Осетинская свадьба – народные традиции и обычаи

Обряды и традиции осетинской свадьбы: Обзор- Советы +Видео

Традиционные свадьбы осетинского рода носят особых характер. Их традиции и обычаи прошли многие века и носят определенный характер. И пусть многие из обычаев кажутся нелепыми и бессмысленными, по своей сути они отражают национальный быт и культуру ценностей этих людей.

Осетинская свадьба считается очень красивым и богатым мероприятием с национальными танцами и песнями. Основные этапы свадебной церемонии строго соблюдаются и чередуются в строгой последовательности.

Общие сведения

Этапы осетинской свадьбы

Условно осетинскую свадьбу можно разделить на несколько этапов:

  1. Подготовительный этап. Он состоит из выбора сватов и самого сватовства невесты в отчим доме, внесение откупа за невесту и заключения брачного соглашения. А также выбор шаферов и так называемого «тайного визита». На нем жених невесте дарит кольцо и платье, а будущей теще сладости.
  2. День невесты. Начинается он с того, что за невестой в ее дом отправляется кортеж. По приезду происходит торг и выкуп невесты. Кортеж вместе с невестой отправляется на свадебное торжество к жениху. В процессе праздника с невесты снимают фату, в момент поздравлений будущая жена кормит смесью меда с топленным молоком взрослых женщин, после чего уходит в отдельную комнату.
  3. День жениха. После празднования свадьбы жених отправляется в дом тестя на совместное застолье.

Сватовство

Все кандидатуры в невесты проходят тщательный отбор и оценку родственников жениха. После того, как выбор невесты одобрен, в дом отца невесты отправляются сваты (минавартта). Главной их задачей было убедить родственников невесты в том, что молодой человек как никто другой лучше подходит в мужья для их дочери. Сватов всегда выбирали из взрослых мужчин из числа близкий родственников. Эти люди должны обладать такими качествами как дипломатичность, терпеливость, с хорошим чувством юмора и хорошо знающие осетинские традиции, и обычаи. Как правило сватовство старались проводить в субботу в вечернее время. При этом в обязательном порядке предупреждают семью невесты о предполагаемом визите гостей.

В это время в доме невесты гостей встречают уважаемые родственники или просто знакомые со стороны невесты. Родители обеих сторон, а также молодая пара по традициям не должны были участвовать в моменте сватовства. В обязательном порядке для сватов в доме невесты накрывают стол, за которым обсуждается будущий союз молодых.

Родственники невесты имею права отклонить предложение сватов, однако это происходит крайне редко. Потому что до момента сватовства молодые люди имеют возможность познакомиться поближе и на момент сватовства условно уже получено положительное решение от молодых обеих сторон. В современной Осетии процедура сватовства носит символический и условный характер. Однако согласно этикету сваты должны посетить дом невесты как минимум 3 раза. Окончательное решение будет озвучено на третьей встрече. После сватовства невесте запрещено посещать увеселительные мероприятия вне дома и встречаться с родственниками будущего мужа.

Сговор

После получения положительного решения от стороны невесты, родственники и семья жениха направляют доверенных лиц (фидауджита) с деньгами для составления брачного соглашения. Сговор проходит в праздничной обстановке с веселым застольем, с прочтением молитв и произнесением добрых пожеланий в отношении двух родов, которые через некоторое время породнятся.

Тайный визит (сусæгцыд)

За 7 дней до свадьбы жених со своими друзьями в тайне от родных невесты проникает к невесте в дом. Обычно при тайном визите жениха сопровождают старший и младший шаферы (кухылхацаг и амдзуарджын). По осетинским обычаям шаферов выбирают родители жениха из числа самых близких друзей или родственников. Обязательное требование к шаферу было то, что они должны быть уже семейными. В дальнейшем шаферы жениха становятся названными братьями невесты. На протяжении всей ее жизни они будут ее защищать и помогать в трудные минуты.

Со стороны невесты в момент такого визита в доме находятся старшие женщины семейства, мама или бабушка отца невесты, молодые соседи или ближайшие родственники. В первой части визита старшие люди находятся отдельно от молодежи в соседней комнате. После произнесения трех молитвенных тостов, жених с шаферами переходят в соседнюю комнату к старшим женщинам, где мама невесты угощает мужчин национальным осетинским слабоалкогольным пивом. Опустошив бокалы, молодые люди возвращаются в комнату с невестой. При этом их пустые бокалы они должны наполнить деньгами. В качестве подарков для будущей тещи жених приносит конфеты, а невесте дарит обручальное кольцо и свадебное платье. Иными словами, тайный визит можно приравнять к помолвке молодых.

Как проходят осетинские свадьбы

Свадебная церемония в Осетии делиться на две – свадьба невесты и отдельно свадьбу жениха. Ранним утром шаферы собираются в доме жениха и отправляются кортежем за невестой в ее дом. Старшие семейства благословляют молитвами молодых в дорогу.

По количеству машин в кортеже нет ограничений. Что касаемо числу людей, то их должно быть не 50 человек. В основном это молодые парни и девушки, близкие родственники и друзья разных возрастов. С собой в дар для невесты делегация везет пироги, сладости и емкости с пивом и аракой.

Встречают представителей жениха старшие родственники невесты с бокалами. Старшие из кортежа произносят благодарственную речь и добрые слова. Осушают бокалы и гостей приглашаю пройти в помещение. Делегацию рассаживают за стол с угощениями. После веселого застолья и молитв во благо новой семьи молодые гости направляется танцевать. Гости и хозяева дома произносят тосты и пожелания. Благодарят родителей невесты за воспитание своей дочери.

Все время празднования невеста не сидит за столом, а находится на специально отведенном месте для нее. Обычно это является не большой подиум на самом видном месте. Через некоторое время женщины уводят невесту для переодевания ее в свадебный наряд (разгамтта).

В этом время шаферы готовятся к выкупу невесты. Подружки не торопятся отдавать невесту и ждут, когда старший шафер жениха его выкупит. Процесс выкупа начинается с обычного торга, но спустя некоторое время переходит в веселый и шутливый переполох, в котором каждая из сторон пытается удержать свои позиции. Спустя некоторое время стороны договариваются и невесту выводят к гостям.

Заплатив выкуп, невеста передается шаферам. Старший ведет невесту с правой стороны, с левой стороны идет младший шафер к старшему за благословением. После прочтения молитвы Богу, под музыку гармошки невесту усаживают в свадебный автомобиль и увозят на свадьбу жениха.

Иногда выезд свадебного кортежа задерживается. Дети приглашенных или близлежащих домов, заграждают проезд машин, требуя за невесту оплату за возможность покинуть территорию невесты. После не долгих торгов, шаферам приходится оплачивать проезд. Для этого деньги раскидываются по земле, и пока дети собирают деньги, машины покидают дом невесты.

По приезду к дому жениха, невесту окружают гости и родные. Старшие рода произносят мотиву и благословение на новую жизнь. Перед входом в дом, будущей супруге дают на руки маленького грудного ребенка мужского пола. С котором женщина переступает порог с правой ноги. Этот обычай проводят для того, чтобы первым на свет в молодой семье появился наследник.

Следующим этапом свадьбы является обычай снятия фаты (хыжишан). Этот обряд проводит как правило молодой человек со стороны жениха. Это мог быть младший родственник, сосед, друг, сын соседа и т.д. Этот человек должен был обязательно хорошо знаком с этим обычаем. Для проведения этого обряда юноша приносил специальный атрибут так называемой ритуальный флажок. По-осетински он назывался (сара зады хацил). С помощью него он проводил трижды над головой невесты и при этом приговаривал пожелания. Как правило это пожелания счастья, финансового достатка, семерых сыновей и одну голубоглазую дочку. После чего снимает фату с невесты. Этим ритуалом проходит ввод невесты в новый дом и новую семейную жизнь. С этого момента она становится новым членом семьи жениха. Главным мужчиной в ее жизни помимо супруга среди старших становиться отец ее мужа. Для нее он становится хицау. Если перевести дословно, то хозяин.

После появления невесты на свадьбе жениха через несколько часов в дом жениха перевозят приданное невесты (хунзаутта). Привозит его делегация со стороны невесты. После передачи приданного жениху, участников делегации рассаживают за столы и принимают как почетных гостей. Ритуальный флажок как реликвия храниться в доме молодожёнов.

Еще одним обычаем славится осетинская свадьба. Это когда невеста кормит смесью из меда и топленного масла (мыдыкуш) всех женщин на свадьбе. Обязательно последней должна быть свекровь. Во время этой церемонии окружающие произносят пожелания молодой семье. Чаша также считается реликвией семьи и подлежит хранению. Но бывает и такое, что после обряда чашу похищают ради выкупа. Тогда шафер жениха обязан ее выкупить и вернуть молодым.

На протяжении всей свадьбы звучит музыка, поют осетинские песни. В промежутках между поздравлениями гости весело исполняют национальные танцы.

По численности осетинские свадьбы могут принимать от сотни до тысячи человек. Не каждый дом может разместить такое количество людей. Даже во Владикавказе с трудом можно найти ресторан или банкетный зал на такое количество человек. Поэтому каждый приглашенный гость понимает, какое это затратное дело сыграть свадьбу и приносит дорогие подарки. Обычно это драгоценности или деньги.

В качестве угощения для гостей зажаривают кабанов, пекут пироги, варят домашнее пиво и араку (водку домашнего приготовления).

В процессе всего празднования невеста не сидит за столом с гостями. По традициям она находится в специально отведенном углу. Уже к концу торжества невеста вместе с двумя охранниками со своей стороны, подругами, шафером и названной матерью может уйти в отдельную комнату. В которой она может уже присесть и будет находится до конца свадебной церемонии. К ней иногда заглядывают гости, которых она обязана встречать стоя, с пожеланиями и добрыми словами.

Визит зятя

С первыми сумерками наступает новый этап осетинской свадьбы. Жених вместе с друзьями направляется в дом отца невесты. На угощение теща готовит новоиспеченному зятю яичницу. Этот обычай называется сиасхы цыд или по-другому визит зятя.

Этого визита все родственники и соседи невесты очень ждут. В его честь накрывают столы с весёлыми песнями и танцами. По приезду жених дарит всем женщинам сладости, выпивает с ними, удивляет свои красноречием и хорошими манерами. Тем самым зять старается произвести хорошее впечатление на тестя и тещу. В пустые бокалы жених и его друзья по обычаю должны были положить по денежной купюре в благодарность за воспитание своей дочери.

После этого визита официальная часть празднования красивой осетинской свадьбы заканчивается. Хотелось бы обратить внимание на необычность осетинской свадьбы. Жених и невеста на протяжении сей свадьбы находясь в одном помещении, не видят друг друга. На каждого возложены свои обязанности. Жених на торжестве встречает гостей, принимает поздравления в одной части дома. Невесте выделено другое особое место, в котором она находится на протяжении всей свадьбы и также принимает добрые слова и пожелания. Говорить с гостями и родственниками жениха на протяжении всего праздника невесте не разрешено. Только улыбаться и кивать головой в ответ.

Читайте также:  Муж тиран - признаки, полезные советы психолога

Особенности свадебного наряда невесты

Свадебные наряды осетинский красавиц состоят из рубашки, корсета, распашного платья, кафтана, для головы шапочка и фата. Главным украшением образа считался кафтанчик, который шился из атласа, шелка или бархата и украшался золотой вышивкой и нагрудными застежками.

По крою форма платья напоминала распашной халат с длинным полом, закрытыми рукавами, грудью и плечами. Шили платье по форме невесты. За счет толщины и легкой текстуре наряд красиво облегал фигуру невесты. А роскошный пояс подчеркивал грациозность образа и тонкость талии.

Голова осетинской невесты обязательно накрывалась головным убором и фатой. Тем самым он подчеркивал статус невесты и уберегал ее от не добрых взглядов. Цвета свадебных платьев могут быть любые, но все же более предпочтения отдаются нарядам светлый тонов, украшенные богатыми рисунками и орнаментами.

Заключение

В своей статье мы постарались рассказать вам как можно подробнее про традиции и обычаи осетинских свадеб. Передать все ее великолепие и красоту национальной культуры этого народа. А также оценить прочувствовать с какой любовью и уважением проходят обычаи по сопровождению молодых людей в новую их совместную жизнь.

Осетинские свадебные традиции и обычаи

Несмотря на то, что сегодня многие обряды уходят в прошлое, осетинская молодежь продолжает чтить свои традиции. Поэтому свадьба в Осетии остается одним из самых ярких событий в жизни не только молодых, но и их семей, друзей и соседей, которые приравниваются к родственникам. С таким же большим размахом до сих пор отмечается и узбекская свадьба. И хотя, конечно, некоторые осетинские свадебные традиции претерпели изменения, в целом торжество проводится также, как и много лет назад. Разобраться во всех нюансах обрядов непросто, поэтому портал www.svadebka.ws подготовил для вас подробное описание каждого этапа свадьбы.

Предсвадебные осетинские обряды

Прежде чем дойдет дело до свадьбы, должны пройти обряды сватовства, сговора и тайного визита жениха.

Сватовство

Без него осетинская свадьба не состоится, это традиция. В семье жениха назначаются сваты, которые отправляются в дом невесты. Обычно ими является кто-то из:

  1. старших родственников в семье жениха,
  2. близких друзей семьи,
  3. уважаемых соседей, с которыми поддерживаются дружеские отношения,
  4. хороших друзей семьи невесты (чтобы дело быстрее сладилось).

Делегация, как правило, не превышает пять человек. После того, как сваты определены, они отравляются в дом невесты, предупредив о своем визите заранее. Родители молодых в обряде сватовства не участвуют. Родственники и друзья невесты накрывают для сватов стол, но ответ на предложение после первого визита давать не принято. Согласно осетинским свадебным обычаям сваты со стороны жениха должны посетить семью невесты не менее трех раз. Во время таких визитов обговаривается выкуп за невесту (калым).

Сговор

После того, как согласие получено, семья жениха отправляет доверенных лиц с оговоренной суммой калыма и таким образом скрепляет соглашение. По этому поводу накрывается большой стол, за которым едят, пьют, произносят тосты и молитвы за молодых.

Тайный визит жениха

Нечто подобное есть и в обычаях дагестанской свадьбы, так называемая тайная помолвка, которой по сути визит жениха и является. За одну-две недели до свадьбы жених приходит к невесте вместе со своими друзьями (не более 7 человек), среди которых уже назначены старший и младший шаферы. Они являются главными действующими лицами на свадьбе, по совместительству являясь и тамадами. Старший шафер должен быть женат – это строгое условие, соблюдение которого требуют осетинские традиции на свадьбе. От невесты присутствуют мама и бабушка (старшие женщины рода) со стороны отца, родственники и соседская молодежь.

После того, как были сказаны первые три тоста, в которых обычно звучат молитвы, жених с шаферами идет к старшим женщинам. Мама невесты подает им бокалы с алкоголем, обычно это пиво. Гости выпивают и возвращают пустые бокалы, положив туда деньги. Также жених обязан преподнести теще сладости, так называемые «конфеты от зятя». После этого можно подарить невесте обручальное кольцо и свадебный наряд. Кстати, как и на турецкой свадьбе, жених также сам выбирает платье для будущей жены.

Свадьба в Осетии

Надо сказать, что осетинская свадьба очень красивая и зрелищная, а также многолюдная и хлебосольная. В особых случаях количество гостей может доходить до 2 тысяч, но ее главная особенность, что торжество проходит в двух домах. Ранним утром делегация от жениха в составе не более 50 человек едет за невестой, с пирогами, баллонами пива и аракой (осетинский алкогольный напиток), тортами и конфетами.

У невесты делегацию встречают старшие с бокалами, которые выпивают три старших от жениха и в ответ преподносят свои бокалы. Затем все садятся за стол, произносят положенные молитвы, угощаются, после этого молодежь идет танцевать. Невеста все это время стоит на видном месте и не принимает участия в празднике. После того, как часть с застольями и танцами завершена, она уходит переодеваться. Не обходится и без выкупа невесты, который проводит старший шафер. После этого ее выводят из дома два шафера, старший – справа, младший – слева. Старшие благословляют невесту и молятся за нее.

Когда кортеж приезжает к дому жениха, невеста получает благословление уже от старших со стороны жениха. Ей дается на руки младенец-мальчик, чтобы первенцем у молодоженов был сын.

Следующими важными этапами на осетинской свадьбе по стародавним традициям и обычаям является снятие фаты и ритуал с чашей меда и топленого масла. Юноша со стороны жениха приносит с собой ритуальный флажок, которым нужно три раза провести над головой невесты. Затем он желает ей счастья, изобилия, семь сыновей и дочку с голубыми глазами и поднимает фату, чтобы все могли увидеть лицо девушки. Флажок хранится в семье молодоженов всю жизнь. После этого невеста преподносит мед с маслом взрослым женщинам, последней свекрови, чтобы между ними было взаимопонимание.

С наступлением темноты жених едет в дом невесты, где теща готовит ему яичницу, застолье продолжается. Кстати, жених и невеста не находятся рядом друг с другом во время свадьбы и не разговаривают. Стоят отдельно и поздравления также принимают по одиночке. Только после застолья у тестя и тещи, выпивания традиционных бокалов все церемонии считаются соблюденными.

Осетинские свадебные платья

Отдельных слов заслуживает осетинский свадебный наряд. Он должен скрывать абсолютно все части тела невесты, включая руки и шею, как и в мусульманских традициях на свадьбу, и иметь головной убор с многослойной фатой. В обязательном порядке осетинские свадебные платья украшаются ручной вышивкой и драгоценными камнями, из-за чего наряд может быть довольно тяжелым. Все это создает на свадьбе особый образ, благодаря которому невеста в осетинском платье выглядит как настоящая принцесса.

Напоследок портал Свадебка.ws подготовил для вас небольшой словарик названий, которые вы непременно услышите на любой осетинской свадьбе:

  • минавартта – сваты,
  • фидыд – сговор,
  • шушагсыд – тайный визит,
  • кухылхацаг – старший шафер,
  • амдзуарджын – младший шафер,
  • хыжишан – ритуал снятия фаты,
  • разгамтта – свадебное платье невесты.

Осетинская свадьба — последовательность обрядов и традиций

В жизни любого человека процесс заключения брака считается важным моментом. Но у каждого народа имеются свои традиции и обычаи, тем самым отличаясь от других. Одним из необычных праздников считается осетинская свадьба. Этот народ со всей ответственностью относится к традициям предков, стараясь придерживаться их.

Процесс сватанья

Осетин самостоятельно ищет себе пару. При выборе он учитывает несколько моментов. Девушка должна быть скромной, хорошей домохозяйкой и рассудительной, а также уметь вышивать и создавать качественное рукоделие. Речь о красоте заходит в последнюю очередь. Если девушка не отличается ни одним качеством, то даже самая красивая внешность не поможет удачно выйти замуж.

Осетинам запрещается создавать родственные браки. Отбор невесты проходит тщательно. Нельзя регистрировать брак однофамильцам, а также тем, у кого бабушки произошли из одного рода.

После того как избранница найдена, молодой человек знакомит её с родителями. Если семья одобрила выбор сына, в дом девушки засылают сватов.

Выбор сватов — довольно щепетильный вопрос. Ими могут стать люди, которые обладают такими качествами, как коммуникабельность и толковость. Они должны разбираться в традициях, иметь хорошее чувство юмора. Сватам необходимо убедить родителей девушки в том, что ее избранник достоин ее и лучше остальных во всем.

Сватами становятся друзья, близкие родственники семьи жениха. Они считаются желанными гостями в доме. Но с первого раза им никто ответ не даст. Согласие на брак дается только после второй или третьей встречи.

После этого родителями обсуждается размер калыма. Как только семья получит оговоренную сумму, назначается даты торжественного события. Решение считается окончательным только после того, как был передан калым. Если денежное вознаграждение не было отдано вовремя, то намерения парня считаются несерьезными. Этот момент станет причиной для разрыва отношений, ведь жених нарушил данное слово.

Считается, что выполнение всех традиций полностью меняет жизнь девушки. Как только она получила статус невесты, ей запрещается посещать любые увеселительные мероприятия.

Немного о тайном визите


Традиции осетинской свадьбы многообразны. Одним из обрядов является тайный визит в дом девушки жениха с друзьями. В обязательном порядке должен присутствовать старший, который уже находится в браке, и младший шафер. После тайного визита эти люди становятся братьями невесты. Они дают согласие о том, что будут оберегать девушку всю жизнь.

Во время визита в соседнем помещении находятся родные избранницы. Как только они произнесут несколько тостов, в комнату войдет будущий супруг с шаферами. Женщины обслуживают мужчин. Они должны налить полные бокалы вина. А после того, как мужчины их опустошат, они вкладывают туда деньги.

В день тайного визита зять одаривает тещу конфетами, а будущей супруги вручает свадебное платье и обручальное кольцо.

Приход за суженой

Еще несколько лет назад свадьба в Осетии праздновалась в доме жениха. На мероприятие приглашали много гостей. Праздничный стол ставился во дворе. В современное время молодые люди предпочитают отмечать свадьбу в ресторане.

Осетинскую свадьбу условно разделяют на два вида: торжество жениха и невесты. Утром родные будущего супруга, соседи и друзья приходят в его дом. Старший из шаферов решает, кто поедет в кортеже за невестой, а также дает несколько инструкций. В обязательном порядке за девушкой едут родители, старший и младший шаферы. Свита дарит избраннице жениха пироги, торты, сладости и алкогольные напитки.

Читайте также:  Свадьба в стиле стимпанк, кэжуал, хиппи, пин ап, арт деко, готики

Их встречают возле порога с бокалами вина. Гости желают жениху и невесте добра, счастья и долгой любви. Потом все заходят в дом. Невеста занимает видное и почетное место. Но через несколько минут ее уводят в соседнее помещение, где она сможет переодеться в свадебное платье.

Торг за невесту

Под торгом принято понимать веселый спор, во время которого родственники жениха и невесты не хотят уступать друг другу. Часто подружки невесты прячут новобрачную, требуя за нее выкуп. В конце концов, родственникам жениха удается договориться со всеми. Выводит невесту старший шафер под звуки гармони. Потом ее усаживают в машину и увозят к жениху.

Как только автомобиль подъезжает к дому, невесту идут встречать люди, которые хотят пожелать ей счастья в семейной жизни. Чтобы девушка первым родила мальчика, ей дают подержать малыша мужского пола. Порог будущего дома невеста переступает с правой ноги.

Процесс снятия фаты

Одним из важных этапов считается снятие фаты с невесты. Проводится он молодым юношей, который относится к друзьям или родственникам жениха. С помощью специального флажка он проводит ритуал. Парень водит его над головой новобрачной три раза.

Во время совершения обряда он должен пожелать счастья, благополучия, рождения сыновей и одной дочки. Потом он приподнимает фату. Все приглашенные гости должны увидеть лицо невесты.

Также осуществляется еще один обряд. Смысл заключается в том, что невеста должна угостить свою свекровь смесью из топленого масла и меда. Потом баночку с содержимым крадут мальчишки. Таким образом они хотят получить выкуп.

Как празднуется осетинская свадьба?

Осетинская свадьба отличается пышностью. Количество приглашенных превышает 100 человек. Все веселятся и одаривают подарками молодых. Родители жениха и невесты преподносят драгоценности. Остальные же дают деньги.

Во время свадебного торжества новобрачная находится в специально отведенном ей месте. Только спустя несколько часов ее отводят в специальную комнату и разрешают сесть. К ней могут заглядывать гости, чтобы пожелать всех благ и взаимопонимания с новыми родственниками.

Девушка должна стоять молча. Лишь изредка разговаривать ей разрешает свекор после того, как она снимет косынку. Вечером будущий супруг уходит в дом тестя. Там теща готовит для зятя яичницу. Потом устраивается застолье и танцы.

Новобрачные, исходя из традиций, не должны возвращаться в родное жилище на второй день. Они могут приехать домой только на третий день. Но обычно это правило не соблюдается, и супруги возвращаются раньше положенного времени.

Со временем традиции осетинской свадьбы подверглись изменениям, но до сих пор остаются своеобразными. Молодые люди помнят их и строго им следуют.

Наряд осетинской невесты и жениха

Платье будущей супруги отличается своей уникальностью и красотой. В нем она выглядит прекрасно. Это придает образу величественность, статус и изысканность.

Существует несколько особенностей нарядов.

  1. У осетин наряды включают несколько элементов. Он состоит из рубашки, корсета, распашного платья, кафтана, шапочки и фаты. Особое место занимает кафтанчик. Его шьют из дорогих тканей — шелка, атласа или бархата. Обязательно наносятся декорации из золотой нити.
  2. Наряд осетинки украшается нагрудником, на котором есть застежки. Они не выполняют никакой функции и используются лишь в качестве составляющего элемента.
  3. Крой у распашного платья характеризуется строгостью. Он должен скрывать пятки, руки, область груди и плеч. Но при этом платье красиво облегает фигуру. Чтобы выделить талию, надевается пояс.
  4. Голова невесты покрывается шапочкой и фатой. Таким образом, она защищает себя от злых взглядов.
  5. Невесты часто надевают платья светлых тонов, которые украшены различными орнаментами.

Если говорить об образе жениха, то он надевает строгий костюм. Он ничем не отличается от русского костюма и состоит из светлой рубашки, галстука или бабочки, пиджака и брюк темных оттенков.

Осетинская свадьба отличается роскошностью, дороговизной и необычностью. Ее традиции никого не оставят равнодушными. Молодые люди до сих их чтят и уважают, тем самым защищая свои семьи от печали, невзгод и влияния нечистых сил.

Осетинские свадебные традиции и обычаи

Осетинская свадьба предполагает строгое следование традициям и обычаям, которые почитаются и бережно передаются от поколения к поколению. Молодожены верят, что это принесет их семье счастье и гармонию, потому каждой традиции уделяется особое внимание.

Празднование свадьбы можно назвать настоящим пиром, на который приглашается большое количество родственников и друзей. Пышное застолье и веселые танцы – именно такой вам запомнится свадьба в Осетии, если вам однажды посчастливится быть в числе приглашенных.

Свадьба в Осетии: традиции и обычаи

Прежде чем состоится осетинская свадьба, молодоженам необходимо пройти несколько традиционных этапов подготовки, которые имеют строгую последовательность. Сайт для молодых Свадьбаголик.ru расскажет вам, каким свадебным традициям осетины уделяют наибольшее внимание.

Сватовство

Одним из наиболее важных свадебных обрядов у осетин является сватовство, которое всегда есть в числе традиций на свадьбе у мусульман и христиан, имея свои особенности. Сваты выбираются очень тщательно: как правило, это почитаемые люди – родственники или очень близкие друзья семьи жениха. Они должны быть тактичными, коммуникабельными, иметь прекрасное чувство юмора и хорошо знать осетинские свадебные традиции.

Сваты должны договориться о свадьбе и убедить родных невесты, насколько достойный и порядочный у них жених. Каждый раз семья жениха будет встречать сватов теплым приемом, однако согласие на брак они получат лишь после третьего визита, на котором обсуждается размер калыма – выкупа за молодую. После его уплаты оговаривается дата будущего празднования. С этого момента невесте не положено отлучаться от дома и посещать развлекательные заведения.

Тайный визит

Еще одним романтическим свадебным обычаем является тайный визит, который проходит за семь дней до осетинского торжества. Вместе с женихом в дом приходят старший шафер, который должен быть женат, и младший шафер. В соседней комнате собирается родня невесты, к которой вскоре присоединяется жених с шаферами. Женщины угощают мужчин вином из кувшинов, а те возвращают им кувшины, наполненными деньгами. В этот важный день жених преподносит своей избраннице обручальное кольцо.

Визит за невестой

Согласно осетинским традициям празднование свадьбы начинается в доме жениха. Утром в его доме собираются родственники, соседи и друзья, среди которых выбираются те, кто будет сопровождать свадебный кортеж. Как правило, в их число входят шаферы и двое старших родственников, задачей которых является доставка в дом невесты угощений и спиртного. Возле дома молодой свиту встречают пирогами и вином.

Гости проходят в дом невесты и желают молодоженам счастья и долголетия. После этого невеста отправляется в другую комнату, чтобы надеть свадебный наряд, а в доме начинается торг.

Этот этап торжества подразумевает выкуп невесты, в котором участвуют подружки невесты и жених. Когда они приходят к соглашению, невесту выводят к гостям. Далее невесту везут к месту празднования, где ее поздравляют с днем свадьбы. По традиции молодой дают подержать на руках мальчика, чтобы первым в семье родился наследник.

Снятие фаты

Еще одной важной традицией в Осетии является снятие фаты, которое проводит молодой парень – родственник жениха. С помощью специального флажка он совершает ритуал, проводя им трижды над головой невесты и желая ей благополучия, много сыновей и красавицу-дочку. После этого он открывает лицо невесты, а флажок хранится в доме молодых, как память о свадьбе.

Празднование

Далее наступает долгожданное празднование свадьбы, которое по своей пышности и богатству схоже с традиционной азербайджанской свадьбой. Молодых одаривают многочисленными подарками, в числе которых деньги и драгоценности. Обязательным этапом торжества является танец молодоженов и гостей.

Необычной является традиция, согласно которой невеста должна стоять в отведенном для нее месте в течение празднования, и лишь спустя несколько часов ее уводят в специальную комнату, где она может присесть и отдохнуть. Поздравляющих ее гостей она должна приветствовать стоя.

Несмотря на глубокое уважение к обычаям, многие молодожены в Осетии часто придумывают свой собственный сценарий современной свадьбы. Но так или иначе, основные традиции соблюдаются, чтобы не разгневать родню.

Осетинские свадебные платья

Осетинский свадебный наряд уникален по своей красоте и роскоши. Невеста в нем выглядит изысканно, статусно и величественно. Портал о свадьбах svadbagolik.ru расскажет вам об особенностях национальных подвенечных нарядов Осетии и аксессуарах, которые являются неотъемлемой частью свадебного образа невесты.

Особенности национальных нарядов:

    Осетинские свадебные наряды состоят из нескольких элементов, каждый из которых является неотъемлемой частью образа невесты. В их число входит рубашка, корсет, распашное платье, кафтан, шапочка и фата. Особое внимание уделялось кафтанчику, который шился из таких дорогих тканей, как шелк, атлас или бархат, а также декорировался золотой вышивкой.

Красивая и роскошная осетинская свадьба никого не оставит равнодушным, ведь она наполнена любовью и уважением к традициям и культуре родной страны!

Особенности проведения осетинской свадьбы

Свадьба была и остается очень важным событием в жизни большинства людей. Это один из самых ответственных и переломных моментов жизни, после которого существование человека наполняется особенным смыслом. Понимая важность данного события, люди еще с древних времен относились к этой церемонии с особенным трепетом и ответственностью. На протяжении многих лет церемонии свадеб обрастали разнообразными традициями и обычаями. В зависимости от особенностей быта и условий существования у каждого народа эти традиции носили определенный характер. И, хотя, многие из них сегодня кажутся нелепыми и бессмысленными, придерживаться их все-таки стоит.

Одним из наиболее почитающих традиции предков является народ Осетии. Осетинская свадьба состоит из этапов, которые чередуются в строгой последовательности и строго соблюдаются. Сватовство является необходимым условием заключения брачного союза между молодыми осетинами. Даже сегодня, когда обычаи более демократичны и влюбленные молодые люди могут самостоятельно выбирать свое будущее, родственники осетинской пары обязательно должны договориться между собой.

Традиции сватовства в Осетии

В роли сватов у осетинского народа обычно выступают уважаемые люди, являющиеся близкими друзьями или родственниками семьи жениха. Они посещают дом избранницы в течение трех раз, прежде чем семья даст согласие на замужество девушки. Каждый раз, принимая сватов, отец девушки вежлив и гостеприимен, но воздерживается от окончательного ответа, лишь давая понять, что не против данного союза. Обмениваясь любезностями, обе стороны прощаются, предварительно обговорив дату следующей встречи.

Одним из основных вопросов, обсуждаемых на таком совете, является размер калыма — выкупа за невесту. От того насколько быстро жених соберет необходимую сумму денег и зависит разрыв между визитами в дом возлюбленной парня.

Во время последней встречи, которая традиционно проходит в доме невесты, проходит так называемый сговор родственников влюбленной пары. В ходе сговора глава семьи невесты озвучивает свое окончательное решение и обе стороны договариваются о дате проведения торжества. Сговор считается состоявшимся после того, как представители семьи жениха передают семье невесты оговоренную сумму калыма.

Читайте также:  Американская свадьба – стиль оформления, аксессуары

После проведения этих церемоний невеста считается засватанной. И с этого момента до самой свадьбы жизнь невесты меняется. Теперь ей нельзя посещать развлекательные заведения даже в копании своих подруг и особенно встречаться там с родственниками будущего мужа.

Следующим, так сказать, официальным этапом предсвадебной традиции является тайный визит жениха к невесте. Который заключается в том, что жених в компании своих близких друзей тайно приходит к невесте с обручальным кольцом, которое у всех народов является символом помолвки.

Особенности осетинских традиций на банкете

Осетинская свадьба в отличие от свадеб многих других народов празднуется и в доме жениха и в доме невесты одновременно. Это очень многочисленное, веселое и хлебосольное мероприятие. Как правило, на таких свадьбах присутствует от двух сотен приглашенных. На свадьбу могут прийти знакомые и соседи, даже не получившие приглашения, а хозяева обязаны быть гостеприимными. Традиционно к праздничному столу хозяева зажаривают целого кабана, варят домашнее пиво и араку (домашнюю водку). Кроме того, на столе присутствует множество других угощений, а главное — три пирога, которые символизируют небо, воду и солнце.

Начинается все в доме жениха, где его друзья и родственники организовываются в свиту, в число которой входят: шафер, дружка и названная мать. Все они направляются в дом невесты, где их встречают и после специальной молитвы приглашают гостей к праздничному столу. А молодая невеста в сопровождении подруг отправляется облачаться в свадебное одеяние.

Популярные свадебные наряды в Осетии

Особого внимания заслуживает наряд невесты. Осетинские свадебные платья неповторимы в своей красоте и изяществе. Они украшены ручной вышивкой и различными камнями, что делает их очень тяжелыми, но солидными на вид. Платье тщательно скрывает от посторонних глаз все части тела молодой девушки, даже шею и руки. Особую роль играет головной убор невесты, обрамленный многослойной фатой и украшенный золотыми и серебряными нитями.

Фата с вуалью нежно окутывают голову невесты, делая ее невидимой для посторонних глаз. Кстати, именно свадебная шапочка с фатой являются объектом выкупа на осетинской свадьбе. Ради забавы многие гости хотят выкрасть головной убор, но родственники невесты трепетно охраняют его. В древности осетины считали очень плохой приметой, если шапочка невесты попадет в чужие руки.

Обряды и традиции осетинских свадеб

Когда невеста облачена в свой свадебный наряд, она в сопровождении шафера и дружка отправляется к свадебному кортежу. Чтобы брачная жизнь молодой девушки была сладкой, дорогу девушки принято посыпать сахаром. Эта миссия отводиться самому близкому человеку невесты — матери. По дороге к ЗАГСу, свадебный кортеж традиционно посещает определенные святые места для того, чтобы помолиться.

После официальной части гуляние направляется в дом жениха. Этот визит также сопровождается определенными ритуалами. Чтобы в молодой семье было много детей, а первенцем был мальчик, невесте дают подержать в руках малыша.

Самым важным отличием осетинской свадьбы от любой другой является статус невесты. Пока гости насыщаются блюдами на щедром кавказском застолье, осетинская невеста на протяжении всего торжества молчаливо стоит в углу праздничного зала, опустив глаза. Доступ к праздничному столу для нее закрыт. Разве что сердобольные родственники украдкой могут чем-то угостить девушку.

Осетинская свадьба отличается не только щедрыми застольями, а и своей веселостью. На протяжении всей свадьбы гости не перестают танцевать национальные танцы.

Следующим важным этапом свадьбы является поднятие фаты с лица невесты. Эту почетную миссию предоставляют самому старшему члену семьи жениха. Это происходит ближе к концу вечера, но перед этим родственники жениха, приподнимая фату, по очереди должны говорить невесте комплименты. Это один из наиболее приятных моментов для невесты. Но пока гости восхищаются красотой и молодостью девушки, она должна сдержано и молчаливо их принимать.

Уже с открытым лицом невеста, задабривая свекра и свекровь, дарит им подарки и угощает медом, намекая на сладкую совместную жизнь. А те в свою очередь в знак того, что они ее приняли в свою семью, дарят ей золотые украшения. Эти подарки являются и пожеланием для молодых богатой и счастливой жизни.

Традиции осетинской свадьбы, хотя и претерпели множество изменений в течение многих лет, все равно остаются очень необычными и консервативными. Но главное, что заслуживает уважения – это верность им. Молодежь в Осетии, несмотря на окружающую нас реальность, продолжает чтить традиции. Это делает свадьбу в этой стране настоящим кладезем национальных традиций, свадебных обрядов и ритуалов.

Ритуалы осетинских свадеб: традиции или пережитки прошлого?

Свадьба в Осетии — это всегда яркое, шумное, веселое и грандиозное по размаху событие. Большинство осетинских свадебных традиций уходят корнями в далекое прошлое, некоторые из них в сегодняшних реалиях кажутся просто бессмысленными ритуалами: на самом же деле в каждый обряд изначально заложен определенный смысл, просто с течением времени он изжил себя.

Сегодня осетинская свадьба уже не совсем та, что была столетия назад. Тогда было практически невозможно вступить в брак с человеком другой религиозной принадлежности или младшим сестрам выйти замуж раньше старших…

За ненадобностью канул в Лету и древнейший обряд, согласно которому невеста, покидая отчий дом, трижды обходила домашний очаг и прикасалась к надочажной цепи, а затем повторяла все то же самое в доме жениха. С целью упрощения обряда тагаурцы положили конец этому ритуалу, являющемуся пережитком патриархальности: когда в 1860 году во время свадьбы дочери генерала Кундухова девушка, желая получить благословение домашнего очага, собиралась сделать три оборота вокруг него, но ее отец преградил ей дорогу и, обратившись к шаферу, сказал: «Пусть она только прикоснется к цепи, и больше ничего». С того момента обряд перестали соблюдать.

Одним из самых главных пережитков прошлого был калым (осет. ирœд), ложившийся тяжелым бременем на плечи горцев. Он разрушительно сказывался на их хозяйстве и в числе других причин серьезно тормозил рост народонаселения в дореволюционной Осетии.

Молодые люди, прежде чем заговорить о женитьбе, заранее начинали готовиться и собирать деньги, для этого им нередко приходилось выезжать на заработки за пределы страны, но даже это не гарантировало финансовой состоятельности. Если семья жениха не могла уплатить калым вовремя, интервал между помолвкой и свадьбой мог длиться годами, а иногда из-за его непомерной тяжести случалось так, что невесту забирали в дом жениха как бы в «рассрочку», с последующей выплатой.

С приходом советской власти в Осетии была организована активная работа по преодолению этого пережитка прошлого. Немалую роль в этом деле сыграла молодежь, выступившая инициатором ее организации: в результате уже в 20-е годы калыму в его прежнем виде был положен конец.

Также в прошлом во время сватовства представители жениха приносили в дом невесты определенную сумму денег в качестве задатка (осет. фидауæггаг), что означало, что между родителями невесты и жениха состоялось брачное соглашение. Фидауæггаг обычно равнялся стоимости вола и шел в счет будущего калыма. Живо это и сегодня: к сожалению, мало кто задумывается о смысле этого обычая, и он продолжает исполняться подавляющим большинством населения Северной Осетии. Однако в какой-то мере этот обряд является пережитком, оскорбительным для невесты, поскольку превращает ее в объект купли-продажи, в качестве которого она выступала во времена существования калыма.

Неизменным компонентом свадебных обрядов были и остаются подарки, и в этом, в принципе, нет ничего плохого. Однако раньше подарки были скромными и преподносились лишь определенным людям, а сегодня этот обычай проявляется с ненужными излишествами: расширился круг лиц, которым непременно нужны подарки, обращается пристальное внимание на их стоимость, да и делается это все уже не от души, а только лишь для того, чтобы не выглядеть хуже других.

Раньше подарки имели прикладное значение: прежде всего к ним относились свадебные наряды невесты, презенты свекрови и свекру, их детям и близким родственникам. Это были и необходимые в семейной жизни предметы: стенное зеркало, медный таз, рукомойник и тому подобное. Все это в большом сундуке вместе с невестой отправлялось в ее новый дом и там вручалось в торжественной обстановке. Сегодня, к сожалению, в ходу денежный эквивалент подарков.

Отдельного внимания заслуживают и послесвадебные осетинские обряды, и одним из них является «уайсадын»: согласно ему, невестка не может говорить со старшими членами семьи или в их присутствии с кем-то другим, это неприлично. Обычно это продолжается до тех пор, пока старшие не соблюдут некоторые формальности и не преподнесут девушке подарок. Проведенный опрос показал, что сегодня этот обычай поддерживается значительной частью осетин старшего и среднего возрастов, которые не видят в нем ничего предосудительного, однако большинство опрошенных считает этот обряд все же изжившим себя, так как он создает множество неудобств в быту.

Практически полностью исчезли и еще несколько послесвадебных обычаев. Например, такой: первые несколько дней после прихода в дом мужа невестка должна была стоять в углу комнаты с закрытым шалью лицом. Ей не разрешалось ложиться спать до тех пор, пока не лягут все остальные члены семьи. Невестка проводила бессонные ночи в ожидании мужа, его отца и братьев, а после их прихода должна была снимать с них обувь и мыть им ноги. При этом ей нужно было еще и раньше всех вставать, успев до рассвета подмести двор и часть прилегающей к нему улицы. Это было для нее делом чести и престижа. Сегодня эти ритуалы если и соблюдаются, то лишь частично и по большей части в высокогорных селах.

Несмотря на то, что в свадебных обрядах многое безнадежно устарело и неприемлемо для современных условий жизни, все это формировалось нашими предками, которые жили и работали в иных условиях. Может показаться, что здесь много примитивного и архаичного, но на самом деле они пронизаны духом любви к жизни и к людям, в них отражена многовековая история народа.

У горцев не было регистрации брака, но это никак не ослабляло их брачных уз. Осетины хранили верность данному слову, а авторитетным свидетелем столь важного акта в их жизни, как вступление в брак, становился народ. Понятия развода практически не существовало, если они и происходили, это были редчайшие единичные случаи.

Главный смысл любой традиции заключается в преемственности поколений, в передаче опыта и культуры предков, поэтому изначально в традициях нет ничего дурного, наоборот: их цель улучшить и упростить жизнь. Время идет, меняются условия жизни, и нужно лишь определиться, каким из обычаев продолжать следовать в силу их актуальности, а какие за неактуальностью можно вычеркнуть из своей жизни и забыть.

Ссылка на основную публикацию