему яичницу, застолье продолжается. Кстати, жених и невеста не находятся рядом друг с другом во время свадьбы и не разговаривают. Стоят отдельно и поздравления также принимают по одиночке. Только после застолья у тестя и тещи, выпивания традиционных бокалов все церемонии считаются соблюденными.

Осетинские свадебные платья

Отдельных слов заслуживает осетинский свадебный наряд. Он должен скрывать абсолютно все части тела невесты, включая руки и шею, как и в мусульманских традициях на свадьбу, и иметь головной убор с многослойной фатой. В обязательном порядке осетинские свадебные платья украшаются ручной вышивкой и драгоценными камнями, из-за чего наряд может быть довольно тяжелым. Все это создает на свадьбе особый образ, благодаря которому невеста в осетинском платье выглядит как настоящая принцесса.

Напоследок портал Свадебка.ws подготовил для вас небольшой словарик названий, которые вы непременно услышите на любой осетинской свадьбе:

  • минавартта – сваты,
  • фидыд – сговор,
  • шушагсыд – тайный визит,
  • кухылхацаг – старший шафер,
  • амдзуарджын – младший шафер,
  • хыжишан – ритуал снятия фаты,
  • разгамтта – свадебное платье невесты.

    Обряды и традиции осетинской свадьбы: Обзор- Советы +Видео

    Традиционные свадьбы осетинского рода носят особых характер. Их традиции и обычаи прошли многие века и носят определенный характер. И пусть многие из обычаев кажутся нелепыми и бессмысленными, по своей сути они отражают национальный быт и культуру ценностей этих людей.

    Осетинская свадьба считается очень красивым и богатым мероприятием с национальными танцами и песнями. Основные этапы свадебной церемонии строго соблюдаются и чередуются в строгой последовательности.

    Общие сведения

    Этапы осетинской свадьбы

    Условно осетинскую свадьбу можно разделить на несколько этапов:

    1. Подготовительный этап. Он состоит из выбора сватов и самого сватовства невесты в отчим доме, внесение откупа за невесту и заключения брачного соглашения. А также выбор шаферов и так называемого «тайного визита». На нем жених невесте дарит кольцо и платье, а будущей теще сладости.
    2. День невесты. Начинается он с того, что за невестой в ее дом отправляется кортеж. По приезду происходит торг и выкуп невесты. Кортеж вместе с невестой отправляется на свадебное торжество к жениху. В процессе праздника с невесты снимают фату, в момент поздравлений будущая жена кормит смесью меда с топленным молоком взрослых женщин, после чего уходит в отдельную комнату.
    3. День жениха. После празднования свадьбы жених отправляется в дом тестя на совместное застолье.

    Сватовство

    Все кандидатуры в невесты проходят тщательный отбор и оценку родственников жениха. После того, как выбор невесты одобрен, в дом отца невесты отправляются сваты (минавартта). Главной их задачей было убедить родственников невесты в том, что молодой человек как никто другой лучше подходит в мужья для их дочери. Сватов всегда выбирали из взрослых мужчин из числа близкий родственников. Эти люди должны обладать такими качествами как дипломатичность, терпеливость, с хорошим чувством юмора и хорошо знающие осетинские традиции, и обычаи. Как правило сватовство старались проводить в субботу в вечернее время. При этом в обязательном порядке предупреждают семью невесты о предполагаемом визите гостей.

    В это время в доме невесты гостей встречают уважаемые родственники или просто знакомые со стороны невесты. Родители обеих сторон, а также молодая пара по традициям не должны были участвовать в моменте сватовства. В обязательном порядке для сватов в доме невесты накрывают стол, за которым обсуждается будущий союз молодых.

    Родственники невесты имею права отклонить предложение сватов, однако это происходит крайне редко. Потому что до момента сватовства молодые люди имеют возможность познакомиться поближе и на момент сватовства условно уже получено положительное решение от молодых обеих сторон. В современной Осетии процедура сватовства носит символический и условный характер. Однако согласно этикету сваты должны посетить дом невесты как минимум 3 раза. Окончательное решение будет озвучено на третьей встрече. После сватовства невесте запрещено посещать увеселительные мероприятия вне дома и встречаться с родственниками будущего мужа.

    Сговор

    После получения положительного решения от стороны невесты, родственники и семья жениха направляют доверенных лиц (фидауджита) с деньгами для составления брачного соглашения. Сговор проходит в праздничной обстановке с веселым застольем, с прочтением молитв и произнесением добрых пожеланий в отношении двух родов, которые через некоторое время породнятся.

    Тайный визит (сусæгцыд)

    За 7 дней до свадьбы жених со своими друзьями в тайне от родных невесты проникает к невесте в дом. Обычно при тайном визите жениха сопровождают старший и младший шаферы (кухылхацаг и амдзуарджын). По осетинским обычаям шаферов выбирают родители жениха из числа самых близких друзей или родственников. Обязательное требование к шаферу было то, что они должны быть уже семейными. В дальнейшем шаферы жениха становятся названными братьями невесты. На протяжении всей ее жизни они будут ее защищать и помогать в трудные минуты.

    Со стороны невесты в момент такого визита в доме находятся старшие женщины семейства, мама или бабушка отца невесты, молодые соседи или ближайшие родственники. В первой части визита старшие люди находятся отдельно от молодежи в соседней комнате. После произнесения трех молитвенных тостов, жених с шаферами переходят в соседнюю комнату к старшим женщинам, где мама невесты угощает мужчин национальным осетинским слабоалкогольным пивом. Опустошив бокалы, молодые люди возвращаются в комнату с невестой. При этом их пустые бокалы они должны наполнить деньгами. В качестве подарков для будущей тещи жених приносит конфеты, а невесте дарит обручальное кольцо и свадебное платье. Иными словами, тайный визит можно приравнять к помолвке молодых.

    Как проходят осетинские свадьбы

    Свадебная церемония в Осетии делиться на две – свадьба невесты и отдельно свадьбу жениха. Ранним утром шаферы собираются в доме жениха и отправляются кортежем за невестой в ее дом. Старшие семейства благословляют молитвами молодых в дорогу.

    По количеству машин в кортеже нет ограничений. Что касаемо числу людей, то их должно быть не 50 человек. В основном это молодые парни и девушки, близкие родственники и друзья разных возрастов. С собой в дар для невесты делегация везет пироги, сладости и емкости с пивом и аракой.

    Встречают представителей жениха старшие родственники невесты с бокалами. Старшие из кортежа произносят благодарственную речь и добрые слова. Осушают бокалы и гостей приглашаю пройти в помещение. Делегацию рассаживают за стол с угощениями. После веселого застолья и молитв во благо новой семьи молодые гости направляется танцевать. Гости и хозяева дома произносят тосты и пожелания. Благодарят родителей невесты за воспитание своей дочери.

    Все время празднования невеста не сидит за столом, а находится на специально отведенном месте для нее. Обычно это является не большой подиум на самом видном месте. Через некоторое время женщины уводят невесту для переодевания ее в свадебный наряд (разгамтта).

    В этом время шаферы готовятся к выкупу невесты. Подружки не торопятся отдавать невесту и ждут, когда старший шафер жениха его выкупит. Процесс выкупа начинается с обычного торга, но спустя некоторое время переходит в веселый и шутливый переполох, в котором каждая из сторон пытается удержать свои позиции. Спустя некоторое время стороны договариваются и невесту выводят к гостям.

    Заплатив выкуп, невеста передается шаферам. Старший ведет невесту с правой стороны, с левой стороны идет младший шафер к старшему за благословением. После прочтения молитвы Богу, под музыку гармошки невесту усаживают в свадебный автомобиль и увозят на свадьбу жениха.

    Иногда выезд свадебного кортежа задерживается. Дети приглашенных или близлежащих домов, заграждают проезд машин, требуя за невесту оплату за возможность покинуть территорию невесты. После не долгих торгов, шаферам приходится оплачивать проезд. Для этого деньги раскидываются по земле, и пока дети собирают деньги, машины покидают дом невесты.

    По приезду к дому жениха, невесту окружают гости и родные. Старшие рода произносят мотиву и благословение на новую жизнь. Перед входом в дом, будущей супруге дают на руки маленького грудного ребенка мужского пола. С котором женщина переступает порог с правой ноги. Этот обычай проводят для того, чтобы первым на свет в молодой семье появился наследник.

    Следующим этапом свадьбы является обычай снятия фаты (хыжишан). Этот обряд проводит как правило молодой человек со стороны жениха. Это мог быть младший родственник, сосед, друг, сын соседа и т.д. Этот человек должен был обязательно хорошо знаком с этим обычаем. Для проведения этого обряда юноша приносил специальный атрибут так называемой ритуальный флажок. По-осетински он назывался (сара зады хацил). С помощью него он проводил трижды над головой невесты и при этом приговаривал пожелания. Как правило это пожелания счастья, финансового достатка, семерых сыновей и одну голубоглазую дочку. После чего снимает фату с невесты. Этим ритуалом проходит ввод невесты в новый дом и новую семейную жизнь. С этого момента она становится новым членом семьи жениха. Главным мужчиной в ее жизни помимо супруга среди старших становиться отец ее мужа. Для нее он становится хицау. Если перевести дословно, то хозяин.

    После появления невесты на свадьбе жениха через несколько часов в дом жениха перевозят приданное невесты (хунзаутта). Привозит его делегация со стороны невесты. После передачи приданного жениху, участников делегации рассаживают за столы и принимают как почетных гостей. Ритуальный флажок как реликвия храниться в доме молодожёнов.

    Еще одним обычаем славится осетинская свадьба. Это когда невеста кормит смесью из меда и топленного масла (мыдыкуш) всех женщин на свадьбе. Обязательно последней должна быть свекровь. Во время этой церемонии окружающие произносят пожелания молодой семье. Чаша также считается реликвией семьи и подлежит хранению. Но бывает и такое, что после обряда чашу похищают ради выкупа. Тогда шафер жениха обязан ее выкупить и вернуть молодым.

    На протяжении всей свадьбы звучит музыка, поют осетинские песни. В промежутках между поздравлениями гости весело исполняют национальные танцы.

    По численности осетинские свадьбы могут принимать от сотни до тысячи человек. Не каждый дом может разместить такое количество людей. Даже во Владикавказе с трудом можно найти ресторан или банкетный зал на такое количество человек. Поэтому каждый приглашенный гость понимает, какое это затратное дело сыграть свадьбу и приносит дорогие подарки. Обычно это драгоценности или деньги.

    В качестве угощения для гостей зажаривают кабанов, пекут пироги, варят домашнее пиво и араку (водку домашнего приготовления).

    В процессе всего празднования невеста не сидит за столом с гостями. По традициям она находится в специально отведенном углу. Уже к концу торжества невеста вместе с двумя охранниками со своей стороны, подругами, шафером и названной матерью может уйти в отдельную комнату. В которой она может уже присесть и будет находится до конца свадебной церемонии. К ней иногда заглядывают гости, которых она обязана встречать стоя, с пожеланиями и добрыми словами.

    Визит зятя

    С первыми сумерками наступает новый этап осетинской свадьбы. Жених вместе с друзьями направляется в дом отца невесты. На угощение теща готовит новоиспеченному зятю яичницу. Этот обычай называется сиасхы цыд или по-другому визит зятя.

    Этого визита все родственники и соседи невесты очень ждут. В его честь накрывают столы с весёлыми песнями и танцами. По приезду жених дарит всем женщинам сладости, выпивает с ними, удивляет свои красноречием и хорошими манерами. Тем самым зять старается произвести хорошее впечатление на тестя и тещу. В пустые бокалы жених и его друзья по обычаю должны были положить по денежной купюре в благодарность за воспитание своей дочери.

    После этого визита официальная часть празднования красивой осетинской свадьбы заканчивается. Хотелось бы обратить внимание на необычность осетинской свадьбы. Жених и невеста на протяжении сей свадьбы находясь в одном помещении, не видят друг друга. На каждого возложены свои обязанности. Жених на торжестве встречает гостей, принимает поздравления в одной части дома. Невесте выделено другое особое место, в котором она находится на протяжении всей свадьбы и также принимает добрые слова и пожелания. Говорить с гостями и родственниками жениха на протяжении всего праздника невесте не разрешено. Только улыбаться и кивать головой в ответ.

    Особенности свадебного наряда невесты

    Свадебные наряды осетинский красавиц состоят из рубашки, корсета, распашного платья, кафтана, для головы шапочка и фата. Главным украшением образа считался кафтанчик, который шился из атласа, шелка или бархата и украшался золотой вышивкой и нагрудными застежками.

    По крою форма платья напоминала распашной халат с длинным полом, закрытыми рукавами, грудью и плечами. Шили платье по форме невесты. За счет толщины и легкой текстуре наряд красиво облегал фигуру невесты. А роскошный пояс подчеркивал грациозность образа и тонкость талии.

    Голова осетинской невесты обязательно накрывалась головным убором и фатой. Тем самым он подчеркивал статус невесты и уберегал ее от не добрых взглядов. Цвета свадебных платьев могут быть любые, но все же более предпочтения отдаются нарядам светлый тонов, украшенные богатыми рисунками и орнаментами.

    Заключение

    В своей статье мы постарались рассказать вам как можно подробнее про традиции и обычаи осетинских свадеб. Передать все ее великолепие и красоту национальной культуры этого народа. А также оценить прочувствовать с какой любовью и уважением проходят обычаи по сопровождению молодых людей в новую их совместную жизнь.

    ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ СЕГОДНЯ

    Республика сегодня

    Власть

    Новости

    Цыппурс

    Рождественский сочельник

    Кровавое Рождество

    Общество

    Рождественский сочельник

    Ног аз

    Праздничные концерты, конкурсы, призы – для жителей районов Южной Осетии

    В мире

    Рождественский сочельник

    Сослан Джиоев награжден Орденом Дружбы

    Исчисление календаря у осетин

    Диаспоры

    «Я всегда везу с собой частицу Осетии», – Амага Готти

    Предложили присвоить звание Героя России Лазарю Дзотову

    По ходатайству Бибилова в Росгосцирке восстановлен номер «Алании»

    Публикации

    Вспоминая великого осетина XX века – Васо Абаева

    Фотогалерея

    Джеры дзуары фæдзæхст ут, ирон адæм!

    Республика строится: улицы Цхинвала

    Росписи храма Святой Троицы

    Видео

    Новогоднее обращение Анатолия Бибилова к народу Республики Южная Осетия

    Документальный фильм. Исса

    Проект «Хæхбæсты фарн»-ы радон алæвæрды Сыбагомы Зораты мæсыг

    Инфографика

    Социально-экономические показатели по Республике Южная Осетия за I полугодие 2020 г. в сравнении с аналогичными периодами 2018-2019 гг.

    В районах Южной Осетии: Объекты строительства в рамках реализации инвестпрограммы на 2019-2020гг.

    О деятельности министерства здравоохранения и социального развития республики Южная Осетия за 2019 г.

    • Цыппурс — Рождественский сочельник — Кровавое Рождество — Сослан Джиоев награжден Орденом Дружбы — Ног аз — Исчисление календаря у осетин — Происхождение названий месяцев у осетин — В Цхинвале открылась Президентская елка — Происхождение названий дней недели у осетин — Как правильно восстанавливаться после COVID-19? — Афтæ цæмæн дзурæм? — Новогоднее обращение Анатолия Бибилова к народу Республики Южная Осетия — Ушел из жизни Ремзи Канукати — Состоялось открытие новогодней елки в райцентре Ленингор Южной Осетии — Ног азы бæрæгбон — Итоговая пресс-конференция Президента Анатолия Бибилова — Владимир Путин поздравил Анатолия Бибилова с Новым годом и Рождеством — В Южной Осетии учредили премию имени Васо Абаева — Зимние праздники у осетин — О выделении денежных средств на выплаты медикам —

    Обычаи и традиции осетинской свадьбы: тайный визит жениха (сусæгцыд)

    За неделю до свадьбы, в ночь с субботы на воскресенье, жених, шафер (къухылхæцæг) и его помощник (æмдзуарджын) в сопровождении друзей и родственников с подарками наносят визит будущей родне.

    Родители девушки (невестки) накрывают стол в честь прибытия будущего зятя. Однако, сами участия в застолье не принимают.

    Отец невесты заранее назначает старшим застолья (фынджы хистæр) соседа того же возраста, что жених, хорошо разбирающегося в обычаях.

    По традиции жениха усаживают на противоположном от старших – в конце стола – ему нельзя даже пробовать спиртное. На короткое время (три тоста) он выступает в качестве прислуживающего за столом (уырдыглæууæг). Жених, как правило, скромен, молчалив и сдержан. Старший шафер (къухылхæцæг), напротив, общителен и находится в центре внимания. Он знакомится с родственниками девушки. У шафера на это свои причины: чем лучше он узнает ближайшее окружение невесты и разберется в жизненном укладе ее семьи, тем легче ему будет в день свадьбы и в дальнейшем.

    В начале застолья старший (фынджы хистæр) возносит тост-молитву Всевышнему:

    «Хуыцау, табу дæхицæн! Бирæ адæм даем кувынц, хорздзинæдтæ дæ курынц, æмæ хуыздæрæн кæй кувинæгтæ айстай, уый æмбал мах дæр фæкæн. Хуыцау, хорздзинадæй кæй зæрды цы ис, уыдон сæ къухы куыд æфтой, уыцы арфæ ракæн. Фыдбылызтæй хызт куыд уæм, нæ кæстæртæн сабыр, рæсугъд фидæн куыд уа, уыцы арфæ сæ уæд. Стыр Хуыцау, нæ кувинæгтæ дын барст уæнт æмæ нæ дæ хорзæх уæд!»

    Слава тебе, Всевышний! Много людей тебе молится, добра просит, так уподобь нас тем, чьим молитвам ты внял, и чьи жертвоприношения были угодны тебе. Всевышний, окажи нам такую милость и исполни добрые помыслы каждого. Храни нас от несчастий, пусть у наших младших будет мирное, счастливое будущее. Великий Всевышний, прими наши приношения и ниспошли нам свою милость!

    Второй тост-молитву за столом посвящают Св. Уастырджи:

    «Уастырджи, табу дын уæд! Уæлæрвтæй зæхмæ Хуыцауы минæвар дæ, æмæ нæ дæ хорзæх уæд! Нæ бæлццæттæ де ’уазæг – Сæ хæдзæрттыл æнæмаст, æнæфыдбылызæй, дзæбæхæй æмбæлæнт. Уастырджи, нæ кæстæртæ фидаруæраг æмæ зондджынсæрæй куыд цæуой, уыцы арфæ сын ракæн! Цы фысыммæ æрцæуæм, цы фысымæй здæхæм, уыдоны къæсæртæ амондджын куыд уой, ахæм арфæ ракæн! Цы дыууæ кæстæры ссардтой сæ амонд, уыдонæн æххуысгæнæг у сæ равзæрст фæндагыл!»

    Уастырджи, слава тебе! Ты посланник Всевышнего на земле, так ниспошли нам свои щедроты! Благоволи нашим путникам, чтобы они благополучно возвращались к своим очагам. Уастырджи, благослови наших младших: пусть идут по дорогам жизни твердой поступью, руководствуясь ясным разумом. Будь благосклонным к хозяевам, чей порог мы сегодня переступили! Покровительствуй этой молодой паре на выбранном пути!

    Третий тост-куывд старший (фынджы хистæр) провозглашает за молодых:

    «Хуыцау, табу дæхицæн! Дыууæ кæстæры (сæ нæмттæ) сæ амонд ссардтой, æмæ Ирыстоны амондджындæр чи фæци, уыдоны æмбал сæ фæкæн! Сæ кæрæдзийы уарзгæйæ зæронды бонтæм куыд фæцæрой, ахæм амонд сæ уæд!

    Сыгъзæрин Уастырджи, дæ рахиз базыры бын сæ бакæн, рæстырдæм сæ здах. Фыдбылыз сæм ма ’рбауадз!

    Сыгъдæг Мады-Майрæм, ацы чызг фыды фарн ма ахæссæд, фæлæ цы хæдзармæ бацæуа, уырдæм фарн æмæ амонд куыд бахæсса, бинонтæн адджын куыд уа, йе ’фсин æн хъæбулы ад куыд кæна, сыхбæстæн уарзон куыд уа, хорзæрдæм æй æмбисондæн цы хæссой, ахæм амонд æй уæд! Мæнæ ам цы æвдисæн адæм ис, уыдон-иу сæрыстырæй куыд дзурой, нæ куывдтытæ сыл æрцыдысты, зæгъгæ.

    Зæдтæ æмæ дауджытæй афтæ чи загътаид, мæ ном куы ссардтаиккой, уæд æз хуыздæр арфæ ракодтаин, зæгъгæ, уыдонæн дæр табу сæхицæн, ахъазгæнæг уæнт. Нæ кувинæгтæ барст уæнт, Хуыцау сæ йæхимæ рæсугъдæй айсæд!»

    Всевышний, слава тебе! Да будет тебе угодно, чтобы молодые были счастливы. Пусть живут в согласии до конца своих дней.

    Золотой Уастырджи, держи их под своим правым крылом и наставляй на верный путь. Ограждай молодых от несчастий!

    Пречистая Мать Мария, благослови эту девушку, покидающую родной очаг! Пусть она принесет счастье в свой новый дом, станет для свекрови дочерью, пусть будет любима соседями. Пусть собравшиеся гости гордятся в будущем, что благодаря их молитвам двое молодых соединились в счастливом союзе! Пусть помогают им все святые покровители Осетии. Да будут угодны Богу наши приношения!

    После третьего тоста шафер (къухылхæцæг) просит разрешения у главы застолья (фынджы хистæр) нанести визит невесте. Жених в сопровождении шаферов (къухылхæцæг, æмдзуарджын) и провожатого со стороны хозяев отправляется в комнату девушки. У них с собой бокалы со спиртным (нуазæнтæ) и празднично оформленная коробка, в которой находится красивое платье и туфли (в них невеста облачится в день свадьбы, пока ее не переоденут в национальный свадебный наряд). Помимо традиционных подарков, будущий супруг приносит с собой обручальное кольцо для невесты и конфеты (сиахсы къафеттæ). Обряд обручения при тайном визите жениха (сусæгцыд) стали совершать не так давно.

    Появление гостей не застает невесту и ее подруг врасплох, их встречают стоя. Невеста стоит в углу.

    Старший шафер (къухылхæцæг) произносит:

    «Мæнæ хорз чызджытæ, уе ’ппæты цардамонд дæр Хуыцау бирæ скæнæд. Абон нæ ног хойы амондæн æвдисæнтæ стут, æмæ уæ амондагур чи у, уый дæр тагъд рæстæджы хорз амонд куыд ссара, ахæм арфæ йæ уæд. Мах та æрбацыдыстæм, цæмæй нæ хоимæ базонг уæм, стæй, йæ цард кæимæ баиу кодта, уыцы лæппу дæр немæ, æмæ нæ фæнды, цæмæй йын йæ къухдарæн йе ’нгуылдзыл бакæна. Махæн та (чызгмæ йæ номæй дзуры) амондджын хо фæу, нæ сæр дæ бæрзæндты куыд хæссæм æмæ нæ-иу дæ цардæмбалимæ арæх куыд агурат, нæ цардыуаг дзæбæх цæуы æмæ нын нæ хорздзинадыл бацин кæнут, зæгъгæ, уыцы амонд нæ уæд! Чызджытæ, кæмæн куыд æмбæлы, афтæ фæйнæ нуазæны айсут, стæй сиахсы къафеттæй уæ дзыхтæ садджын кæнут».

    Милые девушки, будьте счастливы! Вы сегодня стали свидетельницами счастья нашей сестры, так дай и вам Всевышний в скором времени обрести свое счастье. Мы пришли познакомиться со своей сестрой, с нами ее суженый. Он хочет одеть ей кольцо. А для нас (обращается к невесте) стань любимой сестрой, чтобы мы гордились тобой. Дай Бог, чтобы вы с мужем часто вспоминали нас по хорошим поводам. Девушки, примите наши бокалы и отведайте сладости, которые принес жених.

    Девушки берут бокалы, старшая из них произносит в адрес гостей слова благодарности: «Уæ нуазæнтæ бирæ, фæлæ нуазæн дугъон бæхæй уæлдай нæу, æмæ сæ уæхимæ дæттæм» (Спасибо вам, но бокал подобен быстроногому коню, поэтому возвращаем их вам).

    Подруги невесты возвращают бокалы мужчинам, которые выпивают их. В этом случае не принято класть деньги в пустые бокалы.

    После этого жених с невестой по предложению шафера обмениваются кольцами.

    Затем гости возвращаются к столу. Молодежь организует танцы. Жениху с друзьями не надлежит задерживаться допоздна.

    Сладостями, преподнесенными женихом, угощают всех присутствующих, а также раздают их соседям. Считается, что если незамужняя девушка положит под подушку такую конфету, ей приснится суженый. Поэтому каждая из подруг невесты старается заполучить сладости от жениха.

    По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»

    Осетинская свадьба — традиции и обычаи

    В жизни огромного количества людей бракосочетание − важное и ответственное событие, осетинская свадьба не исключение. Этот ответственный момент у человека, после которого его жизнь в корне меняется, наполняется иным смыслом. Именно поэтому еще с древности люди придавали этому событию особое значение, относились к свадебной церемонии с непередаваемым трепетом. У каждого народа существуют свои традиции, обычаи. Народ Осетии с уважением относится к традициям своих предков, старается их придерживаться.

    Сватовство

    Как только знакомство молодых людей состоялось, а семья юноши положительно отнеслась к его выбору, в избу девушки засылаются сваты. Выбирают сватов в Осетии очень щепетильно, со всей ответственностью. Они должны быть коммуникабельными, толковыми, прекрасно разбираться и знать осетинские обычаи, иметь отличное чувство юмора, уметь к месту шутить. Задача сватов − убедить родственников девушки в том, что кандидат на ее руку и сердце − самый лучший.

    На роль сватов выбирают самых уважаемых людей. Это лучшие друзья или близкие родственники семьи юноши. Их принимают как самых желанных гостей, но с первого раза положительного ответа не дают. Только во время второй-третьей встречи отец девушки соглашается на брак молодых людей.

    Третья встреча знаменуется тем, что на ней будущие родственники договариваются о размере калыма (сговариваются). Как только семья избранницы получает оговоренную сумму калыма, назначается дата свадьбы.

    По традиции после всех этих мероприятий жизнь суженой в корне меняется. Теперь она считается невестой и не может посещать никаких увеселительных мероприятий.

    Тайный визит

    Примерно за семь дней до предстоящей свадьбы жених со своими друзьями наведывается в избу барышни. Среди присутствующих в обязательном порядке − старший (должен быть связан узами брака), младший шафер, которых выбрал или сам жених, или его родители. С этого дня шаферы считаются названными братьями красавицы и в течение всей последующей жизни их обязанностью становится охранять и оберегать ее.

    На тайном визите в соседней комнате присутствует родня со стороны барышни. После того, как прозвучит несколько тостов, к ним приходит жених в сопровождении шаферов. Женщины наливают мужчинам в бокалы вино, а те в свою очередь возвращают их, наполненные деньгами.

    В этот день будущая теща получает от зятя конфеты, а ее дочь − красивый наряд и обручальное кольцо. Этот обряд напоминает обручение, во время которого молодые люди обмениваются кольцами.

    Визит за избранницей

    Осетинская церемония раньше праздновалась в домах жениха. На нее приглашалось огромное количество гостей, во дворе устанавливали тенты, накрывались праздничные столы. Сегодня же молодожены предпочитают проводить свадебную церемонию в ресторане.

    Осетинская свадьба условно подразделяется на две составляющие: свадьбу жениха, а также его суженой. Утром родственники юноши, соседи, друзья приходят в дом жениха. Старший шафер выбирает тех, кто поедет в свадебном кортеже за невестой и дает им необходимые инструкции. Среди них в обязательном порядке едут шаферы, двое старших родственников. Праздничная свита привозит в дом барышни пироги, торты, сладости, а также спиртное.

    Возле дома свиту встречают пирогами, бокалами с вином. Приехавшие гости произносят пожелания добра в адрес молодоженов, желают им счастья, после чего все проходят в дом. Новобрачная стоит на самом видном и почетном месте, но через какое-то время женщины уводят ее в специальную комнату, чтобы она смогла переодеться в свадебный наряд. В это время полным ходом идет торг.

    Торг перерастает в веселый спор, в процессе которого стороны не хотят уступать. Зачастую, подружки, спрятавшие новобрачную, требуют за нее выкуп. В итоге всем удается договориться между собой и старший шафер под руку выводит невесту к гостям. Звучит гармонь, невесту усаживают в автомобиль, и свадебный кортеж увозит всех к дому жениха.

    Как только процессия подъезжает к назначенному месту, к машине подходят люди, которые желают невесте счастливой семейной жизни. Чтобы первым ребенком, родившимся в новой семье, был мальчик, невесте дают подержать на руках малыша мужского пола. Порог дома своего будущего мужа девушка должна переступить с правой ноги.

    Снятие фаты

    По традиции не менее важным этапом считается обряд под названием снятие фаты. Его проводит молодой юноша, который является близким другом или же родственником жениха. Специальным флажком он совершает ритуал − три раза проводит им над головой девушки.

    Во время этого обряда он желает счастья, благополучия, много сыновей и одну красавицу дочь. Затем юноша приподнимает фату так, чтобы приглашенные гости смогли увидеть лицо виновницы торжества. Флажок, с помощью которого был совершен этот обряд, отныне должен храниться в доме новобрачных.

    Осетинская церемония предполагает еще один обряд. Он заключается в том, что невеста кормит женщин смесью топленого масла и меда. Последней она угощает свою свекровь, после чего емкость с медом воруют мальчишки для того, чтобы получить выкуп от шафера.

    Свадьба

    Осетинская свадьба празднуется пышно. На ней присутствует несколько сотен человек. Гости веселятся, дарят подарки. Обычно только очень близкие родственники преподносят драгоценности. Остальные же дарят деньги.

    Во время всей свадебной церемонии невеста стоит в специально приготовленном для нее месте. И лишь через несколько часов ее уводят в специальную комнату, где ей разрешается присесть. Иногда к ней заглядывает кто-то из гостей, чтобы пожелать всех благ и взаимопонимания с новой роднёй. Виновница торжества приветствует их стоя.

    На своей собственной свадьбе главные виновники торжества не видят. Невеста, как было сказано выше, стоит в положенном для нее месте, не произнося при этом ни одного слова. Разговаривать ей разрешит свекор, после того, как позволит снять косынку. Ближе к вечеру жених отправляется в дом своего тестя, где теща готовит для него яичницу. В его честь устраивается застолье, гости танцуют.

    Традиции осетинской свадьбы, несмотря на то, что в течение времени претерпели кое-какие изменения, в целом остаются своеобразными. Молодежь помнит и чтит их.

    Осетинская свадьба

    Осетинская свадьба

    Осетинская свадьба – самый многолюдный и веселый праздник из всех осетинских праздников. Свадьба проходит очень весело и шумно, сопровождается многочисленными тостами, танцами, песнями и шутками. Вкусная и обильная еда, много выпивки – вот суть настоящей осетинской свадьбы. Поэтому, основной характерной особенностью традиционной осетинской свадьбы, является ее массовость, всеобщее веселье и радость.

    Самое главное в осетинской свадьбе – это массовые танцы, например «Симд», «Чепена» и др. В них принимают участие почти все: одни танцуют, другие хлопают, третьи подпевают. Это создает у присутствующих духовный подъем, всеобщее приподнятое настроение, люди на время отвлекаются от насущных дел и забот. Молодые юноши и девушки знакомятся друг с другом.

    Когда мужчина морально и материально готов к созданию семьи, а женщина умеет много и вкусно готовить, вести домашнее хозяйство, считается, что они полностью готовы вступать в брак. Браки заключаются только по любви и взаимному согласию друг друга, но зачастую вопрос, за кого выйти, за невесту решают ее родители, при этом, руководствуясь экономическими интересами: чтобы жених имел хороший дом, происходил из хорошей и богатой семьи.

    В наше же время стало чистой формальностью посылать сватов в дом родителей невесты, так же как и формальное подтверждение об их согласии. Все вопросы замужества теперь решаются самими молодыми, но все еще во многих семьях согласие родителей на замужество дочери связано с формой выкупа, а именно с внесением определенной суммы денег родителями жениха.

    Раньше это было так, в дом невесты посылали трех сватов. Первый – близкий родственник жениха, второй – самый старший уважаемый сосед, третий – хороший друг семьи невесты. День прихода сватов заранее оговаривался с невестой. Угощали гостей традиционными осетинскими блюдами и напитками. За вторым тостом сваты сообщали о цели своего визита. Глава семьи благодарил сватов за сделанное предложение, но точного и однозначного ответа никогда сразу не давал. Оговаривалась дата новой встречи, где и будет дан окончательный ответ. Считается очень большим оскорблением, если семья девушки отказывает от предложения. В переговорах сторон родственников жениха и невесты главным вопросом является вопрос выкупа (калыма), строго установленного размера калыма не существует, но он составляет довольно внушительную сумму.

    Обсуждение калыма происходило так: глава семьи приглашает пройти родственников жениха за стол и обсудить все детали. Произносят поочередно три главных тоста, последний – за здоровье молодых и долголетие двух породнившихся фамилий. В знак согласия брака – жмут руки. Близкий родственник семьи жениха, при заключении брачного соглашения, оставляет семье невесты залог (определённую сумму денег). Оговаривается день проведения свадьбы. С этого времени девушка уже считается невестой, а парень женихом. Жизнь девушки существенно меняется: она обязана вести тихий и спокойный образ жизни. Этот обычай называется «нымахшын», что значит прятаться или скрываться от глаз старших родственников жениха. В наши дни молодые более раскрепощены и этот обычай практически не используется.

    После брачного соглашения, буквально за несколько недель до свадьбы, жених тайно наносит визит в дом невесты. Он приходит не один, а со своими друзьями и приносит большое количество конфет и других различных сладостей. Невеста тоже приглашает подруг. Они общаются между собой, вкусно и разнообразно едят, пьют чай и едят конфеты. В течение вечера молодые поют и танцуют. Жених должен показать себя с хорошей стороны и обязательно спеть и станцевать. Обычно, в этот день, молодежь веселится допоздна, но жених не остается у будущей невесты на ночь.

    Все свадебные хлопоты, оговариваются до свадьбы заранее. Назначают шаферов. Они решают, кто поедет за невестой и как лучше принять гостей. Близкие соседи тоже помогают: забивают животных к застолью, следят за варкой мяса, а также обслуживают гостей и контролируют, что бы у всех на столах было достаточно еды и питья. Шаферами назначаются два лучших друга жениха. После свадьбы их считают братьями для невесты и родственниками в семье жениха. Шафер – первый, кто увидит и зайдет к невесте в комнату, он дает разрешение надеть свадебный наряд. Три молодые девушки помогают невесте одевать свадебное платье.


    Осетины народ чуткий и сострадательный, поэтому если у соседей (молодого или молодой) недавно умер близкий человек, то семья жениха спрашивают их о разрешении проведения свадьбы.

    Наступает день свадьбы. Жених и его сопровождающие перекусывают на дорогу, молятся Богу и отправляются со свадебным кортежем за невестой. Кортеж встречают родственники и гости семьи невесты. Выносят три пирога, араку и пиво.

    Старшие молятся, желая молодым благополучия и вечной любви. Далее все проходят в дом, где устраивают танцы. Первыми за стол садятся старшие. Обязательным атрибутом свадебного стола у осетин является шея и голова священного бычка, три пирога, шашлык из печени, легких и сердца животного. Хозяева уделяют большое внимание всем гостям. По осетинскому обычаю, старший на свадьбе преподносит блюдо с тремя ребрами и бокалами для женщин-гостей, которые готовили праздничный стол, а также старшей женщине в доме.

    Девушки, которые одевали невесту, организуют ее выкуп. Выкуп осуществляет шафер. Вся процедура сопровождается смехом и шутками. Когда же, наконец, стороны договариваются о выкупе, под пение молодых людей, появляется невеста. Старшие поднимают бокалы, дают напутственные пожелания девушке и читают молитвы. Невесту усаживают в свадебный кортеж и отправляют в путь. Но не все так просто: перед воротами двора, ее ожидают молодые люди и дети, которые не выпускают ее и требуют выкуп.

    Есть и второй вариант этого обычая. Молодые люди прячут самую красивую девушку из числа приехавших за невестой и держат ее «в плену» до тех пор, пока не получат тот же самый «выкуп», что и в первом варианте. Отношение к этому обычаю в наше время разное. Когда все формальности завершены, невеста покидает родной дом. Есть в Осетии обычай – по дороге свадебные кортежи заезжают в святую рощу и молятся. Невесту у дома жениха встречают старшие и уважаемые люди и провожают в дом. В доме жениха за свадебный стол садятся не все, а только люди среднего и старшего возраста. Остальные веселятся и поют под гармошку.

    Перед домом осуществляют ритуал – в руки невесты дают младенца-мальчика, с пожеланиями, чтобы у нее первым был сын. Далее невеста правой ногой переходит порог дома и три раза кланяется, все происходит под молитву, которую читает старшая женщина дома. Начинаются танцы, после которых снимают фату у невесты. Обычно это делает юноша, он же и произносит обрядовые слова.

    Из родительского дома невесты, так же, посылают чашу с медом и топлёным маслом, которую невеста предлагает всем женщинам на свадьбе и свекрови, чтобы отношения их были сладкими.

    После ритуала невеста проходит в комнату и встает в самом дальнем от входа углу. В течение всей свадьбы рядом с ней находятся два молодых человека, приехавших из родного дома, чтобы оберегать её, а также заботится о невесте и молодая женщина – Канга Мад (назначается матерью жениха), впоследствии эта женщина будет для невесты самым близким человеком. После обряда «снятие фаты», невесту приглашает на танец молодой парень-смельчак. Танец чисто символический, в конце которого мужчина желает счастья молодым и преподносит бокал, в который кладёт в знак благодарности купюру.

    Вскоре невесту увозят обратно в родной дом. За ней едут жених и шаферы. В доме накрыты столы и все ждут жениха. Он привозит с собой конфеты, различные сладости и угощает женщин, при этом ведет себя очень скромно, чтобы произвести лучшее о себе впечатление. Жених должен во время застолья отблагодарить женщин, которые готовили и накрывали на стол. Женщины выпивают из бокалов, в которые жених кладёт деньги. Гости обычно долго веселятся и разъезжаются далеко за полночь. Молодожены едут в дом жениха.

    По другой осетинской традиции, жених не может присутствовать во время свадьбы в собственном доме, а находится у шафера. Жених может увидеть свою невесту только на второй день свадьбы. Он приезжает вместе с шафером и парой друзей, с собой он должен иметь три пирога и пиво.

    На следующее утро после свадьбы (обычно это бывает в горных селеньях), посмотреть на невесту сбегается многочисленная детвора. Невеста мальчишкам дарит игрушки, а девчонкам заплетает косы.

    В обед из дома невесты друзья и подруги привозят приданое. Далее организуется праздничное застолье с танцами и песнями, которые заканчиваются ближе к утру.

    Раньше, по осетинским законам, в первые два-три дня после прихода в дом мужа, невеста должна стоять в углу комнаты с закрытым шалью лицом, позже всех ложиться спать, раньше всех вставать и до рассвета мести свой двор и часть прилегающей улицы, причем это считалось за честь.

    Неизменным компонентом осетинских свадебных обрядов являлись подарки свекру, свекрови, их детям и близким родственникам. В се это укладывалось в большой сундук и отправлялось вместе с невестой в дом жениха, где раздавалось в торжественной обстановке.

    Через несколько дней после свадьбы семья жениха приглашает в гости всех соседей, чтобы поблагодарить их в помощи организации свадьбы, а еще через короткий промежуток времени, в дом приглашается семья невесты. Устраивается застолье с песнями и танцами. Родители невесты, так же приглашают к себе. После таких приёмов родственники могут навещать друг друга в любое время и без приглашения.

    Если Вы решили организовать свою свадьбу, соблюдая все осетинские традиции, то мы с большим удовольствием поможем Вам в этом. Мы сделаем этот день самым ярким и запоминающим днем в Вашей жизни.

    Мы рекомендуем Вам посетить раздел сайта «Свадьбы известных людей» и узнать, как проводилась реальная и очень известная осетинская свадьба – свадьба младшего сына наставника ЦСКА Валерия Газзаева и его супруги. Вашему вниманию Осетинская свадьба Аслана и Лауры.

    До скорой встречи в свадебном агентстве «Royal Wedding»!

    Введение

    Осетины – небольшой народ, численностью около 600000, – населяют центральную часть Кавказского хребта и прилегающие предгорья. Сами себя осетины называют «ир». У античных и средневековых авторов они известны под названием алан и ас, русские летописи называют их яс. Современное русское название «осетин» идет из грузинского Осети – Осетия.

    Осетия делится на две части, северную и южную. Первая входит как автономная республика в Российскую Федерацию, вторая – в Грузинскую республику в качестве автономной области. Границей между Северной и Южной Осетией служит Главный Кавказский хребет.

    По происхождению осетины относятся к североиранской группе индоевропейской семьи. Отдаленные предки осетин, известные в исторических источниках под названием скифов, массагетов, саков, сарматов, роксолан, алан, населяли в древности обширную территорию на юге России и в Средней Азии. В начале нашей эры одно из сарматских племен – аланы – продвинулось на Северный Кавказ и, смешавшись с местными кавказскими народностями, дало начало современной осетинской нации.

    Осетинская семейная обрядность воплощает в себе яркие национальные черты. Вместе с тем еще недавно почти в каждом большом ущелье она характеризовалась некоторым своеобразием. В семейную обрядность осетин входят свадебный цикл, родильные обычаи, погребальные и поминальные обряды. Существенные отличия, обусловленные культурными и этническими связями, прослеживаются в обрядности северных и южных осетин.

    Свадьба

    В настоящее время заключение брака производится по взаимному согласию и любви, в то время как до Октябрьской революции брак, был основан на уплате за невесту выкупа и обычно не учитывал взаимной склонности будущих мужа и жены. В условиях существования патриархально-родовых пережитков выдача девушки замуж, а во многих случаях и выбор невесты для юноши зависели только от воли родителей, главным образом от отца, или нередко от главы патронимии. При заключении брака строго учитывались сословность, социальная принадлежность, благородство рода и т. д. Осетинские феодалы никогда не вступали в брак и не отдавали своих дочерей лицам из других, более низких сословий. Одним из главных требований, предъявлявшихся жениху, являлось наличие у его семьи или родственной группы боевой башни. В XIX в. в связи с быстрым развитием основных отраслей хозяйства — земледелия и скотоводства — главным фактором при заключении брака стал социальный, имущественный признак. В горной Осетии в таких случаях обычно задавали вопрос, «имеется ли в доме жениха мельница», так как это означало владение землей, и «навозный холм», который возникал, если в хозяйстве был скот.

    Во второй половине XIX в. у северных осетин запрещались браки между представителями христианской и мусульманской религий. Особенно строго этого правила придерживались осетины-мусульмане, не допускавшие совершенно выдачи замуж своих дочерей за осетин-христиан.

    Сейчас религиозная принадлежность осетин при заключении брака не играет никакой роли. Однако осетины по-прежнему строго сохраняют запрет браков как между членами одной фамилии, так и обычно внутри большой родственной группы, состоящей из нескольких фамилий.

    В результате ликвидации патриархально-родовых пережитков совершенно исчезли из быта осетин утробное обручение и обручение малолетних детей, практиковавшиеся в прошлом. В ряде случаев нарушается также и другой, широко известный обычай, при котором при заключении брака строго соблюдалось правило старшинства: младшая сестра могла выйти замуж раньше старшей только с согласия последней; это же относилось и к младшему брату. Нередко бывали случаи, когда в результате соблюдения такого обычая девушка оставалась старой девой, а мужчина не мог жениться в молодые годы.

    Однако главной причиной поздних браков у осетин все же было стойкое сохранение у них выкупа (ирад) за невесту. В старину размеры ирада определялись родовитостью данной фамилии. Установленный для каждой фамилии, ирад оставался неизменным. Кроме ирада жених сразу после сговора делал подарок родне невесты и ближайшему родственнику невесты со стороны матери, которому он дарил коня. Обычай одаривания конями родственников невесты перестал существовать уже в конце XIX в., а сохранялся лишь обычай обмена подарками между женихом и невестой. В старину вместо денег давали обычно мелкий и крупный рогатый скот, а также дорогие вещи, среди которых особенно ценились медный котел для варки пива и оружие.

    Многие осетины не могли жениться до 45–50 лет, вследствие огромного калыма и были вынуждены работать годами по найму или выезжать на отхожие промыслы, чтобы накопить стоимость выкупа за невесту. Часто на помощь жениху в уплате калыма приходили его родственники. Кроме того, как показывает этнографический материал, во многих культурных семьях уже в конце XIX в. либо совершенно отказывались от калыма, либо ограничивались получением очень незначительного выкупа.

    Ирад являлся также одной из главных причин существования у осетин в прошлом обычая умыкания (кража невесты), широко распространенного в ряде районов Осетии. Во многих случаях кража девушки служила в свою очередь причиной кровной мести, тянувшейся годами между враждующими фамилиями. Причиной кражи девушки нередко служило также несогласие родителей на брак вопреки ее желанию. В таких случаях девушка сама соглашалась на похищение, что являлось своеобразной формой протеста против воли родителей. Украденную девушку обычно увозили в другое село, где ее и жениха оставляли наедине в доме родственников или друзей жениха.

    Много традиционных черт сохранилось и в самом свадебном обряде. Это объясняется желанием молодых отметить более торжественно и пышно свой день бракосочетания. К свадьбе готовятся как в доме жениха, так и в доме невесты. В доме жениха готовят для новобрачных отдельное помещение — уат, варят пиво, подготовляют все необходимое для пира. Свадебная свита комплектуется из большого числа людей, среди которых много сверстников жениха, несколько человек из старших и почетных родственников, а также несколько девушек из родственниц жениха. В состав свадебной свиты входят также шафер, его помощник и жених.

    В некоторых местах Осетии был известен только шафер, который обычно выбирался из близких друзей жениха и с этого времени считался ближайшим родственником последнего, особенно его будущей жены, для которой он заменял в чужой семье родного брата. Невеста доверяла шаферу самые сокровенные тайны своей души. В свою очередь он отплачивал ей тем же вниманием и заботой. Шаферу принадлежит самая активная и важная роль во время свадьбы. Жених же по этикету держится пассивно. В старину в Центральной и Южной Осетии за невестой посылали не более 3–4 человек, что объясняется, по-видимому, большей ограниченностью материальных средств и труднодоступностью этих районов. У северных осетин, наоборот, на подбор свиты обращалось больше внимания. Отправляясь за невестой, мужчины ехали верхом на конях, а девицы и женщины — в арбе или пролетке. Сейчас за невестой едут даже в высокогорных районах только на легковых или грузовых машинах. С песнями, с музыкой гости приближаются к дому невесты. Сразу же по приезде в дом невесты начинаются шумные танцы. В то время как молодежь веселится, старшие гости приглашаются к накрытым столам, за которыми происходит обильное угощение со всевозможными тостами, начиная с главного тоста — за счастье молодых. Пока гости сидят за свадебным столом, невесту готовят к отъезду. На нее надевают национальный свадебный костюм, в ряде районов Юго-Осетии замененный теперь обычным городским костюмом. В прошлом, перед тем как вести невесту в дом жениха, совершался обряд прощания ее с родным очагом. Шафер с обнаженной шашкой в одной руке, держа невесту под руку другой, в сопровождении родных и гостей вводил невесту в хадзар, где находился очаг. Старший из дома невесты произносил молитву, а шафер с невестой тем временем три раза обходили вокруг очага. Шафер шашкой прикасался к надочажной цепи с молитвою, после чего невеста также прикасалась к цепи. Сейчас обряд прощания с очагом, соблюдаемый еще в отдельных случаях, носит символический характер.

    С песней под звуки гармонии свадебный поезд выезжает из отцовского дома невесты. Приближаясь к селу или дому жениха, гости вновь запевают песни и с шумом въезжают во двор жениха. Затем совершается обряд приобщения молодой к дому жениха и знакомства ее со свекровью, в котором сохранился ряд архаических черт. Шафер подводит молодую, прикрытую фатой, к очагу. Здесь же стоит свекровь среди пожилых женщин с деревянной чашей, наполненной смесью меда и масла. Подойдя к свекрови, шафер приподнимает фату у молодой и предлагает ей взять ложкой из чашки сладкую смесь. Невеста берет эту смесь и кладет ее в рот свекрови, та в свою очередь угощает молодую. Этот обряд должен обозначать, что невеста и свекровь будут жить друг с другом мирно. После этого шафер под руку вводит невесту в приготовленную для нее комнату, и здесь, в углу с головой, покрытой шалью, стоит она, приняв позу опечаленной статуи, до тех пор, пока не принесут ей чего-нибудь закусить, или не придет шафер и не посадит ее, усевшись и сам возле неё.

    «Закрытая, безмолвная, стоит она в углу на войлоке и слушает

    несмолкаемый шум, говор и беззаботный смех своих новых

    родственниц, подруг и соседок, не принимая участия ни в пляске,

    ни в разговорах, ни в шалостях своих однолеток».

    Читайте также:  Свадебное платье в стиле гэтсби – самые популярные модели
Ссылка на основную публикацию