Адыгейские свадьбы – народные обычаи и традиции

Традиции адыгской свадьба, последовательность ритуалов

Современная адыгская свадьба — это лишь отголоски традиций, которые были приняты в народе в давние времена. Исполнение обрядов сегодня является частью, разве что, жизни деревень. В крупных современных районах народ предпочитает вариант празднования торжества в банкетных залах по упрощенной схеме. В ранних традициях адыгской свадьбы было принято 2 основных этапа:

  • сватовство;
  • договор родни между собой и назначение дня торжества.

Каждый этап сопровождался традиционными народными приметами и суевериями, а также дополнениями, придающими адыгскому торжеству уникальности и своей изюминки.

Путешествие за суженной

В день торжества родственники жениха должны были приехать в дом к невесте и провести этап знакомства с ее родней. Сама девушка с подругами должна в это время не выходить из особой комнаты. По мусульманским обычаям, мулла имеет право зарегистрировать брак в доме невесты.

Приезд невесты

В общество невесту выводили под сопровождение песен и народных танцев. Родня девушки оставалась дома, на церемонии с ней присутствовали только ближайшие подруги и узкий круг доверенных лиц. Этап регистрации брака происходит в банкетном зале, куда молодожены приезжают отдельно друг от друга.

Этап вхождения невесты в домашний круг

После этого девушку должны были посвятить в род жениха, принять в семью. Старшая в роду женщина должна осыпать невесту следующими предметами:

  • монетами, которые символизируют достаток молодой семьи;
  • для изобилия молодых осыпают пшеном;
  • сладостями, чтобы привлечь многодетность и сладкую жизнь.

Далее она должна ногой наступить на овечью шкуру, что символизировало вход невесты в род мужчины. Далее ей обмазывают губы топленым маслом и медом для красноречия. После чего наступает этап поздравлений и дарения даров. Современные торжества предусматривают его проведение в банкетных залах.

Этап возвращения жениха

Далее традиции свадьбы подразумевают встречу жениха с песнями и танцами. Он должен себя представить, далее назвать по именам родню до 3 колена. Это нужно для того, чтобы все поняли, что это действительно жених, а не кто-то другой. А подмены женихов в давние времена случались очень часто.

Этап приезда родни невесты на свадебную церемонию

Родня невесты приезжает в банкетный зал или к месту торжества чуть позже, привозя с собой приданое девушки. Однако данный этап — лишь один из шагов к законному браку Ему предшествует ряд традиций и наследия.

Этап сватовства или лъыхъу

Само слово лъыхъу переводится как «поиск», «искать». Если изучить адыгский кодекс, который называется хабзэ, кража невесты для народа неприемлема. Проявлением чести и адыгства считается жест от родни жениха, когда они посылают сватов к родне невесты, узнав о намерении сына. Кстати, честь на адыгском языке переводится как нэмыс. В прежние времена пара знакомилась лично на определенных торжествах, некоторое время общалась и обменивалась типичными подарками. Из-за того, что этикет не позволял прилюдно говорить девушке о своих чувствах, без подарка церемония невозможна. Именно он считался символом взаимной симпатии и чувств.

Даря ответный подарок любимому, девушка говорила о взаимности чувств и перспективности возможного союза. После достижения девушкой того возраста, когда она могла вступать в брак, ей отводили специальную комнату, которая называлась пщащэ унэ в доме родителей. Где она могла принимать сватов и женихов и не отделяться в принципе от социальной жизни. В современном народе данная традиция утратила актуальность, и молодые люди спокойно сами могут ходить к интересным девушкам в дом без особого стеснения.

При обоюдном желании жениться молодой человек должен послать сватов в дом к девушке. Сваты должны быть уважаемыми представителями старшего поколения внутри семьи молодого. Родня девушки должна оказать сватам теплый прием и накрыть, по возможности, богатый стол. Далее ведется этап переговоров с родней невесты и в случае взаимного согласия назначается день торжества. Примечательно, что сами виновники торжества на переговорах не присутствуют.

Этап привоза невесты или нысашэ

Традиционная свадьба в Адыгее начинается с нысашэ. Родня жениха едет домой за девушкой. Причем, ранее поездки совершались на лошадях в повозках, сейчас преимущественно на автомобилях с флагом Адыгеи. Навстречу кортежам допускались дети, которые всячески пытались помешать молодым, постоянно требуя выкупа в виде денег или сладостей.

Родственники молодой невесты тоже не без дела. Они с раннего утра отвечают за приготовление столов и угощений. После прибытия родни жениха их должны рассадить за столы. После произнесения третьего тоста, который называется хъуэхъу, они могут познакомиться с будущей родней. Тем временем, в соседнем помещении идет обряд под названием нэчыхьытх, иначе говоря, мусульманская церемония бракосочетания. Во время процедур невеста должна находиться с подругами в отдельно выделенном помещении без доступа к посторонним.

В более ранние времена невеста, по традиции, должна была сама себе сшить свадебное платье.
У местных девушек не было принято играть свадьбу в платье белого цвета. При этом колорит мог быть любым, но чаще всего дамы выбирали бордовые оттенки.

В современном мире невесты предпочитают приобретать готовые платья или шить их на наказ, если позволяют финансы. В последнее время, однако, несмотря на современность, девушки отдают дань традициям и выбирают национальные белые костюмы для свадьбы, которые носят название адыгэ пщащэ.

После этапа знакомства и взаимных пожеланий дамы со стороны мужчины отправляются к невесте. Родственницы со стороны девушки имеют право потребовать къэтэджыпщэ, то есть выкуп как плату за возможность взять её под руки. Сильные торги в данном случает неуместны.

После договоренностей невесту ведут к ЗАГСу в сопровождении песен в исполнении мужской части гостей. Невесту усаживают в машину, после чего она направляется в ЗАГС чтобы зарегистрировать брак. В современном мире такая процедура проходит в банкетном зале для торжественных церемоний. Родня молодой девушки должны остаться дома и приехать вечером в банкетный зал с приданым.

С девушкой могут поехать только ближайшие подруги. Однако с 2000-х годов традиция упразднилась, и с девушкой могут поехать и представители родственной стороны. Но стоит вспомнить, что в дальние времена родня невесты на торжестве не присутствовала.

Этап нэчыхьытх или регистрация брака

Само понятие «никях» пришло в язык Адыгеи из арабского наречия. В процессе оформления брака присутствуют следующие лица:

  • эфэнда или священнослужитель;
  • доверенные лица со стороны жениха и невесты или уэчыл;
  • свидетели.

У всех присутствующих должна быть шапка на голове во время церемонии и не важно, какой пол у гостя. Священники должны спросить у доверенных лиц, по-прежнему ли новобрачные согласны зарегистрировать брак. После получения подтверждения намерения от молодых, они должны встать друг напротив друга и протянуть руки с правой стороны. Ладони при этом должны соприкоснуться, но не полностью кроме больших пальцев. Они должны полностью упереться друг в друга.

Священники обхватывают большие пальцы молодоженов сверху. После ритуала он должен прочитать особую молитву три раза, каждый раз, в конце задавая вопрос «Женишь?», либо «Отдаешь?». Они должны при согласии ответить «Женил», «Отдал». Далее служитель читает молитву, завершая ее словом «Аминь». После которого, все присутствующие должны молиться, подняв руки к небу, Богу.

Ввод невесты в дом жениха или унэишэ

Данный этап можно без преувеличения назвать самым красивым во всей свадебной церемонии. Несмотря на то, что этот этап считается приходом невесты в дом жениха, его отмечают в зале для банкетов или ресторанах. Сопровождая обрядовой песней невесту, ведут к старшим женщинам со стороны мужа, которые в полукруге ждут новобрачную. Одна должна осыпать девушку пшеном и монетками, которые называются къепхъых, что будет символизировать для молодой семьи достаток, изобилие и здоровое, большое потомство. Потом дары дают собрать детям, присутствующим на свадьбе.

Перед приездом девушки выносят шкуру овцы, которая называется мэлыфэ, которая расстилается шерстью вверх. Невеста при помощи сопровождающих девушек, наступает сама лично на шкуру. Этот ритуал считается первым шагом в новую семью и род. При этом, необходимо следить, чтобы невеста наступила на шкуру именно правой ногой. В поверьях Адыгеи правая сторона считалась счастливым началом, а левая — злом. Далее, одна из спутниц, должна приподнять невесте фату.

В древние времена самая многодетная из гостей должна была слепить шарик из хлеба и наколоть его на острие особого копья. Которым далее, распорядитель должен был приподнять фату. После чего самая старшая в роде женщина должна обратиться к невесте с пожеланиями на будущее. Далее новоиспеченной девушке должны для красноречия смазать губы при помощи топленого масла и меда. После этого окружающие девушки вытирают ее губы, а окружающие могут подойти и поздравить девушку с началом новой жизни.

Поздравления начинает самая старшая женщина рода мужа, а оканчивается церемония общением со свекровью и свекром. Подходящие должны одарить невесту деньгами или золотом, который называется техьэпщIэ. Такой дар является своеобразным откупом и покупкой права на разговор с девушкой.

Этап возвращения жениха или щауэишыж

В древние времена жених совсем не присутствовал на церемонии. Во время обрядовой свадьбы он отсиживался у знакомых или дальней родни. Потому был принят обряд по возвращению молодого человека в свой дом. Старейшие мужчины рода во главе со старшим, или как его называют тхьэмадэ, должны обратиться к жениху и заключить перемирие. Далее идет процесс ожидания процессии возврата. Сопровождая процессию песней, молодое поколение останавливается неподалеку и прислушивается к словам старших с призывом вернуться домой.

После прибытия юноша должен назвать имена родни вплоть до 3 колена. В ранние периоды представляли родню до 7 колена. Это делается для того, чтобы точно было понятно, он это или подставное лицо, которого нередко в древности посылали вместо жениха. После подтверждения тхамада просит жениха принимать чашу перемирия.

После чего он принимает поднос от старшего поколения и передает его другу, стоящему слева. Тут друзья в шуточной форме должны напасть на жениха и попытаться отобрать у него шапку. Задачей жениха было не дать себя в обиду и сделать так, чтобы шапка осталась на нем и при помощи прикрытия друзей старается покинуть двор торжества.

Этап знакомства родственников друг с другом или благъэзэгъэцIыху

В вечернее время приезжает родня невесты с угощениями и приданным, дыщасэ. Их принимают и усаживают за столы, после чего начинается этап знакомства родни друг с другом.

Стоит отметить, что в ранние времена родня невесты не присутствовала на торжестве, а знакомство семей происходило в отдельный день спустя время после брака.

В современном мире близких родственников обеих сторон отводят в отдельное помещение для знакомства. Во главу стола сажают самого старшего, справа от него сидит старший мужчина со стороны жениха, а слева старший мужчина со стороны молодой девушки. Мужчина со стороны жениха представляет всех родственников по фамилии и имени. Приглашенным гостям приносят гыш, блюдо из баранины, оно состоит из блэгъу или лопатки, а также правой части головы животного, мэлыщхьэ.

Право разделки головы предоставляется самому старшему гостю. Причем, существует строгий порядок деления частей животного между гостями:

  • ухо достается щхьэгъырыту или тому, кто следит за столом;
  • нижняя часть тому, кто сидит слева;
  • половина верхней части — сидящему человеку справа.

Оставшуюся часть головы он оставляет себе. Отдельно стоит сказать про человека, который ухаживает за столом. Его обязанности не сводятся к узкому кругу действий, полномочия куда шире. В первую очередь, это — младший представитель рода. В конце торжества ставят небольшой круглый столик, который называется адыгэ Iэнэ лъакъуищ. Он имеет три ножки и ставится перед воротами двора невесты. Старшие должны тремя сказанными тостами завершить церемонию.

Этап игрища или джэгу

Джэгу-это не отдельный свадебный элемент, который заслуживает внимания. Все свадебные обряды в Адыгее сопровождаются танцами и музыкой, а в промежутке между этими действиями проводится джэгу. Игрища — это тот этап свадьбы, где гостям предоставляется возможность продемонстрировать красоту танцев. Причем, танцы у народа тоже идут по определенным правилам.

Гости свадьбы встают в круг друг напротив друга таким образом, чтобы мужчины были напротив женщин. В руках у распорядителя игр или хьэтиякIуэ находится палочка из фундука, джэгуакIуэ баш. С ее помощью он вводит в круг определенную пару. после этого пара начинает танцы под аплодисменты окружающих. Все действия происходят под живую музыку, которую исполняют приглашенные музыканты. В современной стране на свадьбы приглашают профессиональных джэгуакIуэ и танцоров. Они должны хорошо знать этикет Адыгеи, а также уметь украшать любое торжество танцами и пением.

Послесвадебный период

На следующие сутки после торжества новобрачные приезжают в дом невесты для общения с родителями. Это важно, поскольку адыгская свадьба не предусматривала ранее присутствие родни невесты на церемонии. В прежние времена невеста приезжала к семье спустя год. Это время давалось на то, чтобы девушка успела родить первенца, а также адаптироваться к новой семье и обстановке.

Визит должен был показать родителям, что с дочерью все в порядке и она довольна своим положением. А также не забывает о своей семье и родителях. Также раньше актуальнее был визит спустя длительное время из-за того, что села были сильно разбросаны, и ездить часто к родственникам было неудобно. Сейчас такие препятствия себя изжили, а традиции сохранились лишь из-за уважения к предкам и прошлому, которое живет в генах этого удивительного народа.

Как устроена адыгская свадьба

Сложно понять, что происходит на кавказских свадьбах, если вы не в теме. Мы уже рассказывали про осетинскую, а сейчас предлагаем пройтись по основным этапам современной адыгской свадьбы.

Современная адыгская свадьба наполнена десятками обрядов, но она совсем не похожа на свадьбы адыгов столетней давности. Долгие обряды стали символическими, и сегодня свадьбу справляют чаще всего в банкетном зале за 1-2 дня.

Основные этапы адыгской свадьбы


Сватовство

Родственники жениха договариваются со стороной невесты и назначают дату свадьбы


Поездка за невестой

В день свадьбы родственники и друзья жениха едут в дом невесты, знакомятся с ее родственниками. Невеста с подругами в это время находится в своей комнате


Мусульманский брак

Мулла регистрирует при свидетелях религиозный брак в доме невесты


«Привоз невесты»

Невесту выводят из дома под свадебную песню. Родственники невесты остаются дома, в банкетный зал и ЗАГС с ней едут только подруги


Регистрация брака

Регистрация брака может проходить в ЗАГСе или в банкетном зале. Жених и невеста приезжают на регистрацию по отдельности.


«Ввод невесты в дом»

Невесту посвящают в род жениха: старшая женщина осыпает ее пшеном, сладостями и монетами (изобилие, достаток и многодетность), она наступает на овечью шкуру (входит в род жениха), ей обмазывают губы смесью меда и топленого масла (будет красноречивой). После этого невеста принимает поздравления и подарки. На современных свадьбах этот обряд проводят в банкетном зале.


«Возвращение жениха»

Старшие под песню встречают процессию с женихом, который представляет себя, называя имена родственников до третьего колена, чтобы доказать, что это действительно он


Приезд родственников невесты на свадьбу

Родственники невесты приезжают в банкетный зал к вечеру вместе с приданым

Теперь обо всем подробнее.

Сватовство (лъыхъу)

Лъыхъу означает «поиск». Согласно хабзэ (адыгскому этикету) , кража невесты неприемлема для адыгов. Большим проявлением адыгагъэ (адыгства) и нэмыс (чести) считается, когда родные молодого человека, узнав о его избраннице, посылают к ее родителям сватов. Молодые люди всегда вступали в брак по взаимному согласию и одобрению семей девушки и парня. Раньше молодые в основном знакомились на торжествах, узнавали друг друга, обменивались небольшими подарками. Без подарка о женитьбе не могло быть и речи, так как напрямую говорить о своих чувствах девушке было непозволительно. С помощью подарка она могла намекнуть на взаимность. Когда девушка достигала брачного возраста, ей отводилась специальная комната ( пщащэ унэ ) в родительском доме, где она могла встречать молодых людей в присутствии брата или сестры. Она выбирала того, кто ей больше нравился. Сейчас это потеряло актуальность, и парень не может не постеснявшись зайти к ней в дом.

Когда молодые люди хотят пожениться, парень посылает сватов к родственникам девушки. Сватов отбирают из числа родственников старшего возраста, уважаемых в семье жениха. Они направляются в родительский дом невесты, где им накрывают стол. Ведутся переговоры с родственниками невесты, и, при достижении согласия, назначается дата свадьбы. Жених и невеста не присутствуют на переговорах.

Привоз невесты (нысашэ)

Традиционная адыгская свадьба начинается с нысашэ . Родственники и друзья жениха едут за невестой ( нысащ1э ). В старину невесту везли в повозке на лошадях, сейчас на автомобилях c адыгскими флагами. Навстречу свадебному кортежу выбегают дети, перегораживая дорогу и требуя выкуп в виде сладостей.

Родственники невесты с самого утра готовят угощения и накрывают столы. Когда родственники жениха прибывают в дом невесты, их усаживают за столы. После третьего тоста ( хъуэхъу ) они знакомятся с будущими родственниками. В отдельном помещении идет обряд нэчыхьытх (бракосочетание по мусульманским обычаям), который мы рассмотрим ниже.

В это время невеста в компании своих подруг находится в своей комнате.

Раньше невеста сама шила себе свадебное платье. Адыгские девушки (адыгэ пщащэ) не выходили замуж в белом платье. Цвет мог быть любым вплоть до черного, но предпочтение отдавалось оттенкам бордового. Сейчас девушки покупают готовые платья или шьют их на заказ. В последнее время девушки делают выбор в пользу адыгского национального костюма (адыгэ фащэ), в основном белого цвета.

После знакомства и пожеланий женщины со стороны жениха направляются в комнату невесты. Родственницы со стороны невесты требуют къэтэджыпщIэ (плата за возможность взять ее под руки). При этом не принято сильно торговаться. Вывод невесты сопровождается свадебной песней, которую исполняют мужчины. Невесту сажают в машину, и свадебная процессия направляется в ЗАГС для регистрации брака, хотя в последнее время эту процедуру проводят в ресторане или банкетном зале. Родственники невесты остаются дома, их приглашают вечером в банкетный зал, куда они приезжают вместе с приданым. С невестой могут поехать только ее подруги. Сторона невесты присутствует на свадьбе только с 2000-х годов. В прошлом, родственников и друзей невесты вообще не было на свадьбе.

Регистрация брака (нэчыхьытх)

Понятие « никях » в адыгский язык вошло из арабского и, соединившись с адыгским словом « тхын » (писать), образовало термин « нэчыхьытх ». При оформлении брака, кроме ефэнды (священнослужителя) и доверенных девушки и парня, присутствуют и свидетели. Все они должны быть обязательно в шапках. Ефэнды спрашивает у доверенных ( уэчыл ), не передумали ли они, согласны ли их подопечные стать мужем и женой. После того как доверенные подтверждают решение молодых, они становятся друг напротив друга, протянув правые руки. Ладони их рук едва соприкасаются, но большие пальцы плотно упираются друг в друга. Ефэнды обхватывает правой рукой большие пальцы доверенных сверху. После этого он трижды произносит молитву, спрашивая каждый раз доверенных по очереди: «Отдаешь?» или «Женишь?». Они в свою очередь отвечают: «Отдал», «Женил». Затем духовный служитель читает молитву, которую завершает словом «аминь», и все присутствующие молятся , воздев руки к Богу.

Ввод молодой в дом (унэишэ)

Унэишэ самый красивый момент в адыгской свадьбе. У нэишэ означает ввод молодой в дом, но сегодня этот обряд чаще всего проводят не дома, а в ресторане или банкетном зале. Невесту ведут под обрядовую песню к старшим женщинам, которые садятся полукругом и ждут молодую. Одна из них осыпает невесту пшеном, сладостями и монетами ( къепхъых ), что символизирует изобилие, достаток и многодетность. Потом сладости и монеты собирают дети.

Перед приездом невесты выносят овечью шкуру ( мэлыфэ ) и расстилают шерстью вверх. Большое количество шерстинок олицетворяет собой многодетность и изобилие будущей семьи. Невеста, которую бережно поддерживают молодые девушки, наступает на шкуру. Это ее первый шаг в род жениха. Все внимательно следят за тем, чтобы она сначала ступила правой ногой, ведь все правое адыги считают счастливым. Затем одна из девушек, держащих под руку невесту, поднимает ее фату. В старину самая многодетная женщина лепила хлебный шарик и насаживала на острие копья, которым распорядитель приподнимал фату.

Вслед за этим к невесте с пожеланием обращается уважаемая в роду женщина. Невесте смазывают губы смесью меда и топленного масла ( IурыцIэлъ ).

Полагается, что после этого молодая будет красноречивой. Затем женщины бережно вытирают ее губы. Теперь каждый из сидящих может подойти и поздравить невесту. Все это происходит в строгом порядке. Начинают с самой уважаемой женщины в роду, а в последнюю очередь подходят свекор со свекровью. Все подходящие с пожеланием обязательно должны преподнести подарок ( техьэпщIэ ) в виде золота или денег. Это дает право им заговорить с невестой.

Возвращение жениха (щауэишыж)

Поскольку раньше жених совсем не присутствовал на свадьбе и прятался от старших мужчин и домочадцев у дальних родственников или соседей, проводился обряд по возвращению жениха в дом. Обряд сохранился, и его проводят на каждой свадьбе. Старшие мужчины во главе с т хьэмадэ (самый старший, главный ) , которому предстоит обратиться к жениху со словами примирения, ожидают процессию с женихом. Под песню молодые люди приближаются к старшим и останавливаются поодаль, вслушиваясь в их слова призыва вернуться.

Юноша называет имена своих родственников до третьего колена (раньше нужно было представляться до седьмого колена), чтобы гости могли точно убедиться, тот ли это человек, которого ищут старшие. Тхамада просит принять чашу примирения. Юноша берет у тхамады чашу с национальным напитком адыгов ( махъсымэ ), делает глоток и передает другу, стоящему справа. Затем он принимает из рук старших большой поднос с едой и передает его стоящему слева другу. Здесь молодые люди в шутку нападают на жениха, пытаясь отобрать у него шапку. Жених должен сделать так, чтобы головной убор остался на своем месте. Под прикрытием друзей жених спешит покинуть двор.

Знакомство родственников (благъэзэгъэцIыху)

Вечером на свадьбу приезжает делегация из родственников невесты с подарками и приданым невесты ( дыщасэ ). Их встречают и усаживают за столы, и немного позднее идет обряд знакомства ( благъэзэгъэцIыху) . Раньше родственники невесты не присутствовали на свадьбе, а их знакомство происходило в отдельный день спустя некоторое время. Сейчас близких родственников с обеих сторон заводят в отдельную комнату. Во главе стола сидит самый старший ( тхьэмадэ ), с правой стороны — мужчина со стороны жениха, с левой — старший мужчина со стороны невесты. Молодой человек со стороны жениха представляет всех родственников по имени и фамилии. Гостям приносят вареное блюдо из баранины ( ныш ), которое состоит из лопатки ( блэгъу ) и правой части бараньей головы ( мэлыщхьэ ).

Право разделывания предоставляется тхамаде, далее все части головы он раздает сидящим за столом в следующем порядке: ухо — ухаживающему за столом ( щхьэгъырыт ), нижнюю часть — сидящему слева (старшему со стороны невесты), половину верхней части — сидящему справа, а оставшуюся часть оставляет себе. Щхьэгъырыт — ухаживающий за столом не просто в узком смысле. Это младший из рода, которого наделяют такой почетной обязанностью. В конце свадьбы, когда провожают родных невесты, во дворе перед воротами ставят круглый столик на трех ножках с угощениями ( адыгэ Iэнэ лъакъуищ ). Старшие говорят три тоста и тем самым завершают торжество.

Игрище (джэгу)

Джэгу не является отдельным элементом свадьбы, но заслуживает отдельного внимания. Все обряды адыгской свадьбы сопровождаются песнями и танцами, а между ними проходят джэгу . Это игрище, где все гости свадьбы могут продемонстрировать красоту танцев. Танцы у адыгов проходят по правилам. Гости торжества становятся в круг, чтобы мужчины стояли напротив женщин. Распорядителем игрища является джэгуак1уэ или хьэтиякIуэ , который держит в руках фундуковую палочку ( джэгуакIуэ баш ). С помощью этой палочки он выводит в круг пару. Только после этого пара начинает танцевать, а все остальные хлопают в ладоши.

Все это проходит под живую музыку. Обычно приглашают гармониста, доулиста, трещоточника и других музыкантов. Сегодня для проведения свадеб и танцев зовут профессиональных джэгуакIуэ и танцоров, которые хорошо знают адыгский этикет и могут украсить торжество своими пениями и танцами.

Наш гид поможет сориентироваться на адыгской свадьбе, но чтобы понять смысл обрядов и прочувствовать эмоции торжества, лучше своими глазами увидеть это мероприятие.

Глоссарий

Адыгэ Iэнэ лъакъуищ — адыгский столик на трех ножках

Адыгэ пщащэ — адыгская девушка

Адыгэ фащэ — адыгский национальный костюм

БлагъэзэгъэцIыху — знакомство родственников

ДжэгуакIуэ — распорядитель игрища

ДжэгуакIуэ баш — фундуковая палка распорядителя

Дыщасэ — приданое невесты

Ефэнды — священнослужитель в исламе, мулла

Къепхъых — осыпание сладостями, монетами, пшеном

КъэтэджыпщIэ — плата за возможность взять под руку невесту

Махъсымэ — национальный напиток адыгов

Мэлыфэ — овечья шкура

Мэлыщхьэ — баранья голова

Нысашэ — привоз невесты

Ныш — вареное баранье мясо

Нэчыхьытх — бракосочетание по мусульманским обычаям

Пщащэ унэ — комната невесты

Тхьэмадэ — старший, главный

Унэишэ — ввод невесты в дом

IурыцIэлъ — обмазывание губ невесты смесью меда и топленного масла

Хъуэхъу — благопожелание, тост

Щауэишыж — возвращение жениха

Щхьэгъырыт — ухаживающий за столом

Зарина Кафоева, Алибек Бештоев

Традиции и обычаи адыгов

Адыги – это коренной народ Северного Кавказа и Сочинского Причерноморья. Их корни на территории современной республики Адыгея уходят в глубокие тысячилетия. Они являются потомками носителей древней меотской культуры. Обжитые земли покидают неохотно, общая численность адыгов 125 тысяч человек, распределяется следующим образом:

  • чуть больше 95 тыс. человек проживает в Адыгее,
  • чуть больше 20 тыс. человек — территория Краснодарского края,
  • малая толика переселилась в Турцию и на Ближний Восток.

Давайте познакомимся с традициями и обычаями этого гордого горского народа, уважающего законы предков и свято чтящего воинскую доблесть и человеческое достоинство.

Социальное устройство адыгского общества

Адыгское общество — это конгломерат разрозненных племен (субэтнических групп), каждая из которых обладала своим геополитическим устройством, традициями и обычаями. К началу XX столетия складываются устойчивые современные этнические подгруппы, которые дошли до наших дней. Иноземцам, в том числе русскими, эти племена назывались черкесами. Самоназвание же этого народа «адыгэ». Более привычное для нас адыги. Самые крупные этнические группировки вошедшие в состав адыгов: адыгейцы, шапсуги и кабардинцы.

В начале-середине XIX века адыгское общество в своем развитии принадлежало к феодально-рабовладельческому строю. Сословная иерархия была незыблима. Князь — управлял, дворяне — воевали (защищали свои земли и захватывали сопредельные территории), крестьяне и рабы трудились (собирательство, охота, земляделие, садоводство). Мезальянсы были не мыслимы. Никогда князь не мог жениться на простолюдинке. При этом в противовес аристократическому управлению князя существовали племена, где власть принадлежала выборным старейшинам — некий элемент демократии, который ограничивал власть знати.

Сторогие сословные рамки регламиентировали обязанности в общине, быт и поведение ее членов. При этом существовали в обществе адыгов уникальные обычаи, которые, порой стирали сословную разницу. Аталычество — обычай отдавать маленького ребенка князя в семью уважаемого знатного адыга. Там он воспитывался наравне с другими детьми, изучал кодекс правил поведения и обязанностей адыгов — «Хабза». В родительский дом мальчики возвращались уже взрослыми мужчинами — в возрасте 16-ти (шестнадцати) лет, а девочки только перед замужеством.

Прошли годы, но правильное воспитание по сей день в высокой цене у черкесов: высокая культура, нравственность, уважительность к окружающим и храбрость — эти качества не отделимы от образа и современного адыга. Как нельзя лучше характеризует «правильный тип поведения» старая черкесская мудрость, она заставляет задуматься в определенный момент: «Разве ты не адыгеец?».

Воинская доблесть и честь

Далеко за пределами своей Родины адыги прослыли храбрыми войнами. Воинской науке черкеса обучали с детства. Еще в колыбели он слышал старые песни и были о том какой великий народ черкесы и какая судьба отважного война ему уготована. Бабушка склонялась над младенцем и произносила старые слова, которые передавались из уст в уста ни одно поколение.

В возрасте 3 (трех) лет мальчика сажали на коня, начиналась наука: метать нож, управляться с кинжалом, а затем и стрелять из лука. Адыги были отменными наездниками и меткими стрелками. Бегство с поля боя, страх перед смертью были не допустимы. Если воин показал трусость, его подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Все окружающие должны были осмеивать и потешаться над осужденным. Жалость к трусу была запрещена. Трус становился изгоем, отверженным.

Только смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание, так как наравне с храбростью в адыгах ценилась скромность. Адыги считали: в центре внимания человек может быть только 3 (три) раза в жизни — в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них имел свои традициями и обряды.

Рождение ребенка. Каноны и обычаи

Когда в доме рождался ребенок на крышу дома отец вывешивал флаг. Пестрый флаг – родилась девочка, однотонный — мальчик. Пусть все знают — в дом пришла радость. В перый год жизни нового члена семьи во дворе дома дедушка по отцу сажал дерево. Ухаживать за ним позже будет подрастающий черкесс. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все что нужно малышу (пеленки, распашенки, игрушки и т.п.) готовят уже после его рождения. Делать это заранее не принято. Постельные принадлежности собирают родственники со стороны матери. Почевать на белье, приготовленном родственниками отца — дурная примета, сулит в будущем малышу несчастье в браке. А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Женская половина дома

Свадьба у адыгов

Заключение брака — один из самых удивительных и необычных канонов адыгского общества. Обычай вобрал в себя простоту и рациональность гармонии с природой. Автолитарное общество здесь демонстрирует огромное уважение к личности человека и его свободе выбора.

Девушке сама выбирала жениха по сердцу. Ни когда отец не мог навязать ей свою волю. Объяснение этому кроется в канонах адыгского традиционного общества: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. Лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Период сватовства не быстрый. Молодые парни и девушки встречаются на праздниках и гуляниях, приглядываются друг к другу. Девушки приглашают юношей в гости. Девушке разрешается принимать гостей дома в своей комнате, здесь они беседуют, знакомятся с претендентами на «руку и сердце». Не возбраняется одной девушке принимать нескольких юношей, а юношам знакомиться с несколькими девушками. Если возникли взаимные чувства и юноша определился с выбором, он делает девушке предложение. При согласии невесты, назначается день свадьбы. Вот только гарантии что свадьба произойдет нет до последнего момента. Если девушка передумала, она может забрать свое слово — до момента входа гостей в ее дом в день свадьбы. Делается это в весьма деликатной форме, причины не объясняются. На отказ не обижаются, это традиция.

Свадьба проходит традиционно для Кавказа. Родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в семью невесты символический «калым» — знак уважения к будущим родственникам. Родители девушки в свою очередь передают в ее будущий дом приданое. В дом зятя родственники невесты не ходят. Для них есть отдельная дверь и быть в новом доме дочери они могут совсем короткое время, не более пары часов.

Свадьба проходит весело. Невесту обсыпают монетами, сладким и зернами, а в дом она входит по шелковому полотну. Считается, что под порогом дома живут души предков, Невесту вносят в дом на руках, чтобы она не потревожила усопших. По доброму обычаю каждый должен помочь молодой семье, все гости дарять подарки.

Помочь молодой семье дело святое

Есть и другие традиционные обычаи. Например, бабушка жениха собирает узелок с пожитками и демонстративно уходит из дома, громко провозглашая, что молодая хозяйка выгоняет ее из родных стен, не ужиться двум хозяйкам под одной крышей. Молодая, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, уверяет, что будет уважать и любить. В конце концов старшая хозяйка возвращается, воцаряется «мир».

Персона женщины в адыгской семье довольно значима. Да, она беспрекословно подчинялась мужу, но супруг ни когда не мог ее бить или наказывать. Женщина — хозяйка дома, хранительница очага. Несмотря на то, что с конца XVIII века адыги окончательно приняли мусульманство, многоженство так и не прижилось на Кавказе.

Обряд прощания с усопшим сложился довольно давно. Основу похоронного процесса составляют мусульманские обычаи.Над умершим читают молитвы, тело заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть внимательно погрузиться в исследование траурной церимонии, то можно найти доисламские черты:

  • после похорон первые три дня еду в доме усопшего не готовят, ее приносят родственники и соседи;
  • соблюдается траур: женщины одевают черное, зеркала в доме завешиваются материей;.
  • адыги скорбят по ушедшему, этот обычай идет в разрез с исламом, который предписывает не плакать над покойником,;
  • дети на похоронах не присутствуют: их уводят из дома к родственникам или соседям.

Традиции адыгов в современном обществе

Многие древние обычаи на Кавказе существуют по сей день. Современные адыги предпочитают умеренность в еде, не многословны и сдержаны в чувствах на людях. Если кто-то просит помощи у соседей или родных, они непременно должны прийти на выручку. Традиции адыгского гостеприимства подкупают каждого, кто посещает этот благословенный край. Гостя подчуют лучшими блюдами, дают лучшее место, обеспечивают безопасность не только в гостях, но и по дороге домой…

Чтобы погрузиться в традиции адыгов надо обязательно посетить республику. Наиболее востребованные туры в Адыгею представлены ниже:

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ АДЫГОВ. Вне моды и времени

Последние годы среди адыгской молодежи вновь стало входить в моду проведение свадеб в национальных костюмах и с соблюдением древних обрядов. Свадьба, которая проходит в рамках национальной традиции, позволяет участникам погрузиться в атмосферу свадебного бала с тысячелетней историей, провести торжество оригинально и нестандартно, совершить эмоциональное путешествие в прошлое. Такая свадьба оставляет незабываемые впечатления.

Современная адыгская свадьба возродила много элементов древнего многоуровневого обряда. Многие семьи предпочитают следовать древним адыгским традициям, которые не подвластны капризам моды и времени.

Сватовство . У западных адыгов сватовство называется «псэлъыхъо», то есть поиск души. Если раньше парень вместе с друзьями в поисках девушки своей мечты ездил по аулам, то сегодня такой поиск не столь актуален. Поиск души в наше время идет по всем направлениям: от знакомств на улице, на каких-то торжествах до знакомств в интернете.

Согласно институту сватовства у адыгов для девушки достигшей брачного возраста принято выделять «пшъэшъэ унэ» – отдельную комнату или дом (в зависимости от достатка семьи) для общения с потенциальными женихами в присутствии младшей сестры или подруги.

В наше время молодые люди часто стесняются зайти в гостиную девушки. Старшее поколение с порицанием относится к тому, что некоторые молодые люди до 25 лет проводят у ворот девушки весь вечер, общаясь с ней по телефону. Мужчины постарше активно завоевывают внимание понравившейся девушки: и цветы, подарки, и необычные сюрпризы. Главное, это рекламная компания его друзей, которые вечерами напролет агитируют девушку выйти замуж.

Настает счастливый момент, когда девушка дает согласие, и пара обменивается залогом верности – Iэуж (знак того, что достигнуто соглашение о свадьбе), назначают день свадьбы. Семья жениха готовится к празднованию, оповещают родственников жениха о предстоящей свадьбе, распределяют обязанности.

Один из важных вопросов – это наряд жениха и невесты. Традиция одевать невесту пришла к адыгам совсем недавно, буквально последние двадцать лет. Мой консультант по традиционным свадебным обрядам бабушка Гощэфыжь возмущалась тому, что теперь девушкам покупают свадебные наряды, раньше невеста сама шила себе свадебное платье и демонстрировала свое умение шить одежду, которая может передать красоту и характер.

Выбор традиционного свадебного наряда представляет собой более важное действие, чем сам свадебный ритуал, потому что свадебный наряд является связующим звеном между поколениями. Последние годы молодые люди и девушки гордятся своими обычаями и многие в Адыгее делают выбор в пользу национального костюма в день свадьбы.

Уместно вспомнить, что в 2004 году невеста принца Иордании Али Бин аль-Хусейн, принцесса Рим, в день свадьбы вышла к многочисленным гостям в национальной черкесской одежде – адыгэ сае, исполнив желание жениха.

Как известно, принц Али – сын короля Хусейна от третьего брака с этнической черкешенкой Алией Тукан. Свадебный наряд изготовила знаменитый златокузнец, модельер Аси Ася Еутых –

Образ невесты в национальном костюме «сае» – это образ романтической красавицы, в которой изысканная внешность сочетается с простотой и естественностью движений. Образ жениха в черкеске «цый» – это образ достойного и храброго мужчины, для которого главное в его жизни честь. В Адыгее часто играют свадьбы, где невеста в национальном наряде, а жених в классическом европейском костюме.

Сегодня адыги умудряются в течение двух дней сыграть свадьбу и совершить почти все сопутствующие мероприятию обряды, хотя в прежние времена свадьбы играли месяцами, обряды растягивались на годы.

Адыгская свадьба. Аул Хабез. 60-е годы XX века (из архива Аслана Гозгешева).

Нысащэ – день поездки и привоза невесты. У адыгов невесту раньше забирали из родительского дома вечером и свадьбу играли всю ночь. В наши дни стало модно приезжать за невестой в полдень. Испокон веков за невестой отправлялись друзья жениха с гармонистом и одной девушкой для сопровождения невесты к будущим родственникам, но в наши дни за невестой едут молодые люди и девушки со стороны жениха, которые приглашены на свадьбу.

Особо стоит остановиться на транспорте. Для невесты обязательно подают лимузин или дорогую иномарку. В старину за невестой отправлялись на лошадях, невесту везли в повозке, потом в моде стали бортовые машины, а сейчас красивые машины, из окна которых, на ветру развевается адыгский флаг.

Наблюдая за стройными рядами красивых машин моя соседка, мать 6 детей и 7 внуков, сокрушается, что когда она выходила замуж, ей пришлось идти пешком до дома жениха больше 50 километров, и возмущается, что молодожены, для которых организуют такие красивые свадьбы, умудряются разводиться.

Вывод невесты сопровождается красивой свадебной песней с припевом, которую исполняют мужчины. Как только молодые переступают порог дома невесты, свадебному кортежу преграждают путь, требуя выкуп за невесту. На всем пути следования свадебного кортежа вплоть до дома жениха будут шлагбаумы из машин.

Друзья жениха, щедро одаривая тех, кто мешает движению, будут выкупать дорогу молодоженам. Этот обряд объясняется тем, что в обоих родах при создании нового союза возникало нежелание, в одном случае, отдавать свою дочь чужим, а в другом, принимать чужую женщину.

Следует отметить, что есть некоторые различия в свадебных обрядах у восточных (кабардинцев) и западных (бжедугов, шапсугов) адыгов. Например, у западных адыгов принято провожать невесту в дом жениха.

Невесту сопровождают молодые мужчины, обычно родственники по линии отца, которые на протяжении всей свадьбы представляют интересы невесты, следят за тем, чтобы к ней относились с должным уважением и почетом.

Свадебный кортеж останавливается возле дома жениха, невесту выводят из машины и перед ней расстилают дорожку из шелковой ткани – «лъэгукIэтын», чтобы судьба невесты была мягкой как шелк. Невеста проходит по шелковой ткани, ее осыпают зерном, конфетами, орехами, деньгами, чтобы жизнь молодоженов была благодатной и сытной, затем ее переносят через порог и вносят в дом.

Причем, этот обычай соблюдается неукоснительно на любой адыгской свадьбе, невзирая на то по каким канонам проходит свадьба. Считается, что судьба будет немилостива к молодым, если вдруг невеста перешагнет или ненароком встанет на порог, потому, что души умерших родных селятся под порогом, и их нельзя ненароком потревожить.

Невесту заводят в отдельную комнату, ставят в угол, к ней заходят родственники жениха, которые должны осыпать невесту сладостями и деньгами за право поднять накидку и посмотреть на невесту. Согласно обычаям адыгов, как только жених довез невесту до своей калитки, он должен уйти со свадьбы и не попадаться на глаза старшим рода. Но последнее время много свадеб, где жених находится подле невесты на протяжении всей свадьбы.

Как заметила бабушка Гощэфыжь, раньше адыги в своих поступках руководствовались чувством стыда, поэтому жених исчезал, как только привозил невесту в дом. Присутствие жениха на свадьбе, как и проведение свадеб в кафе или в ресторане отталкивают, на мой взгляд, такие свадьбы теряют аромат национальной свадьбы. Это как копия картины художника – всегда останется копией. Ценность картины в штучности, так и свадьба в адыгском стиле должна быть на территории жениха и без жениха.

Адыги говорят, что человек оказывается в центре общества три раза в жизни: в момент рождения, в день свадьбы и в день смерти. Эти дни должны пройти в родном доме, эти моменты с тобой должны разделить твои родные и близкие люди, твои родные стены, которые пропитаны энергией твоей семьи и наполнены душами твоих ушедших предков.

Нысэщэ джэгу – танцы в честь невесты. В настоящее время культура адыгского народного пения оказалась полностью утраченной, свадебные торжества, как правило, сопровождают гармонист и пхъэчичао (трещоточник).

Отрадно, что сегодня стало модно и престижно уметь хорошо танцевать на «нысэщэ джэгу», хотя часто юноши и девушки позволяют себе не свойственные адыгской танцевальной культуре резкие движения и скачки, подергивание плечами. Еще несколько лет назад много нареканий от старших получали на свадьбах девушки в брючных нарядах. Теперь девушки стараются демонстрировать на свадьбе красивые платья в пол, меньше стало девушек в коротких юбках или с оголенными плечами.

Восстановлен институт «хьатиякIо» или «джегуако», который держит в руках символ власти – фундуковую палочку, и руководит свадебным обрядом. Со стороны девушек и молодых людей есть главный, кто их приглашает на площадку танцевать. Радует, что на «нысэщэ джэгу» возобновлены конкурсы на лучшего танцора, на самый красивый наряд.

На современных свадьбах возрождены следующие обряды:

– женщин со стороны жениха во время самих веселий крадут и запирают в курятнике. Их выкупают, и веселье продолжается;

– если еще жива бабушка жениха (гуащэжъ – старая свекровь для молодой девушки-невестки), то она берет мешок с угощениями, закидывает его за спиной и убегает в шутку из дома. Смысл в том что, мол, пришла вот новая хозяйка и выгоняет меня, житья не даёт! Молодая-невестка уговаривает вернуться бабушку домой, дарит бабушке мешок со сладостями, убеждает ее, что никто ее не выгонит, что ее будут почитать и уважать. Бабушка обнимается с невестой, и они возвращаются вместе в дом;

– три девушки из полных семей (то есть у них в наличие живые родители, дедушка и бабушка) по очереди продевают три раза иголку с золотой нитью на платке невесты. Смысл обряда в том, что от точности и скорости этой процедуры зависит сноровка и трудолюбие невесты;

– вешают на крышу холостяка флаг (обычно, мужчина кому глубоко за 30 лет). Флаг можно снять только в одном случае – свадьба.

– къыфэтэн – отдать за невесту выкуп. Невесту выводят на улицу под завершение свадьбы, в её честь танцуют и все родственники выкупают невесту;

– под занавес свадьбы во двор въезжает всадник на коне с ружьем, и стреляет в воздух, что означает конец свадьбы. Часто вместо всадника въезжает автомобиль, который резко заводится и беспрерывно сигналит. Всаднику или водителю машины вручают ореховую шапку (чы паIо) или ореховый флаг (дэжъые быракъ). Ореховые предметы готовят родственники жениха.

Нысэищэ – ввод невесты в большой дом является завершающим этапом. Невесту знакомят со старшими женщинами рода, со свекровью. На этом завершается основная часть свадьбы.

Стоит сказать о том, что постепенно возрождается институт нэчыхьытх – регистрация брака в мечети. Многие молодожены после посещений мечети едут в загс для регистрации брака.

Следует сказать о том, что до сих пор соблюдается следующий обычай: родители невесты не присутствуют на свадьбе. После того как невесту привозят в дом жениха, отец жениха вместе с кем-то из родственников отвозит родителям невесты пшъэшъэ гъэтэджыпкI (плата за то, что девушка встала и ушла из родительского дома – обычно символическая сумма). Это не калым, как часто любят представлять этот процесс в современной литературе, а знак уважения к семье невесты.

В тот же день родственники невесты отвозят ее вещи в дом жениха. Родственников невесты на свадьбе принимают с почетом, для них накрывается отдельный стол, но их пребывание на свадьбе регламентировано этикетом (максимум два часа).

Сегодня адыги умудряются на следующий день привезти невестку к своим родителям (тыщас). Обычно у адыгов первая послесвадебная поездка невестки в отчий дом совершалась через год или полтора после свадьбы. За это время невестка адпатировалась к быту и семейному укладу в новой семье, успевала родить ребенка. Но в век ускорения все обряды как в кино прокручиваются быстро.

Про остальные обряды не стоит писать, потому что они уже очень редко встречаются в сегодняшних свадебных обрядах адыгов. Это и блэгъэфакIо – первые взаимные визиты родителей молодых, и мэхъулъэгъашIо – первый визит зятя к родственникам жены.

Эти мероприятия раньше сопровождались застольем, отмечались как мини свадьбы. Последний раз я присутствовала в 1989 на обряде мэхъулъэгъашIо. С тех пор даже не слышала о проведении этого обряда.

Во все времена весь мир держится на семье, потому что от неё зависят многие аспекты нашей жизни. Как гласит известный афоризм: « Главное в жизни – это семья. Карьера – не ждет тебя дома, деньги – не вытрут слёзы, а слава – не обнимет ночью».

Для девушки свадьба – это чудо, мечта родом из детства, а для юноши – это серьезный шаг становления, когда он должен заботиться о жизни жены и детей. О семье.

Автор: Аменет Псеуш.

Иллюстрации: кадры из фильма Аслана Ципинова «Традиционная адыгская свадьба».

Свадьба Татлок Рустама и Адамиевой Бэлы. 6.07.12, Адыгея, пос. Яблоновский

Свадьба Розы и Аскера. Аул Панахес, Адыгея


Свадьба Дианы и Расула, г. Майкоп

Свадьба Нафисет и Руслана, аул Ходзь, Адыгея

Свадьба Анжелы и Арсена

Смелые, как в песне

Традиции и обычаи адыгов

Адыги – один из коренных народов Северного Кавказа. На территории современной Адыгеи они живут уже несколько тысячелетий, являясь прямыми потомками древнейшего населения этих мест. Родину покидают неохотно: подавляющее большинство адыгов (чуть больше 95 тыс. человек из 125 тыс.) живет в Адыгее, еще чуть больше 20 тыс. – на территории соседнего Краснодарского края. И только несколько тысяч человек переселились в Турцию и на Ближний Восток. Впрочем, адыги хранят верность не только земле предков, но и традициям, соблюдение которых – одно из требований к достойному человеку.

Как строилось общество у адыгов

В старину адыги делились на множество субэтнических групп. К ХХ веку эти различия практически стерлись, и теперь говорят о едином адыгском народе, иногда употребляя синоним “черкесы”. Сами адыги называют себя “адыгэ”. Одной из крупнейших групп внутри адыгов являются адыгейцы (наряду с кабардинцами или шапсугами).

При всей общности традиций и культуры племена адыгов в старину отличались по способу управления. Некоторым из них удалось ввести зачатки демократии и ограничить власть знати. В этих, так называемых демократических племенах, всем управляли выборные старейшины. А вот в племенах аристократических руководили князья. Однако общим было то, что жизнь адыгских племен основывалась на строгой сословной иерархии. Князья управляли, дворяне воевали, захватывая чужие земли и защищая свои, крестьяне и домашние рабы трудились. Мезальянсы не допускались: князь не мог жениться на простолюдинке.

Человек каждого сословия должен был исполнять предписанные ему правила. Например, у высокородных адыгов практиковалось аталычество: еще малышами княжеских детей отправляли в семью знатного человека. Там они воспитывались, знакомились со своими правами и обязанностями (кодекс правил поведения адыгов назывался “Хабза”). В доме своего отца юный князь появлялся только после достижения 16-летия, а дочь – почти перед замужеством. Правильное воспитание ценится у адыгов до сих пор. Человек должен быть культурным, нравственным, уважительным и храбрым. Для того, кто не умеет вести себя должным образом, у адыгов и сейчас сохранилась присказка: “Разве ты не адыгеец?”.

Воспитание воинской доблести

Главные черты характера адыгов, которыми они славились и за пределами своей земли, – храбрость и воинское умение. Их в юных черкесах воспитывали с детства. Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука. Адыги были искусными наездниками и меткими стрелками. Того, кто проявил трусость в бою или страх перед смертью, подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Смеяться над таким человеком не только не запрещалось, но и приветствовалось. Трус становился изгоем, отверженным.

Пожалуй, только своей смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание. Скромность считалась достоинством. Адыги говорят: в центре внимания человек может быть только три раза в жизни – в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них сопровождается своими традициями и церемониями.

Рождение ребенка: все по правилам

О том, что в доме появился ребенок, сигнализировал флаг, вывешенный на крышу дома. Пестрый флаг – знак рождения девочки, однотонный свидетельствовал о рождении сына. Пока малышу не исполнится год, во дворе его дома дедушка по отцу должен посадить дерево. Ухаживать за ним позже будет сам новый член семьи. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все необходимое для ухода за малышом адыги готовят только после его рождения. Делать это заранее не принято. По традиции все постельные принадлежности приносят родственники со стороны матери. Считается, что спать на белье, которое подготовили родственники отца, — дурной знак (в будущем это принесет малышу несчастье в браке). А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Свадьба у адыгов: главное – желание

Удивительно, но именно в вопросе заключения брака строгие к соблюдению традиций адыги демонстрируют уважение к свободе и рациональность.

Девушке самой разрешается выбрать себе жениха по сердцу. Объяснение этому простое: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. А лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Процесс выбора невесты или жениха может быть довольно продолжительным. Молодые парни и девушки приглядываются друг к другу на праздниках и гуляньях. Потом девушка отправляется домой и принимает молодых людей в своей комнате. Они знакомятся, разговаривают. При этом обладают довольно большой свободой: парень может посещать несколько девушек, а девушка может принимать нескольких парней. Сделав выбор, мужчина приходит к приглянувшейся ему и делает предложение. Если она согласна, назначается день свадьбы. Правда, и в этот день она может забрать назад свое слово – до тех пор, пока гости не вошли в ее дом. Обижаться на отказ не принято, ведь делается это в деликатной форме, без объяснения причин.

Как и у многих других кавказских народов, родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в дом невесты некую символическую сумму – в знак уважения, а не как выкуп. В свою очередь, ее родители передают в новый дом дочери приданое. В доме новоиспеченного зятя родственникам невесты не полагается находиться долго, максимум – пару часов.

Вместе тем, адыгская свадьба веселая и радостная. Невесту обсыпают сладостями, зерном и монетами, а к дому она проходит по шелку. При входе в дом ее берут на руки: чтобы она случайно не наступила на порог, под которым живут души предков. Все дарят друг другу подарки. Есть и другие обычаи – шуточные.

Например, бабушка жениха уходит из дома: мол, новая молодая хозяйка выгонит меня из родных стен. Невеста, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, дарит сладости и уверяет, что все будут уважать и любить бабушку. “Переговоры” заканчиваются объятьями и возвращением домой.

В адыгской семье женщина занимала довольно высокое место. Да, она подчинялась мужу беспрекословно, но ее не разрешалось бить и наказывать, она считалась хозяйкой в доме. И хотя еще с конца XVIII века адыги были мусульманами, многоженство у них не приветствовалось и было редкостью.

Как провожают в последний путь

Похоронные обряды также сложились довольно давно. Их основу составляют мусульманские обычаи. Над умершим читают молитвы и заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть в этих обрядах и старые, доисламские черты. Например, в первые три дня после похорон в доме умершего нельзя готовить: еду приносят соседи и родственники. В доме умершего завешивают зеркала, женщины его семьи надевают черное. И хотя ислам обычно предписывает не плакать над покойником, адыги эту рекомендацию не соблюдают. Дети на похороны не допускаются: их уводят из дома, в котором случилось несчастье.

Традиции в современности

Многие древние обычаи современные адыги чтут и сейчас. Не принято много есть, много говорить и выражать свои чувства на людях. Не зазорным считается попросить помощи у соседей и родных, которые обязаны прийти на выручку. Чтутся и традиции гостеприимства: гостю готовят лучшие блюда, отдают лучшее место и делают все, чтобы обеспечить его безопасность даже по дороге домой.

Адыгская свадьба: старинные обычаи и обряды

Майкоп, 25 декабря – АиФ-Адыгея. Много столетий назад жизнь людей была насыщена множеством обрядов. Одним из самых красочных ритуалов, конечно же, была и остается свадьба. У адыгов она проходила в несколько этапов.

В начале, как это и принято во всем мире, было сватовство. Данную миссию выполняли старшие из рода жениха – дядя по материнской линии и трое-четверо мужчин по отцовской. С семьей предполагаемой невесты сваты договаривались о трех визитах. Если после трех визитов гостям ни разу не накрывали на стол и не обещали дать ответ, то это расценивалось как отказ. Если же семьи договаривались, то начиналась подготовка к свадьбе. Все эти ритуалы, включая и сам процесс свадьбы, были оговорены в неписаном этикете адыгов «хабзэ».

Бывало, что влюбленным не разрешали жениться. Тогда жених мог выкрасть свою невесту, но исключительно по договоренности с ней. Если после того, как ее привозили в дом жениха, она уходила – это сильно портило репутацию молодого человека, а учитывая, что для адыга его имя было превыше всего, то это было подобно смерти.

Сегодня частенько крадут невест – в большинстве случаев это очень молодые ребята и девушки, и многие из них создают хорошие и крепкие семьи.

За счастье придется побороться

На первом этапе свадьбы около пятидесяти всадников во главе с женихом приезжали забирать невесту из дома. При этом им мешали проезжать, создавали различные препятствия. Около трех дней гости жили в доме невесты, где их также пытались вывести из равновесия различными провокациями, тем самым проверяя терпение жениха и его сопровождающих. Уезжая с будущей женой, жених дарил теще лошадь, и молодые отправлялись к родственникам будущего мужа. Причем, когда он увозил невесту, жители аула не давали их кортежу спокойно проехать, могли нападать на всадников с кольями. Бывало, что убивали лошадей или даже людей. С невестой все время находился ее родственник – молодой парень, который оберегал ее и следил, чтобы все с ней обращались хорошо. Подъезжая к дому жениха, кортежу вновь не давали свободно въехать.

Такие жестокие ритуалы объяснялись тем, что в обоих родах при создании нового союза возникало нежелание, в одном случае, отдавать свою дочь чужим, а в другом, принимать чужую женщину.

Свадьба сегодня

Впрочем, и в наше время свадьба для всех ее участников это стресс. И нередко в порыве эмоций происходят различные происшествия. Но все же свадьба – это всегда радостное событие, и стройный ряд красивых машин, медленно и достойно движущихся по городу одно из самых завораживающих зрелищ. Молодые люди и девушки сегодня гордятся своими обычаями, и многие свадьбы проходят в традиционном стиле.

– Традиционные свадебные обряды – это очень красиво. Особенно, когда невесту приводят в новый дом, в котором она не была, и выводят потом во двор к гостям. Еще мне очень нравится, когда невесты одевают национальные платья – “сай”. Тем более, что сейчас их так красиво шьют. Это наша культура, приоритеты, и мне бы тоже хотелось, чтобы моя свадьба была с такими красивыми ритуалами, – рассказала студентка МГТУ Дарина Хоретлева.

Часты и межнациональные браки, когда соединяются целые культуры и появляется новое прочтение свадебных обрядов, когда каждая сторона привносит свой колорит в общий праздник.

Чтобы судьба была как шелк

Когда невеста оказывалась во дворе жениха, перед ней расстилали дорожку из шелковой ткани, и она заходила в дом. Для молодоженов отводили специально подготовленное помещение, в котором невеста могла находиться от одного месяца до года, или даже больше. Во время ее пребывания там, она не занималась хозяйственными делами, а принимала гостей и подарки. Чем большее уважение оказывалось девушке, тем дольше она находилась в этой комнате.

Жених скрывался у своего друга до тех пор, пока все вопросы по поводу уплаты калыма и бракосочетания не были урегулированы. Современные свадьбы сохранили элементы древних обычаев, так невест и сегодня заводят в дом по дорожке, уплачивают за нее калым и выделяют специальную комнату, но все это делается в более короткие сроки.

Ах эта свадьба.

Самым насыщенным днем был «нысэщэджэгу» – празднование свадьбы с танцами, играми, обрядами ухода бабушки из дома, ввода невесты в большой дом и на кухню. В честь бракосочетания могли устраиваться скачки. Свадьбу начинали и завершали хороводным танцем. Все празднества длились до трех дней, княжеские свадьбы могли длиться до девяти дней. Как и раньше, на современных свадьбах распоряжается специальный ведущий «джегуако» – «играющий». В своих руках он держит символ власти – фундуковую палочку, и направляет весь ход мероприятия по традиционному плану.

Свадьба – это сложный комплекс обрядов, и большое испытание для молодых. Но в первую очередь это красивый ритуал, через который люди говорят всему миру о своей любви.

Читайте также:  Пышное свадебное платье - длинное, короткое, со шлейфом
Ссылка на основную публикацию