Красивая башкирская свадьба – национальные традиции

Башкирская свадьба: традиции

Башкирская свадьба в традиционном представлении — это долгий культовый обряд, строго соблюдавшийся предками. Раньше за новобрачных между собой договаривались родители. И нередко невеста и жених впервые виделись уже на праздничном торжестве.

Предварительным этапом праздника является религиозный ритуал соединения брачных уз — «Никах», совершаемый мусульманским священником муллой. Ритуал проходит в мечети, но можно пригласить священнослужителя и домой. Заключая брак, мулла делает специальную запись в метрической книге. Многоэтапный обряд по традиции проводится дома у невесты и жениха.

Свадебные традиции и обряды Башкирии

В Башкирии размышлять и строить планы свадебного торжества родители начинают еще тогда, когда их дети совсем в юном возрасте. По достижении положенного возраста, молодым людям устраивают помолвку сыргатуй. Задолго до назначенного дня праздника родственники и родители начинают скрупулезную и серьезную подготовку. Родные убирают и вычищают дом, приусадебную территорию, шьют национальные костюмы, собирают невесте приданое. Свадебный обряд башкирского народа весьма многоэтапен и включает в себя следующие моменты:

  • Одобрение родителей на свадьбу с двух сторон.
  • Обсуждение технических моментов свадьбы: подарков, калыма, угощения.
  • Религиозное бракосочетание «Никах».
  • Старинные традиционные послесвадебные ритуалы.

Сговор родителей о свадьбе детей

У башкиров главой семьи считается мужчина, отец жениха. По древним обычаям именно он принимал решение о свадьбе, и за ним оставалось последнее слово. Мать и жениха отец спрашивал лишь символически, так как перечить главе дома было не принято. Затем организовывалась встреча с отцом будущей невесты. Если сватовство принималось благосклонно, начинался, пожалуй, самый сложный момент башкирской свадьбы — обсуждение калыма. В знак глубокого уважения к новым родственникам договаривающиеся стороны пили мед и кумыс из одной чаши.

Такой Сговор считается священным, и отказ от свадьбы после него практически невозможен. Если по каким-либо серьезным причинам торжество должно отмениться, калым следует вернуть в полном объеме, а нередко и в повышенном, в качестве компенсации морального ущерба.

Переговоры о калыме

Размеры выкупа на башкирской свадьбе не лимитируются и зависят только от финансового благополучия родителей. Красивая знатная невеста может получить огромный калым в виде поголовья разнообразного скота, транспорта, дорогой посуды, украшений, ковров, изысканных тканей, денег. Весь этот скарб составляет предметы будущей жизни молодых. Исключением могут стать лошади. Одно животное по традиции должно преподносится отцу невесты в качестве благодарности за хорошее воспитание дочери. Вторая лошадь используется как часть свадебного стола, так как конина — исконная башкирская еда. Нельзя оставлять без внимания и мать невесты, как правило, ее одаривают щедрым и красивым подарком: богатой лисьей дохой или шубой.

Родители невесты также должны преподнести молодым дорогие подарки, деньги или скот. Хорошим знаком считается личный презент от жениха невесте. Это может дорогое украшение, национальный халат или сапоги. После приятных хлопот с двухсторонними подношениями даров следует небольшое застолье.

Посещение дома невесты

Перед религиозным бракосочетанием родители невесты принимают у себя семью жениха. По традиции в доме девушки собирались все будущие родственники со стороны жениха. После вручения подарков, начинались обязательные приготовления к башкирской свадьбе. Отец жениха привозил лошадь, которую следовало заколоть и приготовить. Для этого отводился второй день торжества. После знакомства и ночевки родственники всей гурьбой резали животное. Для этого нужно было облачиться в обычную одежду, чтобы не испачкать праздничный наряд. В процессе активно участвовали и женщины, помогали, придирчиво оценивали конину на жирность. Интересной и веселой традицией была шуточная потасовка будущих родичей. Родственникам жениха приходилось в шутку отбиваться от сватов.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

По традиции башкирской свадьбы, через несколько дней после приезда сватов, тесть и теща наносят ответный визит дружбы в дом жениха. При этом гостей размещают раздельно, каждая половина дома должна быть поделена на мужскую и женскую.

Раньше проводился еще один самобытный ритуал. Мать невесты брала в дорогу сундук с таинственным содержимым. После угощения и беседы все гости шли на женскую половину, где требовалось открыть сундук, непременно посторонней женщине. В сундуке оказывались нитки, символические лоскуты ткани, этническая рубаха. Рубашка с поклоном вручалась отцу молодого жениха, нитки передавали старшему поколению женщин. Пожилые бабушки принимали дар с определенными молитвами, чтобы сберечь его в знак долгой супружеской жизни молодых. Лоскуты служили своеобразным предметом для дополнительного сбора денег, так как сваха продавала их гостям, а деньги отдавала молодой семье. Мать невесты вручала девушке мелкую птицу — символ перелета в другое гнездо. Затем все душевно прощались и разъезжались до следующего обряда.

Малая свадьба

Так называемая малая свадьба, то есть строгий религиозный ритуал при участии муллы традиционно проводится в доме невесты. Обычно на таком обряде присутствует все старшее поколение. Приглашенный священник торжественно спрашивает новобрачного о согласии на брак. Получив утвердительный ответ, начинают возноситься мусульманские молитвы. Окончательным этапом обряда должна стать запись о заключенном браке в документе. За свои услуги мулла получает плату в размере одного процента от стоимости калыма. Священная запись дает жениху полное право видеться с новобрачной в ее доме под присмотром пожилых родственниц.

Празднество Туй

Следующий шаг планомерного праздника — праздник Туй, во время которого тесть устраивает грандиозное торжество для новых родичей у себя дома. Праздник может затянуться на несколько дней, во время которых родители невесты накрывают стол богатыми угощениями. В перерывах между застольями устраиваются состязания по национальной борьбе, скачки на лошадях, веселые игры. Если доход родителей невесты более скромный, можно вполне ограничиться праздничной трапезой.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Отъезд мужа и жены в свое жилье — не менее интересное событие. Башкирская свадьба богата различными оригинальными традициями и забавами. Например, чтобы не расставаться с любимой подругой, девушки-родственницы, сестры устраивают молодому мужу разнообразные препятствия. Невесту могут спрятать в лесу или привязать ее постель к дереву веревкой. Вокруг девушки разворачиваются настоящие баталии, частенько сопровождающиеся порчей одежды. Но таковы древние традиции, и их уважали.

Трогательным моментом считается всеобщее прощание родственников с юной новобрачной. Женщины с плачем обнимаются с девушкой, которая обходит все дома в деревне. Раньше над головой будущей супруги был растянут платок, который несли подруги. Юная жена одаривала на прощание подружек и родственников полотенцами, платками, бусами. Родственницы давали ей деньги в дорогу и подарки на память.

На башкирской свадьбе с невестой всегда должна быть близкая родственница, которая провожает ее до будущего дома. Там женщина может устроить шуточную продажу невестки свекру и получить денежный выкуп. После обряда молодая жена была обязана встать перед новыми родителями на колени, трижды преодолевая их сопротивление. Затем следовал обмен мелкими подарками с двух сторон.

Следующий день после свадьбы

Если вспомнить самые древние обычаи, то после первой брачной ночи в новом доме, поутру, молодая жена в сопровождении родственников и детей должна была сходить по воду с коромыслом и ведрами. Набрав студеной воды, девушка бросала в воду монетку из серебра, прикрепленную к нитке. Этот обряд является поклонением древнему духу воды. Если кому-то из детей удавалось выловить ценный приз, юная жена могла открывать лик законному супругу.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу

Башкирская свадьба — серьезное и хлопотное мероприятие, которое требует хорошей подготовки. Отдельно стоит описать красочный национальный костюм для торжества. Башкиры любят яркие насыщенные цвета, с вышивкой тамбурным швом. Свадебное платье по своей фактуре достаточно сложное. Пышная юбка украшается атласной тесьмой разных цветов, оборками, причудливыми узорами. Поверх основного наряда набрасывается богато украшенный халат.

Во время башкирской свадьбы происходит еще один увлекательный обряд перевоплощения невесты в жену путем переодевания. Под плач и причитание с невесты снимают свадебный убор и меняют на символический женский. После этого молодая жена может переступить порог дома мужа. Свадебный убор выбирается в виде платка, как в Юго-Восточной Башкирии или в форме колпака, расшитого камнями, серебром, кораллами, бисером.

Важную роль в свадебном одеянии играют цвета. Палитра башкирской свадьбы — это алый, насыщенный синий, ярко-зеленый. Для жениха шьется красный кушак на пояс, образ невесты украшают разноцветным пояском. Раньше башкирская одежда возводилась в культ, ее месяцами расшивали и украшали, и такие элементы гардероба служили хорошими подарками. Молодая невеста перед таинством может подарить суженному рубашку, сшитую и украшенную собственноручно или национальный головной убор.

Башкирская свадьба: традиции

В Башкирии, все, что касаемо свадьбы детей, традиционно решали между собой их родители. Случалось, что будущие супруги знакомились уже на самой свадьбе. До этого момента они даже никогда не видели друг друга. Обряд заключения брака чаще всего проводился дома. Иногда – в мечети. Для того чтобы провести обряд дома, приглашали муллу. Он официально женил молодых и делал об этом запись в метрической книге. У башкирских свадебных традиций долгая история, но одно осталось неизменным и по сей день – обряд бракосочетания проходит в мечети или дома.

Свадебные традиции и обряды Башкирии

Родители начинали задумываться о свадьбе своих детей, когда те были еще совсем маленькими. Традиционный обряд, согласно которому происходит помолвка будущих супругов в Башкирии, называется «сыргатуй». Родители оговаривали дату будущей свадьбы, и когда она начинала приближаться, давали наказ своим детям готовиться к свадебной церемонии: собирали приданое, шили одежды, обустраивали дом к приему большого количества гостей.

Свадьба в Башкирии состоит из нескольких этапов:

1. Переговоры между сторонами и обсуждение предстоящего торжества.

2. Обряд заключения брака (никах).

3. Обычаи и ритуалы, которые проводят после свадьбы.

Сговор родителей о свадьбе детей

Следуя свадебным традициям Башкирии, отец жениха, посовещавшись с женой, спрашивал у своего сына, хочет ли тот жениться. Если юноша был согласен, то отец выбирал для сына невесту. Мать жениха тоже принимала участие в выборе невесты, но лишь как советчица, последнее слово всегда было за отцом. После того, как кандидатка на роль невесты была выбрана, отец жениха шел к отцу девушки, чтобы договорится о предстоящей свадьбе. Если предполагаемый тесть был согласен выдать дочь замуж, то переходили к обсуждению калыма.

Чтобы подтвердить соглашение на заключение брака, обе семьи в знак того, что они скоро станут родней, должны выпить из одной чашки мед или кумыс. После того, как соглашение на брак молодых было принято, девушка официально считалась засватанной. С этого дня она становилась невестой того парня, с родителями которого ее старшие заключили соглашение. Они уже не могли пообещать дочь кому-то другому, даже если со временем выбранный жених понижался в рейтинге (например, его финансовое состояние ухудшалось). Если все-таки отец башкирской невесты передумал отдавать свою дочь замуж, то, следуя традиции, он обязан был заплатить несостоявшемуся тестю «штраф» деньгами или домашними животными.

Переговоры о калыме

Какой величины будет башкирский свадебный калым, высчитывали, исходя из общего финансового состояния обоих семей. По традиции, калым состоял из скота, нарядов и других ценностей. Все подарки для будущей невесты, кроме лошадей, предназначались лично ей. Одну из лошадей преподносили в подарок отцу невесты, а вторую резали и подавали на свадебном застолье. Мать девушки получала шубу из лисьего меха. Она служила выкупом за дочь. Размер башкирского калыма, в соответствии с конкретными факторами, мог быть разным, но предусматривались обязательные подарки, жених которые должен был подарить будущим тестю и теще.

Вот перечень обязательных подарков:

  • будущей теще – шуба из лисьего меха;
  • будущему тестю – лошадь;
  • для угощения на свадебном торжестве – вторая лошадь (корова или баран);
  • 10-15 рублей на расходы;
  • ткань на платье для новобрачной и деньги на украшения.

Остальная часть выкупа (если она была) отдавалась отцу девушки, а тот ответно дарил молодым деньги и скот. В довершение ко всему остальному, башкирская невеста получала от жениха «малый калым», который состоял из скатерти, платка, сапог и других вещей. Когда заключали договор о размере калыма, скрепляли сделку небольшим застольем.

Посещение дома невесты

За несколько дней до первой встречи будущих супругов – в день формального заключения брака, следуя башкирской свадебной традиции, отец звал родственников в свой дом и рассказывал о помолвке дочери. Родня жениха предлагала помощь в организации свадебного торжества, а родители невесты приглашали гостей со стороны будущего супруга посетить их дом.

Отец жениха, когда в первый раз шел в гости к сватам, приводил с собой лошадь. Ее подавали затем в качестве угощения на свадебном застолье. Все гости, которые приезжали на свадьбу, размещались в доме родителей невесты. Им, по древнему обычаю, подавали традиционное угощение из мяса и лапши – бишбармак. После небольшого застолья, гости вручали подарки молодоженам.

На второй день свадебного башкирского торжества закалывали лошадь. В данном ритуале принимали участие и мужчины, и женщины. Представительницы слабого пола определяли жирность лошадиного мяса. Гости, зная заранее о предстоящем ритуале, одевались в простую повседневную одежду. Когда все собирались в условленном месте, на них с криками набрасывались свахи, и начиналась традиционная забава башкир – массовая потасовка.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

Вскоре с ответным визитом в дом родителей жениха приезжали родители невесты. К их приходу сваты готовили две комнаты: женскую и мужскую. Мать молодой супруги, следуя башкирской свадебной традиции, привозила с собой сундук, в котором лежали: платок, лоскуты ситцевой ткани, нитки и рубаха. Пообедав, мужчины шли в женскую комнату, в которой мама невесты предлагала присутствующим там женщинам открыть крышку сундука.

Женщина, которая соглашалась открыть сундук, получала в подарок платок, а лоскуты ситца она продавала мужчинам за небольшие деньги. Нитки отдавали самым старшим женщинам, которые молились за новобрачных. Рубашку, по традиции, вручали отцу молодого супруга. Он же взамен одаривал новых родственников домашними животными. После того как все подарки были розданы, сваты откланивались и уезжали домой.

Малая свадьба

Свадебный обряд в Башкирии проходил в родительском доме девушки, где собирались старики, присутствовавшие во время сватовства. На эту малую свадьбу приглашали муллу и задавали вопрос отцу невесты: согласен ли он выдать дочь замуж? Если отец давал согласие, мулла зачитывал строки из Корана и записывал регистрацию брака в метрическую книгу. По традиции, мулле за эту работу платили 1% от общей суммы калыма. Теперь жених получал разрешение приходить в дом к своей невесте в качестве мужа.

Читайте также:  Как подать заявление в загс онлайн через госуслуги – инструкция

Празднество Туй

После того как все формальности со свадебным калымом были соблюдены, жених с родней приходил за своей любимой в дом тещи и тестя. Здесь заранее готовились к встрече новых родственников и устраивали традиционное торжество Туй, которое по традиции длилось 2-3 дня. Состоятельные родители организовывали шикарный праздник со скачками, играми, вкусными и сытными национальными блюдами. Впрочем, если отец девушки не имел много денег, то угощал гостей по своим возможностям. Никто его не упрекал за скромный праздник.

Отъезд невесты в дом мужа

Уехать молодой башкирской жене в дом мужа было не так просто. Сестра новобрачной и вся ее родня женского пола устраивали козни и препятствия супругам. Постель молодой завязывали узлом и уносили в лес, а концы веревки прятали под корнями деревьев. Саму невесту усаживали на «голую» кровать, и за нее начиналась борьба между подругами и родственницами жениха. Эта древняя свадебная традиция Башкирии проходила всегда очень весело, но наносила ущерб бюджету родственников из-за большого количества порванной одежды.

Перед отъездом молодой супруги, родня девушки ждала ее к себе в гости на традиционное прощание. Новобрачная заходила во все дома родственников в ауле. Вместе с ней процессию составляли четыре подруги, которые держали над головой девушки платок и плакали. Каждой родственнице молодая супруга преподносила скатерть, нити и полотенце. Взамен ей давали деньги и другие ценности. В конце этого ритуала на девушку надевали самый лучший наряд и сопровождали к телеге, на которой она отправлялась к супругу. Но и здесь было не все гладко. По традиции, девушка должна была сопротивляться и соглашалась ехать лишь тогда, когда получала подарки от отца и братьев.

Следуя свадебной традиции Башкирии, вместе с новой супругой ехала одна из родственниц. Она должна была провести обряд продажи молодой жены свекру. Когда невестка в первый раз заходила в дом супруга, то три раза становилась на колени перед родителями мужа. Следуя ритуалу, свекры каждый поднимали ее с колен, показывая тем самым доброе расположение к новой родственнице. После завершения обряда новобрачная дарила родственникам супруга подарки, они отвечали ей тем же.

После свадьбы

На следующее после утро после башкирской свадьбы молодой жене давали коромысло и ведра, отправляли к колодцу за водой. С собой она брала, привязанную к ниточке монету. Этот дар молодая супруга преподносила водяному духу, который по поверьям, живет в колодце. Во время этого ритуала молодую башкирскую жену окружали дети, они пытались вытянуть монетку из колодца. После этого обряда супруга могла больше не стесняться своего мужа и открыть лицо перед ним.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу

К свадьбе в Башкирии готовились тщательно и заранее. Для молодоженов шили праздничные одежды, которые они могли надевать и во время других праздников. Свадебное торжество пестрело яркими красками: женщины были одеты в яркие платья с разноцветными юбками и атласными лентами, узорами, оборками. В отдельных регионах Башкирии традиционные свадебные одежды невесты украшали вышивкой. На платье надевали сверху халат или камзол.

Одним из основных свадебных обрядов Башкирии был ритуал переодевания новобрачной в наряд женщины. После этого ее увозили в дом мужа. Это же касалось и головного убора невесты. Часто во время свадебного торжества с нее снимали девичий головной убор и надевали женский. На Юге и Востоке Башкирии головным убором у новобрачной был платок, сверху которого надевали кашмау с кораллами в форме шлема. Кашмау – головной убор башкирских замужних женщин. В других регионах Башкирии на голове невесты красовался колпак, расшитый бисером.

В Башкирии принято дарить одежду с рисунками, сделанными своими руками. Например, молодая перед свадебным торжеством преподносила будущему мужу рубашку с вышитыми рукавами и воротом. Также она дарила новобрачному тюбетейку и штаны. Цветовая гамма свадебных нарядов была очень символична. Традиционными считались оттенки красного, зеленого и синего. Жених подпоясывался красным кушаком, а невеста надевала пояс из лоскутков яркой ткани.

Видео: традиционная башкирская свадьба

По традиции свадьба в Башкирии считалась очень важным событием – создавалась новая национальная семья, рождались дети. Поэтому бракосочетание было важным не только для личного счастья молодых, но и для своего народа, потомства. Раньше башкирская свадьба длилась несколько дней, а иногда и недель, но сейчас такое торжество гуляют скромнее и не всегда соблюдают все свадебные традиции. Смотрите наше видео и делайте выводы сами.

Свадьба в Башкирии — традиции и последовательность обрядов

Свадьба в Башкирии считается одним из тех обрядов, который сохранился практически неизменным до современности. Однако, некоторые традиции в городах себя изжили, а вот в деревнях до сих пор соблюдаются.

В стране существовал обряд, при котором решение о женитьбе детей принималось родителями единолично. Причем нередко пара не могла даже видеться друг с другом в дни до церемонии. Церемония заключения брака проходила в домашней обстановке с участием приглашенного муллы. Но раньше церемонию, по желанию, могли провести и в мечетях.

Свадебные традиции в Башкирии

Нередко родня задумывалась о церемонии в период, когда детям не исполнялось и 5 лет. Традиционным считался обряд помолвки молодых, на башкирском он звучит как «сыргатуй». по мере приближения времени свадебной церемонии начиналась тщательная подготовка к ней семьи: сбора приданного, подготовка украшений и так далее. В обряде свадьбы Башкирии присутствует несколько ключевых этапов:

  • проведение переговоров и установка сроков и условий брака (сговор и сватовство);
  • никах или сама свадебная церемония;
  • традиции и ритуалы после свадьбы.

Традиции башкирской свадьбы претерпевали множество изменений, но в малых поселениях они соблюдаются и сегодня почти в неизменном виде.

Этап сговора родителей о свадьбе

По Башкирским традициям отец будущей невесты после разговора с супругой отправлялся к жениху и спрашивал его мнение о возможной свадьбе. Глава семьи определял невесту своему сыну. Участие матери в процессе сводилось к соблюдению косвенных формальностей. После того, как пара сформирована, отец девушки шел к тестю и вел разговоры о будущей церемонии. После получения согласия о свадьбе от отца невесты, заходила речь о калыме.

В знак подтверждения заключения брачного соглашения обе семьи должны были отпить из одной емкости кумыса или меда. Это был ответственный шаг, поскольку после него родители не имели права выдать невесту за другого даже в том случае, если решение о браке было поспешным и партнер оказался неподходящим. Такая ситуация могла сложиться, к примеру, из-за ухудшения финансового состояния семьи жениха. При принятом решении об отмене свадьбы полагался выкуп либо в виде материальной части, либо долей скота.

Калым: традиции переговоров

Калым определялся финансовым состоянием обоих семей. Традиционно он включал в себя деньги, одежду, скот и прочие сборы полезных мелочей. Исключая лошадей, все остальные дары предназначались для невесты. Одна из лошадей предназначалась ее отцу, а вторая к обеду на свадебном торжестве.

Для матери в качестве выкупа часто предназначалась лисья шуба. Несмотря на то, что семьи сами устанавливали размеры калыма, были обязательные пункты, которые никто не в силах был отменить, а несоблюдение их считалось проявлением неуважения к одной из сторон. К таковым пунктам относились:

  • для матери шуба из лисы хорошего качества;
  • для отца годная в хозяйстве лошадь;
  • вторая лошадь для свадебного угощения.

Также оставляли максимум по 15 рублей на дополнительные траты, что по тем меркам было адекватной суммой.

Выбор ткани для платья невесты и дополнительных украшений

Остальной выкуп давался отцу молодой взамен на скот и материальную помощь молодой семье. В довесок девушка получала так называемый малый калым в виде традиционных нарядов страны. Процесс заключения условий свадьбы сопровождался для семей скромным угощением.

Посещение дома невесты

За 2 дня до того, как жених первый раз посетит невесту, ее отец официально созывает родственников и говорит им о предстоящей свадьбе. Мулла во время визита формально заключает брак в домашней обстановке. Отец со стороны жениха должен привести с собой в первый визит лошадь, предназначенную для стола. Ее позже традиционно закалывают. Все гости, которые были приглашены на торжество, оставались в доме невесты. Сперва приезжих угощали традиционным блюдом под названием бишбармак, после чего начинался процесс одаривания подарками гостями молодых.

Обычно гости приезжали с ночевкой и, поскольку их было много, распределялись они старейшинами деревень по домам родни села невесты. Традиционно на следующий день торжества кололась привезенная лошадь. Роль мужчин в процессе ясна, а задачей дам заключалась в проверке жирности конины. Собравшиеся, зная о традиции, обычно предпочитали надевать традиционные простые одежды. Когда гости приходили на условленное место, свахи обычно накидывались на них и начиналась традиционная свадебная потасовка, которая продолжалась порой до самого утра.

Посещение тестя с тещей дома жениха

После того, как гости пробудут у сватов пару дней, они обычно разъезжаются по своим домам. После чего теща и тесть отправляются к отцу жениха. К их приезду подготавливалась особая женская и мужская комната. Мать невесты должна была привезти с собой сундук, в котором находились дары и национальная одежда.

После обеденной церемонии мужчины отправлялись в комнату для дам. Там мать невесты предлагала кому-нибудь открыть сундук, а согласившейся девушке дарила платок. Нити дарили старушкам, которые должны были принять их с молитвами, но в замен подарки дарить не были обязаны. Рубашка предназначалась отцу невесты взамен на скот для молодой семьи. После завершения церемонии обмена подарками гости традиционно уезжали по домам.

Обряд Малой Свадьбы

Традиционно свадебный обряд в Башкирии проходил в дома отца невесты. Тут же собирались и те старики, которые ранее принимали участие в обряде сватовства. Задача пришедшего муллы была в том, чтобы спросить согласия отца невесты на свадьбу. При положительном ответе мулла читал определенную часть Корана, после чего вносил брачный договор в так называемую метрическую книгу. За такое действие мулле полагалась компенсация 1% от общей суммы калыма. После обряда жених имел право посещать дом жены тогда, когда захочет на роли мужа.

Что такое празднество Туй

После того, как весь калым был уплачен, муж приезжал к тестю за своей невестой или уже законной женой. Тесть же обязан был заранее приготовиться к визиту и организовать праздник под названием Туй. Свадьба в Башкирии позволяла создать семью даже малообеспеченным семьям. В таком случае вместо праздника Туй устраивалось небольшое скромное угощение. Церемония празднества обычно длилась от 1 до 3 дней. Если финансы семьи позволяли, то не обходилось без проведения различных массовых мероприятий вроде скачек и борьбы.

Церемония борьбы за невесту

Данный обряд чем-то похож на конкурсы для современных молодых и заключался в том, что гости различными методами препятствовали отъезду невесты из родного дома. Препятствия зависели от фантазии собравшихся и самих новобрачных: могли как препятствия чинить, так и вовсе привязать невесту к столбу. Ущерб, который был нанесен от борьбы, обычно оплачивал жених. После победы жениха и дополнительного одаривания невесты в качестве компенсации за возможный моральный ущерб, ее все-таки забирали в новый дом к жениху.

Переезд невесты в новую семью

Перед окончательным отъездом молодые должны были попрощаться с родней путем обхода всех домов по деревне. По традиции девушку окружали 4 подруги, которые должны были плакать и поднимать над головой невесты символический платок. Родственнице женского пола преподносились своеобразные дары вроде скатертей или платков. В ответ дамы дарили нареченной девушке деньги и прочие материальные ценности. После обхода всех домов невесту обыкновенно сажали в телегу и перед этим облачали в лучшие костюмы. Девушка по традиции должна была сопротивляться до тех пор, пока отец или брат не дадут ей гостинец или своеобразный откуп.

Еще одна традиция предусматривала сопровождение невесты родственницей, которая за нее должна была получить выкуп от отца жениха. После прихода в новый дом невеста 3 раза вставала на колени перед семьей жениха, а те после каждого раза поднимали ее. После ритуала происходил традиционный обмен подарками.

Послесвадебные ритуалы

На следующий день семья могла отправить невесту с коромыслами за водой. С собой она брала обычно монету из серебра, которая привязана на нитке. Этот символ считался жертвой молодой жены водяному духу. Но дети иногда пытались выловить монетку. В любом случае, после того, как девушка бросит ее в воду, считалось, что она может беспрепятственно ходить к любому водоему.

Как обживались в доме супруга

После праздника Туй существовали свои традиции и обычаи, о которых было сказано ранее, но их стоит суммировать. Итак, в традиции входило:

  • троекратное становление невесты на колени перд новой семьей с последующим поднятием ее родней;
  • взаимный обмен подарками с невестой;
  • посещение речки или водоема с особым талисманом для безопасности от водяных духов.

Также в традиции входило первичное открытие лица невесты супругу после исполнения предыдущих ритуалов.

Процесс смены статуса с невесты на статус жены также происходил с определенными традициями:

  • девушке меняли прическу с одной косы на две;
  • замена девичьего головного убора на женский. Кстати, девичий называется Такией, а женский получил в народе наименование Кашмау;
  • завязывание пояса как символа счастья, удачи и семейного благополучия.

Но не только у невесты существовали определенные ритуалы смены социального статуса. У мужчины также имелся ряд обычаев, соблюдение которых было обязательным для того, чтобы его признали полноценным мужем. Вот они:

  • получение согласия на женитьбу;
  • тайные похождения к невесте;
  • вхождение во взрослую семейную жизнь.

Также обряды сопровождались дополнительным обучением молодой пары премудростям взрослой жизни от старшего поколения.

Традиционные брачные запреты

Основной запрет в Башкирии налагался на то, чтобы мужчина мог взять в жены женщину своего рода. Родство считалось между родней 4-х поколений. В брак могли вступить родственники в пятом и шестом поколениях, иначе говоря, тыуа аят и ете аят. Брачный возраст девушки составлял 14-15 лет, в идеале муж должен быть старше ее года на 3 как минимум.

Читайте также:  Cвадебное платье миди – лучшие модели 2020 года

До 20 века нормой права в Башкирии считался левират. Это форма брака, при которой вдова могла выйти замуж при своем желании за брата умершего. Также денитья мог любой другой родственник покойного на вдове. К новому мужу вдовы переходили не только дети и имущество покойного, но и все его социальное положение и состояние. Такая система способствовала меньшей утечке рабочей силы, например, внутри богатых династий и семей.

Национальная свадебная одежда в Башкирии

К брачной церемонии в стране подготавливались очень тщательно. Обычно молодым шились специальные костюмы, которые после торжества они могли надевать на важные мероприятия. Традиционные платья пестрили яркими цветами и атласными лентами. Некоторые регионы до сих пор украшают платья невесты при помощи так называемого тамбурного шва. Поверх основного наряда надевались комзолы и специальные национальные халаты.

Важным ритуалом была примерка костюма женщины для невесты и смена одежды. Обряд проводился перед причитаниями молодой девушки, после чего ее жених забирал к себе в дом.

Особенное национальное значение имел головной убор невесты. Иногда прямо на свадьбе девушка снимала убор невесты и надевала женский вариант, становясь взрослой женщиной.

В Юго-Восточных регионах страны голову молодой покрывали при помощи платка и надевали кашмау из серебра, который имел форму шлема. Также в его состав нередко входили кораллы. В ряде прочих местностей роль национального головного убора отводилась более простому колпачку, который вышивался при помощи бисера и замысловатых узоров.

У народа Башкирии предметы одежды были не только бытовой необходимостью, но и подарками, а также оберегами от сил зла. Башкирская свадьба предполагала, что невеста перед церемонией должна принести мужу рубаху, воротник и рукава, а также тюбетейку и штаны ручной работы. Цвета также имели особое значение и для свадьбы использовались яркие вариации красного, зелёного и синего цветов. Женихи подпоясывались при помощи кушака, а для невесты шился пояс из ярких тканных лоскутов.

Башкирская свадьба: традиции

В Башкирии решение о женитьбе детей традиционно принимали родители, причем бывали случаи, когда молодые до дня свадьбы даже не виделись. Обряд бракосочетания обычно проходил дома. С этой целью приглашался мулла для официального заключения брака и соответствующей записи об этом в метрической книге. Традиции башкирской свадьбы имеют долгую историю, но, как и сейчас, раньше церемония могла проходить дома или в мечети.

Свадебные традиции и обряды Башкирии

Планы о будущей свадьбе возникали у родителей, когда их детям было еще по 5 лет. Традиционно у башкир проводился обряд «сыргатуй» – помолвка будущих суженных. Когда приближалось время обручения, семьи начинали тщательную подготовку к торжеству: собирали приданное, шили наряды, готовили дом к приезду гостей. Башкирский свадебный обряд включает несколько этапов:

  • Переговоры и обозначение условий свадьбы (сватовство, сговор).
  • Церемония бракосочетания (никах).
  • Послесвадебные традиции, ритуалы и обычаи.

к содержанию ↑

Сговор родителей о свадьбе детей

Согласно башкирским традициям, отец молодого, посоветовавшись с супругой, спрашивал у будущего жениха, согласен ли тот на брак. Глава семейства определял, кто станет невестой. Причем мать хоть и участвовала в процессе выбора, но лишь косвенно. После определения будущей невестки отец шел к потенциальному тестю договариваться о свадьбе. Как только было получено согласие отца девушки, стартовали переговоры о калыме.

Для подтверждения заключения брачного соглашения обе семьи (невесты и жениха) традиционно пили из одной чаши кумыс или мед. После этого девушка становилась невестой, и родители уже не имели права отдать ее замуж за другого, даже если в будущем выбранный жених становился неподходящей парой (например, при ухудшении финансового состояния). Если же отец принимал решение об отказе от свадебного договора, то по традиции он должен был откупиться, отдав мужчине деньги или скот.

Переговоры о калыме

Величина свадебного башкирского калыма определялась финансовыми возможностями обеих семей. Он традиционно состоял из скота, обуви, одежды и другого добра. Все подарки шли невесте, исключая лошадей. Одну из них отдавали отцу девушки, а вторую закалывали к свадебному обеду. Мать невесты получала в качестве выкупа за дочь лисью шубу. Невзирая на то, что размер калыма для башкирской свадьбы по традиции мог колебаться, предусматривались обязательные подарки, которые должен был преподнести семье будущей супруги жених. К ним относились:

  • Матери – лисья шуба.
  • Отцу – лошадь.
  • Для традиционного свадебного угощения – вторая лошадь (иногда ее заменял баран или корова) и 10-15 рублей на расходы.
  • Ткань для платья невесты и деньги на украшения.

Весь остальной выкуп (если таковой имелся) передавался отцу невесты, который в ответ дарил молодой семье деньги, скот. Нареченная от жениха в довесок ко всему получала «малый калым» в виде платка, скатерти, халата, сапогов и других традиционных вещей. Заключение условий, связанных с размером выкупа, традиционно отмечалось каким-либо скромным угощением.

Посещение дома невесты

За пару дней до первого визита жениха к невесте, когда муллой будет формально заключен брак, отец девушки по башкирской традиции приглашает в свой дом родственников и говорит о приезде сватов. Когда приглашенные согласятся помочь в организации свадьбы, семья молодой зовет гостей со стороны жениха. Отец жениха при первом посещении дома невестки привозит с собой лошадь (которую позже закалывают). Все приехавшие на свадьбу гости останавливались в доме семьи невесты. Их угощали традиционным бишбармаком, после чего начиналось вручение привезенных молодым подарков.

На ночь гости распределялись по домам живущих в этой же деревне родственников семьи невесты. На следующий день свадьбы по традиции резали лошадь. В этом процессе участвовали не только мужчины, но и женщины, которые проверяли: жирное ли мясо. Гости, зная, что их ожидает, надевали простую одежду. Когда приглашенные приходили в условленное место, на них с криком накидывались свахи, и начиналась массовая потасовка, которая была традиционной свадебной забавой башкир.

Приезд тестя с тещей к отцу жениха

Пробыв у сватов пару дней, гости разъезжаются по домам. Позже тесть с тещей отправляются к отцу молодого. Причем к их приему подготавливались специальные комнаты – мужская и женская. Мать девушки, по башкирской традиции, привозила сундук, в котором лежали платок, ситцевые лоскуты, нити и рубаха. После обеда мужчины отправлялись в женскую комнату, где мать невесты предлагала кому-нибудь из присутствующих женщин открыть сундук.

За это согласившаяся женщина получала в подарок платок, а лоскутки ткани сваха продавала мужчинам за символичную плату. Нити преподносились старухам, которые не давали ничего в ответ, но принимали их с молитвами. А рубашку традиционно дарили отцу жениха, взамен он отдавал семье девушки какую-нибудь скотину. После раздачи подарков сваты прощались и уезжали домой.

Малая свадьба

По традиции, башкирский свадебный обряд происходил в доме отца невесты. Здесь собирались старики, которые раньше присутствовали во время сватовства. Приходил мулла и спрашивал отца молодой, согласен ли он на женитьбу. Если ответ был положительным, то мулла читал часть из Корана и вносил брачный договор в метрическую книгу. За это ему традиционно платили 1% от суммы калыма. После этого жених получал законное право в качестве мужа посещать нареченную в доме ее отца.

Празднество Туй

После уплаты свадебного калыма жених со своими родственниками приезжал за женой в дом тестя. Тот заранее готовился к приезду жениха, устраивая традиционный праздник Туй. Однако если глава семейства девушки не был богат, то ограничивался предложением скромного угощения. Башкирский праздник Туй, по традиции, проходил на протяжении 2-3 дней. Богатые родители устраивали борьбу, скачки, игры, общую пышную трапезу.

Отъезд невесты в дом своего мужа

Когда наступало время отъезда молодых, по традиции, сестра молодой и другие родственницы устраивали разные козни и препятствия. Для этого они относили в лес постель девушки и завязывали ее тугими узлами веревкой, концы которой скрывали под корнями деревьев. Саму новобрачную садили на постель, после чего за нее начинали бороться подруги и родственницы жениха. Эта древняя традиция башкирских свадеб, которая часто несла обеим сторонам серьезный ущерб в виде порванной одежды.

Прежде чем уехать, молодая, по традиции, прощалась с родственниками. Она обходила дома всех родных в деревне. Окружали девушку 4 подруги, которые за углы держали над ее головой платок и поднимали плач. Каждой родственнице молодая дарила скатерть, полотенце, нити. Взамен женщины традиционно давали нареченной деньги и другие ценности. После этого подруги надевали на молодую лучший костюм и отводили к телеге, которая должна была отвезти ее к мужу. Причем девушка оказывала активное сопротивление, пока братья и отец не подарят ей что-нибудь.

По башкирской традиции, молодую сопровождала одна родственница, которая «продавала» ее за выкуп отцу молодого. Когда девушка впервые переступала порог дома мужа, она должна была три раза стать на колени перед свекрами, которые после каждого следующего раза поднимали новобрачную. После чего она одаривала родственников мужа подарками, а они в ответ преподносили щедрые дары ей.

Следующий день после свадьбы

Утром, по традиции, новобрачную отправляли с коромыслом и ведрами к колодцу за водой. С собой она брала серебряную монету, привязанную к ниточке. Этот символичный предмет молодая башкирская жена бросала в воду как жертву водяному духу. Дети, которые окружали ее в это время, активно пытались выловить монетку из воды. С этого момента девушка могла без стеснения открывать лицо перед супругом.

Что принято одевать молодым в Башкирии на свадьбу?

К башкирской свадьбе готовились очень тщательно. Для новобрачных шилась нарядная одежда, которую после церемонии они могли надевать по торжественным случаям. Традиционный праздник был насыщен яркими цветами, которые в него привносили пестрые женские платья с пышной юбкой, украшенные разноцветными атласными лентами, узорами, полосками и оборками. В некоторых регионах Башкирии свадебные платья по традиции украшались вышивкой тамбурным швом. Сверху на основной наряд надевали халаты и камзолы.

Важным в башкирском свадебном обычае было традиционное переодевание невесты в костюм женщины. Этот ритуал проходил перед исполнением молодой причитаний, после чего ее забирали в дом мужа. Особое значение имел головной убор нареченной. Нередко на свадьбе с девушки снимали ее убор и надевали женский. В Юго-Восточной части Башкирии голову невесты покрывали платком, поверх которого надевался шлемообразный кашмау из серебра и кораллов. В другой местности роль головного убора традиционно исполнял колпачок, вышитый бисером.

Предметы одежды башкир, которые служили подарками, обладали знаковой символикой. Невеста перед свадьбой преподносила своему будущему мужу рубаху, воротник и рукава которой она ранее вышивала. В довесок девушка вручала жениху тюбетейку и тканые штаны. Цвета свадебной одежды много значили, поэтому традиционно использовались яркие оттенки красного, синего или зеленого. Жених на свадьбу подпоясывался кушаком красного цвета, а для башкирской нареченной шился пояс из ярких лоскутков.

Видео: традиционная башкирская свадьба

Традиционно башкирская свадьба и рождение здорового потомства считались делами достойного человека, который заботится не только о своем личном счастье, но и о доле своего народа. Если раньше торжество проходило с размахом и длилось на протяжении нескольких дней (а порой недель), то современная башкирская свадьба проводится намного скромнее, без соблюдения всех традиционных обрядов и с отсутствием щедрого приданного.

Башкирская свадьба. Фото+ Видео сценарий

В 19 веке и начале 20 у башкир был такой обычай брать себе жен издалека. Нельзя было брать в жены девушку из своего рода или из своей округи. Позже, молодые башкирские женихи стали искать невест поближе: из соседних деревень и даже из своей деревни, но при условии, что невеста будет из другого рода. Браки между родственниками запрещены до четвертого колена. Родственные связи в пятом или шестом поколении уже не считались таковыми и такие браки уже разрешались.

Сговор о свадьбе

У Башкир долгое время существовал древний обычай, когда родители сговаривали своих детей еще с колыбельного возраста. Обычай этот сохранялся до конца 19 века.

Сговорив детей, родители пили напиток под названием бата. Это разбавленный мед или кумыс. Пить его в этом случае полагалось из одной чашки. Так девочка, будучи еще младенцем становилась невестой.

Ее родители уже не могли выдать эту девочку за другого жениха, даже если когда дело подойдет к свадьбе, жених покажется им неподходящим кандидатом на руку и сердце их дочери. Уговор есть уговор.

Но если отец все же передумал и не желает больше союза между своей дочерью и молодым человеком по сговору в младенчестве, то он должен выкупить ее. Такой откуп мог быть сделан скотиной, деньгами или другими ценными предметами, в величине оговоренного ранее калыма.

В 20 веке сговор новорожденных детей был уже редкостью.

У башкир было принято рано жениться. Для юношей нормальным для женитьбы считался возраст 15-16 лет, а для девушек -13-14 лет.

Право выбора невесты для сына было за отцом, но по согласию жены и сына. Остановив свой выбор на какой-либо девушке, отец молодого человека слал к отцу невесты сватов и вместе с ними отправлялся и сам.

Калым

Если отец невесты давал согласие на брак своей дочери и молодого человека, то начинали вести переговоры о калыме. Размер калыма зависел от достатка обоих семей и уровня их благосостояния. Но от территории проживания, калым мог несколько различаться.

Так, зауральские башкиры давали калым лошадьми, крупным рогатым скотом, мелким домашним скотом, несколькими рубахами, занавесками, сапогами, одеждой.

Все это добро отдавалась в конечном итоге девушке- невесте, кроме лошадей. Одну лошадь закалывали на свадебное застолье, а вторая оставалась отцу невесты.

Кроме того, было положено, чтобы жених преподнес матери невесты в подарок лисью шубу.

Существовал некий обусловленный общепринятый размер калыма, ниже которого опускаться было нельзя.

Читайте также:  Самые необычные, креативные и оригинальные свадебные торты

В него входило следующее: баш аты – лошадь для тестя, инэ туны – лисья шуба теще, тартыу аксахы – 10-15 рублей на расходы, туйлык — лошадь (корова или овца) на свадебное застолье, мэхэр – деньги на платье невесты и обеспечение ее всем необходимым.

Но не всегда теща получала в подарок лисью шубу, иногда ее заменял хот хакы – овечья шуба или халат и такой подарок назывался условно «за молоко».

Кроме обязательных подарков, калым отдавался отцу невесты, а он в свою очередь давал приданое. В приданое шли скот, деньги и прочие вещи, чаще в большем размере, чем калым.

Основной калым не отменял малого калыма, который так же получала невеста от жениха. Это были шаль, халат, платок, рубаха, сапоги и сундук.

После того, как стороны договаривались о величине калыма, принято было садиться за стол и скромно отметить это событие. Спустя некоторое непродолжительное время жених и его родители возвращались в дом невесты с подарками.

Юго – восточные башкиры имели традицию собирать подарки для невесты у родственников жениха. Жених давал поручение одному из мальчиков, чтобы он верхом на лошади объехал всех родных и собрал деньги, нитки, платки и т.д.

Все это мальчик связывал на палке и передавал эту палку жениху. Мать жениха тоже принимала участие в сборе подарков для невесты. Она приглашала родственниц и знакомых на чаепитие, а они приходя приносили с собой нитки, отрезы ткани и другие вещи.

До малой свадьбы

За пару дней до ижап-кабул (малой свадьбы), которая являлась первым посещением невесты женихом и в который мулла заключал брачный контракт, отец невесты должен был пригласить к себе около двадцати человек родственников.

Он объявлял родственникам о приезде гостей и просил быть готовыми к приему гостей.

Затем, через посредника приглашал к себе жениха и его родителей, а также приглашал тех самых родственников.

Посредник по обычаю должен был вернуться от отца жениха с лошадью (таулык), которая шла на зарез для свадьбы. В некоторых традициях отец жениха сам приводил лошадь или барана при первом посещении родителей невесты.

На свадьбу со стороны жениха было принято отправлять из числа женщин только его мать или близкую родственницу.

Свадебная процессия состояла из телеги или саней, в которых ехали родители и лошадей, на которых гости ехали верхом.

В юго-восточных областях Башкирии было принято, что жениха и его свиту выезжали встречать юноши из деревни невесты.

По обычаю они старались сорвать шапки с голов гостей и, если это получалось, то они возвращались, размахивая ими в руках. Все в итоге останавливались у дома невесты.

Начиналась угощение гостей. Традиционным угощением башкиров является блюдо бишбармак.

Жених, в свою очередь, начинал раздавать подарки. На ночь гости шли ночевать в дома сватов – родственников по линии невесты.

На следующий день резали лошадь. Обряд с разделкой лошади был как обычай.

Приезд родителей невесты к родителям жениха.

Так, побыв в гостях несколько дней гости возвращались по домам. Спустя какое-то время к родителям жениха приезжали родители невесты, и для них отводились особые комнаты на мужской и женской частях дома. Дом наполнялся гостями к их приезду.

Мать невесты привозила с собой небольшой сундук, поверх которого был платок, а сам сундук был набит тканями, нитками и рубахами.

Нитки из сундука отдавали старухам, которые читали молитву принимая их, рубаху дарили отцу жениха, а он взамен давал корову, кобылу или овцу. Все усаживались за стол и угощались.

Малая свадьба (бракосочетание)

Бракосочетание у башкир не считается религиозным обрядом, а скорее светским ритуалом. Совершали бракосочетание не в мечети, а дома, в доме тестя.

Приглашали стариков, муллу. Мулла должен был спросить отца жениха, желает ли он взять в жены для своего сына такую-то девушку, доску такого-то человека.

Затем, те же вопросы мулла задавал отцу невесты, отдает ли он свою дочь за такого-то жениха.

Если оба отца выражали согласие, то мулла читал изречение из Корана и делал запись в книге метрики о регистрации брака.

Эти посещения начинались после уплаты половины калыма, либо после обмена подарками между родителями молодоженов.

Туй

Как только выплата калыма была совершена полностью, молодой муж отправлялся за женой в дом ее родителей. К его приезду, состоятельные тесть и теща даже могли устроить праздник Туй.

В ином случае это мероприятие ограничивалось просто скромными угощениями в доме родителей невесты в кругу родственников с ее стороны.

Туй длился два-три дня с утра и до позднего вечера. Празднование сопровождалось башкирскими песнями. А если это была богатая башкирская свадьба, традиция предусматривала даже организацию скачек (бэйге) и борьбу (кэрэш).

На скачки и борьбу посмотреть собиралось много званых и не званых гостей. Они так же принимали участие в застолье и общем торжестве.

В этот же день по традиции свахи шли по деревне и заходили в каждый дом. Им должны были давать сахар, кумыс, мясо, чай и другое. Все эти продукты тут же шли на угощение гостям.

Отъезд молодоженов

Когда приходило время для жениха и невесты уезжать в дом жениха, то подруги невесты и родственницы в знак нежелания расставаться начинали чинить препятствия для отъезда.

Например, могли унести постель невесты в лес, обмотать ее вокруг дерева, закрепить веревкой и спрятать концы веревки по глубже в землю.

А могли усадить молодую жену на постель и устроить борьбу между женщинами со стороны жениха и подругами невесты.

Эта борьба порой принимала такой азартный оборот, что доходило до разорванной одежды. Но в конечном итоге верх обязательно и всегда одерживали родственницы со стороны жениха.

Обходя родственниц, молодая жена дарила каждой скатерть, полотенце, ткань, нитки или другие вещи.

Их несла либо старшая сестра невесты, либо подруга. Женщины же в свою очередь одаривали молодую невесту кто скотом, кто деньгами, кто лоскутками тканей.

Девушку переодевали в красивую одежду и сопровождали к телеге, но невесте положено было до последнего сопротивляться, не желая покидать родной дом.

Тогда отец или брат дарили ей какой-то подарок. Подруги провожали телегу, увозящую молодую жену далеко за пределы деревни. Молодой супруг ехал впереди верхом.

Приход в дом мужа

Переступая порог дома мужа, молодая три раза должна была стать на колени перед родителями мужа, а они, в свою очередь, должны были три раза поднять ее.

Затем следовала раздача подарков, невеста одаривала ими родственников мужа, а они одаривали ее.

На следующее утро, по традиции молодую жену вели на реку, вручали ей ведра и коромысло, и она должна была принести в дом воды. В речку же положено было кинуть серебряную монетку.

После этого обряда считалось, что жена уже может не стесняться открывать свое лицо мужу.

Ивентопедия

Статьи по теме:

Свадьба

Как сделать свадьбу дешевле, советы

10 советов по организации свадьбы

Свадебный чек-лист

Казахские свадебные традиции

Башкирские свадебные традиции

Корейские свадебные традиции

Турецкие свадебные традиции

Узбекские свадебные традиции

Уйгурские свадебные традиции

Азербайджанские свадебные традиции

Афганские свадебные традиции

Белорусские свадебные традиции

Польские свадебные традиции

Таджикские свадебные традиции

Татарские свадебные традиции

Чеченские свадебные традиции

Русские свадебные традиции

Немецкие свадебные традиции

Украинские свадебные традиции

Китайские свадебные традиции

Туркменские свадебные традиции

Свадьба в произведениях музея Кастеева

История происхождения некоторых традиций

Башкирские свадебные традиции

Довольно долго башкиры сохраняли древний обычай брачного сговора детей еще в колыбельном возрасте. В знак сговора родители с обеих сторон пили разведенный мед или кумыс из одной и той чашки. Тогда же можно было обговорить и размер калыма, который обычно включал в себя домашний скот, две-три рубахи, пару сапог, халат и т. п.

Башкиры женились лишь на девушках другого рода. Брак между молодыми людьми одного и того же рода мог быть допущен, если их родство было не ближе пятого-шестого поколения. Нередки были случаи смешанных браков с татарами, с казахами. Напомним, что царский указ 1736 – года запрещал браки между башкирами и татарами, дабы избежать их взаимного влияния. Разрешение на башкирско-татарский брак мог дать только губернатор, за разрешение следовало отдать одного драгунского коня в пользу казны.

Love story от мастеров своего дела на Kvent.kz

Процесс бракосочетания начинался со сватовства. При получении положительного ответа проводились сговор о бракосочетании, договор о калыме, которые сопровождались скромным угощением. Позже жених приезжает в дом невесты в сопровождении родителей и родственников мужского пола. Гостей угощают бишбармаком, а они одаривают хозяев. Гостевание продолжается 2-3 дня. Позже следует ответный визит родителей невесты в дом жениха, будущая теща одаривает новых родственников и, в свою очередь, получает подарки от них. Следует сказать, что подарки могли быть весьма скромными. Допускалось, например, чтобы в качестве подарка преподнесли лоскут ткани. Вот уж поистине: не дорог подарок, а дорого внимание!

В согласованный обеими сторонами день проводится обряд бракосочетания. Это очень скромное мероприятие проводят в доме невесты в присутствии близких и уважаемых аксакалов аула. Мулла спрашивает у отца жениха, берет ли он эту девушку в жены своему сыну. Получив утвердительный ответ, обращается с подобным вопросом к отцу невесты: берет ли он этого джигита в мужья своей дочери. При отсутствии отца вопрос задается старшему родственнику мужского пола, в более поздний период стали задавать эти вопросы непосредственно жениху и невесте. При положительных ответах мулла записывает акт бракосочетания в метрическую книгу, читает подобающую молитву и объявляет молодых мужем и женой.

После уплаты половины калыма жених получает право посещать свою невесту. Приезд жениха обычно сопровождается шуточными каверзами. Было принято подъезжать к аулу невесты уже в сумерках. К этому времени подружки прятали невесту. Жених должен был быстро отыскать свою будущую жену, в противном случае это грозило ему язвительными насмешками со стороны аульных девушек. Да и отыскав невесту, еще следовало поймать ее и пронести на руках сопротивляющуюся невесту. Во всем этом жених прибегал к помощи женщин аула. Одарив их немудреными подарками, он получал практическую поддержку и ему удавалось избежать насмешек. Жених и невеста оставались наедине в доме какого-нибудь родственника, ведь жених не мог появляться один перед будущими тестем и тещей, пока не выплатит калым полностью.

Лишь после уплаты калыма проводилась свадьба. Таким образом, процесс вступления в брак можно условно разделить на три этапа: сватовство, бракосочетание (никах) и свадьба. В тех или иных районах проживания башкир были различные варианты обрядов бракосочетания, но везде явно усматриваются указанные три этапа.

Свадьба проводилась пышная, в продолжении 2-3-х дней. Все эти дни с утра до вечера бурлило веселье: все пели, плясали, состязались в остроумии, угощались бишбармаком и кумысом. Устраивались конные скачки, соревнования по национальной борьбе. Аульная молодежь устраивала собственную вечеринку в одном из домов.

Перед отъездом в дом своего мужа невеста прощалась со всем аулом. Она обходила родственников, дарила им полотенца, скатерти, нитки и т. п. на память, те тоже одаривали ее. Невеста двигалась в окружении подруг, четверо из которых держали развернутый платок над ее головой. Подруги выводили обрядовые налевы – плач. Затем невесту обряжали в лучшие одежды и вели к повозке, на которой она должна была уехать в аул мужа. Невеста должна была показывать, что она всячески сопротивляется отъезду, не выходила из дома, пока ей не подарят что-нибудь. Существовали и другие обычаи. Например, подруги и родственницы невесты могли забрать постель из ее приданого, спрятать ее, завязать хитрым узлом. Тогда жених одаривал других женщин, которые приходили к нему в помощь и в шуточной борьбе освобождали постель.

Невеста уезжала из аула в повозке, жених ехал отдельно на коне. Подруги с воплями и плачем провожали обоз далеко за околицу аула.

При вступлении в дом мужа молодая женщина должна была трижды становиться на колени. Этим самым выражалась дочерняя покорность родителям мужа и уважение к семейному гнезду, где ей предстояло жить. Еe поднимали с колен, вели в дом, где она обменивалась подарками со своими новыми родственниками. На следующий день ее провожали к источнику за родниковой водой. Она бросала в воду серебряную монету на счастье. Ей полагалось очень аккуратно набрать воды в ведра и на коромыслах донести до дома, не расплескав по дороге.

Случалось, что невесту похищали. Это могло произойти против воли девушки, а в иных случаях – no обоюдному согласию. Последнее могло иметь место, когда молодые люди были связаны чувством взаимной любви, а родители девушки не давали согласия на этот брак. Похищение могло произойти даже и при согласии родителей. В этом случае удавалось избежать многих расходов, связанных со свадебными празднествами.

Башкирская женщина вела всю домашнюю работу: приготовление пищи, доение коров и кобылиц, шитье, изготовление домашней ткани и т. д. Она пользовалась гораздо большей свободой, чем, например, женищина-мусульманка Средней Азии. Женщина принимала участие в общих празднествах наравне с мужчинами (правда, чаще всего женщины сидели за отдельным столом). С участием парней и девушек проводили посиделки и веселые вечеринки. У башкирок не привилось правило полностью закрывать лицо, пожилые женщины и несовершеннолетние девочки могли вообще не закрывать лицо. Строгое правило не показываться с открытым лицом действовало разве что для женщины перед свекром.

Башкирка оставалась полновластной хозяйкой своего приданого. Муж не имел права использовать это имущество без ее согласия. При неудовлетворительном отношении со стороны мужа женщина могла уйти из этого дома, забрав все свое имущество. В случае кончины мужа вдова становилась женой одного из его братьев. Однако и в этом случае немало зависело от самой женщины. Она могла, например, отказаться от замужества вообще, посвятив себя воспитанию своих детей.

Автор: Гриф Хайруллин

Фрагмент книги: Очерки истории и культуры башкирского народа

Автор картины: Лияна Мкртчян, Башкирская свадьба

Ссылка на основную публикацию