Еврейская свадьба – народные традиции и обычаи

Традиции еврейской свадьбы

Если вы ничего не знаете о праздновании еврейской свадьбы, значит, вы ничего не знаете о традициях израильтян. Свадебные церемонии основаны на древней религии и философии народа Израиля и берут свое начало с давних времен. Даже в наши времена есть ортодоксальные семьи, в которых придерживаются правил и традиций, на которых основывается еврейская культура. Как и другие народности, иудеи чтят и любят свои свадебные традиции.

Церемония обручения (эрусин)

С давних пор судьбу молодых решали родители при помощи свах, у евреев они называются йентами. Договоренность о предстоящем браке достигалась родителями, а молодожены встречались впервые только во время свадебного обряда – Хупы. В наше время родители позволяют жениху с невестой встречаться перед свадьбой, но добрачные отношения все же не одобряются.

После того, как родители обсудят все вопросы, связанные с предстоящей женитьбой, жених приходит к отцу своей суженой и просит разрешения жениться. Такова традиция. Жених платит выкуп за невесту для того, чтоб подтвердить свои намерения.

Но у евреев ритуальные обряды, связанные со свадьбой, начинаются задолго до заключения брака. Иногда между помолвкой и самой свадьбой проходит достаточно много времени, поэтому у некоторых народностей жених с невестой начинали супружеские отношения до женитьбы.

Свадебные еврейские традиции

Первой свадебной церемонией после обручения у евреев считается тенаим. Во время церемонии разбивается тарелка, как символ скорби еврейского народа о разрушенных храмах Иерусалима. Даже в дни радости и праздника они помнят о трагических событиях.

День свадьбы также назначается не случайно. Ее не празднуют в день шаббата, который длится от пятничного заката до субботнего вечера. Не проводят свадебные ритуалы и во время еврейских праздников, таких как, еврейский Новый год. В эти дни ни один правоверный иудей не работает. Некоторые евреи начинали свадебный обряд сразу после завершения шаббата, в субботний вечер.

У разных иудейских народностей существовали свои правила назначения дня обряда Хупа. Мишна предлагала проведение свадьбы в среду, чтоб супруг, обнаружив свою жену нечистой, мог в четверг на суде сразу заявить об этом. В Польше, Богемии и Австрии евреи для экономии совмещали обряд женитьбы с субботней трапезой. Сейчас многие проводят свадьбу в будние дни среди недели, в отличие от русских свадеб. Но самым популярным днем свадеб так и осталось воскресенье.

Принято, чтоб незадолго до свадьбы жених покупал для невесты перстень. Он должен быть скромным, без лишних украшений, гравировок и камней, чтоб поверхность кольца была гладкой и ничем не разграниченной.

Назначение даты свадьбы в Израиле

Нет такого сезона, когда израильтяне не играют свадьбы. Однако большинство старается пропустить временной промежуток между Песахом и Шавуотом, поэтому в это время еврейская свадьба не празднуется. Традиционно это время считают временем скорби, поэтому не устраивают в эту пору увеселительных мероприятий с шумными, веселыми застольями.

Церемония Уфруф на еврейской свадьбе

За неделю до свадьбы проводится еще одна важная церемония – Уфруф. Эта церемония целиком посвящена молодому жениху. Она проводится во время службы в Синагоге, когда жених объявляет своей общине о предстоящей свадьбе. Присутствующие мужчины приветствуют намерения парня и осыпают его конфетами. Завершением этой церемонии служит обед, который устраивает жених для членов своей семьи.

Посещение Миквы перед еврейской свадьбой

Тем временем к свадебной церемонии готовится и будущая жена. Она посещает специальный бассейн – Микву, где проводится ритуал очищения для начала новой семейной жизни. В наши дни есть такие комплексы, которые не уступают по оснащению современным спортивным клубам европейского образца.

Очень важно во время ритуала пройти очищение и душой, и телом. Девушка раздевается, снимает с себя украшения, даже стирает лак с ногтей и постепенно опускается в воды священного бассейна, читая специальную молитву. Погружений в воду может быть несколько для достижения полного эффекта очищения. Иногда мужчины также ходят в Микву, только в отсутствие женщин.

Невеста находится в Микве не одна, с ней присутствуют другие женщины семьи, которые помогают ей в проведении ритуала. Во время очищения с невестой проводится беседа о семейных ценностях и женской роли в супружеской жизни. Наставляет неопытную невесту уважаемая и верующая женщина, которая передает ей богатый жизненный опыт.

Неделя перед еврейской свадьбой

Раньше было принято, что за неделю до свадьбы будущие супруги не должны встречаться. Но сейчас уже никто не соблюдает эту традицию. Еще в старые времена молодые жених с невестой постились перед церемонией бракосочетания, но сейчас пост соблюдает только жених, да и то, только в день свадьбы. Хотя в этом обычае есть и рациональное зерно – молодожены вступают в семейную жизнь полностью очищенными и обновленными. Религия имеет огромное значение в свадебных традициях Израиля, но в современном мире немногие евреи придерживаются их так строго, как раньше.

Еврейский обряд бракосочетания (нисуин)

Главный свадебный обряд Хупа не обязательно проводится в Синагоге. Для него нужен раввин и сама хупа, поэтому этот обряд можно проводить в самых разных местах. Сам раввин может, как проводить обряд, так и наблюдать за его проведением кем-то из почтенных родственников.

Хупа – это полог, под которым находится пара влюбленных, во время церемонии бракосочетания. Ее сооружают из четырех столбов и накрывают тканью, чтоб получилось подобие дома, который хупа символизирует. По традиции первым под хупу входит жених, олицетворяя хозяина дома. Затем в сопровождении отца или обоих родителей под полог входит и невеста. Это значит, что супруг ей предоставляет кров, одежду и берет на себя все обязательства по содержанию. Причем, невеста появляется в «доме» последней, обходя своего будущего супруга кругом. Сколько делать кругов невесте, нет единого мнения. Некоторые считают, что одного раза достаточно, но ортодоксальные евреи настаивают на семи кругах. У ашкеназских евреев принято, чтоб жених закрывал вуалью лицо своей суженой перед ее входом под хупу. Такой жест символизирует намерение мужа защищать свою жену, и берет свое начало с тех пор, когда Ребекка выходила замуж за Авраама.

Далее следует церемония вручения кольца или обручения. Еврейская свадьба по традиции начинается с чтения благословений перед церемонией обручения. Эти благословения сначала читают над вином, потом начинается обручальное благословение. После благословений молодые пьют ритуальное вино. По старым обычаям жених преподносит молодой кольцо (оно должно быть плоским и простым) и произносит торжественные слова. Жених надевает кольцо на правую руку невесты на безымянный палец. Если строго следовать традициям, то невеста не надевает под хупой кольцо на руку мужу. Кто-то пренебрегает традициями, другие же их не нарушают, а кольцо надевается жениху вне хупы.

Благословения имеют магическое число семь. Их читают либо раввин, либо уважаемые мужчины. Читать благословение для приглашенных гостей большая честь, поэтому на долю каждого выпадает только одно. Жениху дают бокал с вином, из которого он пьет после благословений, после этого вино передается невесте.

Очень красивой завершающей традицией свадебного обряда является разбивание стакана. Перед тем, как его разбить, стакан оборачивается тканью, чтоб не разлетелись мелкие осколки. Жених должен раздавить стакан правой ногой. В это время все гости кричат «Мазл тов!», желая молодой паре счастливой судьбы.

Тонкости еврейской свадьбы

У иудеев нет специальных свадебных нарядов. Обычно жених надевает черный классический костюм и галстук. Невеста облачается в белое платье, причем, платье должно быть скромным и закрытым. Все мужчины на свадьбе во главе с раввином надевают белые ермолки на голову.

В начале свадебного торжества подписывается Ктуба – брачный договор, в котором прописаны все обязанности супруга и сумма, которую муж выплачивает жене в случае развода. Также в Ктубе супруг подтверждает свое согласие дать жене документ о разводе – гет, который позволит ей вновь вступить в законный брак.

Для свадебной церемонии нет особенной музыки. Некоторые включают во время свадьбы Свадебный марш Вагнера, но этот композитор известен истории своими нацистскими взглядами. Поэтому большинство предпочитают легкую еврейскую музыку, которая несет в себе традиции и характер еврейского народа.

Многие этнические историки утверждают, что обычай бросать свадебный букет подружкам берет свое начало с еврейской свадьбы.

Свадебное застолье

Верующие евреи, следуя традициям, устраивают праздник отдельно для мужчин и женщин, вкушают только кошерную пищу во время застолья. Есть и такие, кто изменяют меню и угощают гостей вегетарианскими или рыбными блюдами, а кошерные блюда готовятся для некоторых гостей. Чтоб избежать неприятных моментов во время застолья, лучше полностью соблюсти традицию и угощать гостей традиционной пищей.

В зависимости от принадлежности к этнической группе: ашкензи или сефардов, на свадебном столе могут присутствовать различные блюда. Ашкенази жарят курицу, к ней подают картофель и различные овощи. Сефарды же готовят баранину или рубленую курятину вместе с кус-кусом (рисом), щедро посыпанные пряностями и приправами.

Дальнейшая свадебная церемония схожа со свадьбами других народов. Праздник должен протекать весело и с размахом. Обязательно все гости свадьбы танцуют национальный еврейский танец – Хора. Мужчины поздравляют молодых, произносят напутственные речи, преподносят подарки. На свадьбе звучит музыка, в зависимости от религиозности она отличается в разных семьях. Ортодоксальные евреи сопровождают свадебное торжество только национальной еврейской музыкой, другие слушаю смешанные плэйлисты, состоящие из современных и традиционных музыкальных композиций.

На многих свадьбах до сих пор присутствует Бадхен – шут, скоморох, тамада в дословном переводе. Именно он занимается увеселением всех гостей во время свадебных церемоний.

В течение семи дней молодые продолжают праздничные застолья за здоровье молодых. Каждый раз приглашаются все новые гости, которые еще не поздравляли молодоженов. После окончания застолий влюбленная пара может насладиться обществом друг друга во время медового месяца, ведь за время свадьбы им некогда было побыть вдвоем.

Еврейские свадебные торжества, обряды и традиции

Иудеи — древний народ, свято чтящий свои традиции и ревностно следующий постулатам своей веры. Еврейская свадьба во многом остается олицетворением тех заповедей, что оставил Моисей в XIII веке до нашей эры, а по некоторым данным истоки еврейских обрядов и традиций уходят еще дальше, вглубь веков. Хотя многие обряды видоизменялись с течением времени — совершенствовались, отбрасывались отжившие свое детали и добавлялось что-то новое, традиционные торжества сохранили неповторимый национальный колорит.

Читайте также:  Съемка свадьбы с квадрокоптера – креативные идеи

Старинные традиции

С древних времен о свадьбе договаривались родители молодых. Жених и невеста знакомились уже после достижения договоренностей, зачастую впервые видя друг друга. Поскольку до свадебного обряда проходило довольно много времени, в некоторых регионах сговоренные молодые начинали жить вместе, не дожидаясь официально оформленных брачных уз.

Свадьба в Израиле и институт брака в целом, воспринимались не только как единение мужчины и женщины для продолжения рода, но и как воплощение Божественного повеления. Ведь, согласно Торе, тот, кто не создал семьи, не является полноценным человеком. Он не полон – где-то в мире, так же отдельно, живет его половинка.

Ритуалы сватовства и помолвки

Длительные праздничные торжества начинались с обязательного сватовства. Согласие молодых на брак не требовалось — считалось, что добрые сыновья и дочери должны быть послушны воле родителей. Представители жениха рассказывали о претенденте (очень редко сватовство проводил сам жених). Если согласие со стороны родственников девушки было получено, оплачивался выкуп за невесту, как знак серьезных намерений и доказательство финансовой состоятельности.

Затем родители девушки и представители жениха, или сам жених, садились за стол с обязательным вином, чтобы обсудить подробности предстоящих торжеств. Иудеи одними из первых начали заключать брачные договора. В них прописывались как размеры приданого и выкупа, так и обязанности будущих супругов. Особое внимание уделялось жестокому обращению с женой и детьми. В случае доказанного нарушения пунктов контракта, брак мог быть расторгнут без длительных проволочек.

В знак закрепления достигнутого соглашения матери молодых разбивали тарелку. Это означало, что возврата к прежней жизни нет, как невозможно склеить посуду из осколков.

После урегулирования всех возникших вопросов организовывали знакомство жениха и невесты, обязательно в присутствии раввина или уважаемых людей. Очень часто случалось так, что молодые не видели друг друга до самой свадьбы.

В наши дни столь жесткие условия встречаются лишь в ортодоксальных семьях. Обычно молодежь знакомится самостоятельно и лишь потом уведомляют о своем желании создать семью старшее поколение.

Приготовления к еврейской свадьбе

Подготовительный период был очень важен для правильной организации торжеств. Верования и традиции евреев содержали, и до сих пор содержат, множество ограничений, которые необходимо было учесть при подготовке к свадьбе. Так, иудейская свадьба ни в коем случае не праздновалась в период национальных праздников, постов и поминальных дней. Запретной являлась и суббота — шаббат. День, когда Всевышний отдыхал от трудов, являлся всеобщим выходным у евреев, когда была запрещена всякая трудовая деятельность. В современном мире эта традиция соблюдается вплоть до невозможности самостоятельно нажать кнопку лифта или включения света. Разумеется, тут уже не до бракосочетаний.

Объявление жениха

За неделю до свадебных торжеств жених во всеуслышание объявлял о предстоящем мероприятии. Происходило это во время проведения службы в синагоге. Ритуал назывался Уфруф. Присутствующие на богослужении мужчины активно поздравляли счастливого новобрачного и осыпали его конфетами. После чего вся семья собиралась на праздничный ужин.

Очистительные ритуалы невесты

Девушка же проходила очистительные ритуалы в особом бассейне Микве. Она полностью раздевалась, даже лак с ногтей необходимо было счистить. Снимала все украшения и медленно опускалась в воду, читая молитвы. Омовений должно было быть несколько. Ее поддерживала компания подруг и замужних женщин, которые помогали и проводили беседы о ценности семейной жизни. Эти омовения означали ее очищение от грехов прошлой жизни и приготовление к замужеству.

Свадебные торжества евреев

Свадьба могла назначаться на разные дни, согласно установленным правилам. По одному из них свадьба игралась в среду, чтобы в четверг, в случае отсутствия невинности у девушки, муж мог прилюдно развестись в синагоге.

Праздновали в будние дни среди недели, и в субботу после позднего ужина. Наиболее популярным все же остается воскресенье.

Наряды для свадьбы

Особенных свадебных одеяний у евреев не наблюдается. Они одевались в нарядную одежду того региона, где проживали. Современные брачные платья и костюмы вполне классического вида. Единственное условие — платье невесты должно быть максимально скромным и закрытым.

Утро свадебного дня

В день свадьбы в первую очередь решались юридические вопросы предстоящего бракосочетания. Жених вместе с представителями невесты, гостями и раввинами подписывал договор об обручении и брачный контракт. Невеста тем временем принимала поздравления и подарки на женской половине. А матери новобрачных били что-то стеклянное в память о разрушенном Храме Иерусалимском.

Затем жених, в присутствии уважаемых свидетелей, накидывал на голову невесты длинную густую фату, которая полностью ее скрывала — в знак того, что мужчина отныне полностью отвечал за свою жену. Присутствие посторонних лиц было необходимо, чтобы удостовериться, что девушку не подменили.

Венчание — хупа

Название самого главного обряда произошло от названия балдахина. Его присутствие над головами новобрачных было обязательно. Эта изукрашенная бахромой и вышивкой ткань на четырех резных стойках-столбах символизировала сень дома жениха, под который он вводил свою супругу. Открытые стороны олицетворяли гостеприимство, ведь именно так был открыт шатер Авраама для всех страждущих. Никакой мебели в хупе не должно было быть, ведь дом еврея — это не вещи, это живущие в нем люди. Традиционно, над балдахином должно было быть открытое небо, поэтому обряды проводились на открытом воздухе.

Первым в свой «дом» входил мужчина, после чего вступала женщина и обходила жениха по кругу трижды или семь раз — священное число. Положение жены в еврейской семье было особенным, непохожим ни на мусульманский обычай, ни на европейский. Несмотря на внешние признаки, довольно сильно перекликающиеся с восточными, еврейские женщины являлись тем цементом, который скреплял семейные узы. Они были образованны, умны и намного меньше ограничены в своих возможностях.

Раввин читал молитвы, освящал вино в хрустальном кубке и разрешал жениху надеть обручальное кольцо. По еврейским обычаям кольцо предназначалось только жене. Оно было простым, без камней и излишеств, плоским. После этого читались благословляющие молитвы, молодые выпивали вино из кубка. Жених разбивал опустевшую посудину — бросал на камни или наступал правой ногой. А гости кричали: «Счастливой судьбы!». Современные молодожены часто заменяют стакан лампочкой накаливания — ее бить легче и куда громче.

Праздничное застолье

У еврейского народа во все времена было весьма специфическое отношение к пище. Поэтому, на праздничный банкет готовились исключительно кошерные блюда. А вот веселиться, петь песни и плясать Тора не запрещала, так что гуляли от души. Все гости должны были в меру сил и возможностей развлекать молодоженов. Длился праздник до восхода солнца.

Национальные танцы и развлечения

Танцы на еврейском празднике испокон веков являлись основным способом развлечься. Было придумано множество различных традиционных танцев, предназначенных именно для свадьбы. Многие из них танцуют до сих пор.

  • Танец для невесты включал в себя использование различных потешных мелочей — скакалок, конфетти, флажков и маскарадных костюмов, все, до чего могли додуматься дорогие гости.
  • Если замуж выдавалась последняя дочь, то ее мама короновалась цветочным венком и выходила в центр зала, а все ее дочери танцевали вокруг нее.
  • Если сочетался браком последний ребенок любого пола, то для родителей устраивали отдельный танец.
  • Танцевали Хору и Мицву, когда уважаемые люди отплясывали с невестой или для нее, держа в руках ремни. После чего жених и невеста делали совместный выход.

Еврейская свадьба проходила под живую национальную музыку с редкими вкраплениями музыкальных композиций региона проживания, ведь этот народ селился по всему миру. Современные свадьбы также включают в себя национальные композиции и танцы, и общепринятые плэйлисты.

Интересные обычаи еврейской свадьбы

Как и у всех остальных народов, у евреев есть свои оригинальные традиции и приметы, которые они неукоснительно соблюдают во время свадьбы — ведь от этого зависит благополучие и счастье молодоженов. Особенно интересны в этом отношении свадьбы ортодоксальных евреев, которые практически не изменились с древних времен.

  • Поскольку для жениха и невесты бракосочетание является священным действом, им запрещается кушать и пить хоть что-то, кроме чистой воды, до самого таинства обручения.
  • Все традиционные обряды евреев берут свое начало в Торе. Они весьма религиозны и неукоснительно соблюдают заповеди и законы Божии.
  • После обручение молодые должны уединиться в отдельном помещении в присутствии нескольких свидетелей и разделить совместную трапезу. После этого официальная часть бракосочетания заканчивается.
  • На праздничном застолье молодоженов обязательно поднимали в воздух вместе со стульями-тронами, и носили по кругу с песнями и поздравлениями.
  • Молодые на свадьбе – это воплощение Божественного промысла, они полны святости и их статус выше всех присутствующих, независимо от заслуг и возраста. Отношение к ним в эти дни соответствующее. Для многих молодых людей период бракосочетания является самым важным в жизни.
  • Как и в мусульманской традиции, у евреев не принято совместное празднование мужчинами и женщинами. Во время торжественных мероприятий и банкета принято разделение по гендерному признаку, ставятся отдельные столы.
  • Замужняя женщина не должна показывать своих волос никому, кроме мужа. Поэтому, на людях они появляются либо в полностью закрытых головных уборах, платках, шалях. Либо – в париках.
  • Конец праздника знаменуется благодарственной молитвой.
  • Обычай бросать букет в толпу подружек начал свое победное шествие именно с еврейской традиции.
  • На многих свадьбах до сих пор присутствует официальный шут-тамада, бадхен. Он развлекает гостей, устраивает конкурсы и различные розыгрыши.
  • Есть прекрасный старинный обычай, который до сих пор соблюдается: при рождении сына родители садят кедр, если родилась дочь — сосну.

Даже ревностные хранители традиций сдаются под напором современных технологий. Все чаще торжества снимаются на видео или фотокамеры, хотя раньше было строжайше запрещено фиксировать сокровенные обряды и вообще людей.

После свадьбы

Одним днем еврейская свадьба не обходилась. Согласно традициям, она продолжалась в течение недели. Приходили запоздавшие гости, устраивались застолья и мероприятия. Лишь спустя семь долгих дней после обряда венчания новобрачные могли назвать себя мужем и женой и наконец насладиться друг другом в одиночестве.

Еврейские свадебные традиции и обычаи

Традиционная еврейская свадьба имеет ряд древних обрядов и народных обычаев, которым следуют до сих пор. Команда портала Свадьбаголик.ru разобралась в особенностях бракосочетания у еврейского народа, чтобы рассказать вам о них.

Бракосочетание у евреев

Еврейскую свадьбу можно разделить на несколько частей, каждая из которых наполнена определенными обычаями и традициями.

Читайте также:  Поздравления с днем свадьбы - трогательные, оригинальные, прозе

Кабалат паним

В самом начале свадебного дня гости делятся на мужчин и женщин и расходятся по разным комнатам. В женской половине праздника невеста принимает поздравления гостей, а свекровь и теща разбивают стакан, тарелку или просто лампочку в честь памяти о Храме Иерусалимском.

В мужской половине жених занимается серьезными делами. Он вместе с гостями и раввинами подписывает тнаим и ктубу – договор об обручении и брачный договор. В этих документах перечисляются права и обязанности супругов. Кстати, подписание брачного договора имеет место не только на свадьбе у евреев, но и на европейской свадьбе, только его заключают обычно до бракосочетания, а не во время торжества.

Бадекен

Согласно еврейской традиции практически в начале свадьбы, а именно после подписания договоров и разбития стакана, жених в присутствии свидетелей покрывает голову и лицо невесты фатой. Согласно легенде, свидетели нужны, чтобы убедиться, что под фатой именно та девушка, на которой должен жениться молодой человек. Такой обычай означает, что мужчина берет покровительство над женщиной и обязан с этих пор заботиться о ней.

Это главная часть бракосочетания, а также название балдахина, под которым происходит обряд венчания. Балдахин покрыт тканью только сверху, подобно шатру гостеприимного Авраама, а также в знак того, что молодые готовы встретиться с ветрами и ненастьями с любой стороны.

Первым под хупу ступает мужчина. Затем входит его возлюбленная. Она обходит жениха три или семь раз. Этой традицией подчеркивается особое значение женщины в семье. Раввин, который проводит обряд бракосочетания, говорит благословенную молитву над бокалом с вином и разрешает жениху обручить невесту – надеть на нее кольцо. Сегодня все чаще встречаются свадьбы, на которых девушка также надевает кольцо на палец своему возлюбленному.

Затем происходит чтение ктубы и молитвы «Семь благословений». Молодые опустошают бокал с вином, чтобы впоследствии жених раздавил его правой ногой под громкие крики гостей «Мазл тов!», что означает пожелание молодым счастливой судьбы.

Йихуд или уединение

Свадьба у евреев – очень загадочная и необычная процессия. Очередное тому свидетельство – обряд уединения молодоженов в отдельной комнате в присутствии нескольких свидетелей. Там они разделяют легкую трапезу уже как муж и жена. На этом официальная часть бракосочетания завершена.

Банкет

На свадьбах у еврейского народа отдается предпочтение исключительно кошерной пище, что отличает их от других торжеств, например, буддистской свадьбы, на которой должно быть много разных угощений и сладостей.

Сам банкет представляет собой шумное и веселое застолье с песнями и танцами. Согласно древнему обычаю все гости должны развлекать жениха с невестой. В какой-то момент новоиспеченных мужа и жену, сидящих на стульях, поднимают в воздух и некоторое время носят, сопровождая это песнопениями и поздравлениями. Длится торжество обычно до самого утра.

Особенности еврейской свадьбы

Безусловно, если вы хоть раз побываете на такой свадьбе и увидите воочию еврейские свадебные традиции, вы никогда не забудете это мероприятие. Вот несколько выделяющихся особенностей этого ортодоксального бракосочетания, которое вас точно удивят:

  1. Мужчины и женщины должны сидеть по отдельности на любом этапе праздника: будь то приветствие, официальная часть или банкет (как и на традиционной мусульманской свадьбе).
  2. Замужние женщины часто появляются на торжествах в париках, т.к. их настоящие волосы должны быть полностью закрыты. Для этих целей они могут использовать и головные уборы.
  3. Жених и невеста приравниваются к королю и королеве. Отношение к ним соответствующее. Девушка готовится к этому моменту, как к главному в своей жизни. Именно поэтому образ молодой не лишен роскоши.
  4. Каждый обряд, каждое действие на бракосочетании у евреев опирается на Библию. Этот народ чтит свои религиозные обычаи.
  5. День свадьбы у евреев – святой день, поэтому молодым нельзя ничего есть и пить (кроме воды), пока они не обручатся.
  6. Иногда в конце праздника может состояться молитва после трапезы, но, т.к. торжество может затянуться до утра, этот обычай опускают.

Несмотря на всю религиозность еврейской свадьбы, нужно отметить, что в ней появляются многие современные веяния. Например, все чаще молодожены заказывают фотосъемку такого сокровенного обряда, как хупа, чтобы у них на память остались самые трогательные моменты их жизни!

Еврейская свадьба: традиции и обычаи

Еврейская свадьба сегодня – это большое и долгое событие с целой драматургией. Портал для невест Свадебка.ws расскажет вам о том, почему оно так уникально и неповторимо.

Подготовительный период

Для подготовки обряда бракосочетания у евреев важную роль играют родители будущих молодоженов. Именно они первым делом обсуждают друг с другом вопросы свадьбы и материального вклада в жизнь создающейся семьи. Только после того, как будет достигнута договоренность между ними, жених имеет право прийти к отцу своей невесты и попросить ее руку. В знак серьезности намерений он обязан заплатить выкуп за любимую. И таким образом заключается письменное или устное соглашение о проведении еврейской свадьбы.

Не обходится и без взаимодействия матерей. Согласно свадебной традиции для закрепления этого соглашения они разбивают тарелку как символ невозможности все вернуть обратно. После этого наступает пора назначения дня свадьбы. Здесь есть тоже свои особенности и запреты. Так, нельзя сочетаться браком во время:

  • шаббата – праздничный день у еврейского народа, в который принято воздерживаться от работы и других занятий;
  • еврейских национальных праздников;
  • постов и дней поминовения усопших.

Согласно традициям и обычаям еврейской свадьбы заканчивается подготовительный период двумя особыми церемониями для жениха и невесты. За неделю до главного события в своей жизни жених объявляет общине о предстоящей свадьбе во время службы в синагоге – церемония Уфруф. Присутствующие мужчины приветствуют его решение, осыпают конфетами и происходит праздничный обед для семьи.

Невеста же проходит очищающий обряд. Она посещает особый бассейн Миква в компании других женщин семьи, читая в нем молитвы из Торы. Считается, что после этого она выходит очищенная и обновленная, готовая для новой жизни.

День бракосочетания

День свадьбы у евреев тоже изобилует своими приметами, атрибутами и традициями. Он обладает своей четко отлаженной в течение тысячелетий структурой:

    Составление молодыми особого соглашения – ктубы, согласно которому жених обязуется заботиться и защищать свою будущую супругу. Немаловажно, что в ктубе оговаривается и случай развода со всеми вытекающими последствиями. Соглашение подписывается молодыми в присутствии свидетелей и торжественно оглашается на празднике перед гостями.

Послесвадебный период

Обычаи предусматривают праздник еще в течение семи дней после самого обряда бракосочетания. Продолжаются застолья для тех гостей, кто не попал на праздник в главный день. Свадьба у евреев складывается так, что лишь спустя неделю после дня свадьбы уже муж и жена имеют полное право с чистой совестью радоваться новому этапу в их жизни.

ТРАДИЦИИ ОРТОДОКСАЛЬНОЙ ЕВРЕЙСКОЙ СВАДЬБЫ

Нехама Паарель Горовитц, ультра-ортодоксальная невеста Чананья Йом Тов Липа, правнучка рабби, вышла замуж в израильском городе Пета-Тиква. Традиционная свадьба состоялась по древним обычаям.

Для религиозных девушки и юноши, к какому бы течению они не принадлежали, совершенно невозможно познакомиться в таких местах, как, например бар, ресторан, пляж или дискотека. В период знакомства для них полностью неприемлемо находиться в сколь-нибудь близких отношениях. И сохраняется такое положение до самой свадьбы. Религиозные молодые люди знакомятся с помощью друзей, родственников или при посредничестве профессионального свата. После первого знакомства начинаются встречи, во время которых молодым людям нужно получше узнать друг друга и понять, подходят ли они друг другу. В кругах ортодоксальных евреев считается, что потенциальным супругам достаточно трех-четырех встреч. Причем все эти встречи организованы так, чтобы будущие жених и невеста всё время находились среди людей, а не оставались наедине. Будущему жениху рекомендуется приходить на свидание, держа в руках какую-нибудь священную книгу, что должно свидетельствовать о его чистых намерениях по отношению к потенциальной невесте и в то же время оберегать его самого от дурных желаний.

2. У национально-религиозных евреев время и количество «свиданий» не обуславливаются, так же как и место знакомства и встреч молодых людей (кроме уединения в гостиничных номерах или на квартирах). В то же время, как и у ортодоксов, существует строжайший запрет на взаимные прикосновения. Когда молодые люди принимают решение о вступлении в брак и сообщают об этом своим родным – наступает время встречи родителей жениха и невесты. Следующий этап – официальная помолвка, где семьи будущих жениха и невесты более близко знакомятся друг с другом. Как только согласие родителей получено и все вопросы между семьями решены, дети могут сочетаться законным браком. В ортодоксальных семьях происходит интенсивный торг между семьями молодых. При этом чем более жених проявляет усердие в изучении Торы, тем большие требования его семья предъявляет к семье невесты. Семья же невесты должна основательно подготовить благосостояние будущей молодой семьи: предоставить молодым квартиру, обеспечить бытовые условия. Семья жениха может предоставить молодой семье необходимые электроприборы и по возможности купить машину. Довольно часто свадьбы расстраиваются, так как родители невесты не в состоянии выполнить требования семьи жениха.

В отличие от ортодоксальных семей, в семьях «вязаных кип» (национально-религиозных евреев) разговор о деньгах почти не ведется. В этих семьях верят, что их чада полюбили друг друга и пытаются не мешать им в создании семьи. Если тема финансов и присутствует на переговорах, то только в плане того, как будет праздноваться свадьба и как помочь новой семье сделать первые шаги в совместной жизни. Чаще всего свадьбу родители жениха и невесты финансируют совместно, а все средства, полученные в подарок, идут на стартовое обеспечение новой семьи. Обручение в еврейских семьях является официальным признанием молодых женихом и невестой. Немаловажным событием при обручении считается подписание родителями с обеих сторон взаимных обязательств. Такие договоры подписываются и в ортодоксальных, и в национально-религиозных кругах. В брачном договоре («ктуба») отражается совместное согласие поженить своих детей и назначается дата свадьбы. По обычаю, договор заключается в рамочку, а матери жениха и невесты совместно разбивают тарелку на счастье будущей молодой семьи. В договоре ортодоксальных евреев четко обусловлены денежные обязательства, которые берет на себя каждая из сторон, а также сумма штрафа, на случай если свадьба будет отменена одной из сторон. Такой договор является юридическим документом, принимаемым судами Израиля в случае спора о невыполнении обязательств одной из сторон. В момент обручения родственники с обеих сторон могут дарить жениху и невесте подарки (в ортодоксальных семьях в случае расстройства свадьбы их положено вернуть). В тот момент, когда жених надевает на палец своей невесты золотое кольцо, она становится его женой.

Читайте также:  Красивый свадебный букет невесты из ранункулюсов

Выбор помещения, где будет проходить свадьба, определяется несколькими условиями. Первое – количество гостей, давших свое согласие в ответ на приглашение. Второе – меню. Третье – цена одной порции (разница цен в банкетных залах бывает довольно значительной). Оценив эти факторы, родные брачующихся находят подходящее заведение, договариваются там о дне празднества и дают задаток. В период подготовки к бракосочетанию приходится выполнить также ряд официальных процедур (причем все они не бесплатны). Например, открыть в раввинате дело о женитьбе. Для этого будущим молодоженам потребуется подтвердить свое еврейство и доказать, что они не состоят в браке.

Перед самой свадьбой обзванивают всех приглашенных, чтобы получить подтверждение их присутствия на торжестве. Ведь платить придется не по количеству гостей, а по количеству столов. Решив этот вопрос, начинают заниматься «свадебной комбинаторикой» – как рассадить гостей, учитывая степень родства, знакомства, а также наличия среди приглашенных таких, которые друг друга на дух не переносят. В религиозных семьях вечером перед свадьбой невеста совершает омовение в микве. Утром в день свадьбы то же делает жених.

С этого момента им запрещается общаться даже по телефону. Видеть друг друга они не могут до того момента, когда на свадьбе жених, подойдя к невесте и приподняв фату, закрывающую ее лицо, удовлетворенно кивнет головой, убедившись, что это его суженая.

Потом, под хупой (свадебным шатром) невесту семь раз обведут вокруг жениха. Будут произнесены слова о том, что она посвящена ему по закону Моисея и Израиля. Будет семь благословений и крики гостей: «Мазлтов!»

Невеста готовится войти в традиционный свадебный шатер.

Невеста Нехама Паарель Горовитц в мужском секторе свадебного зала.

Невеста исполняет традиционный свадебный танец.

Для светских израильтян, значительная часть которых начинает половую жизнь очень рано, свадьба – это нередко просто официальное закрепление уже сложившегося союза. Для религиозных же еврейских пар первая брачная ночь действительно является первым сексуальным контактом в их жизни.

Люди наблюдают за происходящим с балкона одного из зданий.

Пирожные и сладости, на столе у входа в свадебный шатер.

Публикации

Свадьба в Древнем Израиле 01.10.2018 16:10

В Ветхом Завете нет слова для обозначения одинокого: состояние брака — это норма. Пророк Иеремия получил от Бога приказ не жениться и не иметь детей, чтобы всецело посвятить себя пророческой миссии – это случай, пожалуй, единственный. Обычно мужчина женится. Свадьба важна, поскольку брак заключается, чтобы продолжить род, и придает статус женщине, которая переходит в результате в клан мужа: из одной семьи в другую. Невеста становится собственностью мужа, который является ее господином, или ваалом («ваал» по др.-евр. значит «господин», отсюда названия хананейских и финикийских богов: Ваал, Ваалфегор, Ваал-Зебуб и т.д.). Брак у евреев полигамен и предусматривает, кроме законных жен, существование наложниц (т.е. рабынь, находящихся в личной зависимости). Изначально это были, вероятно, чужеземки, но позднее наложницами становились и еврейки. Их покупали или брали в плен. Как в большинстве обществ, где полигамия (т.е. многожёнство) была легальной, в Древнем Израиле довольно большое количество семей было моногамным. Полигамия была уделом небольшого числа богатых вельмож: она свидетельствовала о большом могуществе и политической власти. Отец жены мог ограничить контрактом число жен, которых он позволял завести своему будущему зятю.

В Древнем Израиле было принято, чтобы родители выбирали своим детям жениха и невесту, обращая внимание на происхождение семьи. Родители спрашивали согласие сына или дочери на брак. Необходимо различать помолвку и брак. Помолвка заключается после выплаты определенной суммы, которая дает право жениху надеяться на свадьбу. Помолвка важна, поскольку определяет статус невесты в ее будущем доме: кем она будет – женой или наложницей. После свадьбы отцу невесты выплачивается более значительная сумма, которая расценивается как залог или возмещение убытка клану в результате ухода женщины. При заключении брака никакого акта не подписывалось. Даже выплата приданого происходила без документального оформления, из рук в руки. В более позднюю эпоху подписывались документы, в которых фиксировались неустойки, которые надлежало выплатить женщине в случае развода. В остальном церемония оставалась исключительно устной и состояла в публичном провозглашении союза брачующихся и их кланов при участии свидетелей. Приданое невесты было, разумеется, объектом торга перед свадьбой. Цена девственницы определяется Второзаконием в 50 серебряных монет: невинность ценилась высоко (Втор.22.28). В том случае, если у жениха не было денег, он мог отработать стоимость невесты на службе у ее отца. Влюбленный Иаков должен был служить у Лавана четырнадцать лет, чтобы жениться на своей любимой Рахили после службы за нелюбимую Лию. Брачная церемония заключалась в шествии свадебного кортежа, банкете и венчании. После трапезы одним из существенных моментов было установление невинности невесты: белье, испачканное кровью девственницы, было важным доказательством в случае судебных споров.

Описать всю последовательность брачной церемонии в правильном порядке для меня сложновато, да и знаний не хватает, поэтому чтобы не допустить ошибок, делать этого не будем. Остановимся лишь на очень интересной части свадьбы – брачном шествии. Когда отец жениха говорил ему, что все готово (брачный пир и брачная комната), жених шел в дом к невесте. Это могло произойти в любой момент, поэтому невеста всегда должна была быть готова принять своего жениха. Английский географ Александр Джордж Финдлей оставил такое интересное свидетельство о виденной им еврейской свадьбе в Палестине в XIX веке: “Когда мы приближались к воротам галилейского города, – пишет он, – я увидел десять нарядно одетых дев, игравших на каких-то музыкальных инструментах и танцевавших на дороге перед нашим автомобилем. На мой вопрос, что они делают, переводчик сказал мне, что они составляют компанию невесте в ожидании жениха. Я спросил переводчика, можно ли увидеть само бракосочетание, но он покачал головой и сказал: “Может быть, оно будет сегодня вечером, или завтра вечером, или через две недели, никто никогда точно не знает этого”. Жених прибывает неожиданно, иногда среди ночи; он, правда, должен, по общему мнению, послать впереди по улице человека, который выкрикивает: “Смотрите! Жених идет!”, но это могло быть в любое время, и потому все должны были в любое время быть готовыми выйти на улицу, чтобы встретить его, когда бы он ни захотел прийти. Важно также отметить, что с наступлением темноты никто не может выходить на улицу без зажженной лампы, и что, если жених прибыл, то двери за ним закрывались, опоздавшим войти уже не разрешалось”. Теперь становится понятен исторический контекст притчи Иисуса Христа о 10 девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:1-13).

Итак, в Древнем Израиле, жених, собственноручно наряженный своей матерью, с головой, увенчанной венцом, под вечер выходил навстречу невесте. Его сопровождали близкие друзья и товарищи. В свою очередь подруги невесты выводили её, укрытую легким покрывалом, навстречу жениху. Затем к процессии присоединялись родственники, знакомые, соседи и обязательно музыканты. В честь празднества ярко зажигались светильники и факелы. Невеста была одета в лучшие светлые одежды. Жених только на мгновение мог его открыть, чтобы убедиться, что ведет обрученную ему невесту, в память того, что Иаков был обманут в брачную ночь. Оттуда он возвращался к себе домой, ведя невесту, сопровождаемую подругами и родственниками. Во время шествия пели стихи из «Песни Песней» царя Соломона.

Свадьба длилась целых семь дней и была большим праздником. Любой прохожий мог присоединиться к празднованию свадьбы и испить вина. Потому вином надо было запастись на время празднования свадьбы в предостаточном количестве. Поэтому когда вино кончилось во время брака в Кане Галилейской (Ин.2), на которой пребывал Христос, это было большим позором. Вино было важным элементом иудейского праздника. “Без вина, – говорили раввины, – нет радости”. Нельзя сказать, чтобы люди пьянствовали, но на востоке вино играло важное значение как напиток. Пьянство, собственно, было позором, люди пили вино разбавленным водой в отношении два к трем: на две части вина – три части воды. Недостаток продуктов при появлении гостя неприятен в любое время, потому что гостеприимство на востоке – святое дело; тем более отсутствие еды и питья на свадебном пиру оказалось бы чрезвычайно унизительным для жениха и невесты.

Новобрачные не отправлялись в свадебное путешествие: они оставались дома и в течение недели принимали всех гостей; они были одеты в свадебные наряды и на головах их были венцы; с ними обращались как с царствующими особами и даже называли их царем и царицей и слово их было законом. В жизни полной нужды и тяжелой работы эта неделя праздности и радости была очень важным моментом. Бракосочетание являлось семейным обрядом, в котором участие священника не требовалось.

(составил Д.Ю. Гончаров по материалам библеистов А.Шураки, У.Баркли и др.)

Ссылка на основную публикацию